О счете недоимщика
На суммы недоимки выставляются распоряжения на бесспорное списание средств с расчетных счетов налогоплательщиков, а также со счетов дебиторов. Так, с начала года на взыскание дебиторской задолженно
На суммы недоимки выставляются распоряжения на бесспорное списание средств с расчетных счетов налогоплательщиков, а также со счетов дебиторов. Так, с начала года на взыскание дебиторской задолженности выставлено 1464 распоряжения на сумму 741,4 млрд. руб., из них взыскано 30,5 млрд. руб.
В налоговые инспекции других городов и районов РФ направляются односторонние акты сверки для подтверждения просроченной дебиторской задолженности. С начала года из других районов и городов РФ поступило 1294 распоряжения на взыскание дебиторской задолженности на сумму 345,0 млрд. руб.
С валютных счетов бесспорно взыскано 7,4 млрд. руб. У 43 предприятий изъяты наличные средства на сумму 877,7 млн. руб., в т.ч. у ОАО СУ «Газмонтаж» — 22 млн. руб., у ТОО «Подряд» — 4,2 млн. руб.
Пополнился государственный бюджет и за счет реализованного имущества предприятий-недоимщиков. С начала года в бюджет поступило 37,6 млрд. руб. Имущество реализовано у АООТ «Уралбиофарм» на 1 млрд. руб., АОЗТ «Легпромэкспорт» на 192 млн. руб. и многих других. С начала года налоговыми инспекциями города вынесено 167 постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество предприятий. Среди них ЗАО «ЗИВ» на сумму 336 млн. руб., ПКФ «Технолит» — 529 млн.руб. и др.
С начала года в 98 банках города проверена своевременность перечисления платежей в бюджет. В результате выявлено 2681 случай нарушения своевременности исполнения поручений налогоплательщиков. Сумма задержанных платежей в бюджет по вине банков составила 61,3 млрд. руб., в т.ч. в федеральный бюджет — 22 млрд. руб.
За несвоевременное исполнение поручений налогоплательщиков и распоряжений налоговых органов банкам предъявлены финансовые санкции на сумму 9,6 млрд. руб. Так, например, Интеркомбанку в августе предъявлены финансовые санкции в размере 7,9 млн. руб., Заводкомбанку — 819,7 млн. руб.
Согласно Указу Президента РФ № 65 от 19.01.96 финансовыми органами была предоставлена отсрочка по уплате задолженности 191 предприятию на сумму 2961 млрд. руб., в т.ч. в федеральный бюджет — 2070 млрд. руб. половине предприятий по решению финансовых органов отсрочка отменена за неисполнение требований Указа.
Остаются проблемы с правильностью начисления.
В налоговых инспекциях города состоит на учете более 42000 налогоплательщиков юридических и 24000 физических лиц. В первом полугодии по результатам камеральных проверок доначислено в бюджет 552,9 млрд. руб. Кроме этого, документально проверено 5152 юридических лица (12,2% от общего количества состоящих на учете), которым доначислено налогов на 245,3 млрд. руб.
Объектами документальных проверок обычно становятся:
— предприятия, подавшие заявление о прекращении деятельности;
— убыточные предприятия и предприятия-недоимщики;
— предприятия, у которых в ходе камеральных проверок установлены нарушения;
— предприятия, пользующиеся льготами;
— предприятия, у которых есть филиалы, дочерние предприятия и структурные подразделения, на счета которых зачисляется выручка от реализации продукции.
Такие проверки также проводятся:
— по письмам самих предприятий, которые просят возмещение крупных сумм налогов;
— по контрольным заданиям.
Счет недоимщика
и как с ним работать
Основной проблемой сегодня для ГНИ остается несвоевременность уплаты налогов. В августе нынешнего года Президент подписал всем известный Указ от 18.08.96 № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения». Однако этот Указ породил много вопросов по его реализации. И наиболее важный из них — это процедура регистрации счетов недоимщиков, о которых идет речь в п. 1 и 4 Указа. Порядок регистрации данных счетов уже разработан Госналогслужбой РФ и нашел свое отражение в инструкции ГНИ от 30.09.96 № ВГ-4-12/56 н. В связи с чем предприятия-недоимщики, имеющие задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, должны обратиться в налоговый орган, где они состоят на учете, с заявлением о регистрации счета недоимщика по установленной форме, которые имеются в каждой районной инспекции.
Налоговый орган подтверждает регистрацию справкой для представления в банк или иную кредитную организацию, в которой этот счет открыт.
Установленная форма этой справки приведена в приложении к инструкции № 2. (Приложение 1).
Предприятие-недоимщик в срок, согласованный с налоговым органом, в котором он состоит на учете, направляет в банки и иные кредитные организации справки-поручения о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика. Одновременно предприятие-недоимщик уведомляет налоговый орган о направлении в банк или иную кредитную организацию справки-поручения о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика. Установленная форма этого уведомления приведена в приложении № 3. (Приложение 2). Она заполняется отдельно на каждый рублевый (валютный) счет, открытый в банке или иной кредитной организации.
Налоговый орган после регистрации счета недоимщика, на основании сведений, приведенных предприятием-недоимщиком в заявлении, направляет в банки и иные кредитные организации, в которых у данного предприятия-недоимщика открыты рублевые (валютные) счета, уведомления о том, что у данного предприятия зарегистрирован в налоговом органе счет недоимщика. Установленная форма уведомления дана в приложении №4. (Приложение 3).
Предприятие-недоимщик за две недели до закрытия им счета недоимщика и определения другого расчетного (текущего) счета в качестве счета недоимщика уведомляет об этом налоговый орган, в котором состоит на учете. Установленная форма этого уведомления в приложении № 5. (Приложение 4).
Регистрация в налоговом органе другого, определенного предприятием счета недоимщика осуществляется после предоставления в налоговый орган документа, подтверждающего закрытие зарегистрированного ранее счета недоимщика, в соответствии с пунктами 1-3 настоящего Указа.
Налоговый орган вправе отказать в регистрации счета недоимщика в случае отсутствия средств на корреспондентском счете банка или иной кредитной организации, в которой этот счет открыт. В этом случае налоговый орган предлагает предприятию-недоимщику определить другой счет в другом банке или иной кредитной организации. Об отказе в регистрации счета недоимщика налоговый орган уведомляет также банк или иную кредитную организацию, в которой этот счет открыт.
В случае отказа налоговым органом в регистрации счета недоимщика по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка или иной кредитной организации, в которой предприятию-недоимщику этот счет открыт, предприятие-недоимщик обязано зарегистрировать в налоговом органе другой расчетный (текущий) счет, открытый в другом банке или иной кредитной организации в срок, согласованный с налоговым органом.
После полного погашения задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды предприятием-недоимщиком налоговый орган выдает ему информационное письмо, подтверждающее этот факт для предъявления в банки и иные кредитные организации, в которых ему были открыты иные расчетные (текущие) счета.
Подзаголовок
Необходимо отметить, что пункты 5-12, 16 имеют характер прямого действия. В соответствии с п.5 Указа, с 22 августа предприятия-недоимщики при совершении операций либо расчетов с другими предприятиями, превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент $100 тыс., предприятие-недоимщик обязано одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью представить в налоговый орган специальное извещение с обязательным указанием полного наименования и места регистрации партнера и банка, номера банковского счета, с которого (на который) перечислялись средства, а также места основной хозяйственной деятельности партнера. Учет подобных сделок по разъяснению начальника Департамента налоговых реформ МФ РФ Иванеева А.И. начинается с момента опубликования Указа.
П.7 — п.10 Указа предусматривают предоставление информации коммерческими банками об операциях клиентов по запросам налоговых органов, предприятия имеют право на получение наличных денежных средств только на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы. При этом предприятия по этому Указу лишаются права вносить наличные денежные средства на счета других лиц — владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. А для тех, кто нарушает установленный порядок, предусмотрен штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса.
В развитие положений Указа № 1212 готовится новый Указ «О неотложных мерах по регулированию наличного денежного обращения», в котором предполагается установить сбор за использование наличных денег для целей, не связанных с выплатами пенсий и зарплаты. За совершение операций с наличными денежными средствами будет взиматься в доход бюджета плата в размере 3% от суммы оборота, а при обмене валюты — 1% от суммы.
Новое в налогах на 1997 г.
С 01.01.97 все отсрочки по налогам предполагается предоставлять только под процент в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В ближайшее время ожидается принятие Государственной думой Налогового кодекса, который призван разрешить многие проблемы и противоречия налогового законодательства. Однако, если он не будет принят, то с 1.01.97 должны быть внесены изменения в Закон об основах налоговой системы. Среди этих изменений хотелось бы отметить наиболее существенные. В первую очередь они коснутся процедуры принятия и введения в действие изменений в налоговом законодательстве. Так, со следующего года ожидается прекращение порочной практики введения изменений по налогам задним числом. Кроме этого, налоговые изменения будут производиться не чаще одного раза в год и вступать в действие только через месяц после опубликования в официальных органах печати. Все положения вновь принимаемых законов, связанные с налогообложением, предполагается увязывать с налоговым законодательством.
сумма сокрытой (заниженной) прибыли и штраф в размере этой же суммы, то с нового года предполагается взыскивать с предприятий только сумму сокрытого (заниженного) налога и штраф в размере сокрытого налога. Предполагается также освободить от пеней предприятия, своевременно сдавшие в банк платежные документы по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, если они не исполнены по вине банка.
По налогообложению доходов от внешнеэкономической деятельности нас ожидает новый порядок выполнения налоговых обязательств. В том случае, если договор, заключенный между Российским и иностранным юридическим лицом, выполнен (например, произведена поставка товара), но оплата зарубежной фирмой в течение 30 дней не произведена, то налоги российское предприятие должно начислить по расчетным ценам.
Ожидается снижение размера санкций по налогу на прибыль до суммы налога. Если раньше с предприятия, нарушившего налоговое законодательство, взыскивалась вся
сумма сокрытой (заниженной) прибыли и штраф в размере этой же суммы, то с нового года предполагается взыскивать с предприятий только сумму сокрытого (заниженного) налога и штраф в размере сокрытого налога. Предполагается также освободить от пеней предприятия, своевременно сдавшие в банк платежные документы по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, если они не исполнены по вине банка.
По налогообложению доходов от внешнеэкономической деятельности нас ожидает новый порядок выполнения налоговых обязательств. В том случае, если договор, заключенный между Российским и иностранным юридическим лицом, выполнен (например, произведена поставка товара), но оплата зарубежной фирмой в течение 30 дней не произведена, то налоги российское предприятие должно начислить по расчетным ценам.