Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Почему не покупают программные продукты. История формирования рынка программных продуктов России

Первый этап захватывает еще глубоко советское время и заканчивается приблизительно в 1988 году массовым появлением персоналок. Советское время было характерно тем, что существовала достаточно

Прежде чем подробно говорить о несанкционированном копировании программ, давайте попробуем понять, как формировался рынок программных продуктов в России. Формирование этого рынка условно можно разделить на три этапа.

Первый этап захватывает еще глубоко советское время и заканчивается приблизительно в 1988 году массовым появлением персоналок. Советское время было характерно тем, что существовала достаточно четкая государственная система закупок компьютерной техники, в основном российского производства. Понятие программного обеспечения в большинстве случаев просто отсутствовало, поскольку программное обеспечение покупалось вместе с компьютером и воспринималось неотделимо от него. Основная масса российских пользователей не представляла, что одну и ту же задачу можно решить, используя различные программные продукты, в то же время уже существовавшие на Западе.

До сознания рядового бюрократа, отвечавшего за покупку компьютерной техники, практически не доходило, что если он хочет поставить что-то дополнительно к программному обеспечению, купленному вместе с машиной, за это нужно платить.

В России на этом этапе было много программистов. Каждая организация, имеющая компьютер, обязана была приглашать программиста, писавшего программы под имеющиеся производственные задачи. Персональных компьютеров в то время было очень мало, в основном в организациях стояли сложные в обращении машины, работать на которых могли только специалисты.

Государственные структуры воровали программные подукты. Все КБ и ВЦ работали на пиратских копиях программных продуктов, причем не столько зарубежных, которые в то время было просто невозможно найти, не выезжая за рубеж, сколько на продуктах российских программистов, рынок которых только начинал формироваться.

В то же время стали появляться различные фирмы, которые переводили известные западные продукты на русский язык и продавали под другим названием как свою собственность. Наиболее известен «Центр программ и систем» в Твери, который перевел dBASE и продавал эту программу как «REBUS», переведенный FoxPro стал «Каратом» и т.п. Ни о какой защите прав на интеллектуальную собственность на пограммные продукты речь в России в то время не шла.

Второй этап (1988-1992 годы) характеризовался появлением персональных компьютеров в массовом масштабе. Развитие и становление частного предпринимательства в России требовало новой техники. Границы открылись, в Россию хлынул поток информации о западных программных продуктах, появились пиратские копии разнообразных программ. В начале 90-х в лексикон программистов и пользователей входит понятие дистибутива, который устанавливает программный продукт на диск. Процесс «воровства» программного обеспечения значительно усложнился, поскольку стало невозможно переписывать ПО с диска на диск, как это было раньше.

В 1990 году в России появилось первое представительство иностранной компании, занимающейся разработкой и продажей ПО. Это была компания Borland.

Затем появилось представительство компании Symantes. Эти две компании были первыми, кто ввел специальные льготные цены на программные продукты для России. Продукты стали продаваться в магазинах. Их покупали буквально единицы, но все-таки покупали. Это самый интересный факт в формировании рынка ПО. Что стоит за этими первыми покупками? Почему люди, которые не могли себе представить, что программные продукты можно покупать, стали это делать. Причина должна быть очень веской. На мой взгляд, таковой оказалось наличие документации в комплекте с дискетами. Покупали не программный продукт, покупали документацию, ведь если как-то разобраться в ворованной программе еще можно, то эффективно работать с ней без специальной документации уже достаточно сложно.

На этом этапе происходит массовый выезд российских программистов на Запад. Государство было неспособно оплачивать работы по созданию программных продуктов. А колоссальный уровень нелицензионного копирования в России препятствовал развитию данного направления интеллектуального труда. Защищать и продавать свою интеллектуальную собственность программисту было практически невозможно, не существовало ни законов, ни практики покупки программных продуктов. Оставалось только полагаться на свою находчивость и изобретать способы защиты созданных программ. Однако известно, что любую защиту программы можно сломать, и поэтому единственной возможностью продолжать работать был отъезд за рубеж.

Третий этап развития рынка программных продуктов начался в 1992 году и продолжается по сей день. Выросло число представительств иностранных компаний, занимающихся производством ПО. В настоящий момент многие крупнейшие корпорации имеют представительства в России. Достаточно широкая дистрибьюторская сеть каждой из этих компаний свидетельствует о том, что в России программные продукты продаются.

Выросло количество российских фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения. Сейчас их порядка 10-15. И хотя им достаточно сложно конкурировать с зарубежными корпорациями, многие задачи, связанные именно с российскими реалиями, решаются с помощью продуктов российских компаний (бухгалтерские, различные антивирусные программы, ориентированные на вирусы, которые «гуляют» именно по России, лингвистические программы и многие другие).

На этом этапе появилась компьютерная пресса, которая начала играть значительную роль в формировании общественного мнения, ориентированного на покупку программных продуктов в противовес их несанкционированному копированию.

В 1994 году произошли первые продажи лицензий, дающих право использовать программный продукт на определенное количество рабочих мест. Это говорит о том, что какие-то сдвиги к цивилизованному рынку в России происходят.

«Компьютерное пиратство»

Но насколько существенны эти сдвиги? По оценке BSA — Business Software Alliance, международной организации, деятельность которой посвящена искоренению «компьютерного пиратства», индустрия производства и распространения программного обеспечения потеряла в 1994 году более 15 миллиардов американских долларов из-за компьютерного пиратства во всем мире, около 6 миллиардов долларов — в Европе и более 540 миллионов долларов — в России. Процент нелегальных программных продуктов в России на 1994 год был самым большим в Европе — 94%. Мы входим в «почетный» список 14 стран, на рынке которых доля легальных программных продуктов составила менее 10%. Россия фигурирует в этом списке вместе с Боливией, Египтом, Индонезией, Китайской Народной Республикой, Кипром, Кувейтом, Малайзией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Пакистаном, Парагваем, Перу, Польшей и Таиландом. Существует и список стран, больше половины программного обеспечения которых является легальным, это: Австралия, Австрия, Великобритания, Канада, США, Швейцария и ЮАР. Что ж, о развитии страны можно судить и по количеству легального software.

Но что мы знаем о самом «компьютерном пиратстве», кроме того, что это нелегальное использование программных продуктов. Существует несколько видов «компьютерного пиратства».

Промышленное нелегальное

тиражирование для продажи

Оно наносит наибольший ущерб индустрии программного обеспечения. Особенно этот «промысел» процветает в Китае, занимающем первое место в мире по нелегальному тиражированию не только программных продуктов, но и фильмов, музыкальных дисков, другой интеллектуальной собственности. Там существуют целые подпольные фабрики по производству подделок программных продуктов известных фирм, которые внешне почти неотличимы от «родных», причем подделываются не только упаковки, но и лицензия на использование продукта так, что покупатель может и не понимать, что приобретает подделку. В рамках этого типа пиратства происходит и производство CD-ROM с полным комплектом программ, когда-либо созданных различными компаниями — производителями software. Отсутствие лицензионного соглашения при продаже данного вида продукции говорит осведомленному пользователю о том, что это «пиратская копия» программного продукта.

Непромышленное нелегальное

тиражирование для продажи

При таком способе распространения ПО покупатель, опять же достаточно осведомленный, вполне осознает, что приобретает поддельный и нелицензионный программный продукт, произведенный путем переписывания с дискеты на дискету. Главным мотивом здесь является невысокая цена программного продукта.

Нелегальное копирование

(использование в работе нелегальных

копий программных продуктов)

Это самый распространенный вид пиратства. На различных предприятиях через знакомых копируются программные продукты для использования в других организациях. Часто единственный лицензионный программный продукт в организации по сети устанавливается на все компьютеры, имеющиеся в фирме. Организация посредством нового программного обеспечения совершенствует, оптимизирует, ускоряет свою работу, однако представители российского бизнеса не задумываются о том, что за это они обязаны платить производителю программного продукта.

Нелегальное копирование

с целью ознакомления

с программным продуктом

В Соединенных Штатах Америки этот вид пиратства является основным и практически полностью покрывает 35% (на 1993 год) нелегального копирования, которые приходятся на эту страну. После предварительного ознакомления с ПО человек решает,насколько хорош данный программный продукт для работы, насколько он соответствует целям, задачам работы предприятия. Если все устраивает, — далее происходит покупка программного продукта. Однако следует заметить, что практически все известные производители программных продуктов поставляют демонстрационные версии программ, которые можно приобрести в магазинах, занимающихся продажей программных продуктов.

С января 1994 года в России в полном объеме вступил в силу Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (постановление ВС РСФСР 3523-1 от 23.09.92). В настоящий момент нелегальное копирование во всех его видах является противозаконной деятельностью и должно преследоваться в соответствии с законом России. Очевидно, что государство в лице правовых структур должно играть основную роль в борьбе с «компьютерным пиратством». Строгие законы об авторских правах и наказание за их нарушение абсолютно необходимы для создания среды, в которой разработчики и производители смогут создавать новые продукты, удовлетворяющие растущие потребности пользователей.

                 ;                                       & nbsp;                  &n bsp;       По материалам журнала

«Компьютер-пресс»

 

 

 

 

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.