Подписаться
Курс ЦБ на 27.03
92,57
100,41

Олег Жилин: Не гоняться за випами - собственнику можно

Я никогда не терял по-крупному и со страхом жду этого. Когда залазишь на высокую горку, не дай бог слететь – больно ударишься, и как вставать потом – не понятно. Но я всегда придерживался принципа

Олег Жилин: Совладелец МЦ «Доктор Плюс», комплекса «Уктус», «ГринПарк Отеля».

 Когда итальянский бутик и «пятизвездник» – привычка, наверное, глупо спрашивать человека о его переживаниях по поводу сезонных спадов, но «БЖ» все-таки рискнул. Ответ Олега был предсказуем: «Когда в сезон теряю рубль, давно не переживаю – пять ведь еще осталось».
Я никогда не терял по-крупному и со страхом жду этого. Когда залазишь на высокую горку, не дай бог слететь – больно ударишься, и как вставать потом – не понятно. Но я всегда придерживался принципа – делиться надо, поэтому уверен – если где-то убыло, значит где-то прибыло.
 
Получается, если есть у меня в каком-то бизнесе простой, значит в другом должен быть вал. Сезонные финансовые потери переживаются легче, когда за спиной есть несколько компаний с разной спецификой. Плюс ко всему, с возрастом приходит понимание, что любой провал – площадка для анализа – «что я сделал неправильно». По молодости самоанализа нет, только эмоции: «На фиг мне это надо! Всех и всё к черту!» А к зеркалу надо чаще подходить и спрашивать с самого себя за все совершенные или несовершенные действия.

На Урале «мертвый сезон» может наступить когда угодно и практически с любым бизнесом. У нас на «Уктусе» даже закрытые теннисные корты, которые, казалось бы, не подвержены температурному режиму, и то иногда простаивают. Конструкция, которой накрыты корты, рассчитана до -35, а у нас иногда морозит и за -40. Но мало того, что клиентов нет, я ведь зарплату сотрудникам за эти дни плачу, за электроэнергию плачу, охране плачу, поэтому на выходе получаю даже не ноль, а минус. А весной и осенью вообще тишь: зима уже прошла, а лето еще не наступило, на лыжах уже не катаются, а шашлыки еще не жарят.

Мне лично очевидны проблемы той же «Горы Белой», в которую вложили кучу денег.
Да, народ туда едет со всей области, но она еще долгие годы будет в минусе, потому что отбить сумасшедшие затраты за три месяца невозможно, тем более все, что ты зарабатываешь за зиму, плавно перетекает на содержание комплекса летом. Мы ведь тоже начинали с горнолыжки, поэтому в «плюсе» были только зимой, а за лето все проедали. Не спорю, если зима хорошая, то она может и лето покрыть, но ведь этого не предугадать –  у нас здесь не Альпы. Достаточно вспомнить зиму  2009, когда снег выпал только к февралю. Мы потеряли тогда много денег, потому что самый вал клиентов как раз в январе, а трассы были не готовы.

Чуть плохая погода, и летом тоже ни одной живой души на природе.
У нас вообще пол-лета идут дожди, поэтому на погоду надеяться не стоит, нужно объективно оценивать площадки. Летние веранды при барах и ресторанах всегда выгодны, там люди едят и выпивают вне зависимости от погоды, а вот шашлыки жарить в дождь уже мало кто поедет. Набив шишки, мы в итоге выстроили «Уктус» так, чтобы набор развлекательных вещей позволял нам всегда быть в плюсе. Мы уже почти не зависим от погоды, правда «плюс» может быть как маленьким, так и большим. Например, бани востребованы круглый год. Да, летом желающих попариться меньше, но все равно есть. Есть постоянные клиенты – просто фанаты данного действа, им время года для похода в баню не играет никакой роли.

Я могу остановиться и больше не вкладываться, собирая только дивиденды, но тогда простои начнут возникать не только в межсезонье. Чтобы клиенты не уходили, нужно постоянно быть в тренде, потому что конкуренты не стоят на месте, оттягивая на себя моих клиентов. Возьмем те же бани. Три-четыре года назад лучше бань в городе не было, а сейчас подобные понастроили практически в каждом районе. Клиентура уходит. Несколько лет назад мы поставили под куполом теннисный корт с самым современным покрытием – все как надо. Но сейчас мы такие тоже не одни. Большой теннис – не массовый вид спорта, поэтому когда от 100 имеющихся клиентов у тебя уводят  даже 20 –  уже ощутимо. Вот сейчас собираемся добавить корты на грунте, потому что летом они очень востребованы, и те, кто занимаются у нас зимой, летом  уходят к конкурентам под открытое небо.

До кризиса богатые компании за один корпоратив могли выложить 300 тысяч долларов, а сейчас все стали экономить. Понятно, что теперь расходы на развитие отбиваются дольше. Сейчас уважение, что ли, появилось к заработанному. У нас прошедший год вообще пролетел, хотя на тот момент вроде из кризиса уже вышли. В 2008 и 2009 люди почему-то, не останавливаясь, продолжали развлекаться и тратить деньги, а в 2010 наступила трезвость. Я со многими бизнесменами говорил на эту тему, и почти все подтвердили, что раньше, заходя в магазин, брали все, что хочется, несмотря на цены, а после кризиса начали обращать внимание на прейскурант. В гостиничном бизнесе – все то же самое: до кризиса в город по понедельникам прилетали полные самолеты менеджеров, которые улетали обратно в Москву только в пятницу. Сейчас почти во всех компаниях у управления находятся местные ребята, из-за чего клиентура гостиниц поубавилась. Ко всему прочему, в 2009 к ШОСу гостиничный фонд увеличился в разы. А что такое ШОС для гостиничного бизнеса? Два дня массового притока людей, вот и все, а потом в отелях наступило затишье. В этом году благодаря «Иннопрому» гостиницы были забиты четыре дня. А что делать остальные почти 360 дней? Сегодня, если отель заполнен на 50% - это хорошо, а нужно – хотя бы на 60%, но это уже редкость. Абсолютно провальными получаются выходные дни, потому что все командировочные разъезжаются, а желающих отдохнуть в Екатеринбурге очень мало, потому что туристически привлекательных мест почти нет. Большинство гостиниц кормится за счет конференц-залов, а если при отеле есть и хороший ресторан – еще копеечка падает. Тем же хозяевам, которые не имеют попутных услуг, совсем грустно работается. Мы не Москва, где гостиницы забиты приезжими топами и туристами с понедельника по воскресенье, и это нужно просчитывать.

Чек трехзвездочной гостиницы практически не отличается от чека пятизвездочной, а вложений в строительство первой требуется на порядок меньше. Вот и получается, что при существующей загрузке отелей, затраты на виповый номерной фонд нецелесообразны. Более того, сейчас трехзвездники практически не отличаются от четырех и пятизвездников – та же итальянская мебель, сауна, ресторан, сервис. Конечно, кто хочет платить за пафос, тот останавливается в последних, но таких немного – к нам едут в основном поработать. При этом я сам никогда не остановлюсь в трехзвездочной гостинице, и объяснить себе это не могу. Наверное, привык к определенному сервису и готов переплатить, чтобы быть уверенным. Это как покупка обуви: вам ведь не придет в голову поехать за туфлями на рынок, итальянский бутик – уже привычка. С другой стороны, зачем покупать туфли за несколько десятков тысяч, можно ведь купить дешевле, думаю, разница  в качестве будет невелика.
Екатеринбург – большая деревня, где законодателями мод является небольшая группа людей. Эти люди могут позволить себе многое, и они постоянно мигрируют, гоняясь за новизной и таская за собой весь остальной хвост. От мнения этих випов зависят многие бизнесы, и частные клиники – не исключение. На наш городок частной медицины слишком много, поэтому приходится гоняться как за клиентами, так и за именитыми врачами, на фамилии которых  идут богатые клиенты. Чтобы перетащить хорошего хирурга, я должен дать ему хорошие деньги или возможность постоянно кого-нибудь резать, набивать руку. Второго частная клиника предложить не может, поэтому заманиваем деньгами. В городе хороших специалистов мало, поэтому мы вынуждены класть врачу по-максимуму, чтобы он не ушел к конкуренту и не утащил за собой клиентов, которые помимо его консультации получают в клинике много сопутствующих услуг, а это тоже деньги. В итоге, 50% от каждого чека – заработная плата персонала, а все остальное расходуется на медикаменты, оборудование, которые должны априори быть самыми хорошими, иначе к тебе не пойдут, сервис, содержание офиса и т.д. У нас клиенты качество требуют европейское, а средний чек до сих пор российский, поэтому срок окупаемости выливается в годы.

В развлекательном бизнесе всегда можно исправиться, а вот в медицине, если один раз ошибся, то считай, что для твоего бизнеса наступила вечная мерзлота. Попробуй, предъяви что-нибудь муниципальной больнице, процесс скорее всего не выиграешь, а частная клиника никогда не допустит суда. Мы вбухиваем в рекламу огромные деньги – все ради имиджа, а любое доведенное дело до суда - и тем более выигранное клиентом - превратит все это в прах одним махом.  А если клиент окажется с деньгами, то ему ничего не будет стоить растоптать клинику посредством заказных статей в СМИ. Для нас имидж – все, потому что народ очень мнителен. Недавно вечером по одному из центральных каналов прошел мрачный документальный фильм о всевозможных болезнях – на следующий день у нас был вал пациентов.

Я, когда в сезон теряю рубль, давно не переживаю – пять ведь еще осталось, ничего страшного.
Разумеется, были направления, которые не удались, но это нормально. Мы живем не на Западе и четко понимаем, что бизнес в России без риска априори не может быть. У нас законы меняют задним числом и налоги вводят, не думая о последствиях. Несколько лет назад мы с партнерами запустили хлопкопрядильную фабрику в Карпинске: денег закачали уйму, а отдачи не получили – полтора года проработали в минус, пришлось закрыть. Но это не наша ошибка, у нас два мальчика-акробата сделали все возможное, чтобы легкая промышленность не развивалась. Политика государства  такова, что не защищает отечественный бизнес. Мы лучше будем возить нитку из Узбекистана, а девчонки в Иваново пусть проституцией занимаются – вот выбор нашего правительства. А как нам конкурировать с Узбекистаном? Там круглый год лето, никто не прессует и великой зарплатой считается 50 долларов, а у нас – проверяющие табунами друг за другом ходят, девять месяцев зима и зарплата у работников не менее 200 долларов. Вот и получается, что они нитку продают по 50 рублей за кг, а у нас только себестоимость такая.

Прогнозировать бизнес в нашей стране – бесполезно, обезопасить себя от сезонности можно только за счет снижения издержек.
К примеру, в клинике летом число пациентов в среднем снижается на 20%, значит именно в это время мне нужно докторов отправить в отпуск. Мы, конечно, можем постараться запланировать большинство операций на лето, когда все заживает быстрее и легче, но сами пациенты не хотят тратить лето на лечение – у кого огород, а у кого и Канны, где швы не к месту.

Сам я отдыхаю четыре раза в год и не привязываюсь к бизнесу – я собственник, мне можно. Я больше завишу от каникул детей – вот под что приходится подстраиваться. Моя задача контролировать бизнес, а руководят процессом наемные топы, поэтому они привязаны к производству. Если идет вал – будь добр работать, отдохнешь в затишье. Понятно, что на «Уктусе» зимой, когда зарабатываются основные деньги, никто в отпуск не пойдет. А вот весной отпуска у постоянного персонала приветствуются. Принцип «сэкономил, значит заработал» – на мой взгляд, самый верный.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.