Подписаться
Курс ЦБ на 29.03
92,26
99,70

Объединяй и властвуй! Холдингомания на среднем Урале

Фундамент под строительство части новоявленных медиа-холдинговых компаний закладывался долго — в течение последних нескольких лет. Очередной виток противостояния между муниципальным и областным рук

Формирование и укрепление в региональных инфор- мационных пространствах медиа-холдинговых ком- паний — очевидно, процесс вполне закономерный. В его основе лежат три важнейших фактора: российская экономическая нестабильность в целом, финансовая слабость компаний в частности и, конечно, политическая конъюнктура. В преддверии выборов губернатора Свердловской области, которые состоятся в августе 1999 г., созданием медиа-холдингов озаботились ряд ведущих городских и областных политиков. Среди них — извечные политические соперники губернатор Эдуард Россель и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Тактика ведения “информационных войн” между областью и городом — они, к слову, не прекращаются уже который год – сегодня несколько видоизменилась. Суть этих перемен сводится к тому, что оба соперника пожелали провести глубокий водораздел между екатеринбургскими СМИ с тем, чтобы сформировать вокруг себя выгодное информационное поле — цельное и значительно более мощное, нежели имевшееся ранее. Холдинг — весьма действенное средство в осуществлении такого рода целей.

Фундамент под строительство части новоявленных медиа-холдинговых компаний закладывался долго — в течение последних нескольких лет. Очередной виток противостояния между муниципальным и областным руководством в период острой фазы финансового кризиса только активизировал и ускорил этот процесс. В итоге к началу предвыборного марафона и Чернецкий, и Россель имеют подконтрольные и мобилизованные СМИ.

Аркадий Чернецкий: наш дом — наш холдинг
В свете вышесказанного пресс-конференция, созванная в конце февраля редакторами старейших ежедневных газет Свердловской области “Уральский рабочий” (тираж 53648) и “Вечерний Екатеринбург” (тираж 17200), представляется знаковым событием. На ней было объявлено о решении этих двух изданий вместе с радиокомпанией “Студия “Город” (107,6 FM) объединиться в медиа-холдинг. Что характерно, редактор “Уральского рабочего” Григорий Каета категорически отрицает политические мотивы создания холдинга и приводит доводы только экономического порядка: “Оптимизируются расходы – путем снижения производственных издержек: централизованный закуп бумаги и расходных материалов, более эффективное использование компьютерной техники, слияние информационных ресурсов в единую информационную базу, создание общей базы реализации и доставки печатной продукции”.
Вероятно, в сказанном Каетой есть некоторая доля экономической целесообразности, в целом же все чрезвычайно походит на лукавство: едва ли даже самые радикальные экономические меры ныне способны всерьез поправить положение этих изданий и изменить редакционную политику их руководства — а между тем именно она завела газеты в финансовый тупик.
Кроме того, “Студия “Город” — почти полубюджетная организация, ибо частично финансируется из городской казны; в свою очередь, “Вечерний Екатеринбург”, хоть и негласно, однако всегда регулярно, “подкармливался” муниципалитетом — за что расплачивался передовицей, полной беззаветной любви к мэру Чернецкому и верности его идеям. Только “Уральскому рабочему” долгое время удавалось сохранять политический нейтралитет — до кризиса издание было в равной степени лояльно и к областным, и к муниципальным властям. Обвал рубля же серьезно сказался на газете: была приостановлена работа редакции, существенная часть которой попала под сокращение. В тяжелейших экономических условиях изданию ничего другого не оставалось, как только уйти под крыло одной из реальных политических сил.
В итоге получается, что ЗАО “Медиа-холдинг” в первую очередь “оптимизирует” бюджетные расходы Чернецкого при том, что его влияние на тот же “Уральский рабочий” несомненно увеличится.
В распоряжении Чернецкого есть и такие СМИ, которые не имеет смысла сливать в холдинговый котел: их более чем прозрачная ангажированность в совокупности с низким рейтингом могут придать компании сомнительный оттенок. Так, к примеру, на не слишком существенную, однако чрезвычайно активную поддержку мэр может рассчитывать со стороны таких еженедельников, как “Главный проспект” (общий тираж 135260) или “Екатеринбургская неделя” (тираж 10450). Подобные издания, объективно не имея веса на печатном рынке Екатеринбурга, тем не менее служат крепким звеном в той информационной цепи, что связывает власть с электоратом.
В предвыборном арсенале градоначальника, кроме упомянутой печати, имеются и два телеканала: “Студия 41” (ДМВ 41) и “Региональная телевизионная компания” (“РТК”, ДМВ 29). Руководство этих компаний пока публично не высказало своих холдинговых намерений, однако фактически слияние уже произошло: с недавних пор сетка “РТК” заполняется за счет повторов передач и новостей “Студии 41”. При этом ни для кого не секрет, что краеугольным камнем в редакционной политике новостей на “Студии 41”, помимо правильного среза городских событий, является информация о деятельности муниципалитета и его главы.
В целом следует признать, что структурное объединение местных СМИ и диверсификация медиа-производства в границах интересов мэра Екатеринбурга протекают довольно-таки успешно. Количественно-качественные показатели этой работы уже успели отразиться в результатах последних соц. опросов, проведенных среди жителей области: на сегодня Чернецкий лидирует в списке наиболее вероятных претендентов на пост губернатора.

Эдуард Россель и его медиа-область
Формально никакого губернаторского холдинга не существует, ибо таковой не зарегистрирован. Фактически – “Областная газета” (тираж 45793) вместе с “Областным телевидением” (24 ДМВ) образуют собой единую вертикальную структуру, финансируемую из одного источника (областного бюджета) и работающую в пределах официальной (губернатора и областного правительства) точки зрения.
“Областная газета” увидела свет значительно раньше одноименного телевидения. В силу того, что издание предусмотрено и закреплено Уставом области (одно из его положений гласит: “Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в “Областной газете”), а также по причине сравнительно невысоких расходов на содержание газеты она практически не вызывала особых словопрений и пересудов. С “Областным телевидением” с самого начала его появления дела обстояли принципиально иначе.
Создавалась эта телекомпания как коммерческий канал, открытое акционерное общество с государственной долей уставного капитала. При этом в нарушение федерального закона “Об акционерных обществах” — который, кстати сказать, не дает государственным и муниципальным органам даже права на участие в учреждении АО – правительство Росселя в начале прошлого года становится владельцем контрольного пакета акций компании, полностью оплатив свою долю в ее уставном капитале. Это обстоятельство серьезно насторожило ряд депутатов Областной Думы (преимущественно членов фракции движения “Наш дом – наш город”, возглавляемого мэром Аркадием Чернецким). Они инициировали создание специальной комиссии по проверке использования бюджетных средств, выделенных на создание и функционирование ОблТВ. Возглавивший комиссию вице-спикер Областной Думы Евгений Порунов в первых числах февраля выступил перед депутатами с докладом о проделанной работе. Выяснилось, что немалая сумма из бюджета области была выделена “ОблТВ” по статье “Поддержка СМИ”. Дополнительные деньги из того же источника телекомпания получила по договору с правительством “за выполненные объемы работ по освещению хода реализации программ губернатора и правительства”. Кроме того, сеть вещания “ОблТВ” расширялась за счет федеральной программы телефонизации отдаленных районов “Российский народный телефон”: в счет налога на прибыль компания “Уралтелеком” получила от властей значительную квоту. После доклада был поднят вопрос о возможном скрытом бюджетном финансировании. Однако его обсуждение ни к чему конкретному не привело: депутаты разошлись во мнениях.
Впрочем, совершенно очевидно, что никакие депутатские разоблачения не способны кардинально изменить ситуацию вокруг “Областного телевидения”. “ОблТВ” будет жить и работать именно так, как того хочет глава области, ибо для него этот канал стратегически важен.
Также есть основания предполагать, что глава областного правительства по мере своих возможностей будет способствовать скорому становлению другой холдинговой структуры. Россель надеется на своевременную и ощутимую помощь со стороны создаваемого сейчас холдинга на базе ВГТРК. Надежды эти, видимо, не беспочвенны — в последнее время местными СМИ муссируется тема поддержки Росселя Москвой на предстоящих выборах. Губернатор уже встречался с председателем компании Михаилом Швыдким и подписал с ним согласительный протокол, в котором одобрил идею общефедерального холдинга.
Между тем Россель неоднократно пытался подмять под себя Свердловскую ГТРК. С попеременным успехом губернатор добивался отставки руководства телерадиокомпании и, в частности, ее председателя Владимира Костоусова. Однако окончательной отставки так и не произошло, и СГТРК по-прежнему возглавляет опальный Костоусов — который, в свою очередь, категорически не согласен с условиями вступления свердловской компании в общероссийский холдинг. В своем интервью “Российской газете” он сказал: “Устав организуемого руководством ВГТРК во главе с М. Швыдким унитарного предприятия с точки зрения законодательства не выдерживает никакой критики. За всеми этими процессами стоит определенная цель: на основе существующего государственного телевидения создать коммерческого монстра, чтобы извлекать суперприбыль”.
Пока неизвестно, как сопротивление в регионах скажется на грандиозных планах ВГТРК. Если же Свердловской телерадиокомпании в лице ее руководства не удастся отстоять своих позиций перед Москвой, это естественным образом может повлечь за собой его отставку. В этом случае губернатор Россель убьет сразу двух зайцев – наконец-то избавится от вечно мешавшего ему Костоусова и со вступлением СГТРК в холдинг получит альтернативный источник выгодной ему информации.

Хроники Евгения Зяблицева
Помимо медиа-холдингов мэра и губернатора, в Екатеринбурге развиваются холдинговые структуры и других политиков. Заметную активность в этом отношении проявляет депутат Государственной Думы и уральский бизнесмен Евгений Зяблицев. Несмотря на то, что Зяблицев печально известен в среде местных СМИ неудачным опытом работы с “10 каналом” (10 ВМ) и невыплатой зарплат журналистам, он продолжает усиливать свои информационные позиции. В создаваемый им холдинг на сегодня входят телекомпания “Новые телевизионные технологии” (НТТ, 31 ДМВ),              47 ДМВ-канал, радиостанция “Романтика” (90,8 FM) и общественно-политическая газета “Новая хроника” (тираж 21400), которая в начале февраля к основному своему выпуску добавила еженедельное приложение “Глас народный”. Интенсивность, с которой сейчас протекает оформление этой медиа-структуры, и вместе с тем высказанное Зяблицевым нежелание баллотироваться на губернаторских выборах – все это дает основания предполагать, что политик нацелен на декабрьские выборы в парламент. Если это так, то от того, насколько эффективно в оставшееся до выборов время будет функционировать новоявленный медиа-холдинг Зяблицева, во многом зависит его судьба как депутата Госдумы.

Экономический холдинг
в пример политическому
“Разделяй и властвуй” — этот известный управленческий принцип применительно к нынешней ситуации на местном рынке масс-медиа вывернут наизнанку. Помимо политических, на то есть и объективные экономические причины. Жизнеспособность и устойчивость медиа-пирамид в первые месяцы кризиса хорошо проиллюстрировали ряд екатеринбургских коммерческих телеканалов, радиостанций и печатных изданий: “4 канал”, “Радио Си”, “Абак-пресс”, РИА “Комсомольская правда” и др. Практически все они оформились в холдинг-компании сравнительно недавно. При этом положительный опыт их работы, как видно, уже успел привлечь внимание крупных уральских политиков.
Насколько результативными окажутся создаваемые ныне политические медиа-холдинги, покажут итоги выборов. А пока приходится констатировать тот факт, что на фоне рассуждений о вожделенной независимости местной прессы все чаще фигурируют продажа контрольного пакета ее акций и политическая цензура.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.