Подписаться
Курс ЦБ на 27.03
92,57
100,41

Порядок бесспорного взыскания штрафов за валютные правонарушения

Конституционный Суд РФ в определении от 4 марта 1999 г.   № 50-О по жалобе ЗАО "Производственно-коммер-  ческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод п.4 ст.14 Закона РФ "

Конституционный Суд РФ в определении от 4 марта 1999 г.   № 50-О по жалобе ЗАО "Производственно-коммер-
 ческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод п.4 ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее — Закон) указал на то, что положение о бесспорном порядке взыскания с юридических лиц без их согласия сумм штрафов и иных санкций, упомянутых в ст.14 Закона, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами, что является общеобязательным и впредь до отмены п. 4 данной статьи Федеральным Собранием исключает любое иное его истолкование в правоприменительной  практике.
Позже, в определении от 14 января 2000 г. № 4-О "О разъяснении определения Конституционного Суда РФ по жалобе ЗАО "Производственно-коммерческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод п.4 ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с ходатайством ЦБ РФ", Конституционный Суд разъяснил, что из выявленного в определении от 4 марта 1999 г. № 50-О конституционного смысла нормативного положения подп. "а" п. 1 ст. 14 Закона во взаимосвязи с нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), допускающими аналогию Закона, следует, что впредь до законодательного урегулирования возникшего правового вопроса юридическому лицу — плательщику штрафа за нарушение валютного законодательства должен предоставляться срок, в течение которого он вправе обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд решение органа валютного контроля о взыскании штрафа. Если это решение в указанный срок не обжалуется, оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры.
Срок, форма, порядок выражения несогласия юридического лица с решением органа валютного контроля о взыскании штрафа за нарушение валютного законодательства могут определяться правоприменительными органами на основе аналогии Закона (ст.ст. 268 и 285 КоАП).
Таким образом, бесспорное списание штрафов, наложенных на юридических лиц за совершение ими валютного правонарушения, может быть произведено лишь по истечении предусмотренного КоАП 10-дневного срока для обжалования спорного постановления и 15-дневного срока для добровольной уплаты штрафа. Последний срок является более длительным, в связи с чем действия по бесспорному списанию штрафа могут быть предприняты лишь по истечении 15 дней с момента вручения правонарушителю постановления о наложении штрафа или вступления в законную силу решения арбитражного суда о полном или частичном отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействительным ненормативного акта органа валютного контроля.
Из определения Конституционного Суда от 14.01.2000 г. № 4-О следует принципиальный вывод о возможности, допустимости и необходимости применения по аналогии норм КоАП к правоотношениям, возникающим между органами валютного контроля и юридическими лицами в связи с привлечением их к ответственности за совершение валютных правонарушений.
Можно рассуждать о том, является ли применение статей КоАП аналогией или прямым действием Закона, но в рассматриваемой ситуации главное — сам конституционный принцип: в отсутствие специальных правил привлечения юридических лиц к ответственности за административное правонарушение следует применять общие нормы законодательства об административных правонарушениях, содержащиеся в КоАП.
Вопрос о порядке бесспорного списания сумм штрафов, наложенных за валютные правонарушения, интересен не только с точки зрения сроков осуществления таких действий, но и с точки зрения собственно процедуры, порядка проведения таких мероприятий. Надо сказать, что Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" ограничивается лишь простым указанием на бесспорный характер взыскания сумм штрафов, не устанавливая его конкретную процедуру. Положение "О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю", являющееся основным нормативным актом, определяющим пределы компетенции органов валютного контроля, также не содержит никакого указания на то, как именно должны взыскиваться налагаемые штрафы. Указанное Положение не наделяет ВЭК России правом выставлять требования о бесспорном (безакцептном) взыскании денежных средств к счетам правонарушителей в кредитных учреждениях. Исходя из этого и из установленной Конституционным судом возможности использования в данном случае метода аналогии Закона, следует признать, что порядок бесспорного взыскания штрафов за валютные правонарушения должен полностью соответствовать нормам КоАП.
Законодательство об административных правонарушениях, регулируя вопросы статуса субъекта административной юрисдикции, налагающего административное взыскание в виде штрафа, исходит из того, что полномочия органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, ограничены вынесением постановления о наложении взыскания и его обращением к исполнению. При этом, под обращением к исполнению понимается передача в установленном порядке постановления субъекту, который уполномочен привести постановление в исполнение, т.е. реально взыскать штраф. Согласно КоАП, принудительное взыскание штрафов осуществляется по правилам, предусмотренным законодательством об исполнительном производстве. Действующий в настоящее время Федеральный закон "Об исполнительном производстве" исключает возможность совершения исполнительных действий (в рассматриваемом случае — действий по принудительному бесспорному взысканию штрафов) самим органом, вынесшим постановление о наложении административного взыскания. Правом совершения исполнительных действий обладает только служба судебных приставов, входящая в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время органы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю не вправе самостоятельно предпринимать какие-либо действия по принудительному бесспорному взысканию наложенных на юридических лиц штрафов за нарушения валютного законодательства, в том числе направлять в кредитные учреждения требования о бесспорном (безакцептном) взыскании денежных средств со счетов правонарушителей. Ни фактически, ни теоретически правовой статус ВЭК России как субъекта административной юрисдикции не включает в себя полномочия по приведению в исполнение вынесенного постановления (решения) о наложении административного взыскания в виде штрафа.
Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве" от 21.07.97 г. № 119-ФЗ определяются условия и порядок принудительного исполнения актов органов, которым при осуществлении установленных Законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств.
В соответствии со ст.7 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительными документами являются оформленные в установленном  порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требования взыскателя, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов; а также постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения.
Деятельность органов, осуществляющих контрольные функции, как и деятельность органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, носит публично-правовой характер. И требования контролирующих органов, и постановления органов (должностных лиц) выносятся по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях. Разница между этими исполнительными  документами заключается лишь в том, что контрольные органы в случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе самостоятельно направлять в банк требование о списании денежных средств со счетов должника. Делается это при взыскании в бесспорном (безакцептном) порядке сумм штрафов за различные нарушения законодательства РФ.
Как мы уже установили, ВЭК России не вправе самостоятельно направлять в банк требование о списании денежных средств со счетов должника (правонарушителя). В связи с этим, в настоящее время правильнее относить решения ВЭК России о наложении штрафов за валютные правонарушения к числу постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Поскольку принудительно исполняться решения ВЭК России могут только в порядке исполнительного производства, они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. На практике решения органов ВЭК России, составленные в соответствии с внутриведомственными инструктивными документами федеральной службы, не отвечают всем требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, в связи с чем службы судебных приставов-исполнителей на местах нередко отказывают в возбуждении исполнительного производства.
Согласно  ст.14 ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх месяцев со дня их вынесения. Срок предъявления к исполнению рассматриваемого вида исполнительных документов соответствует установленному ст.282 КоАП, сроку давности обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания. Согласно ст.16 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст.282 КоАП в случае пропуска сроки давности предъявления (обращения) к исполнению решений ВЭК России о наложении штрафов за валютные правонарушения восстановлению не подлежат.
Пропуск предусмотренного ст.282 КоАП срока давности обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания означает, что решение ВЭК России не может быть принудительно исполнено, в том числе путём обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Таким образом, ВЭК России для реального взыскания наложенного штрафа за валютное правонарушение в течение трёх месяцев с момента вынесения соответствующего решения, но не ранее 15 дней со дня вручения решения правонарушителю, должно обратиться в службу судебных приставов по месту регистрации правонарушителя с заявлением о возбуждении исполнительного производства, а в случае отказа в совершении исполнительных действий в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве", в тот же срок обратиться в арбитражный суд по месту регистрации правонарушителя с иском о взыскании штрафа. Иной порядок бесспорного взыскания штрафа противоречит КоАП, который в рассматриваемом случае подлежит применению по аналогии вплоть до внесения изменений и дополнений в действующие нормативные акты законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Вопрос о порядке бесспорного списания штрафов за нарушения валютного законодательства не потерял своей актуальности, несмотря на то, что ВЭК России в настоящее время находится в стадии очередной реорганизации. По предварительным данным, создаваемый Департамент валютного контроля Министерства финансов РФ будет обладать тем же объёмом полномочий в области административной юрисдикции, что и его предшественник.
Что касается Министерства по налогам и сборам, которое в настоящее время также является органом валютного контроля и вправе самостоятельно налагать взыскания за валютные правонарушения, то деятельность МНС как органа валютного контроля регулируется не налоговым, а исключительно валютным законодательством и, как мы выяснили, законодательством об административных правонарушениях. В связи с этим, все вышеизложенное в полном объёме относится как к деятельности ВЭК России и его правопреемника, так и к деятельности органов МНС РФ. n

Контактный телефон: (3432) 533-974

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.