Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Пару менеджеров, пожалуйста!

Мировая практика давно определила подбор персонала или recruitment в отдельную сферу деятельности на рынке труда. В Екатеринбурге рынок таких услуг еще не сложился из-за ограниченного спрос

Ваша фирма развивается. В один прекрасный момент Вы обнаруживаете, в какой тормоз превратилось скопление в основных службах фирмы родственников, друзей, родственников друзей и проч. Размышляя в этом направлении, Вы инвентаризируете организационную структуру: делаете перестановки, «режете» отдельные явные излишества. Но толку мало: прежний кадровый состав не отвечает новому уровню задач. Наконец Вы задаете себе вопрос: не лучше ли вместо трех сегодняшних работников пригласить одного специалиста. Не исключено, что при этом Вам придется обратиться в службу по подбору кадров.

Мировая практика давно определила подбор персонала или recruitment в отдельную сферу деятельности на рынке труда. В Екатеринбурге рынок таких услуг еще не сложился из-за ограниченного спроса. Тем не менее, есть ряд агентств, которые их осваивают и считают данный бизнес весьма перспективным. Как в любой другой сфере, здесь существует свое разделение труда, т. е. присутствуют некоторые признаки рыночной специализации.

Так, по характеру и методам работы агентства подразделяются на две большие группы. В первую войдут агентства, занятые подбором квалифицированных кадров по заказам фирм-клиентов. У нас это «Анкор» и «Урал-кадры». Они достаточно избирательны к заказчику: это фирмы, в той или иной степени созревшие для осмысленного привлечения квалифицированных специалистов, и заинтересованные в длительном сотрудничестве с ними. Их контингент — «аристократы» рынка труда — в основном финансисты, главные бухгалтеры, менеджеры высшего и среднего звена, юристы, переводчики и т. п. В такие фирмы, как правило, обращаются работающие специалисты, которые по каким-либо причинам желают сменить место работы (неблагоприятный психологический климат, отсутствие перспектив профессионального роста, недостаточный уровень заработной платы, работа далеко от дома и т. д.). Эти агентства формируют собственные базы данных (кадровые банки и банки вакансий). Предлагаемые вакансии систематически публикуются в средствах массовой информации (название фирмы-заказчика не указывается). Кандидаты проходят экспертизу необходимых профессиональных навыков — например, знаний иностранных языков, ПЭВМ, финансовых инструментов и др. Отбор проводится на конкурсной основе с проведением психологического тестирования претендентов. Подбор персонала оплачивает заказчик. Базовые расценки составляют от одного до двух месячных окладов нанимаемого специалиста в зависимости от сложности заказа.

У агентств второй группы нет такой нацеленности и избирательности: в списках их вакансий есть и бухгалтеры с двадцатилетним стажем работы, и вновь испеченные водители. Эта группа более многочисленна (Молодежная биржа труда, «Шанс», «Урал-ММТ», «Крокус»). Основной вид услуг — помощь гражданам в трудоустройстве. То есть в лице этих структур мы имеем в своем роде коммерческий вариант государственной службы трудоустройства. Последняя нуждается в элементарной конкуренции, и вполне очевидно, что такие агентства, восполняя упущения госструктур, увеличивают шансы обратившихся «разночинцев» рынка труда на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы. Правда, на ведение этой полезной деятельности необходима лицензия Министерства труда и занятости населения (для агентств, отнесенных к первой группе, это не обязательно). Службы трудоустройства частично могут выполнять задачи агентств по найму персонала низшего уровня (по американской терминологии — «синие воротнички»).

Анкор, еще Анкор

Агентство «Анкор-Екатеринбург» представляет собой звено системы агентств «Анкор» (анализ, консультирование, рекруитмент), действующих во многих городах СНГ. Московский офис с 1990 года занимается подбором персонала для представительств инофирм в России. На сегодняшний день используемые для работы западные и собственные методики подбора персонала адаптированы также на обслуживание российских фирм, для которых установлены льготные расценки.

Как сообщила региональный менеджер «Анкора» Наталья Плотинская, «Анкор-Екатеринбург» занимается в основном управленческим персоналом: главные бухгалтеры, менеджеры по продажам, секретари-референты высокой квалификации и т. п. При поступлении заказа агентство не ограничивается так называемым «скринингом», т.е. просмотром резюме кандидатов из базы данных. Несмотря на обширность базы данных, вероятность совпадения интересов фирмы и характеристик имеющихся кандидатов не велика. Поэтому чаще всего агентство ведет дополнительный поиск специалистов, соответствующих требованиям заказчика. По этой причине, утверждает г-жа Плотинская, «Анкор», в отличие от некоторых других агентств, не помещает резюме кандидата в средствах массовой информации, адресуя его некой «абстрактной» фирме. К тому же «хорошие» кандидаты чаще всего не настолько сильно мотивированны для смены работы, чтобы давать согласие для ее поиска таким способом.

Оптимальной целью своей работы «Анкор» считает совмещение интересов фирмы и здоровых амбиций кандидата. Не на последнем месте из которых и уровень заработной платы. Как правило, стабильные компании заинтересованы в сотрудничестве с квалифицированными специалистами и стараются обеспечить им достойное вознаграждение. Но многим соискателям не свойственно интересоваться объективной информацией о реальном спросе на специалистов данной квалификации и сложившимся уровнем зарплаты и, следовательно, завышать свои требования. Претендент заполняет анкету (с элементами психологического тестирования), проводится беседа с психологом, тестирование. Агентство берет на себя обязательную подготовку претендента к собеседованию, чтобы он сумел подать себя и свои знания. «Анкор» гарантирует полную конфиденциальность как для фирм, так и для претендентов.

Сегодня «Анкор-Екатеринбург» предлагает для российских фирм услуги по расценкам, равным ориентировочно 1,5-2 окладам искомого специалиста в т.н. «стабильной» фирме. Так, например, технический секретарь (навыки работы с ПЭВМ, оргтехникой, опыт ведения телефонных переговоров) от «Анкор-Екатеринбург» обойдется российской фирме в $480. Агентство работает без предоплаты, с трехмесячной гарантией (возврат денег в случае увольнения специалиста в течение этого периода). Услугами «Анкор-Екатеринбург» за два года его работы, по данным г-жи Плотинской, воспользовались более 40 иностранных и около 30 российских фирм. Агентство стремится не столько к расширению количества клиентов, сколько к установлению с ними тесных и долгосрочных отношений.

Триза и «Урал-кадры»: два лица в одном

Агентство «Триза» возникло в Екатеринбурге полтора года назад как филиал московской фирмы. С прошлого года продвигается марка «Триза-Урал-кадры». Основной упор сделан на регионального заказчика. Технология подбора кадров построена на пубикации объявлений о вакансиях в средствах массовой информации. Претенденты оставляют в агентстве необходимые сведения о себе: анкетные данные, автобиографию, описание талантов и способностей. Необъективность данных никого не пугает, поскольку впереди достаточно сложные тесты на психологические качества и логическое мышление по методикам московского офиса «Тризы». С помощью психологических тестов человек раскрывается как лидер или подчиненный, руководитель или исполнитель, «физик» или «лирик». Специальные методики существуют и для выявления логических способностей. Данные обрабатывает компьютер, характеристика претендента на вакансию предоставляется работодателю. Претенденты приглашаются на фирму для собеседования. Соискателю предлагается несколько вариантов, что увеличивает его шансы на получение места. Каждый клиент вправе заполнить анкету и участвовать в конкурсе претендентов на вакантное место. Данные о соискателе вакансий заносятся (на срок 10 месяцев) в кадровый банк. При желании клиента резюме может быть напечатано в средствах массовой информации («Деловой экспресс», «Предприниматель», «Работа для вас»). В этом случае агентство взымает плату по расценкам этих газет (от 12 до 30 тыс. руб.).

По данным исполнительного директора агентства Ольги Блехарской, наиболее востребованы на рынке профессии бухгалтеров, секретарей-референтов, менеджеров, экономистов, юристов. Этот вывод устойчиво делается на протяжении нескольких месяцев в ходе ежемесячных исследований структуры спроса.

На сегодняшний день в агентстве действуют следующие расценки. Бухгалтер (после бухгалтерских курсов) — 850 тыс. руб. Бухгалтер с высшим образованием, знанием ПЭВМ и стажем работы более 3 лет — 1820 тыс. руб. Главный бухгалтер с аналогичными профессиональными данными — 2480-3037 тыс. руб., а при опыте ведения валютных счетов, работы с ценными бумагами и стажем работы более 5 лет — 3645-4860 тыс. руб. Секретарь-референт от агентства «Урал-кадры» с высшим образованием, знанием ПЭВМ, коммуникативными способностями и опытом работы обойдется в 1215-1822 тыс., свободный иностранный поднимет цену до 2430 тыс. руб. Примерно за такую же сходную цену можно добыть продавца-консультанта, отвечающего аналогичным требованиям. Менеджеры среднего и высшего звена с высшим образованием, стажем работы в указанной сфере обойдутся заказчику в 3645-4860 тыс. руб. Наиболее дороги юристы, специалисты фондового рынка — при наличии обязательных (высшее образование, стаж работы, ПЭВМ) и сопутствующих специальных качеств — до 6075 тыс. руб.

По данным московских рекрутинговых (общество занятости «Триза», «Прист», «Контакт») и консалтинговых фирм (Hill International, Korn/Ferry Carre/Orban International, Deloitte and Touche/Ward Howell International) наибольшим спросом на сегодняшнем рынке пользуются (по мере убывания) специалисты по маркетингу, юристы, финановые менеджеры, бухгалтеры.

Исследования московских фирм по подбору персонала показывают, что отечественные руководители на первые места ставят следующие качества кандидатов на высокие должности: личные достижения (реальный опыт, успехи, скорость и темпы профессионального роста), личные связи, лояльность (привязанность к компании, личная заинтересованность в ее успехе, соблюдение секретности). Главные требования, которые предъявляются к сотрудникам: образованность, целеустремленность, гибкость. Все больше обращается внимание на такое качество, как агрессивность.

Региональный представитель иноземной или крупной столичной структуре обойдется по максимуму в 7290 тыс. руб.

Агентства первой группы имеют возможность заключать с заказчиками т. н. генеральные соглашения. Такое соглашение подразумевает целевое и долгосрочное обслуживание по ряду кадровых позиций. Ольга Блехарская считает эту форму работы наиболее прогрессивной. У рекруитмента появляется возможность вникнуть в дела фирмы и корпоративную культу, постоянно держать руку на пульсе кадровых перемен и хорошо знать предпочтения руководства. По генеральным соглашениям идет работа с Уральской электротехнической компанией, фирмами «ЭОС» и «Оникс».

Кадровый банк:

вход платный

Коммерческие службы трудоустройства не интересуют требования, которые устанавливает для претендентов на рабочие места заказчик-работодатель. Они не берут денег с фирм, интересующихся кадрами, но зато берут их с самих соискателей. Как правило, в коммерческую службу трудоустройства обращаются после безуспешных попыток найти подходящую работу через городские бюро занятости. Вообще, как свидетельствует мировая практика, с соискателей вакансий за участие в конкурсе плата практически нигде не берется. Но у нас уклад особый.

Услуги коммерческой службы трудоустройства состоят в том, что за определенную плату тот, кто ищет работу, может занести информацию о себе в банк данных. В мини-резюме обязательна информация об образовании, возрасте, опыте работы, навыках и умениях, нередко также о месте проживания, внешних данных (для секретарей-референтов, переводчиц). Резюме регулярно публикуются в газетах, обязательным считается публикация в газете «Работа для Вас». Если в течение определенного времени (обычно — один месяц) поступает заявка на работника данного профиля, то кандидата направляют к работодателю. Месячное пребывание в кадровом банке обойдется Вам от 40 тыс. руб. и более. При нахождении работы Вам также порой могут предложить вознаградить службу за хлопоты половиной первого заработка. Впрочем, в оплате возможны варианты, правда, во всех случаях она будет не высока и чаще всего не остановит даже безработного, правда, без гарантии, что он поменяет свой статус.

Сектор данного вида услуг только-только формируется: фирмы появляются и исчезают. Из них наиболее известны и имеют неплохие рекомендации агентство «Крокус» и Молодежная биржа труда (МБТ).

Услуги «Крокуса» включают двукратную публикацию мини-резюме («Работа для Вас», «Карина» и «Пульс цен» — на правах рекламы) плюс текущее обслуживание в течение месяца. За публикацию резюме взымается 60 тыс. руб. и столько же за текущее обслуживание. От ворот поворот никому не дают, будь то умудренный опытом финансовый директор или бригада отделочников. По данным сотрудников агентства, еженедельно обновляется до 200 заявок и до половины — люди квалифицированного труда, около 90% обратившихся получают предложения.

МБТ сориентирована на трудоустройство молодежи: выпускников учебных заведений, временно не работающих. Одной из наиболее массовых услуг стало сезонное трудоустройство студентов и учащихся в летний период. МБТ имеет партнерские отношения с несколькими фирмами по целевому подбору рабочих кадров.

В таблице (см. след. стр.) по вакансиям и средней заработной плате специалистов наиболее дефицитных профессий сведена информация от основных фирм, оказывающих услуги на рынке труда. Мы ограничились перечнем наиболее «спросовых» на сегодняшний день специальностей квалифицированного труда. Суммы зарплат отражают средний уровень по фактическому трудоустройству за анализируемый период и открытым вакансиям фирм-заказчиков. Незаполненные клетки означают отсутствие вакансий.

По данным агентства «Анкор», в январе 1996 г. наибольший прирост зарплаты к четвертому кварталу 1995 г. у бухгалтеров. Ставки поднял спрос на этих специалистов, вызванный необходимостью своевременно закрыть годовой баланс и вообще привести в порядок отчетность на конец финансового года. В свою очередь в разрезе этой группы специалистов первоочередное значение получили такие критерии, как опыт работы на самостоятельном балансе не менее 3 лет, владение ПЭВМ и бухгалтерскими программами. Также все большую ценность приобретают знания и практическое умение защитить интересы предприятий (оптимизация затрат, законные способы ухода от налогов и т.д.). Небольшой рост зарплаты отмечен по группе менеджеров и торговых агентов.

На 1 января 1996 г. в области зарегистрировано 77318 безработных. Прирост за декабрь — 2081 человек. Число вакансий, сведениями о которых располагает центр занятости, на 1 января — 14265 человек.

Анкор 61-51-86

Крокус 56-97-11

Молодежная биржа труда 51-03-40

                                    & nbsp;                  &n bsp;                   Триза — Урал-кадры 60-24-34

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.