Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

От малого до великого — один шаг, но пройти его нужно так, чтобы не было мучительно больно...

Только цифры История легального частного бизнеса в нашей области восходит к 1987 году, периоду расцвета кооперативов. В 1991 г. появилась законодательная база для развития малых предпри

Известно, что устойчивое положение мелких и средних собственников — основа благосостояния Запада и залог его экономической стабильности. Проблемы развития малого и среднего бизнеса, похоже, стали занимать и российских идеологов капитализма. Несмотря на условия, максимально приближенные к боевым (драконовские налоги, правовой информационный вакуум, криминогенная атмосфера) наше малое предпринимательство доказало свою живучесть и непобедимость. В крайнем случае оно уходит с легального полжения «в подполье», но остается на плаву... В процессе укрепления «среднего звена» экономики официальные власти (большей частью декларативно) отводят себе главную роль: бумажные вариации на тему господдержки частного бизнеса за время новейшей российской истории наверняка исчисляются уже в тоннах. Кажется, ни один сектор экономики не опутан сейчас такой сетью «сочувствующих» структур, в задачу которых входит — содействовать, расширить, углубить и т.д. И что же в результате?

Только цифры

История легального частного бизнеса в нашей области восходит к 1987 году, периоду расцвета кооперативов. В 1991 г. появилась законодательная база для развития малых предприятий, льготы в налогообложении, некоторые меры финансовой поддержки. Это стимулировало их бурный рост. Удачной точкой отсчета был и «региональный фактор»: индустриальный Урал всегда отличался высокой научной и производственной потенцией. И на протяжении нескольких последних лет малое предпринимательство отвоевывает ежегодно все больший кусок в хозяйственном «пироге» области.

По данным Свердловского областного комитета госстатистики, к началу 1996 г. в области было 26,9 тыс. малых предприятий (66% — в Екатеринбурге). Прирост по сравнению с 1994 г. — 11,3%. Основной формой собственности (около 95%) остается негосударственная. Из общего числа МП большинство сконцентрировано в торговой сфере — 47,5%, в промышленности — 17,5%, строительстве — 10,7%, науке и научном обслуживании — 6,1%. На малых предприятиях с численностью до 200 человек на постоянной основе занято 221 тыс. человек и 128 тысяч — на условиях вторичной занятости.

Доля продукции, произведенной МП, составила 7,6% в общем объеме продукции области — это выше уровня 1994 г. Их товарооборот занял треть областного розничного товарооборота. Балансовая прибыль малых предприятий в 1995 г. — 2571 млрд руб.: это 17,7% от суммарной прибыли в экономике области.

Областные и городские власти склонны относить «статистические» успехи на свой счет.

Дальняя дорога и казенный дом

Неким обнадеживающим шагом было принятие чуть больше года назад Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области на 1995-96 годы. Но, как всякий «описательный» документ (не имеющий статуса закона), Программа носит характер пожеланий, а приоритетные потоки финансовой помощи и льготирования привязаны к весьма узкому руслу социальных интересов (заявлено, например, о поддержке производства лекарственных препаратов и медтехники, товаров для физкультуры, спорта и туризма, одежды и обуви для социально уязвимых слоев населения, экологически ориентированного предпринимательства и проч.)

Попыткой конкретизировать госзаботу о представителях малого бизнеса стал Проект областного закона «О поддержке малого предпринимательства в Свердловской области», недавно разработанный при участии Центра содействия предпринимательству правительства области (далее в тексте — ЦСП), Ассоциации малого бизнеса и др. организаций. Определен круг субъектов МП, имеющих право на поддержку, перечень органов и организаций, ее осуществляющих. Немаловажно, что для финансового обеспечения «линии поддержки» предполагается ежегодно выделять не менее 0,5% от планируемых расходов областного бюджета и не менее 5% средств, полученных от приватизации областного имущества.

Сейчас, когда объем частных инвестиций в предпринимательские проекты малого бизнеса колеблется у нулевой отметки, предпринимателям остается искать средств у госструктур. Одна из них — ЦСП — располагает бюджетным фондом развития предпринимательства. В прошлом году через ЦСП из этого фонда прокредитовано 40 проектов на общую сумму 2072 млн руб., предоставлялись льготы по участию наших предпринимателей в выставках (26,2 млн руб.). Областной фонд занятости выделил 2,6 млрд руб. 35 субъектам малого и среднего бизнеса для создания дополнительных рабочих мест.

В прошлом году по аналогии с областным был создан фонд развития предпринимательства при администрации Екатеринбурга (в 1995 г. он профинансировал 10 бизнес-проектов, предоставив возвратные ссуды до 100 млн руб. под 45% годовых на один год). Объем фонда на нынешний год утвержден в размере 2 млрд руб. На первом в этом году апрельском заседании распорядительного совета фонда было рассмотрено 5 бизнес-планов. Авторам четырех из них предоставлены льготные кредиты (от 50 до 100 млн руб.) под 60% годовых с отсрочкой на 6 месяцев.

При всем том, стать «клиентом» бюджетного фонда для «нулевого» предприятия или нового производства проблематично. Любой кредит предполагает предоставление гарантий его возврата. В этом смысле, по мнению некоторых экспертов, прогрессом было бы формирование регионального залогового фонда.

Не всякая мелкая фирма в состоянии оплатить расходы по составлению бизнес-плана и инвестиционного проекта (расценки консультационных фирм на эти услуги — от $1000 и выше), что также отдаляет шанс попасть в «льготники».

Еще один минус этой схемы в том, что она абсолютно не затрагивает вовлечения в сферу малого бизнеса частного капитала.

Большой бизнес — это много раз по-маленькому?

Мысль о том, что малый бизнес — опора более крупных фирм в привязке к нашему региону верна лишь отчасти. С одной стороны, промышленный Урал богат солидными предприятиями, которым мелкие нужны в качестве составляющей их инфраструктуры. С другой — в условиях переходной экономики альянс крупного и малого бизнеса частенько выливается в простую перекачку средств и материальных ресурсов. Не секрет ведь, что огромное число фирмочек и контор, кружащих возле промышленных «акул», оказываются созданными их же руководством.

Рынок в основном структурирован, перспективные ниши заняты, на самых доходных местах «сидят» крупные дельцы. Нынешнему малому бизнесу остается выполнять роль рабочей лошадки и довольствоваться менее прибыльными, но более затратными и рискованными операциями.

Хотя местные структуры поддержки и консультационные фирмы отмечают появление в общей массе все большего числа предпринимателей «с цивилизованным лицом», проявлящих интерес к научным правилам ведения дела и бизнес-прогнозам, большинству начинающих «ликбезы» и бизнес-обслуживание по полной программе недоступны. Специалисты частной консультационной фирмы «Новое решение» (преобразованной год назад из АО «Инвестиционные решения») говорят, что клиентов «с улицы», вооруженных одной только идеей, у них мало. «Новое решение» — коммерческая структура, и не может позволить себе разрабатывать бизнес-планы в кредит (один час работы эксперта здесь стоит в среднем $20). Зато среднему и крупному капиталу здесь помогут найти применение.

ИКФ «Новое решение» специализируется на управленческо-консультационных работах, мониторинге инвестиционного климата региона, составлении финансово-экономических обоснований инвестиционных проектов с применением международной методики UNIDO, продвижении программных продуктов петербургской фирмы «Альт-инвест». С 1992 года АО «Инвестиционные решения» — ИКФ «Новое решение» выполнили более 300 заказов по разработке бизнес-планов, маркетинговым исследованиям, сопровождению инвестпроектов. В их числе — заказ для Екатеринбургского виншампанкомбината, обоснования для реконструкции Ирбитского стекольного и Ревдинского кирпичного заводов, исследование инвестиционных возможностей строительства Юго-Восточной ТЭЦ в Хабаровске, производства виноградного вина в Екатеринбурге...

«Шура, скажите, какая сумма вам нравится?»

Путь от дельного совета до реального воплощения идеи (если, конечно, вам не подвалит неслыханное наследство) непременно упрется в банальность. Деньги.

Еще недавно прохладное отношение основных кредитных институтов — банков — к проектам малого бизнеса теперь вроде бы начало меняться. Работавшие раньше исключительно на «коротких» деньгах, они постепенно отваживаются на более длительное (до 1,5-2 лет) инвестирование. Год назад в Екатеринбурге началась реализация известного проекта Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по поддержке малого бизнеса. Проект включает в себя программы микрокредитования (до $25 тыс.), малых кредитов (до $75 тыс.), непосредственные инвестиции и бизнес-консультации. В Екатеринбурге проводниками этой идеи выступают филиал Мосбизнесбанка, екатеринбургское отделение Сбербанка РФ и Уралпромстройбанк. Причем для получения кредитов не обязательно быть клиентом именно этих банков. Процентные ставки микро- и малых кредитов подъемны прежде всего для торговли (где можно сделать самый быстрый оборот), их могут освоить также производства, успешно работающие не один год. (Подробно об условиях кредитования см. «ДК» №12).

Итак, у государства остается по сути координирующая функция (определение приоритетов политики поддержки). Сама же поддержка должна идти через некоммерческие организации. Подобных образований в Екатеринбурге несколько.

Для вдумчивого осознания себя на рынке «малый» предприниматель, возможно, уже созрел. И понимает, что эффективность капиталовложений в собственное дело зависит от юридической и финансовой «подкованности», умелого управления персоналом и маркетинговой стратегии. Но многие пока не спешат открываться постороннему глазу. Приходилось, например, слышать опасения: где, мол, гарантия, что моя идея, интеллектуальная собственность моей фирмы не будет в результате использована кем-то на стороне?

Бизнес-инкубатор:

виды на урожай

Структуры поддержки малого бизнеса негосударственного происхождения представляются наиболее прогрессивной формой: они самостоятельны, саморегулируемы, работают на конечный результат, и если не будут выполнять своих функций — распадутся.

Одна из таких — Екатеринбургская палата товаропроизводителей — имеет трехлетний стаж работы. Объединяет сейчас около 200 малых и средних предприятий, производящих товары и услуги во многих отраслях производства. За все время работы, по словам начальника отдела инвестиций Валентины Самсоновой, не было ни одного «подопечного» предприятия, которое бы обанкротилось. По мировой статистике, 50% предприятий разоряются в первый же год работы, а у нас в городе есть примеры малых фирм-производителей, существующих на рынке более восьми лет. Представители Палаты входят в состав конкурсной комиссии, принимающей решение о кредитовании за счет городского фонда развития предпринимательства, проводят экспертизу бизнес-планов. На счету Палаты — помощь предприятиям в приобретении оборудования на условиях лизинга, экономическое сопровождение проектов. Наиболее крупные начинания сегодня — создание информационно-выставочного центра и издание каталога предприятий малого и среднего бизнеса города.

В качестве характерного примера становления малого предприятия «с нуля» в Палате товаропроизводителей называют АОЗТ «Уральская мануфактура» .

Это семейное предприятие четы Королевых. Олег — по образованию физик, работал научным сотрудником Института металлургии Уральского отделения РАН. Марина — инженер-технолог трикотажного производства, работала в Свердловском доме моделей, затем в АО «Гратис» (пошив верхнего трикотажа).

С идеей организации чулочно-носочного производства в Екатеринбурге Королевы обратились в Палату в конце 1993 г. Невероятно, но уже спустя месяц была выпущена первая партия продукции. К делу подошли серьезно: было проведено маркетинговое исследование рынка сбыта, собрана информация о производителях подобной продукции и сырья, составлен бизнес-план. Первоуральский филиал «Рифей-банка» предоставил кредит на сумму 250 млн руб. под 280% годовых на три месяца. На эти деньги закупили оборудование, по направлению городского центра занятости обучили и наняли на работу 40 человек. Сейчас «Уральская мануфактура» выпускает 25 тыс. пар изделий в месяц, среднемесячный оборот — 90 млн руб. В прошлом году предприятие получило целевой кредит (100 млн руб. под 45% годовых) на расширение парка оборудования и пополнение оборотных средств. Все это, говорит Олег Королев, позволяет, может быть, не хватая звезд с неба, но вполне сносно существовать. В планах фирмы — расширение ассортимента и приобретение импортных станков для производства новых видов изделий.

Ищите партнеров

на бизнес-тусовках

Свердловский областной фонд развития предпринимательства «Ассоциация малого бизнеса» действует с 1990 г. Она провозгласила в качестве основных задач: представительство интересов предпринимателей в органах власти (дирекция АМБ участвует в работе областных комитетов по развитию малого бизнеса, демонополизации экономики, содействию занятости населения), создание инфраструктуры информационных, маркетинговых, юридических, финансовых услуг. Кроме того, по договору с отделом регистрации субъектов предпринимательства администрации области АМБ предоставляет фирмам в аренду юридический адрес (офисные услуги).

Особой гордостью ассоциации, со слов ее президента Владимира Лобока, стал выпуск (на протяжении четырех лет) еженедельного информационного бюллетеня «АМБ-экспресс» (деловая информация, обзоры федеральных законов и налогов, юридические консультации и др.). Сегодняшний тираж издания — более 1400 экз., средства на издания привлекаются за счет других видов деятельности Ассоциации. Вся деловая информация размещается в бюллетене бесплатно. Г-н Лобок считает, что по таким информационным услугам у АМБ в Екатеринбурге нет конкурентов.

При Ассоциации собирается Деловой клуб предпринимателей. Иногда там можно воочию лицезреть представителей уральской бизнес-элиты.

Американцы сомневаются

Американский центр предпринимательства образован три года назад: Федеральное агентство США по Международному развитию USAID (штаб-квартира в Вашингтоне) создало в России сеть центров поддержки предпринимательства в рамках Buisness Development Program. Программа была рассчитана на 4 года — по сентябрь 1997 г. — и финансировалась американцами. И деньги были вложены немалые. В конце марта случилось непредвиденное: американское руководство урезало финансирование аж на 75%, напрямую увязав этот шаг с вероятностью победы на президентских выборах «не тех» сил. По этой причине уже отложена намеченная на май стажировка в США представителей местных администраций.

— В этой ситуации мы были поставлены перед необходимостью самим зарабатывать деньги, — сказал директор АЦП Анатолий Плоткин, — ведь изначально это был чисто затратный проект.

Сейчас многие услуги Центра будут платными. Кстати, до сих пор АЦП был единственным местным «органом опеки» малого и среднего бизнеса, представлявшим бесплатно бизнес-консультации, доступ к банкам деловой информации, всевозможные обучающие программы. Таких программ по различным аспектам предпринимательства здесь более 60: от инвестиционного анализа до делового этикета.

В прошлом году по линии Центра в Америке обучались 85 человек, 900 предпринимателей получили консультации специалистов, с помощью АЦП подготовлено 180 бизнес-планов, на средства USAID организовывалось участие уральских предпринимателей в российских выставках и конференциях.

Главный принцип работы Центра — опосредованные интеллектуальные инвестиции (через обучение). Но интересные проекты сопровождались и прямыми валютными вливаниями. Так, АЦП стал учредителем уральской Конфедерации деловых женщин (было оплачено проведение учредительной конференции в размере $20 тыс.). Для создания Центра инновационного бизнеса при УГТУ-УПИ Американский центр приобрел оборудование и мебель на $19 тыс. На техническое оснащение маркетингового центра технополиса «Заречный» в прошлом году спонсировалось $12 тыс.

Специфический статус («центр-донор») имел, по мнению его руководства, и свои минусы: бесплатность, как правило, порождает иждивенчество. Дает себя знать и пресловутый российский менталитет: из библиотеки Центра, например, регулярно исчезает уникальная литература, справочники, которые были у нас в единичных экземплярах.

Грядущая коммерциализация Американского центра повлечет за собой естественный «отсев» клиентов (по некоторым оценкам, их число может сократиться процентов на 60). И чтобы выжить, придется доказывать свою состоятельность — теперь уже без оглядки на щедрого «дядюшку Сэма».

 

 

Комитет по экономике администрации

Екатеринбурга 51-65-31

Центр содействия предпринимательству

администрации Свердловской области 56-99-14

Американский центр

предпринимательства 22-26-51

Ассоциация малого бизнеса 22-07-71

Екатеринбургская палата

товаропроизводителей 22-10-48

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.