Подписаться
Курс ЦБ на 16.04
93,58
99,79

О, немота! Как ты красноречива!

География фестиваля неслучайна. Именно Россия и Германия оказались в центре событий первой трети ХХ века, именно народам этих стран суждено было наиболее сильно испытать на себе исторические

27-29 февраля в кинотеатре "Октябрь" пройдет фестиваль "Немое кино — живая музыка". Это уникальный симбиоз классических немых фильмов ведущих европейских киношкол первой четверти века (немецкой и советской) и музыкальных коллективов самых разных направлений (симфоническая и новая импровизационная музыка, ансамбль народных инструментов, фри-джаз).

География фестиваля неслучайна. Именно Россия и Германия оказались в центре событий первой трети ХХ века, именно народам этих стран суждено было наиболее сильно испытать на себе исторические катаклизмы и идеологические «перегибы» той непростой эпохи. Кино именно этих стран наиболее ярко отражает эпоху и диктуемые ею типы национальных менталитетов и настроений.

Среди российских фильмов фестиваля две картины Сергея Эйзенштейна. Созданные в первые годы советской власти, они со всей полнотой передают искреннюю безграничную веру в свои идеалы людей, взявшихся перестроить мир. Крупные мазки, монументальные образы, резкие характеристики, повышенная эмоциональность, пафос борьбы — все эти средства российского авангарда 20-х в руках мастера превращаются в настоящее средство «кодирования» аудитории. Содержанием фильма, по мнению Эйзенштейна, должна быть направленная на образование «классово полезных рефлексов» «сводка подлежащих сцеплению потрясений». Именно поэтому эпизод с «одесской лестницей» из «Потемкина» обладает мощной воздействующей силой, которая никого не оставляет равнодушным.

По-другому тема «революционного обновления» представлена в картине А.Роома по сценарию Виктора Шкловского «Третья мещанская» («Любовь втроем»). В фильме, посвященном борьбе за «новый быт», в ироническом ключе показаны «обывательские обычаи» и «бытовые предрассудки», мешающие «новым» людям строить «новую» жизнь. Думаю, у современного зрителя есть свое мнение относительно того, что же действительно, стало помехой в реализации грандиозных прожектов по строительству новой жизни...

Иными идеями пропитан немецкий кинематограф того времени. Теоретик господствовавшего в немецком кино экспрессионизма Герман Бар писал: «Никогда еще не было эпохи, столь изобилующей кошмарами и смертельным ужасом. Никогда еще мир так не напоминал безмолвную могилу. И никогда человек не был так ничтожен». Художники, признавая ценность человека, отрицали всякую возможность гармоничных отношений с обществом и миром в целом. Вольная экранизация знаменитого «Дракулы» Брэма Стокера — фильм немецкого режиссера Мурнау «Носферату — симфония ужаса» — яркий пример ухода от реальности в мир мистики.

Рассказанная сумасшедшим история об одержимом идеей собственного могущества человеке, кодирующем своего «верного» медиума на серию жестоких убийств, лежит в основе сюжета другого немецкого фильма «Кабинет доктора Кампари». Все это происходит на фоне декораций, которые создают странный мир смещенных линий, непропорциональных конструкций и, в духе картин немецких художников-экспрессионистов, свето-теневых контрастов, угловатых поз и нервных лиц. Все это похоже на восприятие мира безумцем, но, по замыслу художников, в ирреальности декораций и коллизий фильма действительность получает свое точное воплощение.

Фильм «Берлин — симфония большого города» — картина совсем другого плана. Зрительная симфония, составленная из впечатлений от берлинской жизни на протяжении суток, характеризуется отстраненно-нейтральным отношением к окружающей действительности. Внимание оператора Фрейнда, в числе первых вырвавшегося из тесного павильона с надоевшими декорациями на «свежий воздух», привлекает буквально каждая деталь «живой» жизни: и такая незначительная, как тень мужчины на асфальте, и такая драматическая, как женщина, бросающаяся с моста.

Смогут ли эти фильмы, семь десятилетий назад совершившие триумфальное шествие по экранам мира, вызвать интерес современного зрителя? Или они будут восприниматься лишь как антиквариат? Давайте надеяться на лучшее, потому что одна из главных задач организаторов фестиваля — восстановление атмосферы тех далеких киносеансов.

В этой связи не случаен выбор места проведения фестиваля. Им станет кинотеатр «Октябрь» — здание, первым приютившее Великого Немого в нашем городе. Пока Великий Немой еще не заговорил, демонстрации фильмов почти всегда сопровождались игрой «живых» музыкантов: либо оркестра, либо импровизатора-тапера, находившегося за перегородкой у экрана. Сколько их было, незаслуженно забытых тружеников, энтузиастов этой неблагодарной профессии, заставлявших немые фильмы быть красноречивыми!

И вот в нашем городе спустя 65 лет вновь — немое кино в сопровождении «живой» музыки. Более полную экскурсию в «дозвуковую эру» трудно даже представить. Екатеринбуржцы смогут познакомиться с тремя основными типами музыкального сопровождения немого фильма, для чего приглашены блестящие музыканты. Так, квартет «Урал» в «звуковой дорожке» к фильму «Третья мещанская» представит компилятивный тип. Его суть — сопровождение происходящего на экране наиболее подходящими по настроению отрывками из музыкальной классики (в данном случае из классики, написанной для народных инструментов).

Фильм «Броненосец «Потемкин» будет «озвучен» оригинальной музыкой, написанной немецким композитором Эдмундом Майзелем для берлинской премьеры фильма в 1926 году. Она будет исполнена камерным симфоническим оркестром.

Сразу четыре коллектива познакомят гостей фестиваля с третим типом сопровождения — импровизационным. Трио Марка Дрессера из США, квартет Хайнца-Эриха Гедеке из Германии, шведское трио «Lokomotiv Konkret» и квинтет под управлением Сергея Проня представляют область музыкального авангарда. Суть их выступлений — моментальный музыкальный отклик на визуальные образы, возникающие на экране.

Что теперь, спустя много лет, привлекает современных музыкантов в немом кино? Что нас, людей новой эпохи и другого мироощущения, заставляет бросать пристальный взгляд в прошлое? Думаю, после фестиваля можно будет ответить на эти вопросы. А пока остается только ждать его открытия.

Один вечер: два фильма + два музыкальных коллектива.

Цена билета на один вечер — 30 тыс. руб

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.