Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор - 24.08.2000

(Окончание. Начало в № 29.) Несмотря на видимое различие правового регулирования догово-  ров поставки и перевозки грузов, анализ соответствующих норм  позволяет сделать вывод о непосредственной

(Окончание. Начало в № 29.)

Несмотря на видимое различие правового регулирования догово-
 ров поставки и перевозки грузов, анализ соответствующих норм
 позволяет сделать вывод о непосредственной связи условий торгового договора с договором перевозки груза, заключенным во исполнение первого.
Взаимосвязь и взаимозависимость торгового договора и договора перевозки обусловлены следующим.
Во-первых, при заключении торгового договора наряду с другими условиями стороны определяют момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара. При этом они вправе выбрать один из вариантов, указанных в ст. 458 ГК РФ. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
а) вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
б) предоставления товара в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика (выборка товара);
в) сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
От формулировки этого условия в договоре зависит не только определение момента возникновения права собственности на товар у покупателя, но и определение стороны, ответственной за перемещение товара. Так, при выборке товара его транспортировка осуществляется силами покупателя. Выборка товаров должна производиться в согласованный сторонами срок, а при отсутствии этого условия в договоре — в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров. Товар признается готовым к передаче, если он идентифицирован для целей договора. Идентификация осуществляется путем маркировки товара или его тары, упаковки (в маркировку может быть включено наименование продавца и покупателя (получателя), номер договора, наименование товара, количество, наличие сертификата, если сертификация товара — обязанность продавца).
В двух других случаях поставщик-грузоотправитель заключает договор перевозки.
Применительно к договору контрактации выборка товара является более частым случаем. Заготовитель обязан не только принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, но и обеспечить ее вывоз (п.1 ст. 536 ГК РФ). Однако эта норма диспозитивная, стороны в договоре вправе установить иной порядок взаимоотношений, например, в соответствии со ст. 510, 458 ГК РФ.
Доставка (15) товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. При согласовании условия о перевозке товара стороны определяют не только вид транспорта, но и конкретного перевозчика. Это связано с тем, что на сегодняшний день, за исключением железнодорожного транспорта, в качестве перевозчика могут выступать не только государственные, но и частные фирмы. При этом различно не только правовое положение перевозчиков, но и качество предоставляемых ими услуг и условия их оплаты. В соответствии со ст.17 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат перевозки грузов морским транспортом, деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов в морских сообщениях, перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте, перевозочная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта.
В торговом договоре могут содержаться и другие условия, влияющие на содержание договора перевозки, например, указание на то, что перевозка будет осуществляться одним транспортным предприятием (перевозка в местном сообщении), несколькими предприятиями одного вида транспорта по одному транспортному документу (перевозка в прямом сообщении), несколькими видами транспорта по одному транспортному документу (перевозка в прямом смешанном сообщении), также уточняется скорость перевозки груза. Так, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью или большой скоростью с оплатой последней по повышенному тарифу (ст. 20 ТУЖД, п. 76 УВВТ).
Скорость перевозки грузов указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также железнодорожные направления, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются Министерством путей сообщения РФ (16).
Если же перевозка данного груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в накладной только эту скорость. При перевозке в прямом смешанном сообщении общий срок доставки груза определяется исходя из совокупности сроков доставки каждым видом транспорта и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
При отсутствии в договоре определения вида транспорта или условий доставки право выбора вида транспорта и определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычая делового оборота.
Во-вторых, к перевозке предъявляется груз, наименование и количество которого согласованы в договоре поставки применительно к каждой партии товара. В зависимости от вида груза, его веса, объема определяется вид транспортного средства (грузовой автомобиль, автомобиль-тягач с полуприцепом, крытый железнодорожный вагон или открытая платформа и т. д.).
В-третьих, условие о сроке предъявления груза к перевозке зависит от указанного в торговом договоре срока исполнения продавцом обязанности по поставке товара. Для надлежащего исполнения этой обязанности продавец учитывает время нахождения груза в пути. Сроки предъявления груза к перевозке зависят от периодов, графиков поставки.
В-четвертых, поставка товаров может осуществляться путем передачи товаров покупателю или лицу, указанному покупателем в качестве получателя товара. Исполнение договора не покупателю, а получателю допускается, если договором предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные разнарядки). При этом покупатель вправе непосредственно в договоре указать получателей товаров (их отгрузочные реквизиты) либо предусмотреть порядок и сроки представления отгрузочной разнарядки. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки. Содержание разнарядки по количеству и ассортименту подлежащих передаче получателю товаров и срокам (периодам) поставки должно соответствовать условиям договора поставки.
От условия договора поставки, касающегося получателя товара, зависит и указание грузополучателя товара в транспортных документах. При исполнении договора третьему лицу грузоотправитель в транспортных документах в качестве получателя груза указывает не покупателя, а лицо, поименованное в договоре поставки или отгрузочной разнарядке (получателя). В этом случае на получателе груза лежит обязанность по исполнению договора перевозки в части принятия груза от предприятия транспорта. Однако ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение получателем указанной обязанности в соответствии со ст. 403 ГК РФ, несет покупатель.
Груз, принятый к перевозке, до выдачи его получателю может быть переадресован. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения. За переадресовку груза железная дорога взимает сбор в размере, указанном в тарифном руководстве (ст. 37 ТУЖД). Переадресовка груза проводится в соответствии с приказом министра путей сообщения РФ от 29 марта 1999 г.
№ 7Ц "Об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" (17).
При воздушной перевозке грузоотправитель вправе изменить в грузовой накладной наименование грузополучателя до выдачи груза уполномоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае его непринятия грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю (п.1 ст.110 ВК).
При перевозке внутренним водным транспортом этот вопрос решается несколько иначе. В соответствии с п. 91 УВВТ, грузоотправитель имеет право требовать выдачи груза не тому грузополучателю, который указан в накладной. В исключительных случаях пароходство может по требованию грузоотправителя, грузополучателя изменить пункт назначения груза, принятого к перевозке. Повторная переадресовка грузов и переадресовка их в обратных направлениях запрещаются (п. 92 УВВТ).
В-пятых, при наличии длительных долгосрочных и устойчивых связей с покупателями продавцы могут заключать организационные договоры на перевозку грузов. Заключение указанных договоров в определенной степени облегчает взаимоотношения с перевозчиком. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В указанном договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК РФ). Договор об организации перевозок не является договором перевозки, взаимоотношения между сторонами регулируются договором и нормами общей части обязательственного права.
В-шестых, в соответствии с правовой природой договора купли-продажи, покупатель обязан принять товар. Это одна из его основных обязанностей (п.1 ст. 454 ГК РФ), наряду с обязанностью оплатить товар.
В соответствии со ст. 513 ГК РФ, покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. При этом он обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. Если порядок проверки качества товаров предусмотрен обязательными требованиями государственных стандартов, проверка, осуществляемая покупателем, должна соответствовать таким требованиям. Стороны в договоре вправе предусмотреть, что при приемке товара по количеству и качеству покупателем (получателем) применяется порядок, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. № П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 24 апреля 1966 г. № П-7 (18).
Исполнение этой обязанности зависит от условия торгового договора, определяющего момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара. При выборке товара приемка осуществляется непосредственно у продавца, порядок проведения приемки определяется сторонами в договоре.
В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ).
Таким образом, в зависимости от условия торгового договора различают приемку грузов (товаров) от органов транспорта и без участия транспортных организаций. В рамках данной работы остановимся на первом из указанных способов и, поскольку данный вопрос является предметом самостоятельного исследования, укажем лишь общий порядок урегулирования взаимоотношений между сторонами.
Покупатель (получатель) обязан принять груз, прибывший на его имя, даже если таковой не предусмотрен торговым договором. Так, при перевозке железнодорожным транспортом грузополучатель обязан принять груз от железнодорожной станции в случаях прибытия в его адрес груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной (п.1 ст.42 ТУЖД). При перевозке речным и автомобильным транспортом (при междугородных перевозках и при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов, пристаней и аэропортов) принимается только груз, не предусмотренный договором (абз. 2 п. 96 УВВТ, абз. 4 п.72 УАТ). В указанных случаях груз принимается получателем на ответственное хранение. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза лишь в тех случаях, когда вследствие повреждения или порчи его качество изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по первоначальному назначению (абз. 2 п. 96 УВВТ, п. 2 ст. 42 ТУЖД, п. 2 ст. 111 ВК).
В соответствии с действующим законодательством, принятие товара (груза) на ответственное хранение возможно в двух различных ситуациях. В одних случаях речь идет о взаимоотношениях с транспортной организацией, когда грузополучатель обязан принять груз на ответственное хранение. В других случаях о регулировании взаимоотношений между поставщиком и покупателем, когда покупатель, в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки, отказывается от переданного ему поставщиком товара (19). При этом товар получен покупателем (получателем) (в том числе и от транспортной организации) и находится в его фактическом обладании.
Несмотря на различные основания принятия товара на ответственное хранение, в ст. 514 ГК РФ установлен единый правовой режим ответственного хранения. Принимая груз на ответственное хранение, грузополучатель обязан:
а) обеспечить его сохранность всеми доступными средствами с учетом требований, предъявляемых к хранителю по нормам договора о хранении;
б) незамедлительно уведомить поставщика (отправителя) о принятии груза на ответственное хранение.
По получении уведомления последний, в свою очередь, обязан в разумный срок совершить одно из следующих действий: вывезти товар или распорядиться им. Если отправитель в этот срок не распорядится товаром, покупатель (получатель) вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. При этом независимо от дальнейшей судьбы товара покупатель вправе предъявить поставщику требование возместить необходимые расходы, понесенные им в связи с принятием мер по сохранности товара.
Если же поставщик не распорядился товаром, то наряду с возмещением расходов по хранению в зависимости от того, какое было принято решение, покупатель (получатель) имеет право на возмещение расходов по возврату товара либо по его реализации. Скоропортящийся товар подлежит реализации на месте. При принятии решения покупателю следует иметь в виду, что возмещению подлежат только необходимые расходы. Также следует учитывать некоторые различия в осуществлении субъективного права. Так, при реализации товара покупатель сразу же возмещает понесенные расходы, а вырученные средства, за вычетом причитающегося, передает поставщику. В этом случае право требовать возврата причитающихся средств принадлежит поставщику. При принятии решения о возврате поставщику товара покупателю предоставляется лишь право требовать возврата причитающихся средств, а возмещение расходов и их размер зависит от удовлетворения требования поставщиком. Таким образом, для покупателя более целесообразной является реализация товара, принятого на ответственное хранение, а не его возврат продавцу.
По результатам приемки груза от перевозчика при наличии обстоятельств, указанных в транспортном законодательстве, составляются коммерческие акты (на всех видах транспорта),  общие акты (на железнодорожном транспорте, при морской и речной перевозке) и иные акты (на железнодорожном транспорте). При перевозке автомобильным транспортом делается запись в товарно-транспортных документах, а в случае разногласий между перевозчиком и грузополучателем составляются акты установленной формы (п.157 УАТ).
Получатель (покупатель) должен потребовать составления, а перевозчик обязан составить и выдать коммерческий акт при наличии следующих обстоятельств:
а) несоответствия наименования, массы, количества мест груза указанным в перевозочном документе;
б) повреждения (порчи) груза;
в) обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза (ст. 134 ТУЖД, п. 215 УВВТ, п. 2 ст. 402 КТМ, п. 2 ст.124 ВК).
Коммерческий акт может служить основанием имущественной ответственности перевозчика.
В транспортном законодательстве определяются форма, содержание коммерческого акта, порядок взаимоотношений между сторонами (в том числе при отказе перевозчика в составлении названного документа).
При составлении коммерческого акта особое внимание грузополучатель и перевозчик должны уделять описанию запорно-пломбировочных устройств, имеющихся на транспортном средстве или контейнере. Если при разрешении спора выявляются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. При наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику (п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18).
Поскольку при перевозке груза железнодорожным, воздушным, морским, речным транспортом в отдельных случаях необходима доставка груза от продавца (отправителя) к перевозчику и от перевозчика к покупателю (получателю), так называемый завоз-вывоз, при наличии стабильных, постоянных связей между субъектами торгового оборота возможно осуществление централизованных перевозок грузов.
Централизованные  перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю. Централизованные перевозки грузов не применяются, как правило, при перемещении отдельных партий или видов грузов или при периодическом обслуживании отдельных грузоотправителей или грузополучателей.
При централизованных перевозках автотранспортные предприятия производят по договору перевозку грузов и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства грузоотправителей и грузополучателей; вывоз (завоз) грузов с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов (п. 38 УАТ).
Порядок организации централизованного завоза (вывоза), а также права и обязанности автотранспортных предприятий, станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов  устанавливаются  Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты.
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов прием автотранспортными предприятиями или организациями грузов от станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов производится по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте*(20).
Отношения по централизованным перевозкам имеют сложную договорную структуру, основным звеном в которой является автотранспортное предприятие или экспедитор. Структура договорных связей зависит от того, кем выполняются функции экспедитора автотранспортным предприятием или иным субъектом. Как правило, автотранспортное предприятие выполняет наряду с основной обязанностью по перевозке груза и функции экспедитора. Однако не исключено, что данные функции выполняет иной субъект хозяйственной деятельности.
Автотранспортное  предприятие-экспедитор  выполняет свои обязанности перед грузоотправителем (грузополучателем) либо на основании договора об оказании услуг по централизованному завозу (вывозу) грузов и договора транспортной экспедиции, либо на основании договора об оказании услуг по централизованному завозу (вывозу) грузов, содержащего условие об оказании экспедиционных услуг (смешанного договора).
Независимо от способа оформления договорных отношений для осуществления функции экспедитора нужна доверенность, выданная грузоотправителем (грузополучателем).
Помимо указанных договоров для осуществления централизованных перевозок автотранспортное предприятие (или экспедитор) должен также заключить договор с железной дорогой, портом (пристанью), аэропортом о выполнении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты.
_________________________________________________________________________
(15) Особо следует отметить, что при раскрытии содержания правоотношения по перевозке грузов несколько терминов "перевозка", "доставка", "транспортировка" рассматриваются как равнозначные. Однако в некоторых случаях понятие "доставка" используется не в отношении обязанности перевозчика, а применительно к обязанности поставщика по передаче товара покупателю путем сдачи товара органу транспорта для доставки покупателю (ст. 510 ГК РФ). В соответствии со ст. 458 ГК РФ термин "доставка" применим и к передаче поставщиком товара в месте его нахождения, и к передаче товара организации связи для доставки покупателю.
(16) См.: Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные министром путей сообщения РФ 10 сентября 1998 г. № ЦМ-593 // Российская газета. 1998. 20 октября.
(17) Российская газета. 1999. 2 ноября.
(18) Указанные инструкции применяются только в случаях, предусмотренных договором поставки (п.14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18).
(19) Так, согласно ГК РФ, если в договоре не предусмотрено иное, покупатель вправе отказаться от переданного товара и его оплаты, а если он оплачен — потребовать возврата денежной суммы по основаниям, предусмотренным в ст. 464, п. 1 ст. 466, п. 1, 2, 3 ст. 468.
(20) Письмо Министерства путей сообщения РФ от 14 мая 1993 г. № С-405у/АК-7/ЦМ-180.
По материалам журнала "Законодательство" n

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.