Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

О гербе Екатеринбурга

Свершилось! Почти одномоментно на стол вашего покорного слуги легло сразу две! публикации местной печати, касающиеся до геральдики, а точнее до проекта «нового» екатеринбургского городского гер

Надругательство над гербом города преследуется в установленном законом порядке» Положение о гербе города Екатеринбурга. ст.2,4

Свершилось! Почти одномоментно на стол вашего покорного слуги легло сразу две! публикации местной печати, касающиеся до геральдики, а точнее до проекта «нового» екатеринбургского городского герба, — и в наших палестинах случился пароксизм герботворчества. Тут бы автору, возрадовавшись, немедля откупорить бутылочку шампанского, но тот по скудоумию и недомыслию сначала вчитался... затем оторопел... затем захохотал... впрочем, герб Байконура еще смешнее.

Автору захотелось дискуссий. Но дискуссия предполагает, что все участники имеют хотя бы смутное представление о предмете спора помимо догадок, фантазий и амбиций. Поэтому наш погрустневший автор может лишь сотрясать воздух горестными стонами и риторическими вопросами к тем (люди они все больше хорошие и задушевные), кто изваял чудо этой великой любви.

Перед тем, как начать задаваться вопросами, хотелось бы оговорить следующее:

1. Автору неизвестны никакие другие резоны принятия в герб тех или иных его элементов, кроме признаваемых правилами геральдики и обусловленных историей армигера (претендента на герб).

2. Автор не считает себя вправе судить о чем-либо, выходящем за рамки теоретической (формальной) геральдики.

3. Никакая из публикуемых фраз и сентенций не имеет своей целью оскорбление кого бы то ни было из создателей герба. Тем более что полное незнание правил геральдики не порок и не показатель ущербности, а отличительная черта советского человека. Итак.

Публикация первая: «Будет у города новый герб» («Вечерний Екатеринбург», 25 декабря 1995 г.)

Краткое введение надолго озадачивает: оказывается, что год «знаменателен для горожан и тем, что они еще раз крепко задумались о том, каким же будет выглядеть герб города!» Ау, горожане, вы и вправду об этом задумались?.. Если да — насколько крепко? Затем мы узнаем интереснейшую вещь, что «перворожденный, под сенью Перми, — не соответствует». А чему, простите, не соответствует? Впе-чателение такое, что или у читателя делириозный бред, или перевод сделан с очень нерусского языка очень нерусским переводчиком. Поэтому введение лучше вовсе не читать (ну порезвился кто-то задней левой, бог с ним!). А перейдем сразу к описанию. Только чур, на картинку не глядеть — по нормам геральдики одно описание уже должно давать исчерпывающее представление о принципиальных параметрах гербового изображения.

Описание проекта оставляет гораздо более отрадное впечатление, нежели введение: понятно, что описывается именно герб. Непонятно другое — почему это делается в порядке диком даже для папуаса... Но мы закроем на это глаза и проанализируем гербовые элементы в последовательности, естественной для геральдики.

Щит при формальном описании вовсе не упоминается, если только не имеет особого значения для истолкования символики герба в целом. То, что в рассматриваемом описании передается предложением из 12 слов, в России именуют либо щитом «французской» формы, либо русским городовым щитом (затрачивая на это в обоих случаях по три слова). А непонятно, в центре чего расположенное «остроконечное завершение», при разжевывании азов геральдики называют шипиком.

Серебряное колесо в красном поле заставляет нас задуматься. Дело в том, что геральдика знает семь разновидностей субординарной фигуры «колесо».

1. Колесо тележное. Имеет число спиц, кратное шести, и втулку с круглым отверстием, при описании именуется без дополнительных определений, как например, в гербе города Эрфурт: «в червленом поле серебряное колесо».

2. Колесо механическое. Имеет число поперечин, кратное четырем, квадратное отверстие во втулке и часто зубья той или иной формы по ободу, что описывается особо. Если число зубьев кратно шести, то такое механическое колесо именуется шестерней и может в некоторых случаях иметь иное число поперечин (так в шестерне Итальянского герба их пять), что также особо оговаривается.

3. Часовое колесо. В отличие от механического обязательно имеет число зубьев, равное шести или двенадцати, и квадратное отверстие в ступице. При этом поперечин или три, или шесть, отверстие в ступице квадратное.

4. Колесо мельничное или водометное. Иногда бывает аналогично изображению механического и отличается только описанием. Намного чаще эта разновидность имеет изображение расположенных по ободу водометных лопаток той или иной формы.

5. Колесо пыточное. Может быть изображено аналогично механическому или тележному колесу, но отличается от них обязательно имеющимися на ободе остроконечными загнутыми по часовой стрелке зубь-ями.

6. Колесо дхармы. Пришло в геральдику вместе с государственной символикой стран Юго-Восточной Азии (где господствует символика буддизма) и представляет из себя колесо с восемью выпуклыми (кег-леобразными) балясинами, круглым отверстием во втулке и часто бывает украшено 12 жемчужинами, сгруппированными по три.

7. Колесо фортуны. Изображается как расположенное в три четверти (ряже — прямо) тележное колесо с шестью спицами и крыльями, отходящими от втулки.

Описание и изображение, приведенное в статье, более всего подходит к определению колеса тележного с нестандартным числом спиц. Но как только мы заглядываем в раздел символики герба... он нас несказанно удивляет. Во-первых, если мы говорим, что колесо — "символ движения из прошлого через настоящее в будущее", то мы практически полностью передаем символику колеса дхармы в ее светской интерпретации или символику колеса фортуны, часто соотносимой в символике таро с девизом: «Я буду царствовать. Я царствую. Я отцарствовал.» Ни в одной геральдической системе традиционное колесо ничего подобного не символизирует.

Во-вторых, не вполне понятно, каким образом к данному колесу имеет отношение св. Екатерина. В классической геральдике патроном города или покровителем лица, в честь которого назван город, мо-жет считаться лишь тот святой или святая, в честь которого в данном городе освящен храм, имеющий статус кафедрального. (Все мы по большей части атеисты, но геральдика — дама крещеная). Из таких святых для нынешнего Екатеринбурга подходит только святой Иоанн. Если же имелась в виду императрица Екатерина I, то ее атрибутом является никак не пыточное колесо, а вензелевое имя «Е-1» под короной. Возможен другой вариант — что данная фигура введена в герб как гласная (указывающая на имя города). Но скажите на милость, что это за гласная эмблема, о смысле и содержании которой 99% граждан узнают из описания герба. Кроме того, данная разновидность колеса вовсе не есть «непременный атрибут» святой Екатерины: из имеющихся в распоряжении автора репродукций 40 алтарных композиций, включающих в себя священномученницу Екатерину, лишь в 5-ти присутствует данный атрибут. При этом в четырех из них — как элемент пейзажа. Обязательным данный элемент является в храмовой скульптуре (католической) и геральдике..., где изображается непременно с фигурой самой святой. Видимо, этот атрибут не настолько специфичен, чтобы правоверный католик узнал его без подсказки. Изображение колеса, жестко соотносимое со Св.Екатериной, имеется только в составе комбинированной из костыльного креста и пыточного колеса фигуры «крест святой Екатерины» (Katharinenkreuz). Что касается православной иконографии, то там сами изображения святой можно пересчитать по пальцам одной руки. А с колесом она не изображается вовсе.

Тезис же о том, что на заводском клейме, «разработанном В. Татищевым», изображено именно колесо св.Екатерины, представляется спорным, хотя и вероятным. Дело в том, что (по крайней мере, автору) не известно ни одного описания данного клейма или печати, где бы оно так определялось. Но есть некоторое количество печатей других уральских заводов и частных лиц, работающих на заводах, где имеется аналогичные или очень похожие изображения колеса, представляющие из себя колесо водометное- сердце любого заводского производства того времени. Это совершенно естественно вытекает из практики помещать в заводских печатях (не в малой мере не являющимися ни гербами, ни их непременными источниками) элементы технологического цикла и буквенные сокращения.

Изображение только что разобранного нами колеса, по определению авторов данного описания, вписано в золотой контур крепости. Что по меньшей мере странно с двух точек зрения. Во-первых, любая фигура, изображенная вокруг другой фигуры, определяется в геральдике как окружающая ее. Причем периферическая фигура окружает центральную, а не наоборот. Во-вторых, внимательно посмотрев на изображение, мы можем заметить, что фигуры, не имеющие точек соприкосновения, не могут быть ни вписаны, ни описаны относительно друг друга, даже с геометрической точки зрения.

Но подойдем поближе к крепости. Мы имеем ее контурное изображение, в геральдике достаточно редкое и специфичное. При описании такого рода изображения крепости всегда следует описывать ее фор-му, указывать число и форму угловых и малых бастионов. Поводы помещения данной фигуры в герб следующие:

1. В качестве гербовой марки, указывающей на подчиненный характер города относительно старшей его территории, с гербом которого совпадает герб города. Она практически аналогична по своей форме и значению внутренней кайме и описывается чаще всего как эта кайма.

2. В качестве эмблемы, указывающей на основание данного города как крепости.

3. В гербах городов, подчиненных военному ведомству (но это не в России).

4. В гербах городов, особо отличившихся упорной обороной.

5. В гербах городов и местечек, где какое-либо крепостное сооружение — главная или единственная достопримечательность.

6. В городах, имеющих «знатную тюрьму».

Теперь посмотрим на рисунок, поскольку описание герба о форме крепости не говорит нам ничего. Мы видим, что она, ко всему прочему, еще и разомнута по верхнему и нижнему периметру. Что для изображения крепости недопустимо, а редкие изображения, подобные данному, определяются как земляные укрепления или редуты.

Что касается резонов помещения данной фигуры в герб, то...

Ближайший город, с гербом которого совпадает предложенный проект, — Эрфурт. В общем-то недалеко, не Рио-де-Жанейро, но все-таки ему мы не подчиняемся.

Крепостью Екатеринбург не был никогда! Наш милый город возведился как завод (а крепостные укрепления имели все заводские строения того времени без получения при этом статуса крепости). Более того, такого феномена, как город-крепость, в России не существовало, и впервые таковым был объявлен Сталинград.

Последнюю отличную оборону нашего города не смог припомнить ни я, ни один из моих престарелых друзей.

Звезду в небе мы имеем, но Кремля под ней не наблюдается, как и любого другого укрепления, за исключением, пожалуй, снежного городка, Белого дома или квартиры какого-либо коммерсанта. Что касается до тюрьмы, — не был, не знаю, но, говорят, есть.

В заключении рассмотрения собственно герба немного остановимся на символике цвета. «Красный цвет — «символ храбрости и мужества» — абсолютно верно... если речь идет об окраске гербовой фигуры. В том же случае, если красным является поле щита, то в любой геральдической системе оно символизирует кровь, пролитую за веру, идеалы, сюзерена

(подтверждение тому — гербы Англии, Австрии, Ара-гона и иже с ними). Единственное исключение — красный цвет в исламской символике как цвет династии Омейядов.

Теперь слегка коснемся внешних роскошных украшений.

По своему начертанию данное изображение чрезвычайно напоминает гербовые шаблоны, зафиксированные как обязательные для городовых гербов в гербовом кодексе комиссии Кене. Однако Екатеринбургу как центру Горного Ведомства соответствовали не молоты, а кирки.

То, что в описании названо бердышом, не может быть включено в герб по двум причинам: к моменту возникновения геральдики в России как государственного института бердыши существовали лишь как музейный экспонат. Тем более то, что описано как бердыш, изображено как алебарда. Причем форма ее характерна для «немецкого типа» алебарды, в частности для церемониального оружия швейцарской гвардии Ватикана. К тому же, если учесть, что ратные подвиги уральцев впервые проявились лишь в первой мировой войне, то использовать для показа этой доблести столь архаичное оружие нецелесообразно и нелепо. Столь же нелепо и претенциозно введение ленты ордена Андрея Первозванного, когда данный орден не существует на территории России, он состоялся лишь как династический орден Наследников Россиийского Престола в изгнании.

К тому, чем увенчан щит, претензий быть не может, пока нет гербового кодекса России. Возможно, там и будут «пятиглавые короны» и церкви о пяти зубцах,- пока все наоборот.

На этом описание «герба» заканчивается, а полное незнание автором металлургии и юриспруденции не позволяяет ему корректно прокомментировать «статус герба города», хотя он, статус, и представляется автору крайне беспомощным, как только речь заходит о героль-дмейстерских вопросах. Показательно только, что вопросами функционирования герба и гербовых эмблем, согласно этому положению, должен заниматься кто угодно, только не герольд или герольдия, — похоже, таких слов вовсе нет в словаре наших герботворцев.

Подводя итог анализу первой публикации, можно заключить, что Герб города Екатеринбурга — это опозновательно-правовой символ городского гербового самоуправства, не соответствующий ни правилам ге-ральдики (какая такая «государственная геральдика», согласно нелепым требованиям которой составлен столь сумбурный герб, наивно и трогательно возведенный в ранг исторического?), ни здравому смыслу.

 

Публикация вторая — «Герб новый — ошибки старые» 23 января 1996 г. начинается не менее многообещающе, чем первая: г-ном Якубовским в проекте городского герба найдена домна..., помещенная в проекте областного герба, никак с критикуемым в статье не связанного,- вот уж слышал звон!...

Хотя дальше идет обычная краеведческая полемика и недовольство бароном Кене, имевшем наглость угодить императору Николаю I, а больше о нем, как, впрочем, и о реформе, автору ничего не известно. И это понятно: советская популярная литература всегда мало и поверхностно освещала вопросы истории и тем более вспомогательных исторических дисциплин. В полемику краеведов о том, кто в честь кого назван, разумнее не лезть, хотя и интересно — в честь кого назван был кафедральный собор и сама императрица, а также Санкт-Питерсбурх. Однако за барона вступлюсь. Детищем барона был не только гербовый кодекс и многократно оплеванный флаг (с ним барон, пожалуй, и вправду погорячился), но первая (!) в России геральдическая система, регулирующая терминологию, принципы и правила использования гербовых фигур. Что до угождения императору, то геральдика как искусство сугубо социальное отражает то положение вещей в обществе, какого желает Верховная Власть (равно народная или антинародная) и ни одна гербовая система ни в одной стране не избегла этой участи. Чтобы не быть голословным в своей «защите», позволю себе привести выдержку из справки, любезно представ-ленной С.И.Ворошилиным «Баpон Беpнгаpдт Кене, тайный советник, заместитель диpектоpа Импеpатоpского Эpмитажа, начальник Геpбового отделения Депаpтамента Пpавительствующего Сената, родился в 1815 году в Геpмании. После окончания Лейпцигского унивеpситета со степенью доктоpа философии и филологии в возpасте 27 лет пpиехал в Pоссию, где познаниями и эpудицией быстpо завоевал заметное место в научных кpугах Санкт-Петеpбуpга. Им было оpганизовано Импеpатоpское Pоссийское аpхеологическое общество, которое он многие годы возг-лавлял. Он стал хpанителем нумизматической секции Эpмитажа, затем заместителем диpектоpа Эpмитажа. Им были опубликованы многочисленные тpуды по нумизматике, генеалогии и геpальдике, тpуды по аpхеологии Хеpсонеса Тавpического, полностью составлены 11-я, 12-я и 13-я части Геpбовника Pоссийской импеpии. Pаботы Кене публиковались на pусском, латинском, немецком, фpанцузском, английс-ком, шведском, датском, фламандском, итальянском и испанском языках, пpичем все эти языки он знал основательно. Он был почетным членом почти всех евpопейских научных аpхеологических и геpальди-ческих обществ Евpопы. Будучи назначен начальником Геpбового отделения депаpтамента пpавительствующего Сената, Б.Кене пpедставил импеpатоpу Александpу II пpедложения о пpоведении в Pоссии геpбовой pефоpмы с целью устpанения имевшихся в гоpодских геpбах непpавильностей. В связи с этим в июне 1856 года ему было поpучено Импеpатоpом «пеpесмотpеть все губеpнские и пpочие местные геpбы и пpедставить пpоектные pисунки тем из них, кои по непpавильности их составления тpебуют испpавления или изменения». Уже к 1857 году были утвеpждены составленные Б.Кене пpавила составления и укpашения геpбов губеpний, областей, гpадоначальств, гоpодов и посадов, котоpые оставались неизмененными до 1917 года. По его пpедложению был установлен чеpно-желто-белый госудаpственный флаг Империи (соответствующий цветам геpба), были pазpаботаны окончательные ваpианты Pоссийского Государственного геpба. В 1856-1857 гг. были утвеpждены большинство губеpнских и областных геpбов. В последующие почти 30 лет, до 1883 года, были пеpесмотpены (в основном пеpеpаботаны или составлены заново) геpбы 846 гоpодов Евpопейской Pоссии, Сибиpи, Кавказа, Туpкестана и Цаpства Польского. Однако утвеpждены были из них только геpбы гоpодов Московской и некотоpых гоpодов Куpской, Тавpической и Хеpсонской губеpний. После гибели в 1881 г. импеpатоpа Александpа II и смеpти самого Кене pефоpма остановилась, и к ней веpнулись лишь в цаpствование Николая II, пpи котоpом в 1907-1914 гг. было составлено около двух десятков новых геpбов. Б.Кене скончался 5/17 февpаля 1883 г. в г.Вюpцбуpге (Баваpия) и был похоpонен в Санкт-Петеpбуpге. Панихида состоялась в полковой пpавославной цеpкви Павловского полка. После знакомства с жизнью Бернгарта Кене еще раз убеждаешься, что нет более русского, чем крещеный немец. Что до того, куда смотреть при создании гербов, то должно заметить: возрождение столь специфической отрасли коммуникативной символики, как геральдика, требует основательного изучения истории этой науки и гербовых систем, сложившихся к данному времени в мире. Это представляется нам более логичным и менее «затратным», нежели создание абсолютно новой псевдогеральдической системы территориальных эмблем. Итоги опытов такого рода в советский период уже привели к тому, что менее чем 20 фигур составляли более 70% всех созданных за этот период «гербов»; сами «гербы были обезличены и крайне редко опирались на историю данного поселения или территории. Процесс принятия гербов нынешними городами, имевшими старый герб, показывает, что примерно 45% принимают старый герб без каких-либо изменений, около 25% модифицируют их в той или иной степени (чаще всего добавляя производственные эмблемы), а около 20% принимают либо совершенно новый герб, либо принципиальным образом трансформируют старый (т.е. когда герб перестает быть узнаваемым с точки зрения геральдики) При этом те, кто имеет информацию по гербовой реформе Кене относительно их территории, предпочитают следовать ей. Следует учитывать, что и Герольдия Российской Федерации, возглавляемая проф. Г.В.Виллинбаховым, подготовила проект Указа Президента, устанавливающего правила составления городских гербов, принципиально соответствующие правилам указанной реформы.

Поскольку ничего конструктивного, над чем можно было бы поразмыслить в данной статье, более нет, то и говорить более не о чем.

Публикация третья еще только планируется, но поскольку приличия требуют сказать пару слов, дабы моим оппонентам было за что меня критиковать, то позволю себе пространную цитату из этой предполагаемой публикации для «Вечернего Екатеринбурга». Волею судеб мне довелось участвовать в работе группы по созданию проекта областного герба. Поскольку при работе над областным гербом в качестве основного источника использовались гербовые композициии, относящиеся к городу Екатеринбургу, члены рабочей группы посчитали целесообразным ознакомить возможно большее число людей с краткими итогами их работы. Поэтому позвольте информировать Вас, уважаемый читатель (если в Вас живет интерес к этой теме), о следующем ...

«21 ноября 1995г. рабочая группа при комиссии по разработке проектов герба и флага Свердловской области, созданная согласно решению конкурсной комиссии по разработке проектов герба и флага Свердловской области от 26 мая 1995г., в составе:

— КОНДЮРИНА Валентина Константиновича, председателя рабочей группы, члена конкурсной комиссии;

— ВОРОШИЛИНА Сергея Ивановича, члена конкурсной комиссии;

— ЛИСОВЦА Николая Петровича, члена конкурсной комиссии;

— РЕДИНА Дмитрия Алексеевича, преподавателя УрГУ;

— РУКОСУЕВА Евгения Юрьевича, сотрудника ИИА УрО РАН;

и при участии:

— СЛУКИНА Бориса Сергеевича, автора конкурсного проекта под девизом «Виктория»;

— ГРЕФЕНШТЕЙНА Александра Константиновича, автора конкурсного проекта под девизом «Peter Greif»,

основываясь на Положении о конкурсе по разработке герба и флага Свердловской области и Техническом задании к нему, провела работу по оценке представленных на ее рассмотрение проектов герба и выработке окончательного, с точки зрения группы, варианта герба и проекта флага области и приняла решение.

По итогам своей деятельности рабочая группа предлагает:

1. Принять в качестве герба Свердловской области изображение, представленное на рисунке 1. В качестве описания для публикации в Законе о гербе и флаге области предлагается следующая редакция описания: «На щите французской формы в зеленом (изумрудном) поле узкая оконечность, составленная черными и золотыми смещенными шлемиками как символ горного дела: золотого и рудного. На ней стоящая серебряная, мурованная черным, плавильная печь с червлеными (красными) жерлом и пламенем над ней как символ промышленности и науки. Печь сопровождается тремя золотыми восьмилучевыми звездами, из которых средняя символизирует Урал, а расположенные по сторонам — сходящиеся на территории области Европу и Азию.» Рабочая группа приняла к сведению особое мнение по поводу представленного варианта герба, высказанное автором конкурсного проекта под девизом «Виктория» СЛУКИНЫМ Борисом Сергеевичем.

2. Принять в качестве флага Свердловской области изображение, представленное на рисунке 2. В качестве описания для публикации в Законе о гербе и флаге области предлагается следующая редакция описания: «Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 3:5. Флаг поясной, составленный четырьмя полосами: белой и зеленой, имеющих каждая ширину в 2/5 ширины полотнища, желто-оранжевой и черной, имеющих каждая по 1/10 ширины флага. На белой полосе помещены три восьмилучевые желто-оранжевые звезды, вписывающиеся в круг диаметром, равным 3/5 ширины полосы». Источником для вексиллологических фигур и эмблем флага и их символического толкования служат основные цвета и фигуры герба. Кроме того, рабочая группа считает целесообразным продолжение работы над комплексом гербовых и вексиллологических элементов как принадлежащих областным структурам, так и Екатеринбургу и(или) другим городам области.

Пpедлагаемый геpб пpедставляет собой модификацию последнего геpба Екатеpинбуpга, pазpаботанного в 1862 году Геpбовым депаpтаментом Геpольдии под pуководством Б.Кене в рамках проводи мой Гербовым отделом Департамента Герольдии правительствующего Сената реформы и подготовленного для пpедставления на Высочайшее утвеpждение.

Pазpаботанный в 1862 году геpб пpедставлял собой испpавленный геpб Екатеpинбуpга 1783, в котоpом были произведены следующие изменения:

1. Было устранено деление щита, а герб пермский из первой части щита (в червленом поле серебряный медведь, отягощенный золотым евангелием и сопровождаемый во главе серебряным крестом) был помещен в вольной части, согласно разработанному в 1857г. гербовому кодексу, как герб губернии.

2. Сеpебpяная шахта, как не пpинадлежащая по мнению Герольдии, к числу геpбовых фигуp, была заменена на оконечность из чеpных и золотых шлемиков, символизирующих гоpное дело.

3. Зеленый цвет щита был заменен на сеpебpяный без какой-либо мотивировки.

4. Сеpебpяный цвет плавильной печи был заменен на чеpный.

Пpедлагаемый проект геpба отличается от описанного выше следующим:

1. Восстановлен зеленый цвет щита, как это было на геpбе 1783 года.

2. Соответственно, восстановлен сеpебpяный цвет плавильной печи.

3. Фигуpа плавильной печи сопpовождена тpемя золотыми восьмилучевыми звездами (Богородичными).

Символика проекта герба (кратко).

1. Зеленый цвет геpбового поля — стаpейший пpизнак Екатеpинбуpгского геpба, котоpый пpисутствовал как на геpбе 1783 года, так и на всех его пpедшественниках, включая пpедполагаемый геpб 1727 года, описанный А.Г.Козловым, и знаменную эмблему Екатеpинбуpгского мушкетеpского полка, pазpаботанную князем М.М.Щеpбатовым в 1777 году. Зеленый цвет имеет в геральдике соответствия: планетарное — Венера; минерал — изумруд; металл — медь (при определенных условиях); стихийное начало — жизненная (растительная) сила, Флора. Он символизиpует надежду, изобилие, pадость, здоpовье. Поле зеленого цвета эмблематически соответствует лугу или лесу. Основой выбора окраски гербового поля было: — геральдическое его соответствие наиболее ценному самоцвету, добываемому в области,- изумруду; — соотнесение его с лесом, одним из главных богатств области, являющейся крупнейшим в стране центром лесной промышленности, а также как напоминание о том, что лесное хозяйство Уpала считалось лучшим в миpе. Наиболее частую ассоциацию зеленого цвета с малахитом, на наш взгляд, нельзя считать приемлемой, поскольку: — любое терминологическое упоминание малахита негеральдично; — данная ассоциация связана с современной литературной традицией и имеет жесткую географическую привязку; — кроме того, малахит имеет символику тяжелого рока (судьбы) и вдовства.

2. Оконечность в гербах всегда соотносится с ногами и(или) опорой. Стилизованная окраска ее, имеющая наименование беличего меха, имеет разнообразную символику: защиты, древности рода или герба, благородные и полезные занятия, а эмблематически означает горное и рудное дела. Используемая окраска, не являясь стандартной, акцентирует внимание на золоте как объекте добычи. В целом же такая разновидность оконечности указывает на важность горного дела для жителей Среднего Урала и его (Урала) особую роль в создании золотодобывающей промышленности, берущей свое начало на Екатеринбургских золотых приисках.

3. Плавильная печь является стаpейшим и постоянным пpизнаком Екатеpинбуpгского геpба, котоpый был и на утвеpжденном геpбе 1783 года, и на пеpвом пpедполагаемом геpбе 1727 года. Печь в геpбе Екатеpинбуpга pассматpивалась как символ металлуpгической пpомышленности, с основания Екатеpинбуpга являвшейся основной пpомыш-ленностью области, котоpая неоднокpатно была кpупнейшим в стpане центpом металлуpгии. В геpальдике печь — фигуpа достаточно pедкая, а потому специфичная и легко узнаваемая. Печь несет в себе символику плавильного тигля, соотносимого с девизами: лат. "Adversa probant", фpанц. "La bonte s“etrouver dansl“adversite", нем. "Die Gute wird in Wiederwartigkeit versucht", англ. "Gootness is proved in adversity", которые имели употрtебимые русские соответствия: «Добpодетель испытывается в несчастье» и «Злато огнем искушается», имеющие генетическое родство с Книгой Даниила, (глава 2, где сказано: "Плавильня — для сеpебpа и гоpнило — для золота, а сеpдца испытывает Господь"). В алхимической символике печь служит знаком качественных превращений как вещества, так и существа; как изменения одного элемента, так и слияния многих. Кpоме того, изображение мурованной печи в геpальдике типологически соотносится с такими гербовыми фигурами, как башни, стены, замки и т.п., несущими в себе символику самостоятельности, неза-висимости, суверенности.

4. Звезда — pаспpостpаненный геpальдический символ, символ вечности, а с 18 века — символ высоких стpемлений и идеалов (вечных и непpеходящих). С конца 18 века употpебима как эмблема путеводности и счастья. Восьмиконечная звезда — наиболее pаспpостpаненная форма оpденских знаков. В Pоссии 18 века — это эмблема гения и благосделанности. Тpи звезды символизиpуют пpошлое, настоящее и будущее. Тpи такие золотые звезды являются, кpоме того, символом Богоpодицы, покpовительницы Pоссии, символом Благовещения. В исламе тpи звезды символизиpуют Аллаха, Мохаммеда и Коpан. Пpименительно к данному гербу центpальная звезда может pассматpиваться также как символ Уpала, а две звезды по стоpонам щита — как символ двух частей света, сходящихся на теppитоpии области.»

С уважением и по поручению рабочей группы, PETER GREIF.

И в конце этой статьи немного о конкурсах и дилентантизме. Хотя никому не приходит в голову мысль вырезать гланды у психиатра, тем не менее всякий считает, что любому дизайнеру, историку, краеведу и просто хорошему человеку ничего не стоит изваять по случаю пару-тройку гербов. На этой посылке построена практика открытых конкурсов гербов, пронесшаяся, подобно моровому поветрию, по всей Руси Великой. Что поделаешь, ничто не меняется в этой стране, где всякое государственное творчество спазматично...

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.