Официальная переписка Министерства финансов РФ в 3 квартале 1999 года - 09.12.1999
ОАО по решению суда списана дебиторская задолженность за выполненные строительно — монтажные работы за счет сч.80. Уменьшена задолженность по сч.62. При расчете налогооблагаемой прибыли этот до
ОАО по решению суда списана дебиторская задолженность за выполненные
строительно — монтажные работы за счет сч.80. Уменьшена задолженность по сч.62.
При расчете налогооблагаемой прибыли этот долг был учтен. Верно ли это? Учетная
политика для целей налогообложения — по оплате. Каков при этом порядок
применения НДС, налога на пользователей автодорог и налога на содержание
объектов жилого фонда?
В связи с неясностью изложенной ситуации (судом не
может быть вынесено решение о списании дебиторской задолженности) дать
однозначный ответ по налогу на прибыль не представляется возможным. Вместе с тем
сообщаем, что согласно п.15 Положения о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5
августа 1992 г. № 552 (с учетом изменений и дополнений), для целей
налогообложения в состав внереализационных расходов включаются убытки от
списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и
других долгов, нереальных для взыскания. Такой порядок применяется, если он не
противоречит Указу Президента РФот 20.12.94 № 2204 «Об обеспечении правопорядка
при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение
работ или оказание услуг)» (с учетом изменений и дополнений), согласно которому
неистребованная дебиторская задолженность списывается на убытки по истечении 4
месяцев. Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно
установленному порядку он уплачивается в бюджет в сроки, установленные для его
уплаты за отчетный период, в котором списывается дебиторская задолженность.
Суммы денежных средств, полученные организацией — кредитором в счет оплаты
указанных товаров (работ, услуг) после уплаты в бюджет налога на добавленную
стоимость, повторно в оборот, облагаемый этим налогом, не включаются. Согласно
Закону РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ» (с учетом
внесенных в него изменений и дополнений) объектом налогообложения является
выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы
между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате
заготовительной, снабженческо — сбытовой и торговой деятельности. При этом п.24
Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и
уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» предусмотрено, что сумма налога
определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности. В бухгалтерском
учете показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на
счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», приводится по строке 010 формы №
2 «Отчет о прибылях и убытках». Если учетная политика предприятия установлена
«по оплате», то налог на пользователей автомобильных дорог следует исчислять от
фактически поступивших на расчетный счет или в кассу предприятия денежных
средств в счет оплаты отгруженных товаров. При списании дебиторской
задолженности на убытки налог на пользователей автомобильных дорог не
начисляется. Аналогичный подход применяется при исчислении налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы.
от 15 сентября 1999
г. № 04-02-05/1.
Предприятие заключило договор с юридическим лицом (арендодателем) на
предоставление нам прав пользования торговыми площадями. В договоре указано, что
перечисление арендной платы осуществляется ежеквартально. Имеет ли право
арендодатель выставлять счет-фактуру не ежемесячно, а ежеквартально? Надо ли при
обнаружении налогоплательщиком неотражения или неполноты отражения сведений, а
также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате в
бюджет, вносить дополнения и изменения в налоговую декларацию или достаточно
учесть необходимые исправления в текущей отчетности? Согласно п.4 ст.75 НК сумма
пеней не может превышать сумму неуплаченного налога. Распространяется ли
действие этого пункта на сумму пеней, начисленных и не уплаченных до 01.01.99?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.96 № 914 «Об утверждении
Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на
добавленную стоимость» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.98 № 108)
начиная с 1 января 1997 г. все плательщики налога на добавленную стоимость
обязаны оформлять счета-фактуры при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании
услуг. В связи с этим в случае, если согласно заключенному договору оплата
арендной платы осуществляется ежеквартально, оформление счетов-фактур
арендодателем в сроки, установленные заключенным договором аренды, то есть
ежеквартально, действующему порядку составления счетов-фактур не противоречит.
По вопросу отражения изменений и дополнений в текущей отчетности и в налоговых
декларациях сообщаем. К правам налоговых органов относится право проводить
налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, которые
являются формой контроля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками
законодательства о налогах и сборах. Одним из видов проверок является
камеральная налоговая проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных
налогоплательщиком. Представленная отчетность, в том числе и налоговая
декларация, проверяется на предмет правильности содержащихся в ней расчетов,
соблюдения установленных правил составления (заполнения) форм отчетности, а
также сроков представления отчетности и уплаты налогов, и, следовательно, по
нашему мнению, только налоговый орган вправе оценивать, приводят ли неотражение
или неполнота отражения сведений, а также обнаруженные налогоплательщиком ошибки
к занижению суммы налогов. Таким образом, полагаем, что налогоплательщик обязан
вносить изменения и дополнения не только в текущую отчетность, но и в налоговую
декларацию. Что касается распространения на пени, начисленные и не уплаченные до
1 января 1999 г., действия п.4 ст.75 Кодекса, предусматривающего, что сумма пени
не может превышать сумму неуплаченного налога, то согласно п.3 ст.1 Федерального
закона от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ»
установлено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но
не уплаченные налогоплательщиком к моменту введения в действие части первой
Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком в размерах, начисленных на 1 января
1999 г., но не более неуплаченной суммы налога. Указанное ограничение на суммы
уплачиваемых пеней действует в период с 1 января 1999 г. до вступления в силу
Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ».
от 22 июля 1999 г. №
04-03-11.