Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Особенности налогообложения иностранных юридических лиц - 11.11.1999

Банк-резидент имеет корреспондентские счета в иностранной валюте в ряде банков США, Германии и других стран. Указанные банки-нерезиденты оказывают банку-резиденту следующие услуги: — ведение счё

n Инструкция ГНС РФ № 34 от 16 июня 1995 г. "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" в частности предусматривает налогообложение доходов иностранных юридических лиц, не связанных с их деятельностью на территории РФ через постоянное представительство. Согласно требованиям данной Инструкции, налоговый агент при выплате дохода иностранному юридическому лицу должен удерживать сумму налога при каждом перечислении платежа и перечислять её в бюджет.

Банк-резидент имеет корреспондентские счета в иностранной валюте в ряде банков США, Германии и других стран. Указанные банки-нерезиденты оказывают банку-резиденту следующие услуги:
— ведение счёта, в том числе дебетование счёта, кредитование счёта, ответы на запросы, авизо, переводы, подтверждение остатков на счёте;
— услуги по аккредитивам, в том числе авизование, приём документов, раскрытие аккредитивов, подтверждение гарантии, курьерские услуги на территории страны банка-нерезидента.
Учитывая вышеизложенное, просим ответить на следующие вопросы:
1. Подлежат ли налогообложению на территории РФ доходы банков-нерезидентов, если их деятельность осуществляется за пределами РФ?
2. Является ли деятельность банков-нерезидентов по оказанию вышеперечисленных услуг деятельностью, осуществляемой за пределами территории РФ?
1. В соответствии с пунктом 5.1. раздела 5 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. №34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", иностранные юридические лица, получающие доходы из источников, находящихся на территории РФ, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.
Согласно пункту 5.1.11 той же Инструкции, к доходам из источников в РФ в частности относятся доходы за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные иностранными юридическими лицами на территории РФ.
В связи с вышеизложенным, доходы за услуги, оказываемые банками-нерезидентами по счетам 072 "Корреспондентские счета у банков-нерезидентов в СКВ "Ностро" и 082 "Корреспондентские счета у банков-нерезидентов в иностранных валютах с ограниченной конверсией "Ностро" (с 01.01.98 г. — соответственно по счетам 30112 "Корреспондентские счета в банках-нерезидентах") банку-резиденту за рубежом, такие как ведение корреспондентских счетов, в том числе дебетование и кредитование корреспондентских счетов, ответы на запросы, авизо, переводы денежных средств за рубежом, подтверждение остатков на корреспондентских счетах, а также доходы банков-нерезидентов на территории страны банка-нерезидента в виде оказания услуг по аккредитивам, в том числе авизованию, приему документов, раскрытию аккредитивов, подтверждению гарантии, оказанию курьерских услуг, не относятся к доходам иностранных юридических лиц от источников на территории РФ и не подлежат налогообложению у источника выплаты таких доходов согласно Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. №34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц."

n Имеют ли право налоговые органы на принудительное взыскание доначисленных сумм налога с доходов иностранных юридических лиц от источников на территории РФ по отношениям, регулируемым законодательством РФ о налогах и сборах, возникшим до 01.01.99 г.?
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. № 20-п: "По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г.
№ 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" положения п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г.
№ 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" признаны не соответствующими Конституции РФ в части права налоговых органов производить бесспорное взыскание с налогоплательщиков сумм штрафов и иных финансовых санкций в бюджеты всех уровней.
Вместе с тем, как ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 г.
№ 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", так и
ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" устанавливают ответственность юридических лиц — налогоплательщиков.
Ответственность юридических лиц — налоговых агентов установлена Законом СССР от 14.06.90 г. "О налогах с предприятий, объединений и организаций".
В соответствии с п. 2 ст. 38 Закона СССР от 14.06.90 г. "О налогах с предприятий, объединений и организаций": "Суммы налогов с доходов иностранных юридических лиц, не перечисленные в бюджет предприятиями, учреждениями и организациями, выплачивающими такие доходы, взыскиваются из средств, остающихся в распоряжении этих предприятий, учреждений и организаций, в бесспорном порядке, независимо от того, за какой период выплачен доход иностранному получателю".
Ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.90 г. № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" установлено, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.
П. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 2117-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что впредь до приведения законодательства РФ в соответствие с Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" акты законодательства бывшего СССР применяются в части, не противоречащей указанному Закону.
На основании вышеизложенного, указанная норма Закона СССР от 14.06.90 г. "О налогах с предприятий, объединений и организаций" подлежит применению на территории РФ как не приостановленная органом государственной власти РФ и не противоречащая Закону РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Кроме того, п. 19 Инструкции Минфина СССР от 12.06.81 г. № 121 "По применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" устанавливается, что "сумма недоимки по платежам, причитающимся с предприятий, учреждений и организаций, взыскивается с них в бесспорном порядке по распоряжению органов взыскания".
Таким образом, налоговые органы имеют право на принудительное взыскание доначисленных сумм налога с доходов иностранных юридических лиц от источников на территории РФ по отношениям, регулируемым законодательством РФ о налогах и сборах, возникшим до 01.01.99 г.

n Допускается ли зачисление наличной иностранной валюты минуя кассу непосредственно на валютный счет представительства иностранного юридического лица в Екатеринбурге? Распространяется ли на нерезидентов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории
г. Екатеринбурга, установленный ЦБ РФ порядок ведения кассовых операций (в т.ч. лимит кассы)? 
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 09.10.92 г.
№ 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" ЦБ РФ является основным органом валютного регулирования в РФ, устанавливающим правила проведения нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте. При этом сделки, заключенные в нарушение положений Закона РФ от 09.10.92г. № 3615-1, являются недействительными, и к ним применяются последствия признания недействительности сделок, установленные ГК РФ (ст. 3 Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1). Следует иметь в виду, что, согласно пункту 4 раздела IV Инструкции ЦБ РФ от 16.07.93 г.
№ 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ", представительства и филиалы нерезидентов обязаны соблюдать установленный для нерезидентов РФ порядок ведения кассовых операций на территории РФ (в т.ч. лимит кассы). П. 10 Письма ЦБ РФ от 02.09.94 г. № 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ" зачисление наличной иностранной валюты на валютные счета предприятий, учреждений, организаций-нерезидентов, открытых в уполномоченных банках РФ, не допускается, за исключением случаев, когда это прямо разрешено Банком России.

n Являлся ли до 01.01.99 г. объектом налогообложения по сбору на нужды образовательных учреждений фонд заработной платы физических лиц-резидентов иностранных государств, осуществлявших трудовую деятельность в представительствах иностранных юридических лиц на территории г. Екатеринбурга?
В ч. 1 ст. 2 Областного закона от 17.10.94 г. № 5-03 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" определены плательщики данного сбора, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, филиалы и представительства юридических лиц, расположенные на территории Свердловской области. То есть любые коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на территории Свердловской области, выступают в качестве плательщиков данного сбора, независимо от их постоянного местопребывания в том или ином государстве.
Согласно ст.3 указанного Областного закона от 17.10.94 г. №5-03, объектом налогообложения является го-довой фонд заработной платы предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Свердловской области. Таким образом, в состав фонда заработной платы для целей налогообложения по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемом с иностранных юридических лиц, до 01.01.99 г. также включалась и заработная плата физических лиц — резидентов иностранных государств.

n Имеет ли право представительство или филиал иностранного юридического лица, осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность на территории г. Екатеринбурга, открывать в г. Екатеринбурге более одного текущего счета типа "И" (инвестиционный) в одном из уполномоченных банков города Екатеринбурга?
Нет, не имеет. В соответствии с п.п 2.3 п. 2 р. II Инструкции ЦБ РФ от 16.07.93 г. №16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ", представительства и филиалы организаций-нерезидентов имеют право открывать не более одного текущего счета типа "И" в одном из уполномоченных банков на территории РФ.

n Имеет ли право представительство или филиал иностранного юридического лица, осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность на территории г. Екатеринбурга, открывать в г. Екатеринбурге более одного текущего счета типа "Т" (текущий) в одном из уполномоченных банков
г. Екатеринбурга?
Нет, не имеет. В соответствии с п.п. 1.2 п. 1 р. II Инструкции ЦБ РФ от 16.07.93 г. № 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ", представительства и филиалы организаций-нерезидентов имеют право открывать не более одного рублевого счета типа "Т" в одном из уполномоченных банков на территории г. Екатеринбурга.

n Просим разъяснить порядок применения на территории РФ п. 2 ст. 21 Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92 г., а именно в части, касающейся налогообложения движимого имущества иностранного лица, находящегося на территории г. Екатеринбурга и относящегося к постоянной базе для осуществления "независимой личной деятельности" иностранного лица на территории г. Екатеринбурга. Следует ли указанный порядок применять в отношении иностранных юридических лиц?
Термин "независимые личные услуги" для целей применения Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 г. означает самостоятельную, не связанную с работой по найму, научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую деятельность физических лиц — резидентов США, а также независимую личную деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров-резидентов США (п. 2 ст. 13 "Независимые личные услуги" Договора между РФ и США от 17.06.92 г.).
Термин "постоянная база" является продолжением концепции "постоянного представительства" в отношении физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Поэтому положения п. 2 ст. 21 "Капитал" Договора между РФ и США от 17.06.92 г. в части, касающейся налогообложения движимого имущества, находящегося в собственности иностранного лица на территории РФ и относящегося к постоянной базе для целей осуществления независимой личной деятельности, применяются только в отношении физических лиц-резидентов США, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Информационно-аналитический отдел
Госналогинспекции по г. Екатеринбургу,
тел. 65-34-33

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.