Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Полный диск-комфорт

В деловых кругах еще помнят последствия грандиозной «форматной битвы» 80-х годов. Тогда за рынок сражались две версии видеокассет -VHS и Video-8. Из-за маркетинговой ошибки разработчик последне

Технический прогресс в бытовой электронике устремился вперед с такой прытью, что за появлением всех новинок и революционных изобретений мировых гигантов электронной мысли уследить практически невозможно. Покупая импортную технику, не знаешь, сколько ей «на роду написано». Возможно, уже завтра Ваш крутой видик или супер-аудиосистема превратятся в антикварную рухлядь, а мир как ни в чем не бывало будет смаковать новые головокружительные открытия...

В деловых кругах еще помнят последствия грандиозной «форматной битвы» 80-х годов. Тогда за рынок сражались две версии видеокассет -VHS и Video-8. Из-за маркетинговой ошибки разработчик последней, более удобной малогабаритной (с пачку сигарет) видеокассеты — Sony Corporation — опоздала с выходом формата в свет. В итоге мы остались с видеотехникой, совместимой с громоздкой VHS.

Очередной виток эволюции — лазерные диски. Здесь производители тоже стараются вовсю: уверенно предвещая скорую кончину «заезженных» аудио- и видеокассет, а заодно и утилизацию аппаратуры, их воспроизводящей. Хотя российский рынок бытовой электроники, ориентированный на массовый покупательский спрос, консервативно настроен к появлению на нем новых дорогостоящих «игрушек», поставщики не упускают возможности завезти «на пробу» что-нибудь этакое. И уральцы в этом смысле — не исключение.

Маленькие диски

для больших людей?

В 1993 году неутомимая Sony в очередной раз решила удивить мир и выпустила лазерный мини-диск. «Новенький» в семействе дисков — еще более компактный (всего 64 мм) и легкий, он запросто поместится в нагрудном кармане рубашки. «Мини» вобрал в себя лучшие черты «родственников» по прямой линии. На нем можно стирать и записывать звуковую информацию (чем так привлекала обычная аудиокассета). При этом цифровая обработка сигнала (достоинство CD) обеспечит идеальное звучание 74-минутной фонограммы. При наличии MD-плейера можно составлять музыкальные программы, по своему усмотрению планируя порядок воспроизведения звуковых фрагментов, заменять надоевшие записи «свежими» и управлять этим приятным процессом с помощью пульта на расстоянии. Sony выпускает серии портативных проигрывателей MD «Walkman» и «Diskman» (пользоваться которыми, впрочем, не возбраняется и современным women).

"Малыш", как утверждают производители, не боится жары, пыли и вибрации — идеальный вариант «музыки в дороге». Полезное новшество — противоударная память: т.е. аппарат заранее считывает в буферную память необходимую информацию, а в момент неожиданного толчка ее оттуда незаметно извлекает. Так что слушатель не замечает перерыва в записи, даже если тряска продолжается 10 секунд. Кстати, первыми заинтересовались мини-дисками наши автолюбители, близко знакомые с «качеством» российских дорог.

Хотя в Японии с дорогами все нормально, новый товар снискал там популярность: уже через полгода после «дебюта» доля MD на японском аудиорынке «добежала» до 30%. Начались соневские «выездные гастроли», а вслед за именитой японкой мини-диски начали «штамповать» на заводах Konic’и, Philips’а и TDK. Но родившаяся у берегов Страны восходящего солнца волна покупательного спроса до нашей «гавани» донесла пока лишь легкую зыбь: в Екатеринбурге мини-дисками регулярно торгует лишь пара фирм («Ювента» и Pro-Sound). А MD-деки в прайс-листах поставщиков не фигурируют вообще.

Структурное подразделение фирмы «Компакт-диск» — «Ювента» — два года специализируется на оптовой и розничной торговле CD, аудио- и видеокассетами. Мини-диски (Sony, TDK, Konica) предлагает «на десерт» тем, кто знает в этом толк. Кстати, как заверяет менеджер фирмы Александр Морозов, несмотря на приличную цену (чистый диск стоит $16), народ диковину принял. Сейчас в «Ювенте» и ее фирменном магазине «Глория» помимо чистых дисков около 20 наименований MD со студийной записью: музыкальные клипы, концерты, сборники. А близкие отношения уральцев с «взрывоопасной» московской фирмой «Бомба-М», считающейся одним из крупных импортеров CD-продукции, грозят вылиться в скором времени в настоящий «обстрел» екатеринбургского аудиорынка. «Бомбить» будут и мини-дисками: в условиях первого контакта — поставка солидной партии (примерно 250 наименований) студийных фирменных MD с записями.

Удивительно, но при стабильных (хотя и без ажиотажа) объемах продаж MD-плейеры к мини-дискам в торгующих фирмах не прилагаются. Объясняют это их дороговизной (от $1000) — возить партии на продажу слишком затратно, а быстрый оборот на таком «нераскрученном» товаре не сделаешь. Воспроизводящая MD-записи аппаратура «приезжает» пока с челноками и частными «извозчиками» из Азии, где она стоит гораздо дешевле.

И виждь, и внемли

Компакт-диски, появившиеся на прилавках в конце 80-х годов и за какую-то пятилетку напрочь вытеснившие виниловые пластинки, — теперь обыденность. Впрочем, это отдельная песня, в которой «пропето много слов». Куда большая редкость (хотя тоже далеко не новинка) — лазерные видео-диски, имеющие все преимущества перед видеокассетами. Кроме одного — фирменные диски весьма дороги ($35-80). К тому же видеозаписи на них не дублируются на русский язык. Импортный видеопроигрыватель за $1-1,5 тыс. тоже позволит себе не каждый. Именно поэтому предложение этого товара (по крайней мере, на уральском видеорынке) колеблется у нулевой отметки.

Тем более важен «прорыв» в эту нишу родного завода УЭМЗ, решившегося (ни больше, ни меньше) на выпуск первого российского лазерного 120-миллиметрового видеодиска (Video-CD). Учитывая трехлетний стаж производства на заводе CD и CD-ROM, можно говорить о полном «диск-комфорте», который в ближайшее время ожидает уральских почитателей аудио-видео-продукции.

Прелюдией столь мощного роста было заключение УЭМЗ лицензионного соглашения с Philips Consumer Electronics на использование технологии и приобретение у нидерландской фирмы ODME линии для производства компакт-дисков мощностью 6 млн шт/год (производственный цикл: 1 диск каждые 6 сек.). Даже при 40% загруженности мощностей УЭМЗ выпустил с 1993 г более 4,5 млн CD, сегодняший месячный оборот производства — около 800 млн руб.

Производство лазерного диска (будь то CD, CD-ROM или Video-CD) состоит из нескольких стадий. Клиент (владелец авторских прав на запись) размещает заказ на выпуск тиража. Изготовление матрицы с матер-диском обходится ему в DM 850, репликация (печать) одного диска — DM 1,5-20 в зависимости от тиража.

Первый тираж Video-CD (1000 шт.) заказала «тройкам» небезызвестная фирма «Екатеринбург-Арт». Это будут диски с записью фильма «Нулевой допуск» (США, с русским переводом) и музыкальной программы группы «Чиж и К0» (видеодиск вмещает 74 мин. цифровой видеозаписи, и для просмотра стандартного видеофильма потребуются два диска).

Производитель позаботился и о защите своей продукции от пиратских посягательств. До сего времени китайцы не покладая рук штамповали самые продаваемые «компакты» под видом уральских. С октября прошлого года на заводе была запущена система идентификации SID-code: теперь на любом произведенном в Екатеринбурге диске есть защитные коды, которые другой завод не сможет воспроизвести.

Запуская Video-CD на поток, «три тройки» серьезно рассчитывают на определенный пласт пользователей — владельцев компьютеров. Дело в том, что видеозапись с диска можно «крутить» как на VD-плейере, так и воспроизводить на мониторе компьютера. Компьютерный видеофильм станет доступным, если укомплектовать PC специальной платой MPEG ($100-200). Также дисковод должен иметь CD-ROM-Drive Екатеринбургская компьютерная фирма «Парад» давно ждет выпуска первого тиража уральских видео-дисков, в расчете на потенциальный рост объема своих продаж MPEG-плат. Партнерство завода с компьютерными торговыми фирмами обещает быть выгодным: оптовая цена на диски (от $15 при минимальной партии 50 шт.) существенно ниже розничной.

Тем не менее, планировать большие объемы выпуска Video-CD, по словам начальника бюро CD-Rom завода Веры Михайловой, еще рано — новому диску предстоит пройти тернистый путь «раскрутки» — аналогичный тому, что уже преодолели заводские аудио-CD и компьютерные CD-Rom. На тот случай, если первые «видеотиражи» будут неплохо продаваться, производители заключили предварительные соглашения со студией «Союзмультфильм», Никитой Михалковым, московским эротическим журналом «Забава» о предоставлении прав на тиражирование их видеопродукции.

Китайский акцент.

Уральское происхождение

Впрочем, сократить расстояние до покупателя Video-CD взялся тот же «плодовитый» УЭМЗ. Цех по производству бытовой электроники завода, имеющий уже изрядный опыт в сборке «гибридной», екатеринбургско-китайско-корейской техники, заявил о выходе в свет опять же первого российского видеопроигрывателя лазерных в/дисков «Морион». Правда, несмотря на использование собственной марки и дизайнерских решений, «Морионы» будут «начинены» (на 70%) азиатскими деталями. Опытная партия 1000 штук уже «на подходе», включить конвейер, утверждает руководство, можно будет уже весной.

Вообще, выход на рынок нового уральского проигрывателя Video-CD — скорее продолжение хорошо забытой старой деятельности завода. Еще в 1990 г., во время только начинающегося «романа» УЭМЗ с Philips`ом, был выпущен лазерный видеопроигрыватель под «староформатный» 330-мм видеодиск. «Детище» тогда продать не удалось. Нынешний вариант, по мнению зам. начальника производства бытовой электроники Андрея Маришина, подает больше надежд. Если только не начнутся перебои с поставками комплектующих, что в последнее время — обычное дело. Именно по этой причине провалились предыдущие разработки завода -собираемые «под отвертку» модели видео- и аудиотехники под марками Gold Star, Grown и Iceberg.

Целесообразность местного производства аудио- и видеотехники, копирующей зарубежные образцы (причем, как правило, далеко не "свежие") — вещь спорная. Угнаться за паровозом на велосипеде нам все равно не удастся, как бы о том ни мечталось. Даже если ущербное качество и техническая отсталость отечественных аппаратов будут компенсироваться более низкими ценами, сегодняшний покупатель сделает выбор в пользу импорта. Этого не скажешь о доморощенных проектах «дискового» производства. Опыт УЭМЗ доказывает, что здесь наша продукция вполне может быть конкурентоспособна.

Самураи в действии

Слухи о том, что некая московская фирма уже производит очередную модификацию лазерного диска — CDI — могут быть и преувеличенными. Но то, что такая штука существует в зарубежной действительности — точно. CD-Interactive — путь на сей раз в мир управляемого видео. Видеозапись фильма на таком диске имеет массу вариантов, по которым может развиваться сюжет. С помощью меню CDI-плейера задается нужное направление просмотра — и вот Вы уже внутри происходящего на экране, участник действия и властелин. Используемый здесь принцип — такой же, как в компьютерных игрушках.

И наконец, последнее слово в революции мирового «дискостроения»-DVD. Универсальный диск с цифровой записью, который один заменит собой сразу компакт-диск, лазерный видеодиск, CD-Rom и классическую видеокассету. В конце прошлого года, пишет газета «Известия», было достигнуто редкое соглашение между ведущими производителями аппаратуры и непримиримыми конкурентами на аудиовидеорынке. Девять «китов», среди которых Sony, Matsusita,Hitachi,Toshiba и другие «тяжеловесы» бытовой электроники, все же договорились после нескольких лет упорного и угрюмого противостояния об унифицированном формате нового диска.DVD внешне похож на CD, но «рабочие» у него — обе стороны, каждая способна уместить 133 минуты высококачественной видеозаписи или около 9 часов звуковой записи (т. е. восемь нынешних компактов). Проигрыватель для DVD универсален: на нем можно крутить любые версии дисковой записи, включая компьютерные CD-Rom. Согласно рыночным прикидам, уже с самого старта продаж новинка будет доступной массовому потребителю: проигрыватель выйдет на прилавки (но, видимо, все-таки не на наши) при цене в $ 500. Производители «замахнулись» на святое: с появлением нового записывающего устройства и самого чудо-диска отомрут и видеомагнитофоны в нынешнем виде, и привычные всем видеокассеты.

Единственное, о чем не удалось договориться конкурентам — разница систем видеозаписи, которая по-прежнему будет делить потребителей на два лагеря: "принимающих" PAL и NTSC.

По мнению электронных гигантов, потенциал освоения рынка у универсальных дисков DVD гораздо выше, чем у их предшественников. Возможно, к 1999 году они окончательно завоюют сердца покупателей вместе с кошельком.

... Потом вновь радикально сменится поколение техники, экзотика превратится в рутину, и (кто знает?) вскоре надо будет ждать очередного рывка в неведомое.

 

Уральский электро-механический завод

производство CD 49-20-81

бюро CD-Rom 49-22-41

производство бытовой электроники 41-29-49

Pro-Sound 55-15-86

«Ювента» 51-46-50, 51-77-65

«Глория» (магазин) 51-19-13

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.