Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
63,80
70,69
Деловой квартал / Новости / «Правительство рассчитывает добрать 51 млрд руб. с бизнеса после отмены ЕНВД»
«Правительство рассчитывает добрать 51 млрд руб. с бизнеса после отмены ЕНВД»
Источник: Личный архив Ирины Маминой

«Правительство рассчитывает добрать 51 млрд руб. с бизнеса после отмены ЕНВД»

Самое читаемое
  • Суд поставил точку в споре мэрии и компании, построившей парковку вместо станции метро Суд поставил точку в споре мэрии и компании, построившей парковку вместо станции метро
    24 581
  • Совести нет. Платные парковки работают в убыток Совести нет. Платные парковки работают в убыток
    16 149
  • Стресс не убьет вас. Снять напряжение можно очень быстро и просто: семь способов Стресс не убьет вас. Снять напряжение можно очень быстро и просто: семь способов
    23 975
  • «Покупать будут и массовое жилье, и уникальные проекты. Мы сделали ставку на второе» «Покупать будут и массовое жилье, и уникальные проекты. Мы сделали ставку на второе»
    16 108
08:04   30.09.2019
27 312

«Власть преследует единственную цель — собрать дополнительные налоги и пополнить бюджет, а также стремится все без исключения отрасли экономики мгновенно поставить в одинаковые условия».

Госдума РФ одобрила законопроект, вносящий ряд изменений в Налоговый кодекс. Одним из основных аспектов документа является постепенная отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которая для отдельных групп товаров начнется уже 1 января 2020 г. Предприниматели бьют тревогу. Совладелец сети кофеен «Французский пекарь» Георгий Мурзин рассказывал в колонке на DK.RU, что отмена ЕНВД больно ударит по предпринимателям, потому что налоговые органы не предлагают никакой альтернативы бизнесу.  

Известно, что министерство финансов не рассматривает возможность продления действия единого налога на вмененный доход, об этом ранее заявлял глава ведомства, первый вице-премьер Антон Силуанов. 

В колонке на DK.RU налоговый консультант Ирина Мамина объясняет, почему правительство приняло решение отменить ЕНВД и что делать предпринимателям в сложившейся ситуации.

Ирина Мамина, аудитор, консультант по налогам и сборам:

— Режим ЕНВД действует давно, а введен он был в силу двух причин. 

Первая: сложность налогового контроля за деятельностью каждого кафе или каждой торговой точки. Этот налоговый спецрежим позволяет без контроля размера прибыли или выручки уплачивать фиксированную сумму налога, рассчитывая ее в зависимости от базовых показателей: количества транспортных средств, площади торгового зала и так далее.

Другими словами, ЕНВД привязали к экономическим показателям, но без учета предпринимательского дохода и прибыли. 

Вторая: вывод бизнеса из тени. Государство приняло решение дать возможность предпринимателям не прятать доходы и выплачивать понятную, разумную величину налога, чтобы малый и микробизнес могли нормально расти и развиваться.

И на самом деле — все сработало так, как и планировалось. Этот спецрежим оказался очень удобен для бизнеса, потому что он прост, понятен, необременителен. Благодаря ЕНВД большое количество бизнесов вышло из тени, не прячется, платит установленные налоги.

Прошло время, и правительство решило, что ЕНВД больше не нужен. Необходимости следить за бизнесом больше нет, потому что в стране успешно внедрена система цифрового контроля: безнал контролируется банками, а наличный расчет заменили онлайн-кассы. Кроме того, действует множество ИТ-систем на службе налоговых органов. 

Чиновники называют две причины, почему решено отказаться от режима ЕНВД.

Во-первых, очевидно, что существуют бизнесы, которые используют ЕНВД для оптимизации налогообложения. Фактически при развитии бизнес-структур некоторые компании переходят грани спецрежима, например, по количеству сотрудников (100 человек), и в этом случае должны уплачивать не «льготный» единый налог, а все налоги по общей системе налогообложения (ОСН). Однако такие бизнесы не заинтересованы в росте налоговой нагрузки и искусственно балансируют на этой грани, чтобы сохранить ЕНВД.

Правительство полагает, что такая экономия необоснована, а значит, в целях уравнивания условий предпринимательской среды такие бизнесы следует лишить ЕНВД и перевести на ОСН.  

Вторая причина отмены спецрежима — желание увеличить сборы налогов.

Правительство открыто говорит о том, что рассчитывает после отмены ЕНВД дособирать не менее 51 млрд руб. с бизнеса, который перейдет на другие налоговые режимы, в том числе на общую систему налогообложения.   

В бюджете страны 51 млрд руб. — не сверхвысокая цифра, но, видимо, правительство готово биться за каждый рубль, который можно дополнительно изъять у бизнеса в пользу бюджета. У чиновников есть желание собрать дополнительные налоги, но удастся ли это сделать и какой ценой? Когда поднимали НДС с 18% до 20%, власти говорили, что это принесет в бюджет дополнительные поступления, но сейчас очевидно, что запланированный результат не получен. 

Полагаю, что такой же сценарий возможен и с отменой ЕНВД. Маржа бизнеса, который использует ЕНВД, в связи с кризисом в экономике и снижением покупательской способности, сильно сократилась. Объективно многие предприниматели не будут готовы отдавать основную часть дохода в виде налогов в бюджет, когда режим ЕНВД будет отменен.

Важно также учитывать, какой бизнес применяет ЕНВД. В первую очередь это розница, общепит, сфера услуг для населения. Порядка 60% налогоплательщиков, которые используют режим ЕНВД, — это розничный бизнес. Выручка розницы — это товарооборот, который не является доходом в чистом виде для предпринимателя. Если говорить языком бизнеса, то предприниматели считают своим доходом маржу (наценку), а она несопоставима с величиной товарооборота и варьируется, как правило, в пределах 5-15%. 

Таким предпринимателям проще будет либо закрыться, либо уйти в тень, либо стать совсем мелкими, то есть «раздробиться». Понятно, что налоговая инспекция будет бороться с незаконными дроблениями, так что малый бизнес, который привык работать в комфортной и привычной налоговой среде, сейчас испытает все жесткости налогового контроля.

Розницу, общепит и сферу услуг на ЕНВД ждут массовые потрясения.

Что делать предпринимателям?

Индивидуальные предприниматели могут перейти на патент. Но действующий патент неудобен для бизнеса, потому что действует ограничение по сотрудникам — 15 человек, то есть речь идет о неком микро- и семейном бизнесе. Кроме того, есть ограничения по выручке — 60 млн руб. Опять же, если мы говорим о рознице, где выручка приравнивается к товарообороту, 60 млн — это совсем мелкий бизнес. Еще раз повторюсь, патент действует лишь для индивидуальных предпринимателей, компании не вправе его применять. 

Кстати, при переходе на патент налоговая нагрузка для ИП все равно вырастет, причем существенно. Потому что при ЕНВД из расчетной суммы единого налога исключаются страховые взносы, а при патенте такой вычет отсутствует. 

Многие чиновники говорят, что проблем не будет, потому что с режима ЕНВД все дружно перейдут на патентную систему налогообложения, и для предпринимателей ничего не изменится.

Но почему-то никто не говорит о том, что у нас есть порядка 200 тыс. организаций, которые не смогут перейти на патент, потому что патент — это спецрежим исключительно для ИП. Таким компаниям придется решать, как работать дальше. Государство не заинтересовано в массовом исходе юрлиц в ИП, кроме того, выбрав для себя в свое время удобную организационно-правовую форму, бизнес вправе ее использовать и в дальнейшем.

Второй вариант, который предлагается взамен ЕНВД — упрощенная система налогообложения. Этот режим подходит как ИП, так и организациям. Но ведь и на упрощенку могут перейти далеко не все, там действуют ограничения по количеству работников — 100 человек и по выручке — 150 млн руб. Для этого режима готовятся поправки: будет увеличено количество работников, немного поднимут порог выручки, но изменения будут несущественные. Универсальным вариантом спецрежим УСН для розницы и общепита не станет.

К тому же налоговая нагрузка на упрощенке существенно выше, чем при действующем ЕНВД. Доходы и расходы «упрощенцев» детально контролируются налоговыми органами и потребуют больших, чем в настоящее время, усилий учетных служб компаний и повысят затраты на бухгалтерию.

Если для бизнеса не подходит и УСН, что ему делать? У предпринимателей остается единственный путь — общая система налогообложения. Но выдержат ли малые предприятия такую налоговую нагрузку?

Могу сразу сказать, что бизнесу будет крайне сложно: налоговая нагрузка вырастет в разы, компании начнут работать в системе НДС, а это потребует в обязательном порядке штат бухгалтерии со специалистом по налогам, сильного корпоративного юриста. Даже на организацию этих бизнес-процессов потребуется много сил и ресурсов. 

Повторюсь, искусственное дробление исключительно для целей применения налоговых спецрежимов нет смысла обсуждать, так как уверена, налоговые органы будут выявлять и пресекать незаконные действия, это рискованный путь.

Если у предпринимателя одна кофейня, то он наверняка сможет перейти на патент или упрощенку, однако если речь идет о сети кофеен, то УСН может не подойти, а сможет ли такой бизнес потянуть общую систему налогообложения — большой вопрос. Думаю, что колоссальное число мелких бизнесов либо закроется, либо раздробится. 

Для нас с вами как для потребителей услуг это плохо, потому что однозначно вырастут цены. Бизнесу при переходе на общую систему налогообложения как минимум придется включить в цену НДС, а это 20%, причем реально рост может составить больше, потому что и другие дополнительные расходы бизнес попытается включить в цену. Другое дело — готов ли потребитель к такому подорожанию товаров и услуг?

В столице, может быть, да: там бизнес в сфере услуг и розница способны работать на ОСН благодаря высоким ценам и покупательскому спросу. Более того, ЕНВД в Москве был отменен еще в 2012 г.

Однако странно, что выводы о стратегиях и экономических последствиях для бизнеса делаются лишь на примере бизнеса в пределах Садового кольца, а региональные реалии полностью игнорируются.

В провинциях налоговые инспекции закрываются и объединяются, потому что количество региональных компаний стремительно сокращается, налоговикам за пределами городов-миллионников просто некого администрировать. 

Конечно, если правительство преследует единственную цель — собрать дополнительные налоги и пополнить бюджет, а также стремится все без исключения отрасли экономики мгновенно поставить в одинаковые условия — и ресурсные нефтедобывающие компании, и предприятия МСБ — то решение об отмене ЕНВД решает названные задачи.

Однако такая постановка экономических целей, на мой взгляд, неверная. Владелец нескольких булочных или закусочных не может и не должен содержать такой же штат бухгалтерии, который имеется у нефтедобывающего холдинга. Требования для крупного, среднего и малого бизнеса должны быть разные, и налоговые режимы, и налоговая нагрузка также должны различаться. 

Малому и микробизнесу необходимо создавать тепличные условия, чтобы они могли развиваться и наращивать обороты. И это нужно не только для того, чтобы бизнес подрос и смог заплатить больше налогов, это нужно, потому что малый и микробизнес обеспечивают население рабочими местами, люди, которые работают в сфере услуг, содержат свои семьи и не стоят на бирже труда.

Создание негативных налоговых условий для малого бизнеса приведет к снижению предпринимательской активности, безработице, снижению доходов населения. Кроме того, малый бизнес в сфере розницы, общепита, услуг, применяющий ЕНВД, формирует комфортную социальную среду для населения. У нас есть возможность гуляя по городу, зайти выпить кофе в кафе, съесть пирожное, забежать в магазин у дома, чтобы купить хлеб и молоко. Если этого не будет, а останутся только крупные торговые сети, то будет тоскливо. Конечно, супермаркеты необходимы, но нужен и другой формат, должно быть разнообразие бизнесов, а при отмене ЕНВД мы можем это потерять.

Сегодня при обсуждении вопроса об отмене ЕНВД вообще не упоминаются экономические последствия для бизнеса и населения от такого шага. Считаю, что такой ограниченный подход ошибочен. Нужно вернуться к вопросу продления действия ЕНВД.  

Особо печально, что для многих бизнесов отмена ЕНВД наступит не в 2021 г., а уже в 2020 г. 19 августа 2019 г. Госдума в третьем чтении приняла законопроект о запрете ЕНВД для субъектов, осуществляющих реализацию маркированных товаров, лекарств, обуви, шуб. Поэтому аптеки, обувные и меховые магазины, а также перепродавцы названных товаров в 2020 г. — вне ЕНВД. 

Автор: Екатерина Тарханова
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.