Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Первым делом — самолеты

Пять лет назад на уральских преприятиях оборонного комплекса началась реальная конверсия. Проводилась она, как известно, директивно, без учета специфики и реальных возможностей каждого заво

пела когда-то вся страна. Сегодня отечественный авиапром — в глубоком кризисе. Без заказов остались и уральские предприятия-изготовители навигационной аппаратуры и приборов для авиации.

Пять лет назад на уральских преприятиях оборонного комплекса началась реальная конверсия. Проводилась она, как известно, директивно, без учета специфики и реальных возможностей каждого завода. Оборонщиков бросили в воду рыночной экономики и сказали: «Плывите!» О том, что из этого вышло, наш корреспондент беседует с Владимиром Годлевским, директором Уральского приборостроительного завода. До конверсии это предприятие Минавиапрома было засекречено настолько, что даже названия не имело, а только номер — №5816.

— Владимир Устинович, в ходе конверсии Вашему предприятию в значительной степени пришлось изменить профиль производства. Какова сегодня доля оборонного производства?

— Конверсия оборонного производства завершилась и составляет сегодня 87%. Оставшиеся 13% приходятся на долю приборов и систем двойного назначения, которые используются как в гражданской авиации, так и для космоса. Состояние отечественной гражданской авиации за последние пять лет значительно ухудшилось: на четыреста с лишним мелких авиаотрядов распался некогда могучий Аэрофлот.Поэтому резко сократились и объемы заказов приборов для них.

Какая сегодня в мелких авиаотрядах (5 самолетов) предполетная подготовка? Заправили самолет керосином, в кабине лампочки зажглись, техник колесо ногой пнул, все, полетели. А долетят или нет — неизвестно. Сплошь и рядом нарушаются необходимые регламентные работы, не соблюдаются сроки технического ресурса приборов, летают до тех пор, пока работает аппаратура, — отсюда рост аварийности. За это время и цена на наши приборы резко выросла. Сегодня один прибор (такой, как авиагоризонт, датчик измерения скоростей) стоит 30-40 млн руб. Авиаотряды и рады бы купить — да не могут, неплатежеспособны.

На глазах изнашивается и устаревает парк имеющихся самолетов, им нет замены, хотя около 80-85% самолетов полностью выработают к 2000 г. свой ресурс. Если раньше в среднем в год в стране выпускалось около 500 самолетов и вертолетов, то сегодня несколько десятков. Раньше мы выпускали 150 наименований приборов и в каждом наименовании тысячи штук. Теперь всего десяток наименований и в каждом счет идет на штуки. Хотя, кроме нашего завода, никто сегодня в России навигационную аппаратуру не выпускает. Мы законсервировали все оборудование, сохранили и основной штатный костяк. В лучшие времена здесь трудилось 5600 человек, сегодня — 1900. Самое обидное, что ушло 200-300 высококвалифицированных специалистов, золотой фонд, подлинные мастера.

Раньше завод такого профиля понятия не имел, что такое маркетинг, какие иностранцы вообще бывают, никогда нам за рубежом не приходилось бывать. Мы знали: если на склад продукция ушла, то на расчетном счете деньги автоматически появляются. Рыночные отношения мы постигали методом тыка, а это очень больно. Варварские методы конверсии ведут к деградации не только уровня техники и производства, но и нации в целом. Мое глубокое убеждение, что все это делается сознательно. Чтобы без войны так развалить государство, надо было очень сильно постараться. Наша отрасль всегда была конкурентоспособной. Уступали Западу лишь по некоторым типам гражданских самолетов в экономичности, в шумовых характеристиках, может быть, и в надежности. Теперь она отброшена на много лет назад.

В результате конверсии завод потерял темпы развития высоких технологий. То, что мы сейчас выпускаем, несоизмеримо ниже по техническому уровню по сравнению с приборами для авиации и космоса. Хотя и наша мирная продукция — это весьма сложные и совершенные приборы.

Говорят, что готовится Указ Президента о создании отдельного Министерства гражданской авиации. Оно выделяется из состава Министерства транспорта, куда во время перестройки были объединены все виды транспорта, кроме железнодорожного, да еще, наверное, гужевого. Возможно, что-то улучшится. Но не скоро. Спрашивается, зачем ломали хорошо отработанное старое? В той же Америке крупнейшие авиакомпании — государственные. Хотя, конечно, есть много и мелких авиафирм.

— Несколько слов о сегодняшнем экономическом состоянии завода.

Средняя зарплата — 500 тыс. руб., но она выплачивается несвоевременно, на начало февраля задержка — четыре месяца. До августа завод вовремя выплачивал, а потом все посыпалось по разным причинам, в том числе и по не зависящим от завода. Заказчики должны предприятию около 5 млрд руб. за отгруженную продукцию. Кризис банковской системы привел к тому, что многие наши клиенты вовремя не могут вернуть деньги, им просто кредиты не дают.

Чтобы оформить кредит, нужно закладывать заводскую недвижимость, а она — частично государственная, а частично — акционерная. Наши основные счета в Заводкомбанке, который тоже в кризисе: многие предприятия оборонного профиля задолжали этому банку, в том числе и мы. Специалисты в банке хорошие, мне кажется, что банк будет возрожден. Тем более, что долги постепенно отдаются.

— Какую мирную продукцию предприятие освоило за эти годы?

— Разработано несколько программ конверсии, которые мы защитили и на уровне областного правительства, и в Москве. Полное понимание и поддержку встречают наши программы в областной администрации и правительстве. Благодаря им завод получил, в частности, льготный кредит для освоения выпуска медицинской техники. Уже освоена целая гамма аппаратов искусственной вентиляции легких, которые раньше в стране не выпускались. Например, «Фаза-9» применяется для разработки легких и спасения новорожденных и детей до 14 лет. Модернизирован и подобный аппарат для взрослых, теперь он выпускается с наркозной приставкой. 30 таких аппаратов завод поставил в 25 больниц различных городов. Наша комплексная бригада помогала медицинскому персоналу осваивать эту технику. По характеристикам наши аппараты не уступают западным, стоят 30 млн руб., то есть в 5-10 раз дешевле. В этом году предприятие осваивает уникальный аппарат для скорой помощи «Фаза-11», весом всего около 10 кг (легче западных аналогов), который сможет применяться в вертолетах, в санитарной авиации, в любой автомашине. Это позволит сразу людей спасать, а не везти их в стационар. Затем будут серийно выпускаться специальные аппараты «Фаза-7», «Фаза-12», «Фаза-17». К сожалению, не во всех больницах имеются средства, поэтому нам здесь помогает областной департамент здравоохранения, перечисляет средства напрямую из областного бюджета.

Это направление очень перспективное: серийно «Фазу-5» в небольших количествах кроме нас выпускает еще Московский приборостроительный завод, то есть рынок почти пустой. Наш завод способен делать этих аппаратов 150 шт/мес, а при предоплате могли бы и 200 шт/мес. Но, к сожалению, это специфичный товар и дорогой — отпускная цена 30 млн руб. Сейчас у нас на складе его скопилось на 3 млрд руб.

— Местная пресса сообщала несколько лет назад о том, что УПЗ стал соучредителем российско-китайского СП «Сунгари», которое специализировалось на отверточной сборке автомагнитол, однокассетных магнитофонов и лентопротяжных механизмов к ним, переносных телевизоров, все это из гонконговских комплектующих. А какова сегодня участь этого предприятия?

— Это было наше первое совместное предприятие, несколько лет его продукция успешно расходилась на местном рынке. Но за последний год рынок насытился высококачественной техникой ведущих фирм мира, с которой нашей продукции конкурировать тяжело. Можно было бы претендовать на нишу недорогого товара, но для этого надо изготавливать комплектующие на месте. Однако китайский партнер на это не идет, и товарный кредит тоже дает неохотно. Чтобы закупить комплектующие, нужны оборотные средства, а их нет, потому что сбыт замедлился. Прибыль падает, и речь пойдет, возможно, о резком уменьшении работы через это СП.

Более удачно складывается судьба другого нашего проекта, по выпуску бытовых электросчетчиков. Создано СП с фирмой «Искра» (Словения). АОЗТ «Искра-Урал» уже поставило производство счетчиков на поток. В прошлом году выпущено 50 тыс.шт., в этом году планируется 65-100 тыс. счетчиков, в том числе и двухтарифных (днем — один тариф, ночью — другой). Их качество защищено международным сертификатом. Будет также выпускаться термостат — прибор для автоматизированной регулировки температуры в нагревательных батареях. Есть намерения выпускать и другие энергосберегающие приборы.

В ноябре прошлого года завод посетил губернатор Эдуард Россель и члены областного правительства. Они осмотрели выставку нашей новой техники и высоко ее оценили. Подготовлено специальное постановление о всемерной поддержке завода, и оно уже выполняется. Подготовлена также программа поддержки выпуска двухтарифных счетчиков электроэнергии на АОЗТ «Искра-Урал».

Есть перспективные планы по совместному производству и с другими инофирмами, в частности с германской фирмой Aluminium Kruger GMBH. Наш завод будет выпускать литые алюминиевые детали для жалюзи, точнее, для механизма регулировки подъема жалюзи.Ориентировочная сумма контракта — около 2 млн ДМ. Через эту фирму наши специалисты вышли на другую, которая выпускает минисамолеты. Это совсем простые двухместные аппарты, почти без навигационных приборов, высота полета 100-200 метров. Стоит такой двухместный самолет около 86 тыс. ДМ, или около 300 млн руб.

— Поскольку авиаприборы не находят спроса, Вы решаете выпускать самолеты без приборов?

— Примерно так. Эта ниша на местном рынке пустая, такой самолет для коммерческой деятельности имел бы спрос у наших бизнесменов. Путешествие по делам на север области на собственном самолете займет несколько часов, а не дней, как сейчас. И без всяких пробок на воздушных дорогах. Начальные планы — освоение здесь сборки из привозных комплектующих, а затем изготовление и самих комплектующие. Подобная схема дала осечку с китайскими партнерами, однако вполне освоена на производстве счетчиков.

По заказу Главного Управления Центробанка по Свердловской области изготовлены первые образцы банковской электронной системы распознавания дензнаков. Она выполняет несколько операций: считает дензнаки, определяет их износ, распознает фальшивые. Соответствует мировым образцам, а стоит в 2-3 раза дешевле. Это специальный штучный заказ, хотя возможно и расширение выпуска — ведь подобные аппараты нужны во многих финансовых учреждениях.

Есть у нас и чисто торговые проекты. Совместно с АО «Екатеринбургский завод ОЦМ» создаем торговый дом с выставочным залом. Расположен он будет на нашей территории, с отдельным входом со стороны ул. Пушкина. Месяца через два начнет торговать импортной (в основном корейской) бытовой техникой и продукцией наших заводов.

— С поддержкой конверсии на местном уровне все более-менее ясно. Но предприятия оборонного комплекса имеют, как правило, российское подчинение. Каково финансирование конверсионных программ из Москвы?

— Из рук вон плохо. Приходится из месяца в месяц ездить, ходить по чиновникам. Годы тратятся на то, чтобы получить положенное по конверсионной программе, что имеет печати соответствующих органов: Госкомоборонпрома, Министерства экономики, Министерства финансов. Из Москвы мы денег вовремя не получаем или вовсе не получаем, а программы защищены на десятки миллиардов рублей. Речь идет о выпуске блоков устойчивости для самолетов Ту-204, Ил-96-300 стоимостью 168 млн руб комплект. Мы готовы выпускать десяток комплектов в месяц, но эти самолеты пока выпускаются штуками, хотя по специальному постановлению правительства предполагались десятки и сотни в год.

Для освоения нового производства мы взяли кредит в коммерческом банке, вернуть его не можем, поскольку по конверсионным программам деньги из Москвы все еще не получили. Долги коммерческим банкам нас буквально разоряют.

Еще одни путы на ногах — налоги. Казалось бы, можно сделать послабления конверсионному заводу, который пострадал в результате переориентации предприятия. Этого нет и в помине. В этом году перенесли на полгода платежи в местный бджет. Миллиардные задолженности в федеральный бюджет висят. Если бы в Москве лучше понимали положение конверсионных предприятий, мы быстрее бы смогли встать на ноги. Если не будет льгот своим производителям, то наш рынок займут инофирмы, что отбросит страну на уровень ниже банановой республики.

— В октябре 1995 Уральский приборостроительный вышел из государственной собственности. Каковы последствия этого шага? Не запоздало ли акционирование?

— Запоздало, и сделано оно было по старым меркам. Акционирование прошло в пользу государства. 60% акций закреплены за государством (Госкомимущества России) на три года, 40% — принадлежит трудовому коллективу, из них администрации — 5%. Проблема в том, что завод в ценах первого квартала 1990 г. был оценен в 50 млн руб. номинал акции — сто руб., спички стоят сегодня дороже. Фактически бесплатно достались работникам эти акции, и они их не ценят. Рыночную стоимость акций еще не считали, понятно, что она будет во много раз большей. Другими словами, пока практической пользы от акционирования завод не почувствовал.

Завод входит в российский Авиаприборхолдинг, все коллективы его также акционировались, это объединение дает эффект, в частности, партнеры нам помогают в продаже медтехники.

— Многие уральские гиганты машиностроения сейчас расстаются со своей социальной инфраструктурой. В частности, Уралмашзавод продал свои дома отдыха, детскую дачу в Кашино и т.д. Несколько слов о социальной политике Вашего предприятия?

— Нас с Уралмашем нельзя сравнивать. Свою социальную инфраструктуру мы пытаемся сохранить изо всех сил. По-прежнему содержим свой пионерский лагерь «Салют» (сейчас — база отдыха) в районе Сысерти, это бажовские края. В прошлом году было оздоровлено 400 детей. Цены на путевки смешные, для своих работников — почти бесплатно. Есть договор с санаторием в Хосте (Сочи), ежегодно там отдыхают порядка 150-200 заводчан, которые платят 10% от стоимости путевки, остальное — завод. Завод финансирует строительные организации, ежегодно получает для своих работников около десятка квартир, по ценам ниже рыночных.

— Расскажите о себе.

— Родился в августе 1946 года в деревне под Винницей, на Украине, закончил школу с золотой медалью, затем Киевский политехнический институт. Сюда попал по распределению, работал до 1974 года, потом был переведен в Тюмень на электромеханический завод (тоже Минавиапром), который надо было вытаскивать из прорыва. Собрали аварийную бригаду с разных заводов, 16 человек. Завод мы на ноги поставили, и там я проработал 12 лет до должности зам.директора по материально-финансовым вопросам. На такую же должность меня пригласили обратно. Потом — выборы, и за меня проголосовало абсолютное большинство. С тех пор прошло ровно семь лет.

— Ваши увлечения?

— Я в деревне вырос, люблю дачу, животных, собак. Совершенно не обязательно собака должна быть породистой. У нас в семье, например, дворняга. Общая любимица, хотя дети уже большие, старшая учится на втором курсе университета, меньшая — восьмиклассница. Люблю плавать, только вот регулярно не получается. Сегодня здесь, а на следующей неделе — в Москве. Автомобиля нет. Не любитель.

— Какие качества характера Вы считаете своими недостатками?

— Я по характеру чересчур доверчивый и добрый. В жизни это неплохо, а в руководящей работе вредит. Делаешь добро, а платят злом. Особенно дорого обходятся ошибки, связанные с подбором кадров. Обычно я даю возможность человеку проявить себя. Иногда черезчур долго и неоправданно. И тогда приходится выгонять. А это очень болезненно. И для него, и для меня.

— Что можно сказать о круге Вашего общения помимо завода?

— Несколько десятков человек. Руководители оборонных предприятий Екатеринбурга, главы администраций городов севера области, в частности главы Краснотурьинска, Североуральска, Ивделя, Серова. Люди среднего возраста, лет около 40. Познакомились, когда в составе областной делегации (150 человек) несколько раз летали в дальние страны — Китай, Германию, Францию. Инициатором этих десантов был губернатор Эдуард Россель еще в первый срок своего правления. Такие поездки очень полезны в деловом плане, помогают создавать СП. Кроме того, они объединяют местных руководителей в своеобразный клуб. Нельзя сказать, что мы часто встречаемся. Но по любому звонку друг другу помогаем. А без этого в наше сложное время выжить очень трудно.

 

 

АООТ «Уральский приборостроительный завод»

51-90-94, 51-63-41

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.