Подписаться
Курс ЦБ на 30.07
73,19
86,86

Позволять ли сотрудникам заводить собственный «бизнес на стороне»? — Олег Щербатых

Олег Щербатых
Олег Щербатых. Иллюстрация: Личный архив

Удача или горе, если менеджер завел бизнес на стороне? Эксперт в сфере безопасности проанализировал ситуации, когда сотрудники в уральских компаниях открывали бизнес, продолжая работать по найму.

Рубрика «Особое мнение» на DK.RU
 
 
На днях в DK.RU вышел материал из блога Ричарда Брэнсона о том, как плодотворно может влиять на сотрудника открытие собственного бизнеса. По мнению известного предпринимателя, начиная свое дело параллельно с основным трудоустройством, сотрудник работает лучше, потому что собственный бизнес будит в нем лучшие профессиональные качества, на первых порах ему приходится быть универсальным специалистом: и стратегом, и маркетологом, и оперативным руководителем. Якобы работа в таком режиме позволяет быстрее наращивать навыки, что в свою очередь дает стимул резко повысить отдачу от работы. Компания Брэнсона даже помогает сотрудникам, которые решились на стартап, получать госкредиты.
 
В последнее время, вдохновившись такими примерами, владельцы отечественных компаний тоже начинают проявлять интерес к использованию предпринимательского потенциала подчиненных.

Еще бы, ведь столько всего можно сделать за счет этой энергии! Какая будет вовлеченность, какая заинтересованность в результате и клиентоориентированность! 

Мне трудно судить об эффективности этого способа на примере сотрудников далекой Virgin, зато я могу сделать это на основании десятков случаев, которые наблюдал в других фирмах. 

Приведу несколько примеров. Небольшой бизнес по уборкам квартир и офисов, работали несколько менеджеров по продажам и пара десятков уборщиц. Когда пришел новый менеджер, он активно взялся за работу, стал искать клиентов, заключать договора, не отказывался ни от какой работы и очень быстро завоевал уважение и влияние в коллективе. Просто незаменимый работник. И что? В один из дней он просто ушел и открыл собственную фирму, забрав самых прибыльных клиентов и часть коллектива. Новая фирма сразу же стала конкурентом бывшему работодателю.
 
Или вот компания по установке натяжных потолков. При уходе менеджера по продажам резко упало число клиентов, также уволилась часть монтажников. Впоследствии оказалось, что менеджер открыла свою фирму, монтажников переманила к себе, при этом база клиентов была ею украдена, и за счет демпинга часть клиентов перешла к ней. Но это еще не все.

На фирме осталась работать ее подруга, которая за вознаграждение, дискредитируя и отказывая клиентам, перенаправляла заявки конкурентке. 

Есть и откровенные обманы еще при трудоустройстве. Человек устраивался на работу в компанию, имея открытое ООО, которое занималось тем же самым видом деятельности, что и фирма, в которую он пришел. Он этого не афишировал, но планировал некоторые «невыгодные» заказы передавать в свою фирму, для получения дохода.
 
Проблема сотрудников, которые ушли и стали конкурентами, проявляет себя не только в России. Такие проблемы есть и за рубежом. Два года назад, будучи в отпуске в Финляндии, я встретил бывшего соотечественника, который в настоящее время проживает в Австралии и является хозяином крупной строительной фирмы. Он проездом был в Хельсинки, после завершения удачной сделки остановился, чтобы осмотреть местные достопримечательности. Так как он уехал из России в начале 1990-х, ему было очень интересно, как у нас продвигаются дела, какие зарплаты у работников, какие цены и условия ведения бизнеса, какая коррупция в стране и налоги, а также другие условия работы. Он сам рассказывал, как, переехав за границу, начал с рядовых должностей, как продвигалась его карьера в крупной компании. И как он принял решение открыть собственный бизнес на высококонкурентном рынке. Правда, «рецепт успеха» оказался прост: он ушел с некоторыми клиентами и сотрудниками компании, и открыл свою строительную фирму. И буквально за неделю до нашего разговора выиграл крупный тендер у своего бывшего работодателя.
 
И все это  лишь некоторые случаи, что называется, из последних. Безусловно, хочется радоваться, когда коммерческий директор в фирме, занимающейся транспортной логистикой, открывает вместе с женой кафетерий. Или как не позавидовать директору по маркетингу, решившемуся наконец, после долгих лет сомнений, зарабатывать на своем хобби — резьбе по камню. Но давайте будем реалистами: таких вот «ремесленников» из числа новых предпринимателей несколько процентов. Из известных мне примерно 90 случаев ухода из наемников за последние пару лет их человек 7-8. И отличить их несложно: они не скрывают свое хобби до того, как оно может стать бизнесом.
 
Если такие «ремесленники» работают у вас хотя бы пару лет, об их «деле» точно знают многие в компании. 
 
В что остальные? У большинства остальных предпринимательская деятельность становится прямым последствием простой мысли: «А чем я хуже своего нанимателя?». Они годами видят, как денежные потоки с того, что организовать им кажется совершенно не трудным, проходят мимо. И со временем эти старательные, неглупые и опытные работники начинают «свое дело», воруют базы, уводят сотрудников, начинают портить жизнь бывшему нанимателю, потому что тот  самый ближайший и опасный конкурент, и его работу они знают изнутри. 
 
К сожалению, невозможно собрать точную статистику, но по своему личному опыту полагаю, что до 20% всех топ-менеджеров в уральских компаниях либо имеют «левый бизнес», либо участвуют в «левом бизнесе». И порядка 3/4 компаний, которые такие люди открывают еще будучи наемными сотрудниками, полностью или в значительной степени копируют бизнесы их недавних работодателей. Плохо ли это? В целом, думаю, это не плохо и не хорошо, это вполне естественно. Люди с предпринимательским складом ума, как вода, ищут самый короткий путь, и грех не воспользоваться наработанным опытом на последнем месте. Правда, они при этом пытаются подстраховаться за счет бюджетов нынешнего работодателя. И призывать собственников поощрять такое поведение — для регионального бизнеса равно самоубийству.
 
Не надо играть в Ричарда Брэнсона! У вас при любом раскладе не получится. 
 
Какие-нибудь Virgin, Google, L’Oréal, Philip Morris могут относительно безболезненно использовать потенциал «внутренних предпринимателей» для своих целей. Но средний уральский бизнес от такого просто разрывает, и с этим явлением нужно бороться. Однозначно, без вопросов и сомнений. 
Самое читаемое
  • «Мы — поставщик кадров для внутреннего рынка». Как устроена магистратура  УрГЭУ«Мы — поставщик кадров для внутреннего рынка». Как устроена магистратура УрГЭУ
  • Вышка не по карману: молодым россиянам приходится все чаще идти в колледжи вместо вузовВышка не по карману: молодым россиянам приходится все чаще идти в колледжи вместо вузов
  • Новенький в стае: как адаптировать принятого сотрудника, чтоб он не сбежалНовенький в стае: как адаптировать принятого сотрудника, чтоб он не сбежал
  • Срыв дедлайна — и финансовые, и эмоциональные потери. Как научиться укладываться в срокиСрыв дедлайна — и финансовые, и эмоциональные потери. Как научиться укладываться в сроки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.