Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Охота за головами: технологии, участники, трофеи

Позвонившая счастливцу женщина — представительница новейшей про-  фессии — хэдхантер. Если составить краткий словарь хэдхантинга, то  мы получим всего два термина: хэд — голова как средоточие пр

Вечер. Вы дома, поужинали и смотрите программу "Вести". Звонит телефон. Жена берет трубку. — Алло, — в голосе ее появляется металл. — Это тебя. — Пауза, и еще более холодно. — Приятный женский голос. Вы испытываете приступ паники: "Она! Нет, не может быть, я же просил… Откуда она узнала телефон? Чертова охотница за мужиками". Вы берете трубку. Там действительно звенящий и многообещающий женский голос, но это не Она. Хотя Ваша собеседница тоже охотница, но из всевозможных частей тела ее интересует лишь голова. — Мне порекомендовали Вас как лучшего специалиста в своей области. Можем ли мы встретиться и поговорить о предложении, которое наверняка стоит того, чтобы Вы потратили на него полчаса Вашего бесценного времени. Предложение о работе? Я и не собирался менять ее. Хотя, почему бы и нет? Лучшее — враг хорошего. Да и начальник последнее время стал слишком раздражителен. И еще Она все время подкарауливает в коридоре. Вы договариваетесь о встрече. С резко усилившимся чувством собственного достоинства Вы пересказываете разговор жене, видите в ее глазах восхищение и понимаете, что из всех сегодняшних вестей эта — самая лучшая.

Позвонившая счастливцу женщина — представительница новейшей про-
 фессии — хэдхантер. Если составить краткий словарь хэдхантинга, то
 мы получим всего два термина: хэд — голова как средоточие профессионализма, и хэдхантеры — люди, которые охотятся за головами (не путать с киднеперами и террористами). Рассмотрения данных понятий достаточно для знакомства с этим экзотическим явлением. Если сменить жанр и попытаться написать учебное пособие по охоте за головами, возникнет и множество других необходимых терминов: среда обитания особо ценных пород, разновидности орудий охоты, психология трофея, предприятие-заказчик и предприятие-донор.
Разберемся со всем по порядку.

Хэдхантинг как технология
Стоит обратиться к метафоре охоты, и сразу же становится очевидным различие в целях звериной охоты и охоты за головами, и прежде всего из-за того, что охотничий азарт отходит на второе место по сравнению с необходимостью получить трофей. Трудно представить ситуацию, когда добытую с огромным трудом голову помещают в коллекционный шкаф или вешают на стену. Ситуация, когда руководитель, заплативший большие деньги или сам потративший изрядное количество энергии на заманивание добычи, потом будет относиться к работнику не по принципу "чтобы было" и использовать исключительно в эстетических целях, труднопредставима.
Вторым отличием является то обстоятельство, что звериная охота — это если и не развлечение, то, по крайней мере, явление, включающее в себя целый спектр бессознательных мотивов и желаний, чего не скажешь о хэдхантинге, построенном на расчете и имеющем вполне прагматическую мотивацию. И наконец, трофей хэдхантера всегда нужно "брать живым", довольным и дееспособным: если он будет парализован страхом, охоту можно считать неудачной.
Однако наш предмет — действительно охота, поскольку очевидны технологические совпадения. Кстати, тут уместно развеять один из мифов хэдхантинга, а именно, что он является воровством голов, что хантер — это, по сути, вор (миф, явно придуманный предприятиями-донорами по злобе). Воровство, то есть наглое, манипулятивное переманивание объекта от предприятия-донора в предприятие-заказчик, — это одна из множества технологий хэдхантинга, отнюдь не самая распространенная. Что же роднит хэдхантинг с настоящей охотой в смысле технологий поимки объекта?
Во-первых, залог успеха всего предприятия — этап выслеживания добычи, владение навыками наблюдения, распознавания следов, сбора информации о повадках данного вида.
Во-вторых, для поимки требуемого экземпляра можно расставить ловушки, сплести сеть из нерешенных проблем объекта: нежелания нынешних руководителей обсуждать назревшие вопросы, непонимания среди коллег, навязчивого желания жены объекта купить к зиме новую шубу, необходимости нанять репетитора абитуриенту-ребенку и т. д.
В-третьих, важно попадание в цель. Точным выстрелом может быть вовремя произнесенная цифра новой зарплаты.
В-четвертых, важно отбить объект от стаи, разорвать симбиотическую корпоративность и работать с ним одним.
Владение охотничьими технологиями во многом определяет и профессию хэдхантера.

Хэдхантинг как профессия
Профессиональный охотник за головами — это человек, выискивающий людей, профессионально и личностно состоявшихся и, как правило, вполне успешных, которые максимально соответствуют самым высоким требованиям заказчика. Естественно, такие люди всегда при работе. Трудно представить бичующего опытного главного бухгалтера или безрезультатно мечущегося в поисках работы хорошего торгового представителя. Соответственно, в профессиональный набор хэдхантера входит и работа над созданием ситуации, делающей неизбежным переход объекта на новое место работы, а также помощь в адаптации нового сотрудника на новом месте работы.
Что вообще создало предпосылки для возникновения такой профессии? Говоря умно — узость и структурная сегментированность рынка труда. То есть при наблюдающемся высоком уровне безработицы есть супердефицитные специалисты, особенно в некоторых отраслях. Отчасти это связано с отсутствием учебных заведений, осуществляющих качественную подготовку некоторых специалистов, например, для Екатеринбурга такими "проблемными зонами" являются полиграфическое дело и общественное питание. В некоторой степени такая ситуация — результат возникновения новых производственных технологий и полное отсутствие истории данного вида деятельности, например, изготовления пластиковых окон или постформина. Однако в большей степени во всем мире охотники за головами выполняют заказы на топ-менеджеров, для которых, особенно в российских условиях, одинаково важно быть универсальными специалистами в производственной и финансовой сферах, тонким психологом, великолепным коммуникатором и просто честным (а в идеале еще и преданным) человеком.
Возможно, для кого-то это будет открытием, но основными хэдхантерами являются отнюдь не сотрудники кадровых агентств, алчно ворующие работников, а руководители предприятий, которые самостоятельно ведут переговоры с приглянувшимися им работниками фирм-конкурентов. К сожалению, подобные ситуации часто приносят больше проблем и разочарований, чем пользы. Дело в том, что высокий руководитель, принявший стратегически совершенно правильное решение о том, что "нам этот человек нужен любой ценой", не дорабатывает более мелкие вопросы типа: "Насколько он хорошо впишется в существующий коллектив?" или "Придется ли мне поднимать зарплату остальному руководящему корпусу?" и т. д. В итоге случаются ситуации, когда приход одного классного работника приводит к уходу трех хороших или новый сотрудник не может вписаться в привычные и оправдавшие себя корпоративные ритуалы. Именно поэтому одним из выраженных качеств объекта охоты является высокая адаптивность.
Оставив в стороне хантеров-любителей, основная технология которых состоит, как правило, в элементарной перекупке сотрудников у конкурентов, обратимся к профессионалам этой деятельности — рекрутерам. Первая заповедь хэдхантера гласит: "Человек всегда недоволен своей работой". Вторая заповедь является следствием первой: "Помогая человеку найти что-то лучшее, мы делаем доброе дело", в данном случае — это доброе дело в квадрате, поскольку и работодатель обретает желаемое. Третья заповедь объясняет, почему хэдхантинг является профессией и за эту работу стоит платить деньги. Она звучит так: "Нестандартность, нестандартность и еще раз нестандартность". Способность принимать оригинальные решения, выбирать нетривиальную тактику ведения переговоров и быстро ориентироваться в самых неожиданных ситуациях отличает хантера от стандартного специалиста по подбору персонала.
Профессиональные требования к хэдхантеру настолько высоки, что они сами часто становятся объектами охоты (это особенно распространено в столичном рекрутинге).

Хэдхантинг как этическая проблема
Хэдхантинг по насыщенности чувством вины и угрызениям совести, конечно, далек от сферы торговли трансплантантами, однако проблемы существуют. Во-первых, очевидно, что любой руководитель, а тем более собственник, считает персонал предприятия таким же неотъемлемым активом, как оборудование и финансы. Однако трагичность ситуации состоит в том, что этот ресурс не приватизируется со времен отмены крепостного права, а значит, он может в любой момент исчезнуть на вполне законных основаниях. Таким образом, способствуя переходу ценного работника с одного предприятия на другое, мы оказываемся в роли деприватизаторов, а с психологической нагрузкой данной роли с трудом справляются даже первые лица государства. Во-вторых, мы вместе с носителем особо ценной головы создаем радужные проекции относительно нового места работы и чисто психологически несем частичную ответственность за его окончательное решение поменять работу. Если проекции не совсем совпадают с реальностью, то нам рикошетом прилетает много неприятных переживаний.
Не случайно, что мы, начав говорить об этике, то есть о том, "что такое хорошо, а что такое плохо", тут же сбились на психологию, то есть на проблему "хорошо нам от этого или плохо". Это отражает специфически российскую проблему этики в сфере бизнеса. Не углубляясь в эту безусловно интересную тему, стоит отметить следующее: для нашего отечественного бизнеса, молодого, недостаточно структурированного и стандартизированного, вопросы профессиональной этики практически полностью замещаются проблемами личного этического кодекса и психологических особенностей действующих субъектов. Нет общепринятых правил поведения в той или иной бизнес-ситуации, а есть многообразие способов ее видения и решения. Так, для одних бизнесменов основным этическим принципом является "непроницаемый вид перед лицом кредиторов", а для других ведущим является установка "у кого больше денег, тот и прав". Распространенная оценочная категория "крутизны" включает в себя, в том числе, и то, насколько человек может переступить общепринятые этические рамки.
С точки зрения зрелого сознания этическая картина хэдхантинга выглядит следующим образом: хантер помогает работнику продвинуться на более высокую ступень профессиональной компетенции или, по крайней мере, улучшить свое благосостояние, а работодателю — найти действительно квалифицированного профессионала. Что же касается предприятия-донора, то уход хорошего работника всегда является симптомом несовершенной работы с персоналом или исправлением случайности, когда потенциал работника заведомо больше того, который мог быть востребован на старом месте работы. В этом случае период работы на предприятии этого работника лучше воспринимать как временный подарок судьбы.
В практике охоты за головами встречаются случаи, когда руководитель предприятия, в силу именно этических соображений, заказывает провести всю работу по переманиванию специалиста работникам агентства, поскольку хочет сохранить позитивную репутацию и деловые отношения с конкурентами. Он обращается к профессионалам и оказывается прав.
Хэдхантингу, так же как и обычной охоте, присуща сезонность, связанная, однако, не с погодой, а с состоянием экономики. Сезон охоты за головами открывается в условиях благоприятной экономической ситуации, когда рынок труда становится все более несбалансированным в сторону спроса на высококвалифицированные кадры. И сегодняшняя актуальность этого вопроса не может не радовать. n

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.