Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
93,29
99,56

Печать оправдывает средства

Впрочем, кое-что осталось по-старому. Как и прежде,  участок крупнотиражной полиграфии делят чуть бо-  лее десятка типографий (мы тщетно искали новые имена – никто о них не слы

В августе 1999 г. “ДК” попытался сделать слепок местного полиграфического рынка – частью скрытого от посторонних глаз и довольно бесформенного в своем разнообразии. Однако мы, авторы обзора, не надеялись так скоро возвращаться к пройденной теме. Думали, двенадцать месяцев – не срок для разительных перемен. И ошибались.

Впрочем, кое-что осталось по-старому. Как и прежде,
 участок крупнотиражной полиграфии делят чуть бо-
 лее десятка типографий (мы тщетно искали новые имена – никто о них не слышал). Но, возможно, и этот круг покажется некоторым игрокам недостаточно узким. Для подсчета достойных внимания конкурентов большинству из опрошенных нами полиграфистов хватило пальцев одной руки. Прочий контингент в расчет не принимается. Решительно выносится за скобки малый полиграфический бизнес. Между тем свежие данные Свердловского Облкомстата выглядят так: в 1999 г. в городе насчитывалось 156 полиграфических предприятий (236 в области), что на 4% больше, чем в 98 г. Цифры, конечно, спорны, но других, увы, нет.
О емкости же всего печатного поля (включая упаковочные и рекламно-издательские сектора) можно косвенно судить по продаваемой здесь бумаге и картону. В нашей области этот бизнес контролируют пять компаний (“Регент-Урал”, “Берег”, “Комус”, “Уралбумага” и “БИК”) – что отчасти упрощает подсчеты. Амплитуда колебаний месячной емкости бумажного рынка, в представлении директора “Регент-Уралв” Николая Арцишевского, составляет от $ 700 тыс. до $ 1 млн. Опираясь на эти цифры, можно воспользоваться эмпирическим правилом, которое гласит: стоимость полиграфического изделия обычно вдвое выше стоимости бумаги. Таким образом, усредненный показатель годовой вместимости местного рынка – $ 20 млн. Но потенциально цифра, конечно, больше – если вспомнить о домашних тиражах, размещаемых в других регионах России или за границей.

Производительность в квадрате
Этикеточный бум разразился еще кризисной осенью, щедро прибавив работы полиграфистам. Кое-кто полагает, что пик жатвы пришелся на прошлогоднее лето. Но больше тех, кто уверен — настоящие объемы еще впереди. Одному Богу известно, сколько печатники зарабатывают только на этикетке для газированной воды. Не говоря уже о пиве. Потребив за два года несколько миллиардов литров дешевого ячменного напитка, россияне оказали тем самым неоценимую поддержку отечественной полиграфической отрасли. Не всей, разумеется, а лишь той ее части, что вовремя задумалась о перспективах отечественной пивиндустрии.
До лакомого куска оказалось слишком много охотников. В результате произошло неизбежное. Под этикеточный заказ были приобретены печатные машины, общая производительность которых если не превосходила имеющиеся потребности, то уж положительно их покрывала. Только за минувшие год-полтора более половины из дюжины наиболее заметных типографий обзавелись дополнительными мощностями. В качестве тяжелой артиллерии в боях за этикетку специалисты называют четырех- или пятикрасочные печатные машины А2 формата (как правило, производства фирм Heidelberg и DST(Polly)). И теперь тот, кто решил внести в этот сектор посильную лепту, должен быть готов к очень вероятному вытеснению со святого места – если, конечно, не продемонстрирует чудес демпинга или не изобретет какого-нибудь экстраординарного способа получения заказа.
Этикеточная тема закрыта, и теперь развитие должны получить другие сегменты рынка, — таково убеждение руководителя типографии “Союз” Олега Пьянкова. На этот счет высказываются и менее пессимистичные суждения. Их суть сводится к не исчерпанному еще спросу на этикетку в регионах – особенно в тех, где заказчик не избалован конкуренцией полиграфистов и нередко довольствуется малым. Эта точка зрения принадлежит руководству “АСМ-Офсет”, закупившей печатную машину с суточной производительностью до миллиона этикеток. На вопрос “ДК”, нет ли опасений, что планы по завоеванию региональных рынков могут откорректировать окрепшие конкуренты на местах, директор типографии Виктория Буянова ответила: “Если они и появятся, то не раньше чем через год-два. А этого времени нам, надеюсь, хватит, чтобы успеть рассчитаться с кредиторами за оборудование”.
Действительно, по темпам развития полиграфии Екатеринбург оставил далеко позади соседей по Уральскому региону. Это позволяет местным игрокам собирать неплохие урожаи заказов за пределами родной области. Некоторые типографии даже работают с ближним зарубежьем — Казахстаном и Киргизией. Экспансия екатеринбуржцев со временем будет только усиливаться – таковы прогнозы. Но, как замечают некоторые эксперты, не стоит недооценить потенциала коллег из других областей. Так, в связи с бурным ростом промышленности в Перми ожидается резкий подъем полиграфического рынка. Что прямо угрожает интересам местных операторов, сидящих на пермских заказах.

Небезынтересны оценки наблюдателей со смежных рынков – оборудования и бумаги (подробнее на стр. 16-17). Дмитрий Ермаков, возглавляющий филиал “Гейдельберг СНГ” в Екатеринбурге, не видит в новом эволюционном этапе ничего кризисного. Все появившееся оборудование можно загрузить на 200%, — утверждает он. Вопрос не в мощностях, считает Дмитрий Владимирович, а в том, к чему они в итоге приводят, – в снижении себестоимости изделий. Но делать ее ниже общерыночной, лишь увеличивая производительность техники, при избытке мощностей уже проблематично. Похоже, пришло время менять стратегию.
Те, кому удастся совладать с новой конъюнктурой, займут пустовавшие еще в прошлом году места на пьедестале отраслевых лидеров. Имена наиболее вероятных претендентов на почетные вакансии очевидны для Николая Арцишевского. Попросив нас по этическим соображениям их не называть, Николай Владимирович добавил: “Это типографии, вовремя свернувшие с экстенсивного пути. Те, что сосредоточили внимание на оптимизации внутренних процессов, планировании, усилении менеджмента, решении кадровых вопросов и т.п.”.
Андрей Попов, глава печатного дома “Формат”, сегодняшние события на рынке предвидел давно: “Не секрет, что при нынешних ставках банковские деньги доступны многим. Полиграфический бизнес с каждым годом становится все более привлекательным для инвестиций – перед глазами немало положительных примеров. Но спрос не растет теми темпами, какими теперь можно поставить оборудование или расширить производственные мощности. В итоге объемы реализованных инвестиционных проектов серьезно превышают емкости рынка этикетки”.

Оставим спор без комментариев.
К приведенному выше можно относиться по-разному – в том числе и со всей серьезностью. Однако было бы верхом легкомыслия надеяться, что решение этих первоочередных задач вернет бежавшего заказчика, всего без остатка.
Директор РИФ “Солярис” Тамара Пащенко:
“Часто неудачного тиража, изготовленного сомнительной типографией, для заказчика достаточно, чтобы принять решение здесь никогда не печататься. Кроме того, еще силен стереотип превосходства всего импортного над отечественным, не исключая полиграфию. Считаю подобное отношение предвзятым. Бывает и так, что сотрудники некоторых предприятий мечтают ездить в заграничные командировки – и делают все возможное для того, что выбор начальника пал на иностранную типографию”.
Очевидно, утечет немало воды, прежде чем на некоторых екатеринбургских предприятиях начнут замечать типографии “на соседней улице”. Анатолия Авлахова постоянно спрашивают, где располагается его производство. А услышав, что типография местная, люди искренне удивляются – о такой, мол, не слышали.

На расстоянии вытянутой руки
На DRUPA — всемирную выставку достижений полиграфического хозяйства, проходящую в немецком Дюссельдорфе, раз в четыре года съезжаются специалисты со всего света. На последней, проходившей в минувшем мае, побывало несколько наших земляков. Их впечатления почти не различаются: технологический отрыв наших типографий от западных, вторят они друг другу, не так огромен, каким казался раньше.
Впрочем, не исключено, что завтра отставание снова начнет увеличиваться. Из комментариев Олега Пьянкова следует, что в скором времени на Западе полиграфический бал будет править цифровая печать. Но местные типографии в ее сторону даже не смотрят – слишком дорого. Пытаясь услышать что-нибудь обнадеживающее о перспективах появления цифровой машины в столице Урала, мы получали ответы, полные сослагательных наклонений. Одно из непременных условий – наличие специфического спроса.
Дмитрий Ермаков:
“Я делал расчеты и пришел к выводу, что необходимости в цифровых машинах здесь нет — они себя не прокормят. Дело в том, что существует тиражная вилка, в пределах которой типография сохраняет рентабельность. Цифровая печать находится между тем, что выгодно на ксероксе от 450-500 листов, и тем, что выгодно на традиционном офсете после 2-5 тыс. листов. Для сегмента цифровой печати требуется большое число клиентов; большое – потому что тираж маленький, а цифровая машина работает очень быстро. В итоге выходит: для рентабельности цифровой машины необходимо в среднем перерабатывать за день не менее 20 таких тиражей. В основном, это должна быть рекламная продукция. Она же, как мне представляется, в таком объеме у нас востребована не будет”.
Но даже если рекламный рынок вдруг разродится новыми сегментами спроса, цифровая печать тут вряд ли появится. Она потребует специалистов принципиально иной квалификации и, что самое важное, более четкого позиционирования типографий. Как уже было сказано, цифровая техника капризна и не желает окупаться в отсутствие целевых заказов. Что, в свою очередь, обязывает рынок внятно сегментироваться.
А для этого полиграфистам необходимо время, чтобы выбрать специализацию с минимальным риском невосполнимых затрат. Таковая уже проступает в работе большей части крупных типографий — хотя от периферийных заработков отказываться пока никто не собирается. Уже есть примеры покупки оборудования узкого назначения. Трезвее стали расчеты сроков его окупаемости. И, пожалуй, это еще одна причина не думать о рынке хуже, чем он есть.

P.S.
Хотя в прогнозах развития полиграфического бизнеса большой оптимизм был бы не вполне уместен. По ощущениям некоторых экспертов, рынок растет не в том месте и не теми темпами. Ситуация накаляется быстрее, чем можно было себе представить. Однако игрокам придется выправить крен и соблюсти пропорцию между спросом и предложением. В противном случае, рынку будет сложно избежать серьезных потрясений.

Дмитрий Ермаков,
директор екатеринбургского
филиала “Гейдельберг СНГ”:— Полиграфический рынок Екатеринбурга приближается к этапу, который Москва с Санкт-Петербургом прошли в начале 1998 г. Он становится более цивилизованным, что можно заключить из постепенной его сегментации. Твердо убежден, что полиграфические предприятия не могут быть рентабельными и дееспособными на всех участках рынка. В этом бизнесе приходится делать выбор. В течение года-двух все типографии должны определиться. В противном случае, они не выживут. Нынешняя тенденция такова: результаты деятельности полиграфистов – будь то новое успешное предприятие либо старое, получившие существенное развитие – в первую очередь, определяются наличием четко очерченной специализации. Несмотря на установку дополнительного оборудования на рекламном рынке, заказов там не прибавляется. В то же время, как мне кажется, недостаточно заполнен сектор упаковки. Очевидно, люди не могут перестроиться. Сейчас упаковка в основном ассоциируется с крупными тиражами, где 10-тысячняя партия никому не интересна. Между тем на этом рынке есть доля мелкотиражной продукции, которую многие в состоянии освоить. Машина для вырубки (около $ 10 тыс.), оборудование для тиснения и пр. — все это не требует больших капиталовложений. Полиграфисты, способные выгодно поменять специализацию, почему-то этого не делают.
Из области продолжается утечка заказов – впрочем, в меньших, чем раньше, масштабах. Думаю, она сведется к минимуму, когда операторы рынка решат свои внутриорганизационные проблемы. Но все же во многих случаях процессы не формализованы, нет прозрачной схемы документооборота – и это очень серьезно мешает. Когда местные полиграфисты смогут работать строго в срок и четко определять свою ценовую политику – тогда заказы могут вернуться обратно.
Отрадно, что за последний год начали проявляться результаты реформ управления финансами, проводимые некоторыми городскими типографиями. Расчеты стали более точными, планирование — более осмысленным и реалистичным. В лучшую сторону меняются подходы к покупке оборудования.

Николай Арцишевский,
директор “Регент-Урала”:
— Последний год на полиграфическом рынке Екатеринбурга отмечен бурной модернизацией и ростом производственных мощностей – в процесс были вовлечены практически все крупные предприятия.
Можно сказать, что рынок почти оправился от кризиса.
Однако наращивание мощностей – явление неоднозначное.
С одной стороны, оно нас, конечно, радует – с ростом производственных возможностей должно расти и потребление бумаги.
С другой – модернизация ведет к усилению и без того серьезной конкуренции, поскольку темпы роста емкости рынка начинают отставать от развития мощностей. Здесь сказывается влияние общеэкономической ситуации и то, что промышленные потребители полиграфической продукции размещают заказы в других регионах или за рубежом. В то же время понимание истинной роли упаковки и прочих бумажных продуктов приходит медленнее, чем хотелось бы. Сегодняшняя задача полиграфистов не из легких — необходимо предложить рынку продукцию высокого качества при привлекательных ценах. Другой аспект ситуации заключается как раз в том, что переоснащение производства проводилось в большинстве случаев на заемные средства.
При нынешнем уровне конкуренции своевременно и в полной мере рассчитаться по своим финансовым обязательствам, как текущим, так и долгосрочным, типографиям будет не так просто. Для этого потребуется переход на качественно другой уровень бизнеса, где управлению, планированию и финансовому учету должно уделяться больше внимания.
Ведь сегодняшняя задача полиграфистов не из легких – необходимо выдавать продукцию высокого качества при низких ценах. Те, кто до сих пор относился к этим вещам не достаточно серьезно, может сильно пострадать. В то же время в немалом выигрыше окажутся типографии, сделавшие ставки на увеличение эффективности управления и производства. Таким образом они смогут успешно регулировать вопросы текущей себестоимости и своих финансовых потоков.
Только таким образом полиграфисты могут улучшить свои конкурентные позиции. Хотя нельзя не отметить движения вперед. За последний год мы видим, что в полиграфическом секторе определились лидеры, которые ведут за собой развитие отрасли. В то же время нам удалось существенно нарастить объемы продаж. Это свидетельствует о том, что рынок развивается. Отрадно отметить и оживление рекламного и издательского секторов. Наблюдается повышение спроса на группы мелованных, дизайнерских и текстурных бумаг.
Но в целом мы еще в самом начале пути. Уровень потребления ЦПБ на душу населения России составляет около 17 кг при среднеевропейском уровне в 170 кг. Это показывает перспективы всей целлюлозно-бумажной промышленности и полиграфической отрасли в частности. Поэтому дорогу осилит идущий.

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.