Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Ответственность за валютные правонарушения при импорте товаров

В настоящее время основной формой ответственности за валютные правонарушения при импорте товаров является ответственность, предусмотренная Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О перв

В настоящее время основной формой ответственности за валютные правонарушения при импорте товаров является ответственность, предусмотренная Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 1163).В соответствии с п.2 Указа Президента РФ № 1163, импортеры-резиденты, заключившие, или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не предусмотрено ЦБ РФ.
В соответствии с п.3 того же Указа, импортеры-резиденты, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими предписания органов валютного контроля Российской Федерации по обеспечению реализации п. 2 упомянутого Указа, несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров, за исключением случаев привлечения к ответственности таможенными органами Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст. 201 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК).
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, Правительство РФ в лице Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), ГТК РФ и МНС РФ. На практике, предписания о необходимости выполнения требования п.2 Указа Президента РФ № 1163 выставляют только органы ВЭК России.
Предусмотренный Указом Президента РФ № 1163 штраф не налагается в подтвержденных соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 206 «О мерах по усилению и развитию системы валютного контроля в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ № 206), рассмотрение представляемых импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, либо самих товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, осуществляет МВЭС РФ в случаях, предусмотренных п. 3 Указа Президента РФ № 1163, и дает по итогам рассмотрения соответствующее заключение. Во исполнение Постановления Правительства РФ № 206 МВЭС РФ издало приказ от 23 мая 1996 года № 313 «О порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления импортируемых товаров», которым была утверждена Инструкция МВЭС РФ по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления товаров по импорту. В принципе, органы МВЭС РФ выполняют чисто техническую функцию – они вправе лишь подтвердить факт реального существования обстоятельств, с которыми Указ Президента РФ № 1163 связывает наличие оснований освобождения от ответственности. Заключения, выходящие за пределы подтверждения факта наличия обстоятельств непреодолимой силы, не имеют никакой юридической силы.
Возврат нерезидентами авансовых платежей (предоплаты) в иностранной валюте по неисполненным импортным контрактам не входит в исчерпывающий перечень текущих валютных операций, указанный в п.9 ст.1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», следовательно, согласно п.п. «е» п.10 ст.1 того же Закона, такие переводы иностранной валюты относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ № 1163, импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не предусмотрено Центральным банком Российской Федерации (выделение Автора).
В соответствии с п.1.21. Положения ЦБ РФ от 24 апреля 1996 года № 39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» (Положение ЦБ РФ № 39), без разрешения ЦБ РФ осуществляется возврат резидентами и нерезидентами авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным экспортно-импортным контрактам. Предельный срок, в течение которого должен быть произведен возврат средств в иностранной валюте ЦБ РФ, не установлен, поэтому деньги могут быть возвращены в любое время. Можно сделать вывод, что конкретный срок возврата ранее уплаченных в оплату импортируемых товаров средств в иностранной валюте устанавливается только соглашением между резидентом и нерезидентом.
ЦБ РФ, пользуясь правом, предоставленным ему п.2 ст.6, ст.9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также п.2 Указа Президента РФ № 1163 установил, что средства в иностранной валюте, ранее переведенные резидентом за границу в качестве оплаты импортируемого товара, могут быть возвращены и с превышением 180-дневного срока.
Таким образом, резидент-импортер, в случае, если импортируемые им товары не будут ввезены в Россию в течение 180 дней с момента осуществления предоплаты, в течение этих же 180 дней обязан обеспечить возврат этих денежных средств, то есть создать для этого необходимые условия, а фактически вернуть денежные средства он может и за пределами 180-дневного срока, в соответствии с условиями соглашения с нерезидентом-поставщиком. Можно сказать, что валютное законодательство вообще не предусматривает предельного срока, в течение которого иностранная валюта должна быть возвращена на счет резидента в уполномоченном банке на территории РФ.
Необходимо иметь в виду то, что надлежащее выполнение требований Указа Президента РФ № 1163 не исключает возможности привлечения импортера-резидента к ответственности за совершение других валютных правонарушений.
Несоблюдение установленного порядка таможенного оформления товаров образует состав нарушения таможенных правил, наказываемого согласно соответствующим статьям ТК. Кроме этого, для надлежащего выполнения требований Инструкции ЦБ РФ № 30 и ГТК РФ № 01-20/10538 от 26 июля 1995 года «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» (Инструкция ЦБ РФ № 30) необходимо представить в уполномоченный банк, оформивший паспорт импортной сделки по контракту, ксерокопию ГТД, заверенную подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа, проводившего таможенное оформление товаров. Более того, в соответствии с п.10.2. Инструкции ЦБ РФ № 30, уполномоченный банк, оформивший паспорт импортной сделки по контракту, в случае нарушения сроков представления импортером-резидентом ксерокопии ГТД, на основании подп. «б» п.1 ст.15 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вправе приостановить операции со средствами импортера-резидента, находящимися на счетах в этом банке, на сумму, соответствующую стоимости ввезенной партии товаров. Если средства импортера-резидента, находящиеся в распоряжении уполномоченного банка, оформившего паспорт импортной сделки по контракту, выражены в иной валюте (включая рубли), чем сумма, указанная в учетной карточке импортируемых товаров, то приостанавливаются операции с этими средствами в сумме, определяемой по курсу рубля к иностранным валютам, установленному ЦБ РФ на день приостановления операций со средствами импортера-резидента. Кроме приостановления операций со средствами резидентов на банковских счетах п. 10.4. Инструкции ЦБ РФ № 30 предусмотрена ответственность импортеров за нарушение установленных упомянутой Инструкцией сроков представления в уполномоченный банк, оформивший паспорт импортной сделки, ГТД, подтверждающей ввоз товаров на таможенную территорию РФ, в виде штрафа в размере 20 000 неденоминированных рублей за каждый день просрочки, но не свыше стоимости ввезенной партии товаров.
Согласно п.4.7. Инструкции ЦБ РФ № 30, ксерокопия ГТД, заверенная подписью должностного лица таможенного органа, проводившего таможенное оформление, и оттиском его личной номерной печати должна быть представлена импортером в банк, оформивший паспорт импортной сделки, в течение одного календарного месяца с даты завершения таможенного оформления импортируемого товара на территории РФ.
Решение о наложении штрафа принимается начальником территориального учреждения ЦБ РФ или его заместителем после получения уведомления уполномоченного банка, в котором оформлен паспорт импортной сделки, о факте непредставления резидентом-импортером ксерокопии ГТД, подтверждающей ввоз товара на таможенную территорию РФ.
Взыскание этого штрафа осуществляется в бесспорном порядке по получении банком, оформившим паспорт импортной сделки, письменного распоряжения начальника территориального учреждения ЦБ РФ или его заместителя.
При осуществлении импорта товаров возможны также нарушения порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала, в случае, если период времени между оплатой товара и его ввозом на таможенную территорию РФ превышает 180 (с 01.01.99 г. – 90) дней.
В соответствии со ст.6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся кредитование импортной операции на срок более 90 дней и получение отсрочки платежа по импорту на срок более 90 дней. Под кредитованием импортной операции, в соответствии со ст. 823 ГК, следует понимать предоставление коммерческого кредита в виде предварительной оплаты.
Согласно абз. 2 п.2 ст.6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Это правило не распространяется на осуществление резидентами предварительной оплаты импортных контрактов, поскольку в таком случае имеет место не предоставление или получение отсрочки платежа по импорту товаров, а кредитование импортной операции. Это две совершенно разные по своему смыслу и содержанию операции. В отношении кредитования импортных операций на срок более 90 дней действует ранее установленный ЦБ РФ на основании абз. 1 п.2 ст.6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок их осуществления (на основании разрешений (лицензии) ЦБ РФ).
Порядок получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней Правительством РФ до настоящего времени не определён, и до введения такого порядка следует руководствоваться ранее изданными нормативными актами ЦБ РФ.
В соответствии с п.3.1. Положения ЦБ РФ № 39, индивидуальные предприниматели, юридические лица- резиденты осуществляют без разрешений Банка России, в соответствии с заключенными ими договорами, переводы иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа.
Таким образом, до принятия Правительством РФ правил предоставления резидентам разрешений на получения отсрочек платежа по импорту товаров на срок более 90 дней такие операции проводятся без каких-либо ограничений.
В настоящее время разрешение (лицензия) ЦБ РФ требуется лишь в случае, если условиями контракта предусмотрено кредитование импортной операции (предварительная оплата товара) на срок более 90 дней. Отсутствие такого разрешения противоречит п.2 ст.6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.4 Положения ЦБ РФ № 39 и наказывается в соответствии с п.1 ст.14 упомянутого Закона.
Необходимо отметить, что признаки нарушения присутствуют только в том случае, если условие об осуществлении расчетов с превышением 90-дневного срока предусмотрено самим контрактом или иным соглашением сторон контракта. Фактическое превышение сроков осуществления расчетов по сравнению с указанными в контракте не образует состава правонарушения.
Зная о достаточно сложном механизме привлечения к ответственности по п.1 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в порядке искового производства в арбитражном суде ВЭК России в своей практике использует другую схему привлечения резидентов к ответственности. У резидентов запрашивается лицензия Банка России на право осуществления валютных операций, связанных с движением капитала. Импортёры не могут представить проверяющим такую лицензию, поскольку лицензия своевременно не была ими получена. После получения от резидента отрицательного ответа органы ВЭК России составляют акт и налагают на предприятия штраф на основании п.2 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» за непредставление органу валютного контроля документации и информации об осуществленной валютной операции.
Однако в практике рассмотрения арбитражными судами дел по искам о признании недействительными решений органов ВЭК России о наложении штрафов за непредставление лицензии Банка России на осуществление валютных операция, связанных с движением капитала, имеется немало случаев, когда принимаемые судебные акты основываются на признании судами того факта, что непредставление резидентом лицензии по запросу проверяющих не образует самостоятельного состава валютного правонарушения, и орган валютного контроля, принимая такое решение, неверно применяет Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
На практике иногда встречаются случаи, когда импортёры-резиденты оформляют несколько паспортов сделки по одному контракту. Органы ВЭК России квалифицируют это правонарушение как нарушение порядка учёты валютных операций и привлекают к ответственности на основании п.2 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако Банк России в письме от 23 сентября 1997 года № 12-1037 указал, что специальный механизм применения штрафных санкций к участникам внешнеэкономической деятельности за открытие паспортов сделок по одному контракту в нескольких банках на настоящий момент отсутствует.
Дополнительная ответственность резидентов-импортеров в настоящее время предусматривается Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».
В соответствии с п.1.1. Указания ЦБ РФ № 500-У, уполномоченный банк, через который юридическим лицом-резидентом (далее – «клиент») осуществляются валютные операции, обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. Клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено ЦБ РФ.
В соответствии с п.1.4. Указания ЦБ РФ № 500-У, к клиентам, не представившим в уполномоченный банк необходимые документы, в соответствии с п. 1.1. этого Указания, органы валютного контроля вправе применить ответственность, предусмотренную п.2 ст.14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Позже ЦБ РФ издал Инструкцию от 28 июня 1999 года № 83-И «О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года № 500-У (Инструкция ЦБ РФ № 83-И). Эта инструкция более подробно разъясняет положения Указания ЦБ РФ № 500-У.
Установленные Инструкцией ЦБ РФ № 83-И требования к учету уполномоченными банками валютных операций и представления информации по указанным операциям распространяются и на валютные операции, осуществляемые на основании договоров купли-продажи товаров, включая договоры по экспорту (импорту) товаров.
В соответствии с п.1.3. Инструкции ЦБ РФ № 83-И, клиент обязан до осуществления валютной операции (списания иностранной валюты с валютного счета или зачисления иностранной валюты на валютный счет) на основании договора представить в уполномоченный банк Сведения о договоре и обосновывающие документы.
В соответствии с п.2.1. Инструкции ЦБ РФ № 83-И, клиент, осуществляющий валютную операцию на основании договора, обязан представить в уполномоченный банк Сведения о договоре, обосновывающие документы, включая разрешение (лицензию) – в случае осуществления резидентом валютных операций, связанных с движением капитала, требующих разрешения (лицензии), а также копии обосновывающих документов.
При покупке клиентом иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ в целях осуществления на основании договора валютной операции Сведения о договоре представляются клиентом одновременно с Поручением на покупку, оформляемым в соответствии с Указанием ЦБ РФ «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» № 383-У от 20 октября 1998 года.
В соответствии с п.5.1. Инструкции ЦБ РФ № 83-И, клиенты за непредставление в уполномоченный банк Сведений о договорах и/или обосновывающих документов несут ответственность, предусмотренную Указанием ЦБ РФ № 500-У.
С учетом положений Инструкции ЦБ РФ № 83-И можно сделать вывод, что резидент-импортер несет ответственность за непредставление в уполномоченный банк сведений о договоре и/или обосновывающих документов даже в том случае, если уполномоченный банк и не требовал от своего клиента таких документов. Причем ответственность достаточно серьезная – штраф в пределах суммы, по которой соответствующие документы и информация не были представлены в уполномоченный банк.
Как видно, российское законодательство содержит достаточное количество разнообразных составов валютных правонарушений при импорте товаров и различных по своей правовой природе мер ответственности за эти правонарушения. Однако нормативные акты, предусматривающие ответственность за правонарушения, подчас сформулированы таким образом, что допускают неоднозначное их толкование, что вызывает немало споров при практическом их применении.
тел. для справок 533-974
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.