Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Она нам строить и жить помогает Новая песня. О спецодежде

Долгое время под спецодеждой подразумевались вездесущие оранжевые жилеты или синие халаты в сочетании с резиновыми сапогами. «Спецовка», в общем (или еще колоритнее — «спецуха»). Попробуем опроверг

Долгое время под спецодеждой подразумевались вездесущие оранжевые жилеты или синие халаты в сочетании с резиновыми сапогами. «Спецовка», в общем (или еще колоритнее — «спецуха»). Попробуем опровергнуть миф об оранжевых жилетах, рассказывая вам о новой спецодежде. К тому же этот рынок не так узок и скучен, как кажется на первый взгляд.

Не жилетом единым

Если к своей повседневной одежде мы можем относиться легкомысленно, то применение спецодежды на производстве и в сфере обслуживания — необходимое условие. «Работники не должны допускаться к работе без предусмотренных средств индивидуальной защиты и в неисправной специальной одежде...» Это, как уже видно по «жанру», цитата из постановления Министерства труда РФ «Правила обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Постановление, кстати не старое — декабрь прошлого года (для справки — последнее на ту же тему утверждалось еще ВЦППС — в 1983 г.) В общем, это далеко не шутки, и потому предлагаю перво-наперво разобраться — что же такое спецодежда и почему она необходима. По предназначению специалисты делят ее на следующие типы: ведомственная — форменная одежда, относящая человека к определенному виду деятельности (например: гражданская авиация, железнодорожный транспорт, милиция), технологическая — для защиты человека от предметов труда на высокоточных производствах, медицине и специальная — для защиты от воздействия опасных факторов производства, т.е. средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ). Имеет смысл провести также качественное деление спецодежды: традиционная — (ватники, валенки, кирзовые сапоги, х/б костюмы и халаты), и евроспецодежда — отвечающая международным требованиям, стильная и красивая. Стоит она, конечно, дороже, но и срок носки ее примерно в 5 раз дольше, чем обыкновенного костюма.

Первым делом безопасность,

а расцветочка — потом

Прежде чем углубляться в рыночные дебри, необходимо в рамках определения «что есть спецодежда» усвоить один немаловажный тезис: спецодежда — это далеко не украшение. В первую очередь — это средство защиты человека на производстве, где по статистике ежегодно происходит порядка 3 тыс. смертельных случаев. Поэтому мы и говорим о необходимости спецодежды. Защита от механических, химических и прочих повреждений человека — вот ее основное предназначение. Именно поэтому, выбирая для своего предприятия спецодежду, нужно обращать в первую очередь внимание не на ее стоимость, эстетику и срок эксплуатации (хотя все это тоже немаловажно), а на ее защитные свойства. Все это оговорено ГОСТом и кучей других документов, но тем не менее многие наши снабженцы не всегда компетентны в этих вопросах. Компания «Восток-Сервис», например, недавно провела учебный семинар, на котором рассказывалось о том, какие требования предъявляются к спецодежде и т.д. Ну, например: у ряда защитных средств есть свои сроки жизни. Каска, сделанная из пластика, годна к эксплуатации в течение ограниченного срока, по окончании которого она начинает представлять смертельную опасность для жизни рабочего. Через три года такая каска разлетится вдребезги от попавшего в нее камня. Срок годности обычно указывается в сертификате соответствия.

Сертификация

В свете всего вышесказанного становится ясно, что спецодежда подлежит обязательной сертификации. Спецодежда должна удовлетворять комплексу требований защитного, гигиенического и эстетического характера, плюс требования к условиям эксплуатации. При сертификации спецодежды осуществляется проверка свойств как самих изделий, так и материалов, из которых она изготовлена. Надо сказать, что это дорогое «удовольствие» — каждый сертификат стоит 20-30 тыс. руб. При этом сертифицированная продукция в течение срока действия сертификата подлежит еще и инспекционной проверке (не реже 1 раза в год). Продукция зарубежных фирм помимо своих сертификатов должна иметь и российские.

Все вопросы сертификации касаются не только готовой продукции, но и ее производства. При разработке моделей спецодежды и постановке ее на производство необходимо учитывать все вышеперечисленные требования. Кстати, о производстве. Для многих не секрет, что спецодежда (большая ее часть) всегда шилась, шьется и, скорее всего, будет шиться в «местах не столь отдаленных». Т.е. заключенные шьют одежду для своих «начальников». Интересно, о каком качестве может идти речь? Впрочем, это лирика. Против ГОСТов не попрешь. Ну и к тому же, «новое поколение» спецодежды, так называемого «евростиля», шьется либо на обычных швейных фабриках, либо в небольших производственных цехах, примеры которых есть и в нашем городе. Если говорить о последних, то это, в общем-то, обычная схема больших пошивных объединений, только без правил «Дома моделей». Т.е. здесь не будут разрабатывать модель для каждого отдельно взятого человека. Работает «серийность», но с вариантами «индивидуальности» в вопросах размеров и небольшими отклонениями от принятой цветовой гаммы. Что до «текстильного вопроса», то здесь тоже ничего нового: закупая ткани, фирмы предпочитают работать напрямую с их производителями. Часто в производстве работает и «толлинговая схема» — производство из сырья фабрики на собственной производственной базе с последующим возвратом готовой продукции.

Откуда что берется

Теперь о том, кто же берется нас обеспечить этой необходимостью. Прошло около десяти лет с тех пор, как развалилась централизованная система обеспечения предприятий спецодеждой. И если раньше эти вопросы решал «Госснаб», существовала система плановых поставок, то теперь на нашем рынке действуют частные компании, которые занимаются производством и продажей спецодежды. Только в Екатеринбурге работают порядка 50 фирм. Все они (от мала до велика) предлагают большой перечень производственной одежды и средств защиты. При этом одни занимаются этим «от и до», предлагая весь спектр существующей спецодежды, другие предлагают одежду только для определенных видов деятельности, третьи вообще могут предлагать только несколько позиций. Но сама продукция этих фирм почти не отличается друг от друга (даже если она произведена на разных фабриках). Это происходит потому, что существуют очень четкие требования — «государственный стандарт», применяемые к спецодежде.

А теперь более конкретно. Все представленные на рынке фирмы, занимающиеся спецодеждой, можно разделить на несколько групп. Это крупные общероссийские, имеющие свою производственную базу (купленные фабрики, когда-то государственные, а теперь АО), головные офис и склад в Москве (как правило) и сеть филиалов — поставщиков по регионам. В нашем городе таких «монстров» три — «Восток-Сервис Екатеринбург», «Тракт-Екатеринбург» и «Техноавиа-Урал». Вторая группа — это поставщики помельче, которые могут закупать продукцию как непосредственно от производителя, так и у вышеперечисленных московских структур по дилерским ценам. Этих — большинство, посему перечислять не будем. Наконец, есть небольшие производственные объединения, которые сами шьют и сами же продают свою одежду. Среди этой уважаемой (заниматься производством сегодня — почти что подвиг) группы наиболее заметны многопрофильная компания «Овимэкс», магазин «Торгоборудование» и молодая компания «Текс-Екатеринбург». Есть еще и группа узкоспециализированных предприятий, занимающихся, например, только военной одеждой (ПКО «Роса») или только формой для ресторанно-гостиничных комплексов (фирма «Синтэко»).

Теперь о ценах на спецодежду. Ценовая политика московских филиалов формируется самостоятельно. Москва устанавливает только нижнюю планку стоимости продукции. В результате екатеринбургские цены на спецодежду отличаются от московских на 10-20% (это и есть накрутка наших представителей). Но при этом конечные цены разных филиалов могут отличаться друг от друга. Например, торговая наценка в Перми составляет 20%, в Челябинске — 5-10%. Что касается цен в пределах одного города, то они не могут отличаться друг от друга в несколько раз. В среднем — на 5-10%. Хотя иногда встречаются такие продавцы, которые предлагают настолько низкую цену, что ни один конкурент не может их выдержать. Эти «нарушители общей картины» предлагают, как правило, 1-2 позиции (полученные от кого-то по бартеру) и, естественно, заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее от этих позиций избавиться. Впрочем, эта схема действует на любом рынке и при любых условиях.

«Аршином общим не измерить»

Измерить емкость нашего рынка спецодежды — невероятно сложно. Даже если нам будут известны объемы продаж всех действующих на этом рынке компаний. Но путем несложных математических расчетов можно, хотя бы приблизительно, узнать, сколько спецодежды нужно для нашей области в год по самым скромных нормам обеспечения. Предположим, наш усредненный комплект будет выглядеть так: 100-рублевый костюм, 12 пар (на каждый месяц) 10-рублевых перчаток, 100-рублевые ботинки, 100 руб. — на каску, маску, респиратор, и еще около сотни на «непредвиденные расходы». Получается 500 руб. на человека. Число работающих: из самой активной части половины населения области (от 20 до 50 лет) выбросим тех, кому в принципе не нужна спецодежда, остается около 1 млн чел. Значит, затраты на спецодежду для этой части населения составляют примерно 500 млн рублей в год. Напомним, это по самым скромным расчетам. Обороты наших фирм при этом измеряются, хорошо, если единицами миллионов. Т.е. рынок пуст?..

А теперь посмотрим на это с противоположной стороны и без риторических вопросов. Хороший заказ «Уралмаша» (одеть каждого из 7 тыс. работающих) — это уже успешная работа фирмы. Потому многие крупные предприятия предпочитают устраивать тендеры — на выполнение заказов по спецодежде. Например, «Сургутнефтегаз» делает это регулярно, не допуская при этом продавцов-посредников, только производителей.

Портреты

«Восток-Сервис» (ул. Цвиллинга, 4-309, тел. 60-40-19)

Одна из крупнейших компаний в России, работающая с 1992 г. как производитель, поставщик и продавец. 25 филиалов в крупных городах России и филиалы в СНГ (Латвия, Украина). Екатеринбургскому филиалу — 3 года. Ассортимент — более 150 позиций летней и зимней одежды и обуви, СИЗ. Все — от традиционных и профессиональных комплектов до евроспецодежды (разработанной конструкторами компании и внедренной в производство). Евроспецодежда составляет пока — 20% из общей массы. Официальный дистрибьютор американских фирм 3М (СИЗ органов дыхания и слуха) и Ansell Edmont (СИЗ рук), а также торговый представитель французской фирмы по производству рабочей обуви Heckel Securite. Производство сконцентрировано на «своих» фабриках — 1 обувная и 7 швейных. (Это как раз те случаи, когда фирма купила контрольные пакеты акций бывших гос. фабрик). Сейчас планируется выкупить еще 3-4 фабрики. Оптовые поставки со склада в Москве (г. Реутово). Владеет собственной транспортной службой (50 единиц автотранспорта — «еврофуры»). Только у екатеринбургского филиала более 1 тыс. клиентов-предприятий (хотя еще в прошлом году было 600). Среди них: «Уральский алюминиевый завод», «Верхне-Салдинское МПО», «Уралмаш», а также тюменские нефтяники и предприятия Ямало-Ненецкого округа. В прошлом году компания выиграла тендер «Сургутнефтегаза» (62 тыс. рабочих) на поставку спецодежды, а в этом году — тендер Министерства Обороны РФ на пошив и поставку форменной одежды и обуви.

«Техноавиа-Урал» (ул. Завокзальная, 5/2, тел.39-99-48)

Главное отличие этой российской (главный офис в Москве) компании от прочих в том, что помимо «общепринятой» спецодежды, единственная производит и продает одежду для гражданской авиации (потому слово «авиа» в названии не случайно). Екатеринбургский филиал открыт в 1998 г. (головная фирма работает 6 лет). Всего по России порядка 10 филиалов. По оценкам специалистов, фирма «Техноавиа» одевает 70% гражданской авиации (далее — ГА) России. Предприятие выросло на базе тех фабрик, которые в период до 80-х годов шили для «Аэрофлота». Сейчас это — фабрики в Нагинске, Вязьме, Смоленске, которые имеют богатый опыт производства не только из х/б и смесовых тканей, но и опыт работы с кожей (в т.ч. и хромовой) и натуральным мехом. Одежда для ГА соответствует требованиям нормативно-технической дркументации. НИИ ГА проводит экспертизу всех разработок и периодически контролирует качество продукции. Кроме одежды для ГА «Техноавиа-Урал» предлагает широкий спектр спецодежды, как здесь говорят, для «наземных» видов деятельности. По заявленному ассортименту и по качеству продукции «Техноавиа-Урал» смотрится довольно выгодно. «Предприятие “Уралэлектромедь», например, к визиту спикера Госдумы — Селезнева выбрало именно наши комбинезоны, хотя объехали они не одну фирму”, — говорит Михаил Кочнев, директор «Техноавиа-Урал». Склад в Екатеринбурге пополняется еженедельно. Срок выполнения заказа — максимум 2 недели.

«ОВИМЭКС» (ул. Цвиллинга, 7, тел. 22-62-88)

Екатеринбургская компания. На рынке спецодежды 6 лет. «Захватили» рынок почти сразу после развала системы Госснаба и до появления на нем московских филиалов. Теперь, конечно, пришлось подвинуться, но если ранее занимались только оптовой торговлей, то теперь наладили свое производство современной спецодежды. В собственном производстве (23 рабочих места) делают акцент на «корпоративную» одежду (униформа для сферы торговли, медперсонала, общепита, автосервисов). Среди желающих одеться индивидуально от «ОВИМЭКС» — предприятия «Кока-Кола», «Уральские самоцветы», «Микрохирургия глаза», магазины и автосервисные центры города, региона и многие другие. «Наш цех выполняет индивидуальные заказы, а модели, пользующиеся наибольшим спросом, запускаются в постоянное производство, и клиент может купить уже готовые изделия со склада,» — рассказывает директор «ОВИМЭКС-Одежда» Наталья Бессонова. Что касается поставок готовой «массовой» одежды, предприятие работает либо непосредственно с фабриками-производителями, либо изготавливает спецодежду по толлинговой схеме. Достаточно серьезную долю в общем объеме продаж составляет обувь, СИЗ и ткани. Главным преимуществом фирмы руководство считает широкую номенклатуру товара. Есть все и в одном месте. Открыт свой розничный магазин (на Краснофлотцев, 39, тел. 34-66-78).

Магазин «Торгоборудование» (ул. Лукиных, 1-а, тел. 31-76-91)

Созданный на базе бывшего «Управления общественного питания», магазин «Торгоборудование» существует в общей сложности (не меняя названия) 25 лет. «Управление», всегда занимавшееся централизованным обеспечением предприятий общепита спецодеждой и оборудованием, с переходом на новую экономическую систему исчезло, а магазин «Торгоборудование» остался. Одним из направлений его деятельности было и есть производство спецодежды для предприятий общественного питания (основное направление — торговое оборудование): магазинов, ресторанов, кафе и пр. Это одежда для продавцов, официантов, обслуживающего персонала. Особое внимание уделяется многофункциональной поварской одежде. При магазине налажено собственное небольшое производство (15 рабочих мест). Заказы могут выполняться также на крупных российских фабриках. Кстати, долгосрочное (в течение нескольких десятилетий) партнерство, например, с ивановскими фабриками (как швейными, так и текстильными), позволяет делать сроки исполнения заказа минимальными — от нескольких дней до одной недели (конечно, в зависимости от сложности и объема заказа). Вся продукция «Торгоборудования» проходит обязательную сертификацию.

«Компродукция» (ул. Восточная, 38, тел. 55-45-63)

Акционерное общество, входившее ранее в систему Госснаба СССР. История же «родоначальной» организации исчисляется с 1933 года. Стоит ли при этом говорить о сложившихся системах поставок и партнерах? Неудивительно, что клиентами «Компродукции» являются более 200 предприятий Свердловской области и региона. «Компродукция» располагает большим складом готовой продукции (6600 кв.м). При отсутствии нужной вам партии на складе вам привезут ее в срок от 1 недели до одного месяца (в зависимости от партии). Пошив производится на фабриках центральных регионов России. Это предприятия, занимающиеся производством спецодежды в течение многих десятилетий. Что касается ассортимента «Компродукции», то это, в основном, традиционные средства защиты головы, органов дыхания, тела, рук и всевозможная рабочая обувь. Вся продукция полностью соответствует всем требованиям ГОСТа.

«Синтэко» (ул. Луначарского, 210, тел. 45-31-22)

Основное направление деятельности компании — ресторанно-гостиничный бизнес (оборудование, мебель, посуда), в структуре которого — производство и поставка униформы для служащих ресторанов и гостиниц. По словам директора «Синтэко» Евгения Артамонова, рынок униформы в России развит достаточно слабо. В частности, редко кто представляет одежду для гарсонов, крупье, портье, швейцаров и секьюрити. Это так называемая костюмно-пиджачная группа одежды. Варианты сотрудничества: поставки от всемирно известного производителя и законодателя в моде униформы «Саймана Джерси» (Англия), а также от фирм уровня «люкс» — французской «Брагара» и английской «Александри». Что касается российских производителей — это сотрудничество с московской компанией «Николь плюс», по каталогам тканей и моделей которой работает «Синтэко». Сроки поставок — 2-3 недели. Возможна также разработка специальных авторских моделей здесь, а отшиваться они будут на производственной базе «Николь плюс». Продукция компании имеет сертификат и гарантию качества.

«Роса» (пр. Ленина, 93, тел. 75-63-33)

Представительство московской фирмы, специализирующейся на производстве и поставке одежды и товаров военного ассортимента. Это камуфлированные костюмы, обувь и головные уборы, трикотаж, а также металлофурнитура (т.е. «звездочки», петличные эмблемы, жетоны и пр.). Екатеринбургский филиал работает чуть более года. Среди его клиентов — структуры МВД, частных охранных предприятий, военных училищ нашего города и всего региона. (Для справки: в «доперестроечные» времена обеспечением региона одеждой военного ассортимента занималась база Управления торговли Уральского Военного Округа.) Реализация продукции — со склада в Екатеринбурге и под заказ (сроки 1-2 недели). Найти ее в розничной продаже можно в «военторгах» и прочих специализированных магазинах.

«Текс-ЕК» (пр. Космонавтов, 18, цех 47, тел.35-76-05)

Одно из немногих предприятий, героически занимающихся только производством. Совсем еще новички (работают с октября 1998 г.), они выбрали производство одежды для «силовых» структур (МВД, ОМОН и пр.) (60% в общей массе), рабочей одежды в «евростиле», спортивной и сезонной одежды для охотников. «Мы работаем не как ателье, а как фабрика», — говорит директор Владимир Маратканов. Это значит, что они создают универсальные модели. Ткани для спецодежды — отечественные (гг. Балашов, Чайковский), поставляемые напрямую с фабрик-производителей. Производственная база пока насчитывает 14 основных машин. Но уже это позволяет не только выполнять заказы, но и заниматься формированием собственных складских запасов (существует даже понятие «плана выпуска»). Продукция «Текс-ЕК» реализуется в 6 магазинах города (магазины направлений «Охотник-рыболов»). Что касается оптовых продаж — работают с регионом (Челябинск, Пермь). Срок изготовления индивидуальных заказов (с учетом размеров и расцветок) — около недели (20-50 шт.). Сшитая одежда сертифицирована Госстандартом.

В поисках спецодежды

Урал традиционно существует как промышленный регион, поэтому рабочая одежда и всевозможные средства индивидуальной защиты закупаются здесь в огромных количествах. Пока (по причине «успешного развития» нашей экономики) традиционная одежда, в отличие от «евроспецодежды», раскупается в несколько раз быстрее. Несмотря ни на что, спрос на обыкновенные кирзовые сапоги, к примеру, остается стабильно высоким.

Каждая организация ищет своего поставщика не только потому, что так «исторически сложилось», но и потому, что некоторые предлагают продукцию определенного направления. Скажем, если «Техноавиа» предлагает одежду для летчиков, то они, летчики, конечно, будут покупать ее именно здесь, и т. д. Поразительно, но некоторые ниши пустуют до сих пор. У нас нигде не удастся купить, например, костюм металлурга.

Теперь о системе закупок. Рассмотрим обычную схему. Вы приходите в наиболее привлекательную для вас фирму, делаете заказ (заявку) на одежду определенного фасона, цвета и размера (это раньше всех одевали в одинаковые 56 размера «робы»). Если все это уже есть на складе в Екатеринбурге, то — нет вопросов. Но может оказаться, что часть нужных костюмов, имеющихся на складе — синяя, часть — зеленая и т.д. Или вместо трех 48 размеров сплошные 56-е... В этих случаях делают заказ в Москву или прямо на фабрику. Ждать придется в среднем неделю-две, в зависимости от величины заказа и его сложности. Есть два вида подходов заказчиков к закупке спецодежды (в их роли, как правило, выступает «снабженец» предприятия). Первый, когда люди четко знают, что им нужно, когда из года в год, в течение 50 лет берут одинаковые костюмы. Главное — подешевле и побольше, чтоб поставить галочку, мол, новая спецодежда предоставлена. Второй, когда приходит снабженец (неспециалист) и говорит: «Мне заказали какие-нибудь резиновые перчатки». А их в фирме наименований 40, и каждая пара предназначена для работы в определенных условиях. Но есть еще и третий тип заказчиков, которым надо «что-то эдакое», собственную модель. Причем, не на базе серийной, с вариантами «вместо пуговиц — молнию», а эксклюзив. И приходится разрабатывать новую модель, но чтобы при этом она соответствовала всем нормам и удовлетворяла требованиям безопасности. Тип четвертый — «заказчик знающий» — редкость.

Прогнозы

«Ситуация на рынке спецодежды будет ухудшаться», — сообщил нам директор екатеринбургского филиала фирмы «Восток-Сервис» Александр Грехов. Это связано в первую очередь с предстоящим ростом цен на сырье (а это, естественно, в связи с ростом «зеленого»). Львиная доля спецодежды производится из х/б тканей, а поскольку в России хлопок не растет в принципе и ближайший путь его к нам — из Узбекистана (а это, увы, уже заграница), то... Можно, конечно, покупать, например, американский хлопок, но на наших станках (а производство, как мы уже выяснили, происходит исключительно в России) он «не идет», там, видите ли, волокна другие, неприспособленные под наши станки. То же касается и шерсти (она ведь тоже у нас «не растет»), и изделий из кожи. Готовьтесь к тому, что валенки (одна из самых ходовых позиций на Урале) месяца через два будут стоить 120-130 руб. против нынешних 80.

Второе. Пустеют склады. Если до кризиса на главном складе одной из крупнейших российских компаний спецодежды было, как минимум, на $11 млн и товар «лежал», то теперь он расходится так быстро, что склад не успевает заполняться. Фура (почти вагон) «уходит» в течение недели.

Третье: постепенно отмирают такие системы закупок предприятием спецодежды, как бартер и взаимозачет. Предприятию сейчас легче продать алюминий за границу и на эти деньги купить спецодежду, чем рассчитываться им с продавцом спецодежды.

Вот такая ситуация на этом, казалось бы, скучном рынке. Вот вам и «оранжевый жилет». А, кстати, вы не знаете, почему на всех «оранжевожилетных» работах, самых, как правило, тяжелых, задействованы исключительно женщины? Одна из великих русских загадок... Впрочем, это уже совсем другая история.

Самое читаемое
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.