Подписаться
Курс ЦБ на 15.10
64,36
70,93
Деловой квартал / Новости / «Проблема в том, что на выборах люди из двух зол выбирают привычное»
Дарья Годунова
Дарья Годунова
Источник: Из личного архива

«Проблема в том, что на выборах люди из двух зол выбирают привычное»

Самое читаемое
  • Лучший кроссовер с рук: 500 тыс. км без ремонта двигателя. СПИСОК МОДЕЛЕЙ Лучший кроссовер с рук: 500 тыс. км без ремонта двигателя. СПИСОК МОДЕЛЕЙ
    18 899
  • «Нам не нужно ждать Третьей мировой, нашу цивилизацию погубит исчезновение электричества» «Нам не нужно ждать Третьей мировой, нашу цивилизацию погубит исчезновение электричества»
    54 957
  • Цена пошла вниз. Собственники квартир не могут найти арендаторов Цена пошла вниз. Собственники квартир не могут найти арендаторов
    13 959
  • «Если вы ничего не можете сделать — грызите палочку» «Если вы ничего не можете сделать — грызите палочку»
    7 097
07:00   26.09.2019
4 766

«По общему мнению, городские депутаты не решают практически ничего, существуют для «антуража», как фонарь на улице или ширма в театре. Это не так». Дарья Годунова о важной роли муниципальных выборов.

Плохие депутаты избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании, уверена Дарья Годунова, управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП Торгово-промышленной палаты России, член экспертного совета Национального центра ГЧП.

— В стране прошли очередные муниципальные выборы. Вроде все завершились, но это только начало проблем, которые коснутся предпринимателей. По общему мнению, городские депутаты не решают практически ничего, существуют для «антуража», как фонарь на улице или ширма в театре.

Совершенно точно, что от муниципального депутатского корпуса сегодня зависит чуть ли не итоговое решение — дозволять инвестору вкладываться в регион или нет. А для рядового жителя города это значит: жить здесь или уезжать.

Местные представительные органы решают, на что потратить бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, распоряжаются судьбами муниципальных предприятий и учреждений (для сферы ЖКХ это особенно актуально) и без устали меняют нормативно-правовые акты.

Полномочия собраний депутатов в разных муниципалитетах, конечно, могут отличаться. В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой становится обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающее возможность согласовывать на региональном уровне решение местных насущных вопросов.

Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие права. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию и повлиять таким образом на ход рассмотрения или исполнения того или иного проекта, инициативы. Именно депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В России есть масса примеров, где конечный результат зависит именно от подготовки народных избранников, их погруженности в предмет, личных компетенций. А партийная принадлежность здесь не играет особой роли.

В большинстве случаев депутаты придерживаются позиции, что инвесторы — это или благотворители, или другая крайность — олигархи, движимые желанием содрать с населения в три шкуры за блага цивилизации, построенные в основном в советское время, на совесть.

Особенно хорошо это видно на проектах в сфере ЖКХ. Часто присутствует мнение, что концессия — это механизм, запущенный сверху в начале нулевых, чтобы без шума и пыли отремонтировать государственную собственность за счет народа. Прекрасная подмена понятий! Про коммерческую составляющую оппоненты, конечно, не вспоминают.

Инструментарий государственно-частного партнерства был в свое время придуман именно для поддержки государства с теми активами и задачами, с которыми оно не может справиться самостоятельно. Инвестор вкладывается в развитие инфраструктуры авансом, эксплуатирует данную инфраструктуру за свои кровные (плюс кредитные средства), а потом возвращает вложения через тариф, плату, субсидии. Но при этом инфраструктура находится в собственности государства и передается инвестору в пользование в интересах населения лет так на двадцать.

Поэтому тут присутствует такой же элемент гражданско-правового договора между публичной и частной стороной, где со стороны инвестора помимо выполнения возложенных обязательств возникает и получение прибыли, что совершенно нормально в рыночных отношениях. 

На какой стадии муниципальные депутаты могут влиять на процесс подписания контрактов ГЧП? На разной, как повезет. Где-то этот процесс начинается на стадии отбора и утверждения перечня объектов муниципального имущества, определяемых в качестве объектов соглашений по ГЧП. Или на стадии подготовки конкурса и определения существенных условий передачи и эксплуатации имущества. А иногда итоговый, уже согласованный с администрацией проект соглашения не может быть подписан без получения одобрения именно депутатского корпуса.

Любое соглашение по ГЧП представляет собой достаточно весомый документ (с приложениями он может быть размером с коробку от принтера), в котором аккумулируется работа не только юристов, но и финансистов, строителей, налоговиков, страховщиков, специалистов по тарифному регулированию, земельным отношениям и т.д. Не говоря уже о самом предмете соглашения, где частный инвестор расписывает, как собирается эксплуатировать объект.

И вот теперь представьте, что по итогам годового согласования условий со всеми профильными департаментами и отделами инвестора ставят на табуретку и начинают водить пальчиком по финансовой модели, задавая вопрос уровня: «А что это у вас тут за иностранные буквы: IRR, NPV?». Но при этом инвестор не может слезть со стульчика и уйти гордо — не тот случай, это тоже своего рода проверка.

Могу привести статистику, какие профессии преобладают среди тех, кого выбирают в муниципальные депутаты по партийному, и не только, признаку. Из личного опыта, практикующих юристов и экономистов — меньшинство, как и погруженных в предмет оппонентов, с которыми можно вести конструктивный диалог без использования административного ресурса.

И последнее: как следует из данных с последних выборов, наибольшее число избирателей насчитывается в Московской области (5,58 млн чел.), Краснодарском крае (4 млн чел.), Свердловской (3,3 млн чел.) и Ростовской областях (3,2 млн чел.). И эти же регионы — активисты проектов ГЧП. Но вот явка, например, на прошедшие выборы в среднем составила всего 20%.

Если вы действительно хотите что-то изменить, не поленитесь в следующий раз все же дойти до избирательного участка. Обратите внимание на бэкграунд, на компетенции и образование, даже когда «выбирать не из кого». Чтобы в вашем городе инвесторов и денег в будущем стало больше и, соответственно, увеличилось финансирование больниц, школ, общественного транспорта, котельных. Как выясняется, всё это взаимосвязанные вещи.

Колонка написана специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.