Подписаться
Курс ЦБ на 06.03
74,42
88,93

Полеты во сне и наяву. Рынок пассажирских авиаперевозок

Иностранцы Изменилась расстановка сил между “своими” и “чужими” авиакомпаниями, как реально летающими, так и имевшими виды на Урал. Из иностранцев (до кризиса прямые рейсы в Екатеринбург выпол

Потрясший страну экономический кризис основательно “подрезал крылья” российских и региональных авиапредприятий: зафиксирован рекордный спад пассажирских перевозок в среднем по РФ — на 40% по сравнению с докризисным уровнем, “зависли” в воздухе авиакомпании, специализировавшиеся на чартерных пассажирских и грузовых рейсах, авиаперевозчики начали сокращать количество уже обкатанных регулярных маршрутов... При том, что и в относительно благополучные 1994-97 годы объемы воздушных перевозок у нас неуклонно снижались (причины общеизвестны — неплатежеспособность населения и предприятий, высокая стоимость топлива, обслуживания парка самолетов и услуг аэронавигации, проблемы с приобретением воздушных судов в лизинг и проч.), нынешнее положение “крылатой отрасли” просто удручает. Учитывая же пессимистические прогнозы относительно грядущего очередного обвала рубля, ничего хорошего от предстоящего весенне-летнего сезона авиаторы не ждут: в воздухе пахнет грозой... Однако, несмотря на явное ухудшение летных условий, авиакомпании продолжают борьбу за свой кусок воздушного пирога. Урал остается важным транспортным перекрестком российских и международных небесных трасс, входит в сферы интересов региональных, столичных и иностранных авиакомпаний. В последнее время в небе над Екатеринбургом происходит немало любопытного.

Иностранцы
Изменилась расстановка сил между “своими” и “чужими” авиакомпаниями, как реально летающими, так и имевшими виды на Урал. Из иностранцев (до кризиса прямые рейсы в Екатеринбург выполняли немецкая авиакомпания Lufthansa и венгерский авиаперевозчик Malev) на лету остались рейсы Lufthansa во Франкфурт, Malev с 15 сентября прошлого года прекратил полеты в Будапешт. Екатеринбургский рейс Lufthans’ы в этом году отмечает пятилетний юбилей: авиакомпания начала выполнение регулярных полетов из Франкфурта в Новосибирск с транзитом в Екатеринбурге в 1994 г. Ровно год назад руководство Lufthansa приняло решение о закрытии новосибирского офиса компании (в 1997 г. убытки Lufthans’ы на сибирской линии составили DM 5 млн), был упразднен также пермский рейс: таким образом, Екатеринбург стал главным восточным форпостом немецкого авиаконцерна в России. Сдавать свои позиции дальше Lufthansa не собирается — слишком много сил было положено на открытие сети представительств в РФ и странах ближнего зарубежья (общий оборот по всем обслуживаемым здесь трассам — более DM 100 млн/год). На екатеринбургской линии Lufthansa увеличила частоту полетов до 5 дней в неделю, еженедельно один рейс — начиная с 6 апреля — будет выполняться по маршруту “Франкфурт-Екатеринбург-Пермь” и обратно. Чтобы привлечь пассажиров, екатеринбургское представительство Lufthansa проводит рекламные акции, используя специальные тарифы в европейском направлении. Так, для вылетающих из Екатеринбурга в Европу с 15 апреля по 15 июня на срок не более двух недель действует льготный тариф Lufthansa — $333 в оба конца. За эту цену вы можете посетить любой из городов Германии или один из 9 городов Европы (Лондон, Амстердам, Париж, Брюссель, Венецию, Милан, Вену, Цюрих).
Открытие прямого рейса “Лондон — Екатеринбург — Лондон” авиакомпании British Airways, запланированное на 1 апреля этого года, перенесено на апрель 2000 года. Об этом стало известно 9 марта во время визита в Екатеринбург делегации английских бизнесменов, возглавляемой послом Великобритании в России Эндрю Вудом. Представители British Airways пояснили отсрочку своей “посадки на Урал” нестабильной экономической ситуацией в России, однако, по мнению британцев, Урал остается наиболее перспективным российским регионом для организации прямых международных полетов через Лондон. Экспансия British Airways (кстати, давнего конкурента Lufthansa на рынке европейских перевозок) в “облет” Москвы на Урал во многом может изменить существующие приоритеты. Заручиться поддержкой British Airways уже сейчас не прочь “Уральские авиалинии”: в марте британская авиакомпания и уральский региональный авиаперевозчик приняли принципиальное решение о подписании договора о совместной эксплуатации авиалиний по грузовым и пассажирским перевозкам. Уже в апреле British Airways начнет бронирование и продажу авиабилетов на рейсы “Уральских авиалиний” через свои коммерческие системы.
“Полеты венгерской национальной авиакомпании Malev из Екатеринбурга прекращены временно”, — сообщили “ДК” в офисе фирмы “Аэромост”, представляющей интересы Malev в Екатеринбурге. По словам Михаила Киндлера, директора компании “Аэромост”, венгерская сторона планирует с мая возобновить екатеринбургский рейс на чартерной или регулярной основе. Есть некоторая вероятность и увеличения частоты полетов до 2 раз/нед. в летний период. Прямые полеты через Будапешт — определенная ниша на местном рынке, среди преимуществ — приемлемые тарифы Malev’а, удобство Будапешта в качестве транзитного аэропорта, где стыковки рейсов сориентированы “на пассажира”.
Потеряв с осени прошлого года объемы перевозок Malev’а из Екатеринбурга, “Аэромост” продолжил работу как агентство по продаже авиабилетов на рейсы ряда зарубежных авиакомпаний — через Москву (имеются прямые договоры с British Airways, Air France, “Чешскими авиалиниями”), также заключены контракты с “Аэрофлотом”, “Трансаэро”, “Казахскими авиалиниями”. Клиенты “Аэромоста” могут в офисе компании приобрести билеты на бланках перечисленных авиакомпаний по конфиденциальным тарифам — они, как правило, существенно ниже т. н. опубликованных тарифов, которыми оперируют агенты, не имеющие прямых договоров с авиаперевозчиками.
Заметно усилили свои позиции на Урале перевозчики из стран ближнего зарубежья. Если раньше они выполняли лишь регулярные рейсы из Екатеринбурга в столицы бывших союзных республик, то теперь предпринимают попытки перетянуть на себя екатеринбургские зарубежные чартеры, которые до сих пор исправно поддерживали “на лету” региональные авиакомпании. В этом году “Узбекские авиалинии” отыграли традиционный таиландский чартер у “Уральских авиалиний”. Представительство национальной авиакомпании “Узбекистон Хаво Йуллари” (“Узбекские авиалинии”) работает в Екатеринбурге с осени 1997 г. Узбекский авиаперевозчик выполняет рейсы в 16 стран мира, более 40 регулярных рейсов в Россию, столицы СНГ. Российский рынок представляется для компании весьма перспективным, поэтому сейчас действует сеть представительств в 14 городах РФ. Предметом гордости является современный транспортный парк, который пополняется при поддержке Президента и правительства Узбекистана: сейчас авиакомпания эксплуатирует порядка 70 пассажирских судов, начиная с АН-24, ТУ-154, ИЛ-86 и заканчивая аэробусами А-310, “Боингами-767” и британо-французскими лайнерами RJ-85. После разразившегося в России экономического кризиса “Узбекские авиалинии” при продаже авиабилетов ввели собственный курс доллара по отношению к рублю (на сегодня $1 = 17 руб.).
Учитывая географическое расположение страны, главная специализация “Узбекских авиалиний” на российском рынке — международные перевозки в Юго-Восточную Азию: Индию, Пакистан, Южную Корею, Таиланд, Малайзию, Австралию через Бангкок и др. страны. С конца марта авиакомпания планирует открыть новый маршрут из Екатеринбурга в Куала-Лумпур (Малайзия) и Дакку (Бангладеш) с удобной стыковкой в Ташкенте, сквозной тариф на перелет составит порядка $630. Борьба за чартер в Таиланд между авиакомпанией Узбекистана и “Уральскими авиалиниями” уже второй сезон проходит в условиях жесткой конкуренции. В прошлом году “Уральские авиалинии” дали эксклюзивное право формировать рейс одной из крупных екатеринбургских турфирм. В свою очередь несколько фирм помельче заключили договор на фрахт самолета по маршруту “Екатеринбург-Ташкент-Бангкок” с “Узбекскими авиалиниями” (разница в ценах составляла до $200 за тур). Однако московское авиационное начальство запретило “посадку” узбекской авиакомпании в Екатеринбурге, мотивируя отказ заботой о местном авиаперевозчике. В итоге самолет улетел из соседнего Челябинска, куда туристов специально доставили на автобусах. В нынешнем сезоне “Узбекские авиалинии” также предложили более экономичный перелет в Бангкок, отыграв козырь в таиландской партии у “Уральских авиалиний”. По словам Александра Денисчева, представителя “Узбекских авиалиний” в Екатеринбурге, объем перевозок по Таиланду вырос вдвое, компания выполнила более 20 рейсов на этом маршруте.
В целом екатеринбургское направление в “раскладе полетов” узбекской авиакомпании прибыльно: по данным г-на Денисчева, за 1998 г. доход составил 2,5 млн руб., в январе-феврале 1999 г. — 1,5 млн руб. Однако вскоре ситуация может измениться в худшую сторону: с 1 апреля для авиакомпаний стран СНГ начнут действовать долларовые ставки на обслуживание в российских аэропортах и аэронавигационные услуги. В этом случае расценки, к примеру, а/п Кольцово по обслуживанию ТУ-154 возрастут с 60 тыс. руб. почти до 200 тыс. руб. Российские авиакомпании приветствуют первоапрельские нововведения Федеральной авиационной службы для “иностранцев”, считая, что теперь условия станут равными.

Москвичи
С послекризисным падением спроса на зарубежные и внутрироссийские перевозки, который ощутили на себе все авиакомпании, относительно стабильными по загрузке остаются московские рейсы из регионов. Воздушное сообщение между Екатеринбургом и Москвой и сейчас — “горячая линия” во взаимоотношениях столичных и местных авиаперевозчиков. Однако если в прошлом году страсти здесь были накалены до предела, теперь установился некий баланс спроса и предложения на авиауслуги в этом направлении. Напомним, в марте 1998 г. две московские авиакомпании — “Аэрофлот-Российские международные авиалинии” и “Внуковские авиалинии” получили лицензии ФАС РФ на право выполнять регулярные полеты по маршруту “Москва-Екатеринбург-Москва” (до этого момента московское направление в Екатеринбурге контролировали “Трансаэро” и “Уральские авиалинии”). Несмотря на казалось бы небольшие объемы продаж у “пришельцев”, старожилы трассы потеряли покой: началась настоящая тарифная война за пассажиров столичных рейсов. Одним из ходов “Трансаэро” в “московском пасьянсе” стало введение второго — вечернего — рейса, который, впрочем, после кризиса был отменен. “Уральские авиалинии” предприняли эффектный маневр, установив экономичный тариф в 1400 руб. (туда/обратно) для тех, кто вылетает в Москву на один день — это позволило авиакомпании увеличить приток пассажиров на свои рейсы.
Сегодня доля “Уральских авиалиний” на урало-московской линии составляет 65%, “Трансаэро” контролирует 20% рынка, оставшееся пространство делят между собой “внуковцы” и “Аэрофлот”. Однако разыгранную партию нельзя считать законченной: по некоторой информации, на полеты в Москву транзитом через Екатеринбург претендуют еще несколько авиакомпаний — “Сибирь”, “Байкал” и “Владивосток-авиа”. Из сегодняшних столичных “интервентов” в Екатеринбурге наиболее серьезный — “Аэрофлот-Российские международные авиалинии”, предпринимающий решительные меры к расширению географии полетов внутри России. Громкий скандал внутри “Аэрофлота”, связанный с Борисом Березовским, похоже, не повлияет на политику перевозок — по крайней мере, Урал по-прежнему входит в число стратегических “пунктов посадки” национальной авиакомпании. Доказательство тому — запланированный с 29 марта переход на ежедневные полеты “Аэрофлота” из Екатеринбурга в Москву. По нашим данным, компания запрашивает у авиационных властей еженедельную квоту на Москву в 1148 пассажирских мест против сегодняшних 620. За время полетов из Екатеринбурга — с 18 мая 1998 г. — “Аэрофлот” перевез около 14200 пассажиров, сегодня рейс отправляется с 59%-ной загрузкой в эконом-классе. Такие результаты вполне устраивают московское руководство авиакомпании. Несмотря на сравнительно недорогой тариф, “Аэрофлот” предлагает весьма качественный продукт: екатеринбургское направление обслуживает среднемагистральный “Boeing-737-400” (111 мест в экономическом и 20 мест в бизнес-классе), заслугой компании является четкость исполнения расписания, качество сервиса (на международных рейсах пассажирам предлагается 40 видов специального меню!). К тому же авиакомпания готова к конкуренции с чартерными перевозчиками: стыковочные рейсы из Москвы позволят уральцам летать за рубеж “Аэрофлотом” (широта географии — более 300 городов по миру), уже сейчас екатеринбургские турфирмы демонстрируют заинтересованность в использовании московского транспортного узла для формирования своих летних чартерных программ.
Авиакомпания “Внуковские авиалинии” — пожалуй, самая “темная лошадка” на нашей московской магистрали. Информация о том, что в компании не все о’кей, появилась в январе после убийства профсоюзного лидера “Внуковских авиалиний” и проведенных там прокурорских проверок: говорили, самолетный парк почти полностью уничтожен, счета заблокированы, компания близка к банкротству. Поведение “ВА” за пределами Москвы тоже своеобразно: известно, что “внуковцы” применяют схему захвата региональных рынков, с помощью демпинговых цен вытесняя местных перевозчиков — так произошло в Новосибирске с АК “Сибирь”. Есть информация о том, что компания не рассчитывается за обслуживание своих самолетов в регионах, не расплачивается с партнерами. Что касается присутствия “Внуковских авиалиний” в Екатеринбурге, то хотя их авиабилет до Москвы — самый дешевый, рейс отличается непостоянностью. В агентстве “Ареал-аэро” нам сообщили, что неоднократно вылеты отменялись и люди были вынуждены сдавать билеты, часто меняется расписание полетов. Словом, ясности пока нет никакой.
 Авторитетная АК “Трансаэро”, по итогам 1998 г. занявшая около 8% в общем объеме авиаперевозок в России, в связи с кризисом существенно изменила экономику полетов на своих маршрутах. Стремясь увеличить валютные поступления, авиакомпания сместила акцент на рынок международных перевозок, ряд внутрироссийских рейсов сокращены. В среднем пассажиропоток “Трансаэро” уменьшился на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, были отменены рейсы в Тюмень, Самару, Новый Уренгой, на “дальних дистанциях “ — во Владивосток, Южно-Сахалинск, Лос-Анджелес. Парк самолетов также “приведен в соответствие” с состоянием авиарынка: компания отказалась от эксплуатации невыгодных в экономическом отношении ДС-1030, вернула приобретенные ранее в лизинг “Boeing-767” и 2 “Boeing-757”, в то же время удалось получить два “Boeing-737-700”, что улучшило структуру воздушного флота компании. АК “Трансаэро” перешла на самостоятельное техническое обслуживание “Боингов” — это ежемесячно дает экономию до $1,7 млн.
В числе хороших новостей от “Трансаэро” — дальнейшее сближение авиакомпании с сильными перевозчиками России и зарубежья — подписано соглашение о совместном развитии региональных авиаперевозок с “Сибавиатрансом” (Красноярск), выполняются совместные полеты по соглашениям “код-шеринг” в содружестве с чешской авиакомпанией “CSA” и латвийской AirBaltic. Заметно потеплели отношения с “Аэрофлотом” — от открытого конфликта эти авиакомпании перешли к сотрудничеству, восстановив договор “интерлайн” о взаимных продажах авиабилетов. В силе остается собственный курс $ = 9,4 руб., применяемый “Трансаэро” на российских линиях.
Из Екатеринбурга в Москву “Трансаэро” летает теперь реже (отменили понедельники), тем не менее многие уральцы предпочитают рейсы этой авиакомпании. Это весьма удобно для транзитных путешествий: в Шереметьево-1, например, удачно стыкуются рейсы на Казахстан (Алма-Ата, Астана), куда из Кольцово по прямой не летает никто. Через Москву есть рейс “Трансаэро” до Лондона, по-прежнему высок спрос на США и Израиль, летом АК планирует летать на Кипр и в Сочи.

Регионалы
Сценарий от 17 августа 98-го внес свои коррективы в роли главных “солистов” малой уральской арены пассажирских перевозок. Местный авиаперевозчик “Авиакон Цитотранс”, специализировавшийся на чартерах из Екатеринбурга, сейчас не берет на борт пассажиров. Компания оставила за собой только грузовые перевозки. Традиционными маршрутами чартерных полетов для “Авиакона” были центры челночного бизнеса — Стамбул и Шарджа, летом на карту ставили Болгарию, Испанию, Кипр и Турцию (Анталия), куда наши земляки обычно отправлялись на отдых. В лучшие времена по стамбульскому направлению “Авиакон Цитотранс” держал более 60% пассажиропотока, выполняя 3 рейса в неделю. Только в августе такой показатель, как упущенная выгода (по Стамбулу), составил порядка $120 тыс. Как сообщил начальник коммерческого отдела авиакомпании Евгений Рожков, к концу прошлого года рейс стал убыточным, и было принято решение о его закрытии. Также прекращены полеты в ОАЭ. “Авиакон” отказался от аренды двух ТУ-154, внутри компании произошли сокращения специалистов.
В принципе, “Авиакон Цитотранс” не исключает вероятности возобновления пассажирских перевозок в грядущем летнем сезоне — если поступят заявки от турфирм. Однако во многом время упущено: пальму лидерства на чартерных маршрутах перехватили “Уральские авиалинии”.
“Комплекс антикризисных мер, предпринятых нашей авиакомпанией, не позволил ей растерять свой потенциал,”- заявил ген. директор “Уральских авиалиний” Сергей Скуратов. В минувшем летном году крупнейшая в регионе авиакомпания перевезла на своих рейсах 479,8 тыс. пассажиров, выполнила полеты по 26 направлениям в России и странах СНГ, по 28 направлениям — за рубеж. В течение всего прошлого года действовали специальные тарифы на “глубину продажи”, социальные скидки для разных категорий граждан, групповые тарифы. Сейчас “Уральские авиалинии” отказались от применения на своих рейсах некоторых федеральных льгот, поскольку долг компании по компенсациям этих льгот государством составил уже 36,5 млн руб.
Тарифная политика “УА” в нынешнем году ориентируется на реально существующие объемы перевозок и динамику покупательского спроса. С сентября 1998 г. тарифы на рейсы в страны ближнего зарубежья были переведены в рублевые, их рост составил 12-36% (если бы это не было сделано, цены по курсу доллара взлетели бы до 320%, что стало бы неподъемно для пассажиров). В среднем за прошлый год тарифы “Уральских авиалиний” по основным направлениям выросли на 9,6%. Изменения на карте полетов были связаны с сокращением ряда нерентабельных рейсов (Симферополь, Хабаровск, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Саратов, Курган) и перераспределением объемов на существующих линиях. Компания сократила также самолетный парк за счет нескольких АН-12 и АН-26. Чтобы не потерять рынки, “Уральские авиалинии” прорабатывают варианты новых маршрутов из Тюмени, Перми, уже получены лицензии на выполнение полетов в Краснодар, Анапу и Сочи из московского аэропорта Домодедово. По информации главного экономиста “Уральских авиалиний” Натальи Баевой, авиакомпания проводит переговоры о возможности полетов из а/п Шереметьево-1 и Внуково.
Программа международных перевозок авиакомпании будет базироваться на уже освоенных регулярных маршрутах в Германию, Чехию и ОАЭ с системой специальных тарифов для школьников, молодежи и супружеских пар. В предыдущие годы в летний период “Уральские авиалинии” выполняли около 100 зарубежных чартеров ежемесячно. В нынешнем сезоне их количество, естественно, сократится. Но с определенностью можно сказать: уже в апреле-мае екатеринбургские туристы полетят в Ираклеон (Греция), Ларнаку (Кипр), Жерону (Испания), Анталию (Турция).
 
Соседи
Затяжные воздушные бои авиаперевозчиков вокруг прибыльных московских рейсов характерны не только для Екатеринбурга. Похожая ситуация, причем почти с теми же действующими лицами, сейчас складывается в Перми. Комиссия по лицензированию авиаперевозок РФ приняла решение о выдаче лицензий для совершения пассажирских авиаперелетов на линии “Москва — Пермь” сразу трем московским авикомпаниям: “Аэрофлот”, “Внуковские авиалинии” и “Авиаэкспресскруиз”. ГУАП “Пермские авиалинии” сохраняет имеющийся объем перевозок — 56% от всех квот, “Аэрофлот” будет летать 5 раз/нед., “внуковцам” и “Авиаэкспресскруизу” достанутся 4 и 1 рейс/нед. соответственно. В сумме “варяги” будут иметь 44% от общих объемов. В последнее время “Пермские авиалинии” отстаивали право эксклюзива на московские рейсы, аргументируя свою позицию необходимостью обкатки нового ТУ-204. Но авиагиганты не могли долго терпеть монополию пермяков. Борьба в коридорах авиационного ведомства за влияние на пермском рынке с конца прошлого года обострилась. Чем она завершилась, пока не ясно. По крайней мере, получив квоты, московские авиакомпании пока не начали продажи билетов.
Что касается “Аэрофлота” и “Аэроэкспресскруиза”, они, похоже, просто “застолбили” участок. Между тем и у них появился конкурент: недавно к руководству пермского авиапредприятия обратились представители авиахолдинга “Быково”, которые предложили свои услуги по обслуживанию того же маршрута. Их аргументы довольно вески. Между “Быково” и предприятиями Пермской области (“Пермские моторы”, “Авиадвигатель”) давно установились взаимовыгодные экономические контакты, которые можно расширить и углубить. Сам губернатор области Геннадий Игумнов написал прошение в ФАС для АК ”Быково”, руководство “Пермских авиалиний” в свою очередь заявило о своей готовности поддержать своих проверенных партнеров в “пробивании” квот (поскольку в холдинг “Быково” входит авиаремонтный завод, “Пермские авиалинии” рассчитывают облегчить свои проблемы с ремонтом двигателей для своих самолетов).
Между тем “Пермские авиалинии” и сами начинают экспансию на чужие рынки. Имея в активе такие самолеты, как ТУ-204 и ТУ-134, они ищут работу в Москве, Уфе, Самаре, Екатеринбурге, Кишиневе. Пермяки уже летают на линии “Екатеринбург-Краснодар”, планируют рейс “Екатеринбург-Кишинев”. В Москве они взяли на себя целый северо-восточный блок: ТУ-204 летают в Магадан, Якутск и Анадырь.

Информация из Перми предоставлена газетой “Новый компаньон”.
Координаты авиакомпаний и агентств по продаже авиабилетов указаны в таблице на след. стр.

Самое читаемое
  • Кинотеатр под небом, лекторий и деревянные идолы. Новое пространство в центре городаКинотеатр под небом, лекторий и деревянные идолы. Новое пространство в центре города
  • Свердловская область нарастила экспорт в «пандемийный» 2020 годСвердловская область нарастила экспорт в «пандемийный» 2020 год
  • В Екатеринбург заходит сеть кофеен формата «все по фиксированной цене»В Екатеринбург заходит сеть кофеен формата «все по фиксированной цене»
  • «То, что в других странах часто не надо даже обсуждать, в России превращается в проблему»«То, что в других странах часто не надо даже обсуждать, в России превращается в проблему»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.