Подписаться
Курс ЦБ на 27.02
74,43
90,37

Портрет полиграфического рынка

«Пришел конец гегемонии старых мастеров-печатников, которые только им известными приемами подобно шаманам управляли ветхим оборудованием — на красочные валики подуть, на увлажняющие побрызгать из б

«Пришел конец гегемонии старых мастеров-печатников, которые только им известными приемами подобно шаманам управляли ветхим оборудованием — на красочные валики подуть, на увлажняющие побрызгать из бутылки, во время печати правой рукой держим два рычага, чтобы не отвалились, левой крутим красочный дуктор, ногой поправляем стапель, остальные рычаги за недостатком рук подвязываем резинками».

Дмитрий Ширенов и Марсель Шарифуллин

(«Новейшая история оперативной полиграфии в России глазами очевидцев»)

Нельзя сказать, чтобы мы жили в полиграфической пустыне. Несмотря ни на что, количество больших и малых типографий в России приближается к пяти с половиной тысячам, а в Екатеринбурге, по данным Свердловского облкомстата, сегодня работает 150 полиграфических предприятий. И если за последний год этот количественный показатель ощутимо не вырос, то в качественном отношении рынок изменился до неузнаваемости.

Полиграфия Екатеринбурга по-прежнему многолика.
Наряду с пожилыми «Уральским рабочим» и «Поли-
графистом», корни величия коих уходят в светлое советское прошлое — кстати, из 150 типографий города государству принадлежат сегодня всего шесть — здесь можно встретить самых разнообразных обитателей. Это и мелкие рекламные фирмы, печатающие визитки шелкографией, и крупные офсетные типографии, чьи обороты упрямо растут, и даже предприятие флексопечати, открывшее по стране несколько представительств вплоть до Москвы. Всё это изобилие распадается на три направления — газетное производство, рекламно-презентационные изделия и промышленная продукция — разнообразные этикетка и упаковка. К рынку черно-белой газетной печати, наверное, имеет смысл подходить со своим аршином, слишком уж тут всё специфично — и техника, и сырье, и цели. Пока тиражи ведущих газет Екатеринбурга не превышают шестидесяти тысяч (не считая бесплатных), а население в большинстве своем неплатежеспособно, этот рынок не имеет больших перспектив. Не случайно газеты печатаются преимущественно в государственных типографиях, нередко расположенных в городах-спутниках. Напротив, рекламно-презентационная (далее просто рекламная) и промышленная полиграфия предполагают сегодня все более высокие требования к качеству.

Чем хуже, тем лучше

Кризис определенно пошел полиграфии на пользу. Возвращение с небес на землю имело множество последствий, главное из которых — переход ведущих игроков рынка на новый, качественно иной уровень развития. «Сейчас уже видно, что типографии, в своё время сделавшие правильные шаги, чувствуют себя хорошо и стабильно работают», — считает глава местного филиала московского представительства «Гейдельберг-СНГ» Дмитрий Ермаков. Жесткие условия просто поставили полиграфистов перед необходимостью научиться вести бизнес более грамотно. Мало-помалу лучшие екатеринбургские печатники научились стабильно выдавать достаточно высокое качество на уровне мировых стандартов.

Свидетельством этому — победа Печатного дома «Формат» в нынешнем ежегодном конкурсе «Время печатать в России», проводимом представительством «Гейдельберг-СНГ» и МГПУ. Москвичам — а среди сорока участников конкурса были не самые слабые типографии Москвы и Санкт-Петербурга — оставалось лишь признать, что они уделили своим работам недостаточно внимания.

Сегодня полиграфический рынок устойчиво растет — в первую очередь за счет промышленного сектора. По мнению Дмитрия Ермакова, объемы производимой в Екатеринбурге печатной продукции сегодня уже в 1,8-2 раза превышают докризисные, а ведущие типографии практически восстановили свои валютные обороты. Более осторожные аналитики полагают, что лидирующие фирмы восстановили не менее половины своих валютных оборотов, а самые успешные отыграли до трех четвертей.

Что касается объема рынка в денежном выражении, то оценки экспертов колеблются от $ 700 тыс. до $ 1,2 млн в месяц. Между тем, согласно данным Свердловского облкомстата, за семь месяцев 1999 года объем производства полиграфической продукции по крупным и средним типографиям составил 79297 млн руб. (134,7% к соответствующему периоду прошлого года). Если считать все месяцы одинаковыми, месячный объем рынка составит всего $ 450 млн в месяц. Это позволяет предположить, что налицо действительно рост производства. Это при том, что валютные цены на полиграфическую продукцию после кризиса снизились — от 50 до 100%.

Такое стало возможным благодаря усилению конкуренции на смежных рынках (препресса, расходных материалов и бумаги, которые в итоге подешевели не менее чем на 20-30% в валюте), но большей частью за счет героических усилий самих типографий. И в первую очередь им пришлось распрощаться со сверхприбылями. Раньше уровень рентабельности колебался между 50 и 100%, а в отдельных случаях мог достигать 300%. Сегодня он, по отзывам самих участников рынка, застыл на отметке 30-50%, в промышленной продукции — не выше 20%. А неумолимые данные Свердловского облкомстата и вовсе свидетельствуют о том, что рентабельность за первый квартал 1999 года всего составила 24,5%. Максимальные скидки, даже постоянным клиентам, не превышают 10% — скидывать попросту не с чего. Интересно, что ничуть не менее конкурентный московский рынок умудрился-таки сохранить более высокие цены — в полтора-два раза на этикетку и упаковку и в два-три, а то и более раз — на рекламную продукцию. Эксперты объясняют это более высоким уровнем развития московских типографий и полиграфистов, сумевших договориться между собой, а также общей зрелостью рынка, менее склонного к демпингу.

Промышляй и властвуй

Настоящим хитом сезона можно считать окончательное размежевание рынка на рекламный и промышленный секторы. Этикетка и упаковка, в отличие от более или менее самоценных буклетов и листовок, встраивают полиграфические процессы в технологическую цепочку производства товаров народного потребления. И, соответственно, будут нужны всегда, пока мы интересуемся пивом, водкой, мылом и сигаретами. Осознание этого пришло к полиграфистам сразу же после печального августа, когда рекламных заказов некоторое время не было совсем, а жить хотелось. Тогда-то и началась Великая Война за Этикетку. Никому больше, наверное, не были тогда — да и сейчас — так дороги эти самые отечественные производители. Сегодня типография, имея двух-трех таких постоянных заказчиков, уже способна вполне сносно существовать и даже поглядывать свысока на путающуюся под ногами «рекламную мелочь»...

Тем более что для развития промышленной полиграфии обнаружилось множество дополнительных стимулов. Прежде всего, с девальвацией рубля отечественные товары вдруг оказались удивительно конкурентоспособными. Оживилось и производство — деньги со скрипом, но изымались из торговли бытовой техникой и вкладывались в майонез, пиво и масло.

С каждым днем сигаретам требуется все больше коробок, а бутылкам — этикеток, число заказчиков увеличивается, и объемы заказов на промышленную полиграфическую продукцию растут как на дрожжах.

Кроме того, этикетка (в большей степени) и упаковка (в меньшей) всё больше возвращаются из «забугорных» типографий в родные пенаты. Хотя, по словам директора типографии «Фабрика Цвета» Владимира Орлова, ввозные пошлины на бумагу как были, так и остались на уровне 15%, а готовая этикетка по-прежнему освобождена от них. Именно за «буржуйские» заказы в первую очередь и развернулась борьба между екатеринбургскими печатниками. Сначала они благодаря взлетевшему доллару доставались им относительно легко. Потом стало труднее, но процесс продолжается по сей день.

И наконец, что самое удивительное, повышаются требования к упаковке конечных потребителей. Многие стали предпочитать более дорогой товар в красивой упаковке более дешевому, но в полиэтиленовом мешке. И производители бросились упаковывать то, что порой даже не имело сложившихся стандартов упаковки, которые приходится придумывать буквально на ходу. «Мы сейчас разрабатываем упаковку каких-то принципиально новых видов продукции для многих предприятий — “Екатеринбургскому Хлебокомбинату» мы красиво упаковали вермишель, печенье и даже рулеты, а «Мясокомбинату» — колбасу”, — говорит директор РИФ «Солярис» Тамара Пащенко. Именно упаковка — самая динамичная, актуальная и перспективная сегодня область полиграфии. Если основные объемы этикеточного производства уже освоены екатеринбургскими печатниками, то, по оценкам аналитиков, преобладающая часть местной упаковки до сих пор производится за границей.

Сегодня двигаться дальше на рынок промышленной продукции екатеринбургским полиграфистам мешает недостаток специализированного оборудования, сокращающий их возможности отделки продукции. В первую очередь не хватает техники для послепечатной обработки — передовые типографии региона находятся сейчас именно на стадии ее накопления. Появление необходимых машин позволит полиграфистам освоить не доступные им пока операции (ультрафиолетовое лакирование, качественное тиснение, автоматизированная склейка и пр.), после чего и можно будет ожидать возвращения остающихся пока на Западе заказов. Понятно, что многие операции теоретически осуществимы и сейчас — например, коробки в столице Урала клеятся… руками трудолюбивых бабушек. Но если тираж в три-десять-двадцать тысяч не останавливает никого, то при дальнейшем росте ручной труд уральцев уже не способен конкурировать по цене и качеству с автоматическими линиями зарубежных типографий. А речь идет именно о переходе к крупносерийному производству, которое предполагает соответствующую себестоимость, качество и сроки. Безусловно, на определенную категорию всегда будут действовать внеэкономические механизмы вроде удовольствия от выезда за печатной продукцией на Канары, но эти исключения вряд ли способны изменить общую тенденцию. При благоприятном развитии событий отдельные специалисты прогнозируют возвращение «родной» упаковки в Екатеринбург уже к середине следующего года.

Что касается рекламной продукции, то этот рынок медленно, но верно восстанавливается. В Москве это уже практически произошло. По мнению Дмитрия Ермакова, представительства иностранных фирм и их дочерних компаний, которых много в Москве, отличаются правильным отношением к бизнесу и рекламе — чего, как правило, нет у российских компаний. Более того, многие серьезные рекламные заказы из Екатеринбурга также размещаются сегодня в Москве. «Что мешает делать их дома? Отсутствие сильных дизайнерских идей — раз, более слабый препресс — два, ограниченные возможности по отделке — три, недостаточная проработка с точки зрения рекламной кампании в целом — четыре». Кроме того, поскольку в Москве к моменту кризиса типографии уже имели специализацию, традиционно работавшим с рекламой было проще набрать нужные объемы. У нас пока поводов для оптимизма меньше. Рекламная продукция имеется в портфеле практически всех типографий, но жить и продолжать развиваться только на ней сегодня вряд ли возможно.

Человек человеку печатник

Понимание того, что основные деньги в упаковке и этикетке, возвело конкуренцию между типографиями в энную степень, и сегодня их отношения можно назвать спокойными лишь с большим допущением. После скорого освоения заказов, ранее размещаемых за рубежом, типографии вступили в прямую борьбу за заказчика. «Основная борьба разгорелась вокруг тех, кто имеет гарантированный спрос на свою продукцию и, соответственно, гарантированную платежеспособность. На сегодня это пищевики — они и вызвали максимальный ажиотаж», — говорит директор Печатного дома «Формат» Андрей Попов. Каждая отвоеванная пядь территории конкурента стоила сейчас гораздо дороже, поскольку «теперь речь шла о постоянных заказчиках — за них, в отличие от разовых буклетов и листовок, имело смысл биться», — считает менеджер типографии «АСМ-офсет» Александр Павлов. Мы находимся сегодня в эпицентре этой битвы и, без сомнения, ещё увидим немало интересного.

В изменившейся обстановке типографии в корне изменили саму стратегию поведения на рынке — они стали несравненно более активны в поиске клиентов. Те, кто раньше не имел в своем штате менеджеров по продажам, срочно ими обзавелись. Безусловно, наличие профессиональных продавцов, непосредственно работающих с клиентами, — серьезный шаг к качественному сервису. Нередко заказчики просто переходят за хорошим менеджером из типографии в типографию. Другое дело, что при наличии собственной эффективной службы продаж типография теряет интерес к «внешним» заказам со стороны рекламных агентств, которым нужно платить комиссионные, и стремится выйти на прямой контакт с заказчиками. Между тем рекламные агентства полного цикла (или близкие к таким) привлекают клиентов комплексностью обслуживания и более качественной проработкой заказа на уровне идеи, поэтому они сохраняют свою клиентуру. По словам директора РГ «Артикул» Андрея Черепанова, через агентства до сих пор идет более половины рекламной полиграфической продукции. Соответственно, эти заказы отправляются в менее агрессивно ведущие себя на рынке типографии, не склонные отбивать у агентства его клиентов — например, «Лазурь» и «Союз».

Что касается средств конкурентной борьбы, то определяющим фактором для местного заказчика по сей день остается цена — она прежде всего и идет в ход. Между тем в промышленной полиграфии доля валютного сырья особенно велика, материалы приобретаются у одних и тех же поставщиков, и на каждый из видов продукции сложились достаточно твердые рыночные цены. Нередко борьба идет буквально за сотые доли копейки. Все разумные пределы «ужатия» уже исчерпаны, и падать ещё дальше можно лишь за счет сокращения остатков собственной прибыли. Поэтому обычно неожиданное понижение цены имеет под собой какую-либо скверную основу — применяются менее качественные краски, не соответствующая заявленным характеристикам бумага и пр. Либо же свежесоблазненному клиенту задешево делаются два-три тиража, после чего материалы «неожиданно» дорожают, и всё возвращается на круги своя. Главная сложность — не столько «откусить» клиента, сколько удержать его. При сравнимых ценах и качестве на первый план нередко выходят дипломатия, связи и личное обаяние руководителей типографий. Сейчас трудно предположить, до каких пределов может накалиться обстановка в итоге. До убийств пока далеко, но рынок крайне неконсолидирован — никакого общего информационного поля нет, и это следует считать одной из причин его слабой управляемости.

Иванов, Петров, Сидоров

Усилившаяся конкуренция толкает полиграфию на путь интенсивного развития. Сегодня конкурентные преимущества имеет тот, кто может максимально снизить себестоимость, соответственно повысив эффективность производства. Все лежащие на поверхности способы давно исчерпаны, и на первый план вышли долгоиграющие факторы. «Фирмы, которые пошли на промышленный рынок, вынуждены достаточно серьезно заниматься отладкой своего производства — многое из того, что раньше прощалось, теперь не прощается», — считает Андрей Попов. Это увеличивает разрыв между лидерами и отстающими, сводя к нулю вероятность появление принципиально новых игроков и серьезные перестановки в рядах старых. Пять-семь ведущих типографий прочно оторвались от конкурентов — как по объемам, так и по уровню организации производства и качеству продукции. Они имеют плановые графики загрузки оборудования, долгосрочные планы развития и давно ориентируются не только на городской, но и на региональный рынок. Вместе с тем, по единодушному мнению экспертов, явного лидера среди них выделить невозможно.

По-видимому, в дальнейшем стоит ожидать углубления наметившейся специализации типографий и закрепления их в своих нишах. Уже сейчас большинство из них позиционируют себя вполне определенно. «Уральский рабочий» по-прежнему сосредоточен на газетной и книжной продукции и на рынке качественной полноцветной печати практически не присутствует. «Полиграфист» (35% упаковки и 35% этикетки от общего объема производства), «Фабрика Цвета» (50% упаковки и 35% этикетки) и «Солярис» (50 и 30% соответственно) печатают немало этикетки, но сориентировались в основном на упаковку. «Формат» работает по преимуществу с этикеткой (60%), сохраняя также серьезные объемы рекламной продукции, а «АСМ-офсет» (90% этикетки), «Авантаж» (70% этикетки на самоклеящейся пленке) и «Уралтранс» (70% этикетки) почти полностью посвятили себя этикетке. «Союз» остается авторитетом в области рекламной продукции (70%), но активизировался также в секторе этикетки (10%), а вскоре, по словам коммерческого директора типографии Николая Шаньгина, собирается двинуться и на рынок упаковки. Режевская «Лазурь», по-прежнему владея титулом журнальной типографии (70%), также делает шаги по направлению к упаковке (20%).

Можно привести примеры и совсем узкой специализации. Так, «АСМ-офсет» работает в основном с этикеткой для лимонада, «Фабрика Цвета» славится огромными тиражами коробки, а «Адекс-принт» и вовсе отработал новую для России технологию печати на сульфитной бумаге, используемой при изготовлении кругов для резки металла. В общем же, по мнению экспертов, за минувший год наиболее впечатляющих успехов достигли «Фабрика Цвета» и «Формат», а «Солярис» и «АСМ-офсет» чаще других называются в качестве значительно продвинувшихся вперед, к группе лидеров. Можно предполагать, что два-три игрока в конечном итоге будут выкинуты с промышленного рынка, а остальные окончательно поделят его между собой.

Вышеперечисленные персонажи уже сегодня относятся к рекламным заказам как к нестратегическим. И чем больше они будут концентрироваться на промышленной продукции, тем менее целесообразно будет обращаться к ним с рекламной. Действительно, сегодня ощущается некоторая подвешенность рынка рекламной полиграфии, которая так до конца и не вернулась «из боя». Но рано или поздно на этом секторе определятся свои лидеры. Уже сегодня из общей массы можно без труда выделить типографии, не столь активно участвующие в «этикеточно-коробочной гонке», но работающие грамотно, уделяющие должное внимание своему развитию и ориентирующиеся как раз на продукцию для рекламного рынка. В первую очередь можно назвать «Ириду-пресс», «Артикул» и «Полилайн». Они имеют хорошую малоформатную технику, оптимальную именно для небольших тиражей — японские Ryoby и Komori, американскую ABDick, немецкий Heidelberg. Видимо, серьезную часть заказов на рекламную продукцию всегда будут оттягивать на себя «большие типографии», но названные компании, вернее всего, смогут специализироваться на этом рынке. А прочие небольшие офсетные типографии либо вынуждены будут качественно развиваться, и тогда тоже войдут в эту группу, либо будут оттеснены в область примитивной черно-белой продукции бланочного типа.

Дело техники

Хорошая печатная техника — если не достаточный, то уж точно необходимый фактор успешности полиграфического предприятия. За истекший период серьезных изменений в городском парке печатного оборудования не произошло. Были зафиксированы лишь единичные факты продаж («Союз») и покупок («Лазурь», «Солярис», «Артикул», Березовская типография) полиграфической техники — типографии осваивали накопленный перед кризисом потенциал. Поэтому в Екатеринбурге по-прежнему преобладают чешские Polly (фирма DST) и Dominant (Adast), а также немецкие Planeta (KBA) — продукция братских некогда советскому народу социалистических республик. Помимо того, растет процент техники фирмы

Heidelberg, попадаются единичные экземпляры японских Ryobi, Komori и Sakurai, американских ABDick, есть даже немецкие Rapida (KBA) и Roland-Practica (MAN Roland). Не считая многочисленных чешских Romayor`ов, которые мы в этот раз окончательно вынесем за скобки настоящей полиграфии.

Между тем на мировом рынке лидерство по-прежнему принадлежит немецким концернам Heidelberg (оборот в 1998 году почти семь миллиардов марок), MAN Roland (почти три миллиарда) и KBA (около полутора миллиардов). Соответственно, их техника и считается самой высококлассной. (В Екатеринбурге сегодня две типографии — «Уралтранс» и «Формат» — имеют пятикрасочные машины Heidelberg). Рынок полиграфического оборудования пострадал от кризиса особенно ощутимо, но KBA и MAN Roland сохранили свои представительства и дилеров в Москве, слегка потеряв в продажах. А концерн Heidelberg — Druckmashinen, напротив, заметно активизировался на российском рынке.

С 1995 года продажи техники Heidelberg в России возросли с 7 до 37% от общего количества поставок. Филиал в Екатеринбурге был открыт в октябре 1998 года, предложив, помимо поставок оборудования, услуги сервисного центра и расходные материалы для полиграфии. Если в Москве напрямую или через дилеров представлены практически все мировые лидеры-производители полиграфического оборудования, то в Екатеринбурге прямых представительств больше нет. Да и дилеров, скажем так, не густо — известно, что фирма «Итрако» представляет здесь датскую компанию Nilpeter (крупный производитель машин для флексопечати), «Таймер» — московскую компанию ХГС (дистрибьютора MAN Roland), «Форт Диалог — Екатеринбург» предлагает японские машины Hamada и Hashimoto, а «Иприс-Екатеринбург» недавно установил в Березовской типографии чешскую Polly. Не удивительно, что ближайшие грядущие покупки печатного оборудования в большинстве своем, по-видимому, будут связаны с Heidelberg.

Рынок «восстановленного оборудования», а по-русски — second hand — заслуживает отдельного внимания. Хотя, по мнению Андрея Попова, «если вы покупаете подержанное оборудование, ваш механик должен иметь девичью фамилию Кулибин-Ползунов-Черепанов, и желательно, чтобы его количество не равнялось одному», добрая половина полиграфической техники Екатеринбурга куплена «с рук», и в последнее время её процент растет. Heidelberg построил в Москве завод по восстановлению своих печатных машин, работающий на всю Восточную Европу, и дает на них полугодичную гарантию. Правда, цены на восстановленную технику Heidelberg составляют от половины до стоимости новой — при том, что нередко это ещё и модели предыдущих поколений. Но в конечном итоге всё это предоставляет екатеринбургским типографиям дополнительные возможности по замене и расширению парка техники.

Интересны перспективы техники для флексопечати. После переориентации рынка на промышленную продукцию офсет, занимающий сейчас около 80-90% рынка, имеет реальную перспективу приобрести серьезного конкурента. До сего момента флексография и офсет существовали в достаточной степени параллельно. Лидер флексопечати «Авантаж 1» занимался в основном этикеткой и упаковкой на самоклеящейся пленке для автоматизированных производств, наклеивающих её с рулона, тогда как офсетом печаталась бумажная листовая продукция. Кроме того, флексография имела серьезные ограничения по линиатуре, то есть, по качеству воспроизведения картинки, и в итоге рулонные флексомашины фирмы Nilpeter (представлена в Екатеринбурге компанией «Итрако») не составляли конкуренции офсетным производствам. Теперь же, когда в центре внимания один объект, ситуация может измениться. Развитие флексомашин, считает директор екатеринбургского филиала фирмы «Итрако» Надежда Кригер, идет в сторону их универсализации. Новые модели могут совмещать в одном аппарате полный цикл печати и послепечатной обработки — вплоть до секций офсетной и трафаретной печати. Такую машину можно постепенно комплектовать под свои потребности. Nilpeter планирует показать подобную технику уже на ближайшей октябрьской выставке «LABELEXPO’99» в Брюсселе. В этом же направлении — тревожный знак — движется и Heidelberg, также намеревающийся представить там аналогичное оборудование. Возможно, в ближайшее время наметившаяся «интрига» получит свое развитие на наших глазах — «Авантаж 1» собирается приобрести четвертую машину Nilpeter.

Мировой рынок оборудования пребывает сейчас в стадии затишья, связанного с приближением весенней выставки Drupa, проводящейся раз в пять лет в Дюссельдорфе, — потенциальные покупатели ждут новинок. Но у екатеринбургских печатников свои жизненные ритмы, и вскоре парк печатного оборудования, по-видимому, серьезно пополнится. Связано это с тем, что накопленные до кризиса мощности уже «съедены» раздувающимся рынком — многие типографии отмечают, что техника загружена полностью. Мелкие и средние предприятия заинтересованы в покупке собственной техники для снижения себестоимости продукции и повышения своей конкурентоспособности. А у крупных назрела необходимость в более производительном оборудовании. Редакции ДК стало известно, что в самое ближайшее время приобрести крупные печатные машины планируют «Фабрика Цвета», «Формат», «Уральский рабочий» и «АСМ-офсет». Кроме того, участники рынка постепенно обзаводятся оборудованием для послепечатной обработки — не так давно «Лазурь» установила листоподборную машину и два вырубных пресса Heidelberg, «Фабрика Цвета» обзавелась двумя высекальными машинами Kama TS-96 и переоборудовала свой Heidelberg под автоматизированное тиснение фольгой, покупать технику для вырубки собираются «Солярис» и «АСМ-офсет»… Все это может вызвать серьезные перестановки на рынке.

Вокруг да около

Рынки, примыкающие к рынку печатных услуг или связанные с ним, — дизайн и предпечатная подготовка, расходные материалы и бумага — претерпели почти одинаковые изменения. Их суть — в появлении сильных новых игроков, резком обострении конкуренции, связанном с этим падении валютных цен и очевидном росте качества обслуживания. По оценкам экспертов, бумага и расходники подешевели как минимум на 20%, а вывод пленок и дизайнерские услуги — и того больше. А в итоге, конечно, выиграли конечные потребители полиграфических продуктов.

На рынке предпечатной подготовки таким новым игроком стала фирма «Артикул», сразу же после выхода нашего прошлогоднего обзора обзаведшаяся качественным фотонаборным автоматом. А вскоре появился ещё и «РИП-Центр», куда перешел «выводник» «Репросалона», купившего себе новый, в два раза большего формата. После недолгой междоусобной борьбы игроков можно было констатировать падение в городе Екатеринбурге цен на услуги фотовывода — по оценкам аналитиков, не менее чем на 50% от прежней долларовой цены. Возможно, причина не только в конкуренции, но и, например, в развитии технологий — цены на цветопробу также значительно снизились (до 30%). Либо просто количество фотонаборных автоматов на единицу площади превысило критическую массу — сегодня их не менее двенадцати. Из них пять или шесть находятся в типографиях и работают в основном на себя, а остальные обслуживают «внешний» рынок.

Рынок расходных материалов с начала 1999 года пополнился новым игроком в лице местного филиала представительства Heidelberg. Пока ещё трудно оценить отвоеванный им сектор, но судя по тому, что буквально все опрошенные типографии назвали его в качестве своего поставщика расходных материалов, он весьма значителен. Помимо всего прочего, Heidelberg привлекателен своей сервисной и консультационной службой. Кроме того, активизировались местный филиал фирмы Итрако и пермский филиал Sun Chemical, стал заметней «Иприс — Екатеринбург». В итоге валютные цены также ощутимо снизились, сделались более гибкими и механизмы расчетов.

Ведущие поставщики работают в основном с качественными импортными материалами известных во всем мире производителей, но у некоторых можно приобрести и отечественные краски («Полиграфсервис»).

Что касается рынка бумаги, в марте 1999 года в Екатеринбурге открылся филиал крупнейшего московского игрока — группы компаний «Регент-Урал». Прямое присутствие компании в Екатеринбурге изначально входило в планы её развития. По словам директора «Регент-Урал» Николая Арцишевского, целью было максимальное качественное улучшение снабжения местного рынка бумагой — предоставляя максимально широкий ассортимент бумаг с локального склада в минимально короткие сроки. Неизвестно, в связи с появлением на рынке нового сильного конкурента или в силу неисповедимых законов его внутреннего развития, но в итоге цены на бумагу в Екатеринбурге упали до уровня московских. В ближайшем будущем есть основания ожидать очередного пополнения — питерская фирма «Бумага и картон» (БИК) уже имеет в Екатеринбурге своего представителя (правда, она не торгует мелованными бумагами «народного потребления», а специализируется в основном на этикеточной бумаге — тоже своеобразный знак). И тогда, возможно, нам стоит надеяться на новые блага.

Некоторые мировые тенденции развития полиграфии — такие как всё более узкая специализация типографий или повышенное внимание к отделке продукции — уже ощутимы на екатеринбургском рынке. Между тем есть ещё как минимум два не менее актуальных направления, пока не нашедших здесь серьезного отражения. Речь идет об автоматизации полиграфических процессов и развитии технологий цифровой печати. Если совсем недавно старейшие мировые полиграфические предприятия с двухсотлетним опытом работы не планировали в ближайшее время заниматься цифровыми технологиями, то сегодня 90% типографий отвечают, что в течение года будут приобретать такую технику. Цифровая печать должна занять нишу оперативной полиграфии — небольших тиражей и коротких сроков. Так что нас ждут новые потрясения…

Автор благодарит за неоценимую помощь Николая Арцишевского («Регент-Урал»), Дмитрия Ермакова («Гейдельберг»), Надежду Кригер («Итрако»), Владимира Орлова («Фабрика Цвета»), Александра Павлова («АСМ-офсет»), Тамару Пащенко («Солярис»), Андрея Попова («Формат»), Александра Спасского («Уралтранс»), Аллу Фролову («Ирида-пресс»), Алексея Харитонова («Абак-Пресс») и Андрея Черепанова («Артикул»).

В таблице 1 собраны результаты расследования редакции ДК. Наша оперативная группа под видом заказчиков объехала несколько типографий города и собрала расценки на определенную полиграфическую продукцию. Подразумевалось, что печать будет осуществляться с готовых пленок, все остальные материалы и операции — за счет типографии. При этом целью не ставилось выводить кого-либо на чистую воду или определять, в каком месте что дешевле, но исключительно только установить средний уровень и разброс цен. Все суммы указаны с НДС, без налога с продаж, условные единицы пересчитаны в рубли по курсу 25.

Таблицы 3-5 призваны дать общую справочную информацию об офсетных типографиях города и их оборудовании. Информация для таблиц предоставлена непосредственно типографиями и редакцией не проверялась. Внимание — в таблице 3 речь идет только об АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ операциях, выполняемых типографией НА СВОЕМ ОБОРУДОВАНИИ. Знак «минус» в соответствующей графе не означает, что данная типография не осуществляет таких операций — она может поручать их третьим лицам либо выполнять вручную.

Самое читаемое
  • «Помогла вакцина». Екатеринбуржцы ринулись в торговые центры«Помогла вакцина». Екатеринбуржцы ринулись в торговые центры
  • Продажа Sports.ru. Аэрофлот хочет ввести билеты без гарантии перелета. Главное 26 февраляПродажа Sports.ru. Аэрофлот хочет ввести билеты без гарантии перелета. Главное 26 февраля
  • «Ростелеком» планирует участвовать в развитии туркластера «Гора Белая» на условиях ГЧП«Ростелеком» планирует участвовать в развитии туркластера «Гора Белая» на условиях ГЧП
  • Глава «Открытия» сравнил биткоин с МММ, попытка переворота в Армении. Главное 25 февраляГлава «Открытия» сравнил биткоин с МММ, попытка переворота в Армении. Главное 25 февраля
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.