Подписаться
Курс ЦБ на 25.09
77,17
89,98

«Когда весь мир помогает, остается вовремя включиться». Какие возможности открыла пандемия

11 990
«Когда весь мир помогает, остается вовремя включиться». Какие возможности открыла пандемия
Иллюстрация: DK.RU

В 2016 г. уральским производителям моющих средств передали в наследство формулу дезинфектора. Они даже предположить не могли, насколько будет востребован продукт всего через несколько лет.

История компании БиоМикроГели началась в 2012 г. DK.RU рассказывал, как уральские новаторы с нуля создали производство экологичных моющих средств под брендом WONDER LAB. 

По случайному стечению обстоятельств в 2016 г. компании передали формулу антисептика уральского химика, который разработал собственный состав эффективного дезинфицирующего средства. Ученый скончался, а его разработка осталась невостребованной. Тогда родственники химика решили, что уральским новаторам формула может пригодится. Андрей Елагин с партнером выкупили право на выпуск антисептика Эфликвир (Эффективный ликвидатор вирусов) за символическую сумму.

Продукт прошел сертификацию, лабораторные исследования, получил разрешение на выпуск, но в БиоМикроГели не планировали запускать линию производства антисептиков, и разработку убрали на дальнюю полку. 

В колонке на DK.RU Андрей Елагин рассказал, как еще одно стечение обстоятельств за несколько недель изменило работу большого завода и как антисептики стали дефицитом года (так же, как и медицинские маски). 

Андрей Елагин, генеральный директор компании «БиоМикроГели»:

— В начале марта 2020 г. к нам на производство моющих средств со срочным визитом прибыли представители министерства промышленности, которые настоятельно попросили сделать все возможное, чтобы обеспечить медицинские, образовательные и другие учреждения, а также горожан средствами для дезинфекции рук и различных поверхностей.

На тот момент мы ничего такого не производили, все наши мощности были направлены на изготовление товаров линейки WONDER LAB. Мы начали думать. У нас была разработка, но до сих пор мы не производили антисептик в больших объемах, мы только изучали этот рынок и, если честно, особых перспектив там не видели. 

Тем не менее, наладить производство антисептиков под брендом Эфликвир нам удалось за 3,5 недели, включая выходные. Это было очень непросто, в процессе было задействовано 80% сотрудников нашей компании, начиная от R&D, лаборатории, отдела сертификации, дизайнеров и заканчивая всем производственным отделом, ОТК, складом и снабжением. Но обо всем по порядку.

В начале марта спрос на антисептики вырос так сильно, что в аптеках и торговых сетях товар вымыло за несколько дней. Спрос такой величины текущие производители и их стандартные дистрибуционные каналы одномоментно обеспечить не смогли, а для наращивания мощностей, запуска новых линий и доставки продуктов до розничных точек требовалось время. 

Именно в этот период цены взлетели до небывалых значений, на сайтах OZON и WILDBERRIES несколько дней не было ни единого антисептического продукта с пометкой «в наличии», а все, что появлялось — исчезало с витрины мгновенно, за несколько часов. На некоторых сайтах мы видели предложения до 450-500 руб за 100 мл антисептика (при стандартной розничной цене до 100 руб). 

С другой стороны, чтобы удовлетворить возникший спрос, все производители ринулись за спиртом (главным компонентом антисептического средства) на спиртозаводы, поэтому, чтобы исключить спекуляции, на государственном уровне мгновенно было принято решение остановить отгрузки спиртов перепродавцам, оставив возможность отгрузки только для производителей антисептиков и дезсредств.

Контроль за последними тут же организовал Минпромторг, взяв на карандаш все компании, занимающиеся выпуском данной продукции. В том числе и нам чуть позже пришлось согласовывать свои действия с Минпромторгом, подтверждать наличие собственного производства, всех необходимых разрешительных документов, сертификатов и прочего, а также отчитываться о количестве произведенной и отгруженной продукции, чтобы получить прямой контракт на поставку спирта с завода.

Благо, Минпромторг действовал в этом вопросе очень слаженно, региональное министерство промышленности также мгновенно подключилось и быстро помогло решить все бюрократические и административные вопросы.

Примерно то же самое произошло и с рынком упаковки — все возможные виды тары (флаконы объемом от 0,02 л до 10 л) мгновенно пропали со складов поставщиков и производителей. Нам повезло, потому что у нас на складе всегда имеется страховочный запас упаковки по основной линейке продукции WONDER LAB.

Так вот, в период, пока дефицит застал врасплох всю цепочку поставок антисептиков и компонентов, из которых их производят, у некоторых игроков на рынке остались складские запасы спирта, приобретенные еще до кризиса по 100-150 руб/л, которые они с радостью предложили рынку за 350-400 руб/л.

Параллельно на сырьевом рынке появилась куча мошенников, которые предлагали несуществующий спирт (просто пытались кинуть на деньги производителей, рыщущих в поисках доступного сырья), были те, кто пытался выдать за спирт что-то другое, были те, кто присылал фальшивые письма о дистрибьюторстве от спиртозавода, которые легко проверялись при помощи звонка на этот самый завод.

Мы за 2-3 недели столкнулись и с теми, и с другими, и с третьими, пока не вышли напрямую на спиртозавод через Минпромторг. Только после этого нам удалось найти у надежных поставщиков проверенные партии спирта и обеспечить себя качественным сырьем для запуска производства.

Все эти факторы сказывались на ценах антисептических и дезинфицирующих средств, которые сначала взлетели до небес. Снижаться они начали постепенно по мере насыщения рынка и благодаря быстрой мобилизации всех участников цепочки поставок этих продуктов и компонентов для их изготовления.

Сейчас новая линия нашего завода выпускает по 10 тыс. шт. антисептиков в разной фасовке и по 2 тыс. литров концентрированных дезинфицирующих средств в 8-часовую смену.

Если потребуется, мы можем организовать работу этой линии в две или три смены, включая выходные, а также можем дополнительно подключить частичную загрузку второй линии, имеющейся на производстве и занятой сейчас только в одну или максимум две смены производством продукции WONDER LAB.

Госзаказа у нас нет, практически все отгрузки мы совершаем в сегмент B2B и в розницу, причем по всей России. Через дистрибьюторов мы уже отгрузили антисептики и дезинфекторы в Краснодар, Ростов-на-Дону, в Крым, в сетевые магазины Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Москвы, Тулы, Воронежа и других городов России.

Частные компании также закупают напрямую, например федеральная сеть кофеен Black&White Coffee закупила у нас антисептики без посредников. Также стараемся помогать больницам и благотворительным фондам.

А теперь самая удивительная часть рассказа. Во второй половине 2016 г., когда мы первый раз решили переехать из гаража в производственное здание, я находился в поиске подходящего объекта и совершенно случайно одним из звонков по объявлению попал на риелтора — Евгения Калягина, который в тот же момент искал арендаторов на промплощадки своих клиентов.

Мы встретились для осмотра нашей потенциальной WONDER-фабрики и в процессе обсуждения целей аренды и предполагаемого назначения я рассказал про нашу компанию, про наши собственные запатентованные технологии и разработки, про наши амбициозные планы и созидательные цели. В итоге сделка по аренде не состоялась (объект нам не подошел), но через некоторое время от Евгения мне поступил звонок, которого я совсем не ожидал!

Он рассказал, что его отец — заслуженный уральский химик и заслуженный учитель России Леонид Иванович Калягин разработал собственный эффективный дезинфицирующий состав под названием Эфликвир (Эффективный ликвидатор вирусов), который обладает мощным антимикробным действием и уничтожает подавляющее большинство бактерий, плесневых грибов и вирусов, включая туберкулез, гепатит, ротавирусы, грипп, герпес и другие. И что в 2014 году, когда отца не стало, разработка осталась без перспектив реализации в связи с тем, что сам Евгений не пошел по стопам отца и выбрал другую профессию.

На мой вопрос «А чем же я могу помочь?» Евгений произнес слова, которые определили все мои дальнейшие действия в этой истории: «Я бы хотел, чтобы дело отца продолжалось. Видя ваш путь развития и цели, которые вы перед собой ставите, я понимаю, что вам это можно доверить. Поэтому я готов передать вам его».

В тот момент с нашей платежеспособностью все было, мягко говоря, не очень, мы работали в гараже. Но все-таки нашли возможность и организовали сделку по покупке отцовской компании вместе с его патентом, товарным знаком, всеми технологическими картами, сертификатами и многочисленными протоколами исследований и испытаний. Сумма сделки была совершенно символической.

Какое-то время мы не знали, что со всем этим делать и как лучше развернуть работу по развитию нового для нас направления, но решили действовать шаг за шагом и постепенно актуализировали необходимые документы и сертификаты, продлили сроки действия патентов и товарного знака, доработали технологические карты, освоили  сначала на лабораторном, а затем на опытно-промышленном уровне технологию приготовления Эфликвира, подобрали подходящую упаковку, разработали дизайны, изготовили первые партии, нашли первых клиентов, стали тестировать продукт в различных рыночных сегментах: медицинской сфере, пищевой, ветеринарной, а также для решения некоторых задач направления HoReCa.

Таким образом постепенно мы все восстановили, объединили с имеющимися у нас собственными наработками и в плановом режиме готовились к выходу средства на рынок, очень переживая, сможем ли мы на нем занять хоть какую-то нишу и примет ли рынок этот продукт при существующем уровне конкуренции и обилии на нем различных предложений.

Никому и в голову не могла прийти мысль, что уже совсем скоро рынок сам придет к нам за этим продуктом, столкнувшись с такой страшной бедой, как всемирная пандемия.

Благодаря стечению обстоятельств мы смогли наладить производство такого необходимого сегодня продукта, как антисептик. 

Сейчас наш завод работает на полную мощность, помимо антисептика мы продолжаем выпускать моющие средства. Я думаю, что, если бы не начали выпускать антисептики, мы в любом случае не ушли бы на каникулы, поскольку наша компания относится к производителям товаров первой необходимости, а значит, мы должны быть на посту и продолжать выполнять свою работу.

На мой взгляд, сейчас то самое время, когда на фоне трудностей и невзгод ежедневно куются крутейшие бизнес-кейсы, истории помощи, взаимовыручки, объединения людей вокруг угроз и проблем, совместных побед и преодолений. 

Надеюсь, что наша история покажет, что в быстро меняющемся мире есть место для нового. А когда весь мир помогает тебе и направляет в нужную сторону — остается только вовремя включаться и выкладываться на максимум.

Самое читаемое
  • В Екатеринбург заходит новая продуктовая сеть. Ее развивает уральский бизнесмен из 2000-хВ Екатеринбург заходит новая продуктовая сеть. Ее развивает уральский бизнесмен из 2000-х
    83 199
  • Дмитрий Потапенко: «Россияне вымирают, но власти решили, что на их век обслуги хватит»Дмитрий Потапенко: «Россияне вымирают, но власти решили, что на их век обслуги хватит»
    35 133
  • Путин — Макрону: Навальный мог сам принять «Новичок». Главное 22 сентябряПутин — Макрону: Навальный мог сам принять «Новичок». Главное 22 сентября
    29 178
  • «Инфантильность — это не на самокате гонять, это «я не умею», «я не знаю», «не получится»«Инфантильность — это не на самокате гонять, это «я не умею», «я не знаю», «не получится»
    15 726
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.