Подписаться
Курс ЦБ на 14.05
74,35
89,93

«Общественное сознание в России «убивает» рабочие профессии. Такие нужные и денежные»

«Общественное сознание в России «убивает» рабочие профессии. Такие нужные и денежные»
Иллюстрация: pixabay.com

«В 2014 г. 8% семей, где супруги имеют высшее образование, жили за чертой бедности, 1,4% не хватало на еду. Семьи берут кредиты на вуз, хотя выпускники колледжей зарабатывают в 2 раза больше. Зачем?».

Оксана Селендеева, основатель Школы программирования для детей CODDY, рассказала Forbes, почему нет ничего страшного в отказе от высшего образования. Главное из колонки — в материале DK.RU.

В России высок престиж высшего образования. Сегодня 71,7% родителей мечтают, чтобы их дети учились в вузе, хотя в 90-х этого хотел только каждый второй. Люди ожидают, что высшее образование принесет благосостояние, но они ошибаются. Еще каких-то пять лет назад 8% семей, где оба супруга имеют высшее образование, жили за чертой бедности, а 1,4% не хватало даже на еду.

Удивительно, что на этом фоне рабочие специальности все еще недооцениваются в общественном сознании. Широко распространено мнение, что речь идет о неквалифицированном труде, за который мало платят. Однако это не так. К примеру, в Нефтеюганске HR-специалисту предлагают зарплату 30 тысяч рублей, кредитному брокеру — 35 тысяч рублей, управляющему магазина — 40 тысяч рублей. Но у представителей «ручного труда» оклады намного выше: электромонтажник — 57 тысяч рублей, сварщик — 67 тысяч рублей, машинист автокрана — 85 тысяч рублей. Подобная ситуация — во многих российских городах.

80% выпускников вузов имеют проблемы с трудоустройством: половину не берут на работу из-за отсутствия опыта, 12% не находят вакансий по специальности, а 5% не соглашаются на низкую оплату. Потратив 4-6 лет на учебу, молодые люди сталкиваются с теми же трудностями, что и выпускники школ — зарплаты низкие, без опыта не берут. Тогда как на производстве — кадровый голод. По данным HeadHunter, в этом году на каждую вакансию претендуют 11 топ-менеджеров, 8 юристов, 7 чиновников, но в сферах с трудовыми профессиями конкуренция намного ниже: производство — 4 кандидата на каждую вакансию, строительство — 3,9, рабочий персонал — вообще 2,3.

Так как же тогда ориентировать молодежь на профессиональное образование? Как бороться с предрассудками, дискредитирующими статус рабочих специальностей? Ответ лежит на поверхности — надо показывать детям преимущества такой работы еще в школе.

Но вместо этого в школе на них начинают давить учителя и родители и формируют стойкое убеждение, что без высшего образования у них нет будущего. И если в 12-14 лет в вуз хотят поступать только 60% школьников, то в 15-17 — таких уже 71%.

Школам необходимо сотрудничать с предприятиями — и не только с производством, но и с технологичными компаниями. И такое сотрудничество должно быть практическим: выездные занятия, экскурсии, реальные проекты. Однако школы не идут по пути профессионального обучения. На смену урокам труда, на которых мастерили табуретки и шили фартуки, пришли уроки «технологии». Во многих школах поменялось только название на более современное, суть остается той же.

Читайте также: «Вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» губит тысячи жизней. Родители, придите в себя»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам(ФГОС), предмет «технология» помогает учащимся «овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда ... и способами управления отдельными видами распространенной в быту техники». Обучение ведется по одному из направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии». Какое именно направление обычно выбирает школа, догадаться не трудно. И мы все так же обучаем детей домашнему труду вместо того, чтобы преподавать им робототехнику или 3D-моделирование.

Подобная ситуация с дефицитом рабочими кадров не только в России, но и в других странах. Так, в США больше всего растет спрос на специалистов низкой и средней квалификации, и из-за нехватки таких сотрудников оплата труда иногда превышает ставку «белых воротничков» линейных позиций. Исследователи Университета Джорджтаун насчитали примерно 13 млн вакансий без требований к высшему образованию, но с зарплатой свыше 35 тысяч долларов в год. И хотя за последние 30 лет объем таких предложений снизился на 12%, количество вакансий для «синих воротничков» с достойными зарплатами все еще высоко.

Проблему в США решают радикально — активно агитируют детей не поступать в вузы, а сразу идти работать после школы. Я наблюдала за этим зимой в штате Мичиган. Там школы тесно сотрудничают с предприятиями, с 7-го класса внедрена профнавигация, а в обучении используют STEM-подход (Science, Technology, Engineering, Math).

Сейчас в Мичигане проходят профобучение почти 4000 учащихся, для которых разработаны 160 программ. Опросы показывают, что 90% школьников считают подобное образование ценным, ведь оно помогает получить востребованные навыки и выйти на работу сразу после окончания школы. Особенно это важно для семей, у которых нет возможности оплачивать обучение в колледже или вузе.

К сожалению, в России нет подобной практики, хотя хватает семей, которым приходится, скажем, брать кредит для финансирования высшего образования детей. В России среднее профессиональное образование дискредитировано — оно стало синонимом жизни маргиналов. Однако если мы отбросим предрассудки, увидим множество преимуществ: рабочую специальность быстрее получить, такие специалисты востребованы, у них высокие зарплаты, а конкуренция ниже. Осталось только переломить мышление общества, и повысить престиж рабочих профессий. И помочь в этом может только школа.

Самое читаемое
  • «Травма возможна даже у тех детей, кто смотрел это видео». Психолог — о стрельбе в Казани«Травма возможна даже у тех детей, кто смотрел это видео». Психолог — о стрельбе в Казани
  • В Екатеринбурге проверят все школы после трагедии в КазаниВ Екатеринбурге проверят все школы после трагедии в Казани
  • Каждый десятый свердловский выпускник-2021 после 11 класса не планирует поступать в вузКаждый десятый свердловский выпускник-2021 после 11 класса не планирует поступать в вуз
  • Жалоба на катастрофические решения судов. 14 лет по делу «Зимней вишни». Главное 12 маяЖалоба на катастрофические решения судов. 14 лет по делу «Зимней вишни». Главное 12 мая
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.