Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
94,07
99,93

Промышленная политика: какой ей быть (Заметки экономиста)

Примечательный факт: правительство области предложило Институту экономики УрО РАН разработать общую концепцию региональной промышленной политики, что примечательно вдвойне: во-первых, как признание

Примечательный факт: правительство области предложило Институту экономики УрО РАН разработать общую концепцию региональной промышленной политики, что примечательно вдвойне: во-первых, как признание отсутствия на сегодняшний день такой политики и, во-вторых, как осознание того, что разработать ее можно лишь на основе научного анализа. Признание и осознание вселяют надежду, а значит есть повод высказать свое суждение по вынесенному в заголовок вопросу — на пользу общему делу.

старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН

«... Для восстановления утраченных позиций среднегодовой темп прироста объемов промышленного производства должен составлять в 1999-2005 гг. не менее 9-10%...»

О трех бесспорных факторах,

которые обусловливают актуальность разработки концепции областной промышленной политики. К таковым относятся:

— определяющая роль промышленного комплекса в экономической и социальной жизни области, как и особо значимая его роль в российской экономике в целом,

— катастрофический обвал промышленного производства на Среднем Урале, произошедший за годы реформирования экономики России от планово-распределительной к рыночной, и как следствие, утрата промышленным комплексом области многообразной институциональной роли, стагнация и общий социально-экономический кризис,

— отсутствие четко выверенной промышленной политики не позволяет вырабатывать действенную систему мер по преодолению обвала, выводу промышленности области, ее экономики и социальной сферы из кризиса, концентрировать усилия и ресурсы на действительно приоритетных направлениях, не распыляя их по многочисленным, не обеспечивающим кардинальных результатов мероприятиям, а подчас инвестируя и проекты (прожекты!) далекого будущего.

Один пример. Намечена и мало-помалу реализуется программа освоения имеющихся в области месторождений нефти. Хотя рядом башкирская, пермская, удмуртская нефть с мощными НПЗ и инфраструктурой. За 4 года правительство области вложило 20 млн руб., в то время как стоимость одной скважины — 10 млн руб. Для реализации программы ежемесячно требуется 10-20 млн руб., не считая стоимости НПЗ — 35 млн руб. («Уральский рабочий», 10.02.97 г.). Для сравнения: вся программа конверсии требует на 1998-99 гг. 117,3 млн руб., которых, увы, не находится («ДК», № 17, 1999 г.).

О некоторых общих требованиях,

которым должна соответствовать региональная промышленная политика.

Во-первых, следует исходить из понимания органической взаимосвязи и взаимообусловленности промышленной и общей социально-экономической политики, четко представляя себе ключевую роль первой. Иными словами: добиться преодоления кризиса, улучшения социально-экономической ситуации можно только на основе преодоления кризиса промышленного комплекса, что обусловлено самим характером и институциональной ролью нашей промышленности, ее территориальным размещением. Это в равной мере относится как к крупным, так и к малым городам и поселкам. Практически повсеместно промышленные предприятия являются градообразующими структурами, основными донорами бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, финансирования социальной сферы. Они не просто обеспечивают трудовую занятость, но и формируют высоко квалифицированные трудовые коллективы, сохраняющие профессиональные традиции, определенный менталитет населения, его производственную и научно-технологическую культуру.

Во-вторых, региональная промышленная политика должна принимать за исходную точку объективные (без прикрас и преувеличений) реалии сегодняшнего этапа функционирования экономики области. Развернутая характеристика современного состояния — необходимый особый раздел разрабатываемой политики. Сошлюсь лишь на один обобщающий показатель: объем промышленного производства в области составил в 1998 г. всего 35,5% к уровню 1990 г. (см. «Урал-98: информационно-аналитический обзор социально-экономической деятельности», ИЭ УрО РАН, март 1999 г.).

Именно эти 35,5%, которые нельзя рассматривать иначе, как оскорбительное для уральцев «мамаево побоище», обусловившее повсеместную безработицу, обнищание десятков тысяч жителей области, истощение областного и местных бюджетов, другие социальные беды, кризисное состояние многих городов и поселков.

В-третьих, желательно однозначно определить, что только подъем промышленного производства в области до уровня 1990 г. позволит начать поступательное движение к дальнейшему социально-экономическому развитию и повышению благосостояния населения. Этот количественный параметр и должен стать главной целью первого этапа разрабатываемой промышленной политики области. Что же касается второго и третьего этапов, то это будет уже совсем другая политика — политика перевода промышленности на новый технологический уклад. Речь о ней можно пока отложить, за исключением тех «точечных» моментов, которые должны с надлежащей эффективностью осуществляться уже на первом этапе (структурные сдвиги, новые технологии, экология и эргономика).

В-четвертых, необходимо наметить скорость движения и тем самым определить временную протяженность периода достижения цели.

Позволю себе проиллюстрировать возможный сценарий. Если принять скорость движения к намеченной цели в 2-3 среднегодовых процента прироста объема промышленной продукции, то для достижения уровня 1990 г. понадобится соответственно 27-17 лет. Вряд ли такая «ползучая» скорость нам подходит. Решение задачи нельзя растягивать более, чем на 5-6 лет, т.е. за 2005 год, чтобы нынешнее поколение уральцев могло ощутить на себе плодотворные результаты дела и морально, и материально. Для этого среднегодовой темп прироста должен быть принят в 9-10%, что и явится критерием для отбора конкретных мероприятий, включаемых в программу подъема промышленности области.

Могут спросить, а нужен ли нам прежний уровень, может, обойдемся половиной? Но ведь он уже был — уровень 1990 года, и обеспечивал занятость, определенный достаток и пр. Любой меньший уровень в нашей индустриальной области этого сделать не сможет. Другое дело, что восстановление объемов производства вряд ли возможно, да и не нужно в его прежней продуктовой структуре. Требуется анализ платежеспособного спроса, конкурентоспособности продукции, их учет в конкретных программах реформирования предприятий.

И еще одно непременное требование к региональной политике: она должна быть реалистична, т.е. учитывать как негативные, сдерживающие факторы (кризис инвестиций, распад прежних кооперационных связей, утрата многих прежде устойчивых рынков сбыта, обострение конкуренции, дефицит руководителей, адаптированных к рыночным условиям, и т.д.), так и позитивные факторы (дееспособные трудовые коллективы, менталитет населения, ориентированного на промышленный труд, развитую систему подготовки промышленных кадров, мощный научно-технический потенциал и наличие производственных мощностей, задействование которых существенно снижает потребность в капитальных вложениях на реформирование промышленности). При этом ключевым моментом является правильная оценка возможных к привлечению инвестиционных ресурсов. Наиболее реальные — собственные средства предприятий (амортизационный фонд, прибыль), а также финансовый лизинг и льготное кредитование с использованием бюджета области, меньше всего — ассигнования из федерального бюджета и иностранные займы.

Реалистичность политики будет в существенной мере зависеть от наличия в ней четко прописанных мер по управлению процессами ее реализации, экономическому, правовому и иным методам стимулирования осуществления вырабатываемых программ.

О некоторых конкретных задачах,

которые должны быть решены в процессе реализации промышленной политики.

В качестве первоочередных можно определить следующие:

— преодоление массовой безработицы и обеспечение полной занятости трудоспособного населения,

— вывод из социально-экономического кризиса особо депрессивных территорий,

— обеспечение возрастания вклада области в решение общероссийских задач.

Решение первой задачи связано, прежде всего, с быстрейшим задействованием ресурса неработающих сейчас производственных фондов промышленности, резерва уже имеющихся рабочих мест. Появившийся первый опыт свидетельствует о достаточной реалистичности такого подхода (Верхне-Синячихинский металлургический завод, «Фанком», Новоуткинский завод «Искра», Туринская спичечная фабрика и ряд других предприятий). Кстати, «Фанком» намечает на ближайшие 5 лет среднегодовой темп прироста объема производства в 15%.

Обе первые задачи предопределяют также приоритетную ориентацию на оздоровление прежде всего градообразующих промышленных предприятий особо депрессивных городов, поселков. По данным Института экономики, к ним относятся: Кировград, Алапаевск, Реж, Березовский, Камышлов, Тавда, Ирбит и многие городские поселки (см. В. Пахомов, И. Голова, В. Маслянкин «Методологические основы санации депрессивных территорий», ИЭ, 1998 г.). Абсолютно правы авторы названной работы в том, что проекты оздоровления градообразующих предприятий данных территорий обладают безусловным приоритетом над проектами, касающимися развития других сфер экономики.

Вместе с тем, следует пристальное внимание уделить тем предприятиям, которые в особо значительных размерах уменьшили численность своего персонала, усилив поддержку малого предпринимательства, вбирающего в себя значительную часть незанятого трудоспособного населения. При этом разрабатываемая промышленная политика должна предусматривать меры по развитию взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом.

Третья задача потребует энергичного развития экспортноориентированного и импортозамещающего производств, максимального использования потенциала ВПК
(см. об этом, например, «ДК» № 17, 18, май, 1999 г.), а также безусловного и инициативного участия области в реализации федеральных программ и мероприятий по развитию промышленности страны.

Об отраслевых приоритетах,

которые должны стать важным аспектом промышленной политики.

Среди таковых полагаю возможным на первый план выдвигать всю совокупность предприятий машиностроения, обладающих особо значимым мультипликативным эффектом в силу своих многообразных межотраслевых связей. При этом машиностроение области целесообразно ориентировать в первую очередь на производство традиционных для области металлоемких и сложных видов техники (машины и оборудование для ТЭК, горно-металлургического, лесного комплекса, и т.д.). Это следует дополнить интенсивным освоением и расширением производства наукоемких приборов, средств связи, медицинской техники, а также высокоэффективного оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, особенно за счет конверсии ВПК.

Учитывая крайне «обвальное» состояние лесопромышленного комплекса, меры по его выводу из кризиса можно также назвать в числе приоритетов областной промышленной политики. Ведь лес и продукты его переработки — это с добрый десяток городов и множество поселков, более ста тысяч работающих (в доперестроечное время!). Обвал пока переломить не удается. Так, за 1997-98 гг. падение объемов в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности составило 29,4% к уровню и без того обвального 1996 г., за январь — март 1999 г. к этому добавился спад еще на 3,3% к соответствующему периоду 1998 г. Так что лес в нашей политике присутствовать должен непременно. (О некоторых предложениях по выводу ЛПК области из кризиса см., в частности, «ДК»
№ 16, апрель, 1998 г.)

Должны найти отражение в политике меры по поддержке вертикальной и горизонтальной интеграции, развитию внутриобластного кооперирования и межрегионального взаимодействия.

Восстановление промышленностью области утраченных позиций придаст импульс к соответствующему росту всей сферы обслуживания промышленности — отраслевая наука, подготовка кадров, транспорт, строительство, сфера оптовой и розничной торговли, платных услуг работникам промышленности и их семьям, увеличится численность занятых в этих сферах, т.е. в полной мере проявится мультипликативный и институциональный эффект развития промышленного комплекса.

В этих заметках затронуты далеко не все сущностные аспекты разрабатываемой промышленной политики. Полагаю, о другом скажут другие, возможно, о чем-то и поспорят для пользы дела.

 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.