Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА 2020»
Обобщение мнений и заключений приглашенных к участию в форуме спикеров и экспертов — представителей региональных и городских властей — представлено в данном Программном заявлении бизнес-форума. Со
17 мая 2011 г. журнал «Деловой квартал» провел бизнес-форум «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020». Повестка форума затронула ряд аспектов городской стратегии развития, рассматривая проблемы и возможности Екатеринбурга как одного из наиболее динамично развивающихся промышленных, научно-образовательных и транспортно-логистических центров страны, формирующего особый статус города-миллионника как точки опережающего экономического роста.
Сегодня Екатеринбург, отчасти сознательно, не пользуется брендом исключительно промышленного города, города машиностроительных гигантов. Екатеринбург позиционируется как многофункциональный центр, но при этом одной из баз экономики города по-прежнему остаются предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности с их высоким научно-техническим потенциалом. Особенность машиностроительного комплекса города — то, что он объединяет гражданское машиностроение, в том числе научно-исследовательскую базу, и оборонно-промышленный комплекс. В Екатеринбурге создаются и развиваются малые инновационные производства, а наиболее инновационно активные малые предприятия работают в таких сегментах, как машиностроение, металлообработка, химическая и пищевая промышленность. Недостаточная востребованность и конкурентоспособность промышленной продукции объясняется в основном технологической отсталостью, недостаточным уровнем инвестиционной активности, низкой производительностью труда.
Опыт реализации городской стратегии показал важность сохранения и укрепления статуса Екатеринбурга как одного из крупнейших промышленных центров России. Основой дальнейшего развития промышленности города должно стать сотрудничество научного и промышленного комплексов (в том числе ВПК), позволяющее сокращать инновационный цикл, развивать инновационную инфраструктуру; формирование кластеров в производстве медицинской техники, электротехнического и энергетического оборудования, строительных материалов и оборудования и др.; развитие эффективных форм специализации и кооперации с участием малого производственного бизнеса, специализированных научно-образовательно-производственных центров.
Логистика
Развитие логистики неслучайно попадает в приоритеты Екатеринбурга. Уже сейчас город — мощный транспортный узел благодаря своему географическому положению на пути международных транспортных коридоров. В планах — скоростное железнодорожное сообщение, новые автомагистрали, привлечение крупных грузовых операторов, в том числе международных. Согласно транспортной стратегии России до 2030 г., через Екатеринбург (наряду с Москвой и Нижним Новгородом) должен пройти путь Берлин — Пекин.
Полноценное использование преимуществ уникального географического положения Екатеринбурга для создания крупного логистического и распределительного узла (сухого порта) задает будущую экономическую специализацию города — развитие транспортно-логистического комплекса международного уровня, объединяющего помимо транспортных отраслей перераспределение грузов, складскую логистику и сопутствующие виды деятельности. При этом определяющую роль в претворении в жизнь этих планов играют проекты ОАО «Российские железные дороги» по модернизации железнодорожных станций для обслуживания грузов и пассажиров и выполнение ОАО «Аэропорт Кольцово» функций грузового и пассажирского хаба с развитой трансфертной и транзитной картой.
Наука и образование
Екатеринбург традиционно является крупным научным и образовательным центром России. Количество студентов одних только вузов города приближается к 200 тыс. Сейчас, наряду с традиционными, в городе формируется новый образовательный комплекс национального масштаба — Уральский федеральный университет (УрФУ), предусматривающий значительные вложения федерального бюджета. Цель УрФУ — ежегодно выпускать 100 тыс. бакалавров, 15 тыс. магистров и 5 тыс. кандидатов наук. Но не только. От университета ждут развития кооперации между разработчиками инновационных продуктов и производителями, он должен стать центром инновационно-технологического развития региона.
Ориентация научных организаций и создаваемых научно-образовательных центров на решение практических задач промышленного региона, развитие интеграции науки и производства будет способствовать внедрению наукоемких технологий и высокотехнологичных производств, на базе которых возможен качественный экономический рост Екатеринбурга.
Реализация мероприятий по созданию мегауниверситета должна учитывать интересы и потребности экономики города и региона в сохранении вузов, не вошедших в состав УрФУ.
Особый статус города-миллионника как центра регионального развития
Города-миллионники являются местами концентрации и притяжения человеческих, промышленных, культурных, экономических ресурсов, играя роль территориальных центров социально-экономического развития регионов и России в целом. При этом одинаковые подходы к развитию муниципальных образований, независимо от количества в них проживающих и выполняемых ими функций, искусственно приравнивают крупный город, город — центр агломерации, к городскому поселению, а следовательно, не учитывают их потребности в развитии, то есть потребности горожан.
Экономическое развитие страны не может быть сосредоточено исключительно в столицах, необходимо формировать на базе крупнейших городов зоны опережающего экономического роста, причем на достаточном удалении от федерального центра (1,5-2 тыс. км), таких как Екатеринбург, Новосибирск и др. Именно они являются локомотивами развития регионов, формируют новые экономические и социальные связи, развивают новые секторы экономики, обеспечивают регионы квалифицированными кадрами, научной и инновационной инфраструктурой.
Необходимым условием эффективного развития города как зоны опережающего экономического роста является определение единого подхода федеральных и региональных властей к софинансированию инфраструктурных и иных инвестиционных проектов, такого прозрачного механизма, который позволит четко привязывать финансовую помощь из федерального центра к тем реальным проблемам крупнейших городов, которые они объективно не в силах решить самостоятельно.
Требуется определение особого статуса городов — административных центров федеральных округов и городов — центров агломераций, которые уже фактически являются зонами опережающего экономического роста в Российской Федерации. Отсутствие определенного статуса городских агломераций не позволяет им комплексно развиваться, осуществлять реализацию и финансирование совместных проектов. Каждый бизнесмен имеет право на поддержку властей
Михаил Максимов первый заместитель председателя правительства Свердловской области — министр инвестиций и развития
Перспективы развития Екатеринбурга и области сегодня достаточно четко обозначены. Например, цели региона сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, а у Екатеринбурга есть Стратегический план развития. Власти соответственно имеют реальную возможность стимулировать инвестиционную активность бизнеса. Я считаю, что любой бизнесмен имеет право на поддержку властей на региональном и муниципальном уровне. Чиновники работают для всех частных компаний. Но нужно расставлять приоритеты. Отбор в первую очередь проходят идеи, отдача от которых будет наибольшей для экономики и общества в целом.
Я полагаю, открытое обсуждение на площадке бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» приоритетов развития города и региона и проектов, которые позволят достичь желаемых результатов, привлекает все больше заинтересованных инвесторов. Власть и бизнес могут работать продуктивнее, когда есть возможность собраться широким кругом заинтересованных сторон и обсудить общие цели в комплексе.
Преодолев кризис, сейчас мы возвращаемся к тому, чем занимались раньше, — к Стратегии-2020, к диверсификации экономики, к реализации крупнейших инвестпроектов. Сейчас на базе новой региональной структуры — министерства инвестиций и развития — есть возможность эффективно объединить усилия власти и бизнеса на этом направлении. Городу необходим особый статус
Александр Высокинский заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам
Я рассматриваю этот форум как площадку, где участники обсуждают перспективы развития города, в котором они не только ведут свой бизнес, но и, главное, живут сами и воспитывают своих детей. То есть бизнесмены Екатеринбурга заинтересованы не только в продвижении конкретных бизнес-идей, но и в комплексном развитии города, в росте качества жизни, в комфорте, наконец. Такое мероприятие необходимо, чтобы регулярно «сверять часы» и органам власти, и бизнесу. Сверять именно сегодня, когда стратегии всех уровней корректируются, когда мы начинаем выходить на стадию воплощения тех или иных стратегических и инвестиционных проектов.
Особый статус Екатеринбурга в Свердловской области и на Урале в целом позволяет городу браться за реализацию крупных амбициозных проектов, не бояться связывать с ними свое будущее. У нас есть опыт диверсификации экономики, сохранения прежних конкурентных преимуществ и приобретения новых. Но эффективность развития города во многом зависит от согласованности решений власти и бизнеса, от общего подхода к решению проблем. Именно поэтому мы говорим об особом статусе Екатеринбурга — центра комплексно развивающейся агломерации, точки роста для региона и для всей России.
Обобщение мнений и заключений приглашенных к участию в форуме спикеров и экспертов — представителей региональных и городских властей — представлено в данном Программном заявлении бизнес-форума.
Совместный поиск решений существующих проблем, оценка нынешнего уровня города, его возможностей и определение значимых и перспективных для города проектов в рамках форума позволяет сделать ряд выводов о стратегических направлениях развития Екатеринбурга, в частности.
Сегодня Екатеринбург, отчасти сознательно, не пользуется брендом исключительно промышленного города, города машиностроительных гигантов. Екатеринбург позиционируется как многофункциональный центр, но при этом одной из баз экономики города по-прежнему остаются предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности с их высоким научно-техническим потенциалом. Особенность машиностроительного комплекса города — то, что он объединяет гражданское машиностроение, в том числе научно-исследовательскую базу, и оборонно-промышленный комплекс. В Екатеринбурге создаются и развиваются малые инновационные производства, а наиболее инновационно активные малые предприятия работают в таких сегментах, как машиностроение, металлообработка, химическая и пищевая промышленность. Недостаточная востребованность и конкурентоспособность промышленной продукции объясняется в основном технологической отсталостью, недостаточным уровнем инвестиционной активности, низкой производительностью труда.
Опыт реализации городской стратегии показал важность сохранения и укрепления статуса Екатеринбурга как одного из крупнейших промышленных центров России. Основой дальнейшего развития промышленности города должно стать сотрудничество научного и промышленного комплексов (в том числе ВПК), позволяющее сокращать инновационный цикл, развивать инновационную инфраструктуру; формирование кластеров в производстве медицинской техники, электротехнического и энергетического оборудования, строительных материалов и оборудования и др.; развитие эффективных форм специализации и кооперации с участием малого производственного бизнеса, специализированных научно-образовательно-производственных центров.
Логистика
Развитие логистики неслучайно попадает в приоритеты Екатеринбурга. Уже сейчас город — мощный транспортный узел благодаря своему географическому положению на пути международных транспортных коридоров. В планах — скоростное железнодорожное сообщение, новые автомагистрали, привлечение крупных грузовых операторов, в том числе международных. Согласно транспортной стратегии России до 2030 г., через Екатеринбург (наряду с Москвой и Нижним Новгородом) должен пройти путь Берлин — Пекин.
Полноценное использование преимуществ уникального географического положения Екатеринбурга для создания крупного логистического и распределительного узла (сухого порта) задает будущую экономическую специализацию города — развитие транспортно-логистического комплекса международного уровня, объединяющего помимо транспортных отраслей перераспределение грузов, складскую логистику и сопутствующие виды деятельности. При этом определяющую роль в претворении в жизнь этих планов играют проекты ОАО «Российские железные дороги» по модернизации железнодорожных станций для обслуживания грузов и пассажиров и выполнение ОАО «Аэропорт Кольцово» функций грузового и пассажирского хаба с развитой трансфертной и транзитной картой.
Наука и образование
Екатеринбург традиционно является крупным научным и образовательным центром России. Количество студентов одних только вузов города приближается к 200 тыс. Сейчас, наряду с традиционными, в городе формируется новый образовательный комплекс национального масштаба — Уральский федеральный университет (УрФУ), предусматривающий значительные вложения федерального бюджета. Цель УрФУ — ежегодно выпускать 100 тыс. бакалавров, 15 тыс. магистров и 5 тыс. кандидатов наук. Но не только. От университета ждут развития кооперации между разработчиками инновационных продуктов и производителями, он должен стать центром инновационно-технологического развития региона.
Ориентация научных организаций и создаваемых научно-образовательных центров на решение практических задач промышленного региона, развитие интеграции науки и производства будет способствовать внедрению наукоемких технологий и высокотехнологичных производств, на базе которых возможен качественный экономический рост Екатеринбурга.
Реализация мероприятий по созданию мегауниверситета должна учитывать интересы и потребности экономики города и региона в сохранении вузов, не вошедших в состав УрФУ.
Особый статус города-миллионника как центра регионального развития
Города-миллионники являются местами концентрации и притяжения человеческих, промышленных, культурных, экономических ресурсов, играя роль территориальных центров социально-экономического развития регионов и России в целом. При этом одинаковые подходы к развитию муниципальных образований, независимо от количества в них проживающих и выполняемых ими функций, искусственно приравнивают крупный город, город — центр агломерации, к городскому поселению, а следовательно, не учитывают их потребности в развитии, то есть потребности горожан.
Экономическое развитие страны не может быть сосредоточено исключительно в столицах, необходимо формировать на базе крупнейших городов зоны опережающего экономического роста, причем на достаточном удалении от федерального центра (1,5-2 тыс. км), таких как Екатеринбург, Новосибирск и др. Именно они являются локомотивами развития регионов, формируют новые экономические и социальные связи, развивают новые секторы экономики, обеспечивают регионы квалифицированными кадрами, научной и инновационной инфраструктурой.
Необходимым условием эффективного развития города как зоны опережающего экономического роста является определение единого подхода федеральных и региональных властей к софинансированию инфраструктурных и иных инвестиционных проектов, такого прозрачного механизма, который позволит четко привязывать финансовую помощь из федерального центра к тем реальным проблемам крупнейших городов, которые они объективно не в силах решить самостоятельно.
Требуется определение особого статуса городов — административных центров федеральных округов и городов — центров агломераций, которые уже фактически являются зонами опережающего экономического роста в Российской Федерации. Отсутствие определенного статуса городских агломераций не позволяет им комплексно развиваться, осуществлять реализацию и финансирование совместных проектов. Каждый бизнесмен имеет право на поддержку властей
Михаил Максимов первый заместитель председателя правительства Свердловской области — министр инвестиций и развития
Перспективы развития Екатеринбурга и области сегодня достаточно четко обозначены. Например, цели региона сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, а у Екатеринбурга есть Стратегический план развития. Власти соответственно имеют реальную возможность стимулировать инвестиционную активность бизнеса. Я считаю, что любой бизнесмен имеет право на поддержку властей на региональном и муниципальном уровне. Чиновники работают для всех частных компаний. Но нужно расставлять приоритеты. Отбор в первую очередь проходят идеи, отдача от которых будет наибольшей для экономики и общества в целом.
Я полагаю, открытое обсуждение на площадке бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» приоритетов развития города и региона и проектов, которые позволят достичь желаемых результатов, привлекает все больше заинтересованных инвесторов. Власть и бизнес могут работать продуктивнее, когда есть возможность собраться широким кругом заинтересованных сторон и обсудить общие цели в комплексе.
Преодолев кризис, сейчас мы возвращаемся к тому, чем занимались раньше, — к Стратегии-2020, к диверсификации экономики, к реализации крупнейших инвестпроектов. Сейчас на базе новой региональной структуры — министерства инвестиций и развития — есть возможность эффективно объединить усилия власти и бизнеса на этом направлении. Городу необходим особый статус
Александр Высокинский заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам
Я рассматриваю этот форум как площадку, где участники обсуждают перспективы развития города, в котором они не только ведут свой бизнес, но и, главное, живут сами и воспитывают своих детей. То есть бизнесмены Екатеринбурга заинтересованы не только в продвижении конкретных бизнес-идей, но и в комплексном развитии города, в росте качества жизни, в комфорте, наконец. Такое мероприятие необходимо, чтобы регулярно «сверять часы» и органам власти, и бизнесу. Сверять именно сегодня, когда стратегии всех уровней корректируются, когда мы начинаем выходить на стадию воплощения тех или иных стратегических и инвестиционных проектов.
Особый статус Екатеринбурга в Свердловской области и на Урале в целом позволяет городу браться за реализацию крупных амбициозных проектов, не бояться связывать с ними свое будущее. У нас есть опыт диверсификации экономики, сохранения прежних конкурентных преимуществ и приобретения новых. Но эффективность развития города во многом зависит от согласованности решений власти и бизнеса, от общего подхода к решению проблем. Именно поэтому мы говорим об особом статусе Екатеринбурга — центра комплексно развивающейся агломерации, точки роста для региона и для всей России.