Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Продавец хочет денег, покупатель халявы. Российский рынок франшизы погружается в кризис

Продавец хочет денег, покупатель халявы. Российский рынок франшизы погружается в кризис
Иллюстрация: pixabay.com

Бизнес на основе партнерской модели популярен у россиян. Но открытие аналога кофейни или салона красоты может привести только к убыткам. Тем временем в таких компаниях работают 1,4 млн человек.

В России очень популярен бизнес по франшизе. Покупка и продажа модели партнерского бизнеса особенно часто встречаются, если речь идет об открытии парикмахерской, кофейни или ресторана. Всего в стране 2,2 тысячи таких предприятий, в них работает 1,4 млн человек, оборот растет двузначными темпами, почти до 3 трлн руб. в год. Но уже заметны признаки кризиса, пишет «Коммерсантъ». Все чаще люди пытаются заработать просто на продаже франшиз, недостаточно тщательно отбирая партнеров. Покупатели же ждут просто пассивного дохода. С проблемами столкнулись Domino`s Pizza, «Даблби», TopGun, после чего другие начали пересматривать условия. Участники рынка и эксперты считают, что отрасли может понадобиться специальное регулирование.

По оценкам Franshiza.ru, запрос на франшизы со стороны покупателей в 2019 году увеличился на 10%, а средний возраст организаций, запускающих франшизу, сократился с пяти до четырех лет. Более того, отмечает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская, все чаще франшизы продают компании возрастом около полугода, чей товарный знак даже не зарегистрирован в Роспатенте.

В чем проблема

Анна Рождественская считает, что главная проблема франчайзинга в России в отсутствии информации.

— Просвещение — это важнейший вопрос для рынка, декларирование правильного подхода, что такое хорошая франшиза, из чего она складывается и по каким критериям следует делать выбор, — поясняет эксперт.

С этим мнением согласна руководитель комитета по франчайзингу «Опоры России» Екатерина Сойак. Она говорит, что будущие предприниматели, особенно проживающие вне столиц, при выборе франшизы имеют очень мало данных. Из-за агрессивной рекламы люди считают, что создание бизнеса по франшизе влечет за собой нулевые риски, а открытие происходит «в один клик».

Директор по франчайзингу холдинга «Росинтер» (управляет сетями «IL Патио», «Планета Суши», «Шикари», Costa Coffee и пр.) Дмитрий Шалов среди основных проблем отрасли называет низкое качество поддержки бизнеса держателями бренда и большое количество франшиз-однодневок. Из множества франчайзинговых компаний в стране по-настоящему работающие модели сегодня могут предложить не более 20%, подтверждает Екатерина Сойак.

Читайте также: «Будешь развиваться слишком быстро – сломаешь кости. Слишком медленно – проспишь рост»

Сергей Медведев, партнер фирмы «Городисский  партнеры», уточняет, что на этом фоне одним из ярких симптомов кризиса выглядят претензии не только со стороны держателей бренда, но и встречные со стороны франчайзи. Дела часто решаются в досудебном порядке, чтобы избежать публичной огласки,  но еще несколько лет назад таких споров просто не было, а инициаторами всех связанных с отраслью дел выступали владельцы торговых марок, намеревающиеся отсудить у партнеров средства за неуплату роялти или нарушение торгового знака. По мнению  партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Станислава Данилова, этому поспособствовали также сложная экономическая ситуация в стране и растущая налоговая нагрузка на предпринимателей.

Конфликты по всей стране

Один из самых громких скандалов на российском рынке разразился весной 2019 года. Тогда владельцы большинства ресторанов американской сети Domino`s Pizza, расположенных за пределами Москвы и Подмосковья, обвинили московский офис в завышении цен на продукты, отсутствии маркетинговой поддержки и навязывании услуг. Конфликт вынудил российский офис Domino`s Pizza ввести негласный запрет на продажу франшизы в регионах.

Два бывших франчайзи сети Евгений Хоронько и Эдуард Скоромных, чьи пиццерии были закрыты головным офисом, пытаются в суде взыскать почти 50 млн руб., требуя возместить затраты на открытие убыточных ресторанов. В самой компании претензии франчайзи не комментируют, отмечая лишь, что перезапускают профильный сайт для облегчения ориентации партнеров в возможной географии развития сети.

Столкнулись с конфликтами и российская сеть кофеен «Даблби» и лично ее основательница Анна Цфасман. Так, франчайзи сети из Барселоны, Праги, Дубая и ряда российских точек обвиняют госпожу Цфасман в нарушении договоренностей.

Многие крупные и успешные компании, например Ginza Project (управляет ресторанами Obed Bufet, Sixty, Christian) или Novikov Group (#Farш, «Недальний Восток» и пр.), берут на себя операционное управление полностью. Возможно, для российского довольно дикого рынка это самый оптимальный вариант,— комментирует ситуацию Цфасман.

Некоторые игроки на этом фоне начинают пересматривать условия работы с потенциальными партнерами. В сети «Правда кофе» рассказали, что теперь компания рассматривает только имеющих опыт ведения бизнеса предпринимателей, которые могут начать работу как минимум с трех торговых точек.

Опыт США — не для России

С похожими проблемами сталкиваются и на рынках других стран, в том числе США, родине франчайзинга, где потенциальные партнеры также демонстрируют низкую осведомленность о принципах работы бизнеса, утверждает Екатерина Сойак. Но Анна Рождественская отмечает, что в США франчайзинговая отрасль жестко регулируется. Действует федеральный закон, определяющий порядок раскрытия информации о франшизе, а в ряде штатов есть дополнительные требования.

В частности, в Штатах еще до подписания договора владелец франшизы предоставляет подробную информацию, за достоверность которой несет ответственность. Это финансовые данные, условия франшизы, сведения о других франчайзи, наличие судебных процессов и так далее. «Именно этот инструмент служит защитой отрасли от пустых и неработающих франшиз», — говорит Рождественская.

В России отношения франчайзера и франчайзи регулирует договор коммерческой концессии, в остальном отрасль живет по тем же законам, что и любой другой бизнес, говорит Екатерина Сойак. Но опрос Franshiza.ru показывает, что только 49% российских франчайзеров заключают с партнерами договоры концессии: около 19% владельцев франшизы ограничиваются лицензионными соглашениями, еще 32% — договорами поставки, оказания услуг, консалтинга и так далее.

В России пытались применять схему, схожую с американской, но из-за страха конкурентной разведки она не получила распространения. По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, вместо госрегулирования отрасль могла бы использовать формы некоммерческого объединения. Он ставит в пример опыт продуктового ритейла, где есть Кодекс добросовестных практик (на добровольной основе регулирует отношения между поставщиками и торговыми сетями) и комиссии по его применению.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.