Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

Подземные перспективы Екатеринбурга

Столица Среднего Урала становится одним из первых городов России, где с целью более рационального использования городской среды начали осваивать подземные территории: Главой города утверждена Прогр

Столица Среднего Урала становится одним из первых городов России, где с целью более рационального использования городской среды начали осваивать подземные территории: Главой города утверждена Программа комплексного освоения подземного пространства Екатеринбурга до 2005 года. В недалеком будущем транспортные магистрали, парковки, склады, предприятия, объекты городской инфраструктуры могут переместиться под землю. Авторы идеи и городские власти уверены — это не утопия в стиле «фэнтези», а вполне реальная перспектива. Более того — строительство подземного города будущего уже началось.

Концепция освоения подземного пространства Екате-
ринбурга разработана специалистами Уральской го-
сударственной архитектурно-художественной акаде-
мии, Горной академии, Уралгипротранса, Свердловскметростроя, Екатеринбургского метрополитена, НИАСцентра, управления благоустройства города и главАПУ города. Создан научно-производственный центр «Городские подземные комплексы», который ведет проектирование подземных объектов. В основе всех разработок — принципиально новые решения в развитии городской среды обитания.

Строго говоря, идея развития крупных городов не только ввысь и вширь, но и вглубь — не нова. В ряде стран в этой отрасли строительства уже многого добились. Например, в Париже под землей размещены многие крупные предприятия, в т. ч. торговые центры. В США, Швеции и других странах есть подземные электростанции, холодильники, хранилища газа и т.д. В Токио под землей возведены целые микрорайоны, где размещены зрелищные и торговые центры, муниципальные службы, даже площадки для проведения митингов. Урбанизация подземного пространства становится одной из основных перспектив XXI века в мировом градостроительстве.

Особенностью российской национальной экономики, как известно, является извечное отсутствие денег — на любые начинания. Что касается екатеринбургской программы подземной застройки города, ее финансовая часть определена пока в общих чертах. Строительство объектов, где нет заинтересованности инвесторов, будет вестись на средства городского бюджета: в ценах 1984 г. эта сумма составляет порядка 26,5 млн руб. на период до 2005 г. (заказчиком здесь выступает управление благоустройства города). Внебюджетные инвестиции будут вкладываться в строительство торговых комплексов, паркингов, освоение новых территорий под жилищное строительство и проч. — словом, в те объекты, которые будут приносить прибыль. Если учесть существующие сегодня проблемы с землеотводами под жилые, торговые здания в центре города, перед коммерческими застройщиками могут открыться неплохие перспективы. Основные положения программы комплексного освоения подземного пространства Екатеринбурга сегодня проработаны и рассчитаны специалистами по нескольким направлениям.

Сносить нельзя, реконструировать

Долгие годы Екатеринбург развивался по принципу масляного пятна, разрастаясь вширь. Сейчас, считают специалисты, нужно менять существующую практику застройки — с учетом более рационального использования пустующего подземного пространства. Эту идею можно использовать при застройке или реконструкции жилых микрорайонов. По словам заведующего кафедрой архитектуры промышленных зданий и сооружений Уральской государственной архитектурно-художественной академии Анатолия Попова, на существующих территориях за счет реконструкции и строительства подземных сооружений город может получить дополнительно около 3 млн кв. м жилищного фонда. Причем, это будет действительно комфортабельное жилье — со всей «сопутствующей» инфраструктурой (магазинами, подземными гаражами, офисами, кафе, ресторанами и т. д.). В США на каждого жителя приходится 50 (!) кв. м вспомогательных площадей, у нас — всего 0,1-0,2 кв. м...

«Перестройка» начнется с центра Екатеринбурга — так, в микрорайоне ул. Московская — Радищева — Шейнкмана — Куйбышева предусматривается строительство гаражей, помещений для бытового обслуживания населения, размещение предприятий общественного питания, технических служб (там уже отдана земля под строительство). Проектированием и началом строительства до 2005 г. в районе ул. Хохрякова — Малышева — Вайнера — Радищева занимается «Атомстройкомплекс»: в этом квартале предполагается разместить подземные стоянки, технические службы, склады. В микрорайоне ВИЗ — Заречный, так называемой промышленно-коммунальной зоне, вдоль Верх-Исетского металлургического завода намечено размещение стоянок, производственных помещений, складов. На Уктусе в районе ул. Шишимской жилой массив сочетается с подземными стоянками. И здесь планируется использовать подземное пространство для бытовых нужд. Заметной точкой на карте города должна стать территория ул. 9 Января — Боевых дружин: здесь разместится крупный деловой центр «Екатеринбург — Сити» с торговыми точками, стоянками.

Реализация подземного строительства позволяет создать комфортные условия проживания, благодаря созданию более удобной среды обитания в жилищном строительстве — пополнить бюджет капстроительства города за счет продажи относительно дешевого по себестоимости жилья по рыночным ценам. Городские власти рассчитывают, что реализация коммерческого жилья даст возможность «продвинуть» и социальные жилищные программы.

Паркуйтесь, не отходя от дома

Специалисты подсчитали, что на одного жителя крупного города в среднем приходится до 500-600 и более автомобильных поездок в год. То число автомобилей, грузовиков и автобусов, которое есть сейчас в нашем городе, ожидалось лишь в первом десятилетии следующего века. При этом, по данным городского БТИ, на 1 марта 1999 г. в Екатеринбурге было зарегистрировано 27 тыс. капитальных гаражей и 545 гаражно-строительных кооперативов. Тем не менее таких строений в городе постоянно не хватает. Согласно плану застройки, многоярусные гаражные комплексы разместятся на ул. Вайнера и Радищева, в окрестностях ж/д вокзала, на ВИЗе, в районе Заречный. Есть предложения по созданию большого комплекса под главной площадью города, в котором будут и торговые помещения, и трехъярусная стоянка на 18 тыс. кв. м — по типу Манежной площади в Москве. Сегодня уже ведутся работы на первом в городе крупном подземном сооружении — паркинге с торговыми помещениями между улицами Карла Либкнехта и Толмачева, перед зданием Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Планируется строить подземный паркинг в переулке Невьянский около старого вокзала и на привокзальной площади. В настоящее время разрабатывается несколько эскизных проектов: площадь под торговые помещения, общепита — от 1500 до 4500 кв. м на 270 до 320 стояночных мест. Срок окупаемости проектов — 4-8 лет.

Одним из направлений Концепции станет дальнейшее строительство обычных подземных пешеходных переходов, необходимость в которых все острее ощущается на участках с оживленным движением. Например, на перекрестках пр. Ленина — ул. 8-е Марта, пр. Ленина — ул. Московская... При разработке проектов этого направления у проектировщиков есть предложения как по собственно строительству пешеходных переходов, так и по их «совмещению» с торговыми площадями. Городская администрация планирует привлечь для реализации этой части программы частных инвесторов.

Свет в конце тоннеля

Установлено, что ежедневно в автомобильных пробках впустую сгорает до 100 тыс. т топлива в летнее время, зимой эта цифра возрастает. Перенесение транспортных потоков под землю поможет разгрузить наземные магистрали и оздоровить экологическую обстановку в городе. Первоначально считалось, что в нашем городе решить транспортную проблему можно, построив дополнительные эстакады. Однако опыт совершенствования дорожной сети, полученный муниципалитетом в последние годы, показал, что вложения далеко не всегда оправдывают себя. Так, затраты в 20 млн руб. при расширении ул. Радищева от ул. 8 Марта до ул. Московской не привели к улучшению дорожной обстановки в этом районе.

Радикального решения транспортной проблемы в центре Екатеринбурга, как считают специалисты, можно достичь, построив два четырехполосных тоннеля суммарной протяженностью 15,5 км с центральной подземной развязкой. Стоимость такого строительства составляет около 8 млрд руб. Управлением благоустройства города установлено также местоположение 14 подземных авторазвязок, стоимость каждой из которых — не менее 200-250 млн руб. Понятно, что в ближайшее время такие средства изыскать будет невозможно — поэтому осваиваться будут пока только приоритетные объекты. Экспертная группа из специалистов УБГ, ОАО «Свердловскметрострой», институтов «Уралгипротранс», «НИАСцентр», УрГАХА,
УГГГА определила несколько таких объектов. Например,
определены три приоритетные авторазвязки: Центральная (от ул. Энгельса до ул. Шевченко, срок строительства — 3 года, суммарные затраты составляют 380 млн руб., а в условиях риска — 421 млн руб.). Запланировано также строительство авторазвязки «Московская» — от пр. Ленина до ул. Большакова, и развязки на ул. Восточной вдоль железной дороги.

Проблемы перегруженности городских улиц будут решаться за счет строительства подземных транспортных тоннелей. Эта технология давно и успешно используется в других странах. Известны, например, крупнейшие тоннельные комплексы «Ловат» в Канаде, «Херренкнехт» в ФРГ, «Робинс» в США. Подобные глобальные проекты для Урала — пока «виртуальная реальность», однако движение в этом направлении уже началось. На пересечении ул. К. Либкнехта и пр. Ленина предлагается провести автомобильный тоннель для легкового автотранспорта. У архитекторов есть также идея построить транспортный тоннель от ул. Свердлова до Уралмаша. Этот «прожект» сегодня витает в умах, но до его реализации еще далеко.

Надо отметить, что строительство тоннелей сопряжено с необходимостью применения тяжелых несущих конструкций, требует вскрытия широких и глубоких котлованов, что в условиях плотной городской застройки, густой сети подземных коммуникаций, а также при интенсивном уличном движении вызывает существенные трудности. Учитывая эти недостатки и также сложную экономическую ситуацию в стране, своевременной оказалась идея создания в Екатеринбурге системы автотранспортных тоннелей уменьшенного габарита (в т.ч. и внеуличных подземных магистралей), затраты на строительство которых в два и более раз ниже, чем обычных автотранспортных тоннелей.

В рамках программы освоения подземного пространства отдельным пунктом предусмотрено строительство в Екатеринбурге многофункциональных коммуникационных тоннелей, через которые будут прокладываться инженерные сети (канализация, водопровод, теплотрассы, кабели и т. д.). Один многофункциональный коллектор на 16,4 тыс. куб. м будет проложен в границах ул. Челюскинцев — Жукова — Вайнера — Куйбышева.

Конечно, путешествие по подземному Екатеринбургу, где не будет загазованных улиц и автомобильных пробок, где удобно и функционально будут расположены современные торговые центры, рестораны, спортивные площадки, пока напоминает картинки из фантастической повести. Особенно нереально эти проекты выглядят на фоне нынешних экономических потрясений. Тем не менее даже в кризисных условиях нельзя жить только сегодняшним днем. Градостроительная концепция Екатеринбурга, которую сегодня поддерживают ученые, предприниматели и «отцы города», — это оптимистичный взгляд в будущее. Которое, как говорят, надо делать своими руками...

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.