Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Новый год: отметить и не умереть

экспертыБорис Дьяконов исполнительный директор Банка24.руИрина Каримоваруководитель отдела маркетинга компании «Марко Поло»Николай Поповкоммерческий директор компании «Интра»Евгений Шароварин

С начала декабря к обычной деятельности компаний добавляется ажиотаж, вызванный вопросами: что подарить партнерам, как поздравить клиентов, где отметить праздник коллективом. Несколько недель до заветной ночи с 31-го на 1-е, которые в детстве сопровождались ожиданием чуда и сказки, для предпринимателей превращаются в бесконечную заботу и головную боль. «ДК» решил организовать внеочередную встречу Дискуссионного клуба, чтобы его участники смогли поделиться опытом принятия новогодних решений в условиях стресса.

эксперты
Борис Дьяконов
исполнительный директор Банка24.ру
Ирина Каримова
руководитель отдела маркетинга компании «Марко Поло»
Николай Попов
коммерческий директор компании «Интра»
Евгений Шароварин
генеральный директор
компании «АСК»

 Можно ли завоевать лояльность партнера новогодним поздравлением
 Как сделать подарок прагматичным и душевным
 Нужно ли печатать логотип на подарке
 Какой должна быть
корпоративная вечеринка

Участники Дискуссионного клуба,­ ­собравшиеся в клубе чайном, не ­выглядели особо замученными предно­­вогодними хлопотами. По общему призна­нию, сказывается многолетняя тренировка подготовки к празднику. Правда, Ирина Каримова, руководитель отдела маркетинга компании «Марко Поло», посетовала, что накануне работала до двенадцати ночи и даже хотела захватить с собой венецианскую маску, купленную для корпора­тивной вечеринки, чтобы собравшимся не было видно ее усталых глаз.
Позже стало понятно, что один из рецептов борьбы с предновогодним напряжением — заблаговременность. По словам Бориса Дьяконова, исполнительного директора Банка24.ру, его компания начала готовиться к праздникам в октябре, а сувенирную продукцию заказала еще летом. Николай Попов, коммерческий директор компании «Интра», рассказал, что, как бы заблаговременно он ни готовился к празднику, все равно в его канун случается ничем не победимый аврал: «За последние три года нам удалось лишь его отсрочить на три недели — в год по неделе, раньше он начинался где-то с 20 ноября, теперь с 5 декабря». Объем работ по большому счету невелик, неизменна нехватка времени в последние две недели перед новым годом — оно уходит на поздравление контрагентов, количество которых легко переваливает за сотню. «У нас число партнеров близко к 200, и мы не напрягаемся по этому поводу, — сказал Евгений ­Шароварин, генеральный ди­ректор ­­IT-ком­пании «АСК». — Поздравляем до середины февраля! А что?! Классик сказал, что запоминается-то последнее слово».
Лучше не поздравлять, чем делать это плохо
Участники сошлись во мнении, что Новый год — всего-навсего традиция, элемент общественного договора, как, напри­мер, семидневная неделя, просто одни могут использовать праздник себе во благо, а другие нет. Разумеется, тот круговорот подарков и поздравлений, который устраивают компании в конце декабря, нельзя назвать бескорыстным жестом в чистом виде. В этом процессе неизменно присутствует бизнес-задача — повышение лояльности партнеров и клиентов к фирме. Однако измерить рост благорасположения пока никому не удавалось. Борис Дьяконов: «Если у компании есть жесткая прагматичная задача продвигать свою торговую марку, то под Новый год ее однозначно не решить. Мы в банке четко понимаем: повышение лояльности — это программа, которая должна реализовываться круглый год. Иначе — всех казнить!» «Одними новогодними подарками лояльности точно не добьешься, — согласилась с г-ном Дьяконовым Ирина Каримова. — Но со 100% уверенностью могу сказать, что, не подарив ничего, создашь нелояльность».
Собравшиеся, посовещавшись, решили расширить список новогодних дисквалификантов, внеся туда тех, кто исповедует формальный подход к поздравлению. Худшими из них оказались люди, которые являются в офис со стандартным календариком, кладут его на стол, придавливают бутылкой шампанского, натужно желают счастья и подытоживают шоу словами «Ну, ладно, я побежал, а то кругом пробки, а мне надо еще в 10 мест успеть!» Лучше бы, право, SMS-ку послали и время не отнимали или вообще не приходили: в новогодней суете неявка была бы не так сильно заметна, как «гнилое поздравленьице».
Когда разговор зашел о классификации подарков, собравшиеся четко выделили две группы — массовые и эксклюзив. Первая — это ручки, календари, ежедневники, кружки, серийный алкоголь и конфеты. Причем к канцелярской продукции топ-менеджеры отнеслись очень даже положительно, поскольку новогодний вал таких принадлежностей снижает расходы на канцтовары в фирме. Приблизить же стандартные подарки к классу VIP может только творческий подход, что, как выяснилось, большая редкость. Борис Дьяконов говорил, что у него скапливается масса однотипных календарей, которые он зачастую отправляет «в топку». Ирина Каримова рассказала, как однажды ее шеф открыл ящик своего стола и показал кучу шариковых ручек: «Смотри, целая коллекция, и они все одинаковые, только названия фирм и телефоны разнятся, да и то многие выполнены одним шрифтом». Г-жа Каримова провозгласила, что новогодними подарками должны заниматься сотрудники фирмы, а не компании, специализирующиеся на сувенирке. Скажем, если «Марко Поло» дарит ручки, то на них написано пожелание, составленное главным бухгалтером, а в календарях использованы фотографии, сделанные кем-то из менеджеров. Ирина Каримова: «В один Новый год ко мне подошли наши продавцы с вопросом: «Что будем дарить нашим VIP-ам?» Я говорю, мол, конфеты с шампанским. И вижу, как они грустнеют на глазах. Но, говорю, вы пойдите, посмотрите, как подарок оформлен. Потом слышу восхищенное «ах!». Выглядело это так: в корзине стоит бутылка, вокруг насыпано множество конфет и орехов, на них сверху сидит снеговичок — и все это завернуто в чудную пленку. Правда, чтобы оформить 200 таких подарков, отдел маркетинга на две недели превратился практически в круглосуточный кружок «Умелые руки».
Две составляющие прагматичного подарка
Штатная должность «придумывателя подарков и поздравлений» в местных компаниях — большая редкость. В лучшем случае это человек а-ля Шурочка из «Служебного романа»: на носителя корпоративной культуры такой персонаж вряд ли тянет, поэтому и результат его предновогодней деятельности соответствующий. Евгений Шароварин посоветовал не выделять ответственных за подготовку праздника, а рассматривать процесс как бизнес-проект: «Для этих целей мы устраиваем в компании мозговые штурмы среди сотрудников. Я уверен, что подарок можно изобрести: идея не возьмется извне, она в голове, и нужно постараться извлечь ее оттуда — подойти к этому как к технологии». По мнению гендиректора АСК, в подарке важна не цена, а незатасканность. В качестве примера он привел подарок, который компания сделала своим сотрудникам: купили на Плотинке архаичные подстаканники и на каждом из них дедовским способом — бормашинкой — выгравировали дарственную надпись. После праздничного чаепития каждый мог забрать подстаканник с собой.
Борис Дьяконов согласился, что подарки должны придумывать первые лица компании, хотя бы по той причине, что дарить-то придется им самим — кто ж захочет краснеть за какой-то календарик: «В прошлом году Сергей Лапшин придумал заказать фляжки из чистого серебра с гравировкой: логотип банка и поздравительный стих — я не думаю, что кто-то захочет такую вещь выбросить. В этом году я придумал дарить пледы — сам не могу заснуть, пока во что-нибудь не закутаюсь, пусть и другие закутаются».
По словам г-на Дьяконова, прагматичный подход к созданию сувенирки «бьется на две части»: первая — зрительный контакт с логотипом способствует узнаваемости бренда, вторая — укрепление клиентских отношений, «приколачивание» партнера к бизнесу за счет скидок, особых условий и т.д. В идеале подарок должен включать и то и другое. Говоря это, исполнительный директор Банка24.ру демонстративно достал из кошелька свою кредитную карточку: «Вот, посмотрите, забавный логотипчик новогодний, и в канун праздника карта стоит дешевле». Г-н Дьяконов внезапно застыл, вытянув руку с зажатой между пальцами кредиткой, призывая фотографа «ДК» запечатлеть его в этой позе. Присутствующие понимающе засмеялись.
Николай Попов решил усилить тему второй составляющей подарка, проиллюстрировав ее на примере своей компании. «Интра» работает с крупными предприятиями, занятыми в пищевом производстве. Начальников отдела снабжения, по его признанию, не удивишь ничем, тем более не подольстишься никаким подарком — эти люди четко просчитывают экономические интересы предприятия. Поэтому г-н Попов, как правило, дарит стратегически важным партнерам — тем 20%, что делают 80% выручки компании, — бизнес-аксессуары, например дорогие ручки. Основные подарки «зашиты» в договоры, которые «Интра» должна перезаключить до 31 декабря. «На следующий год мы предлагаем поставки по цене на 5% ниже среднерыночной. Ценности подарку добавляет то, что в нашем бизнесе поставщики сырья поднимают цены в среднем три раза в год. Следовательно, покупатель в любом случае получает условия, не зависящие от изменения рыночной конъюнктуры», — пояснил Николай Попов.
«Говорящий» подарок в логотипе не нуждается
Вопрос о том, печатать ли на подарке лого дарителя, вызвал споры среди собравшихся. С одной стороны, отсутствие клейма — грубое нарушение «первой составляющей прагматизма по Дьяконову». С другой — среди VIP-ов считается зазорным пользоваться вещами с чужой символикой, поэтому пусть дорогие, но «помеченные» ручки, кружки, ежедневники с легкостью могут отправиться в шкаф — и зрительного контакта не будет вообще. А вот компания, подарившая сувенир, может сохраниться в памяти, даже если на подарке ничего не будет написано. Вполне удачный пример решения проблемы предложил Евгений Шароварин. АСК завела традицию дарить партнерам вещи, которые можно коллекционировать: «Несколько лет мы дарим фигурки животных, символизирующие наступающий год. Веселые такие змеи, обезьяны, лошади, собаки… Выполнены из шамота в единичном экземпляре хорошим авторским коллективом. Вначале хотели привязывать какие-то ленточки с логотипом «АСК», но потом подумали: зачем? Человек и так запомнит. Ну и если он знает, что ты придешь в следующий год пополнить его коллекцию, то вряд ли выбросит предыдущую фигурку».
Поскольку никто не отрицал, что каждой компании присущ некий характер, участники решили, что лого не обязательно, если подарок вызывает ассоциации с историей или особенностями фирмы. Ирина Каримова рассказала, что в «Марко Поло» традиционно нет проблем с подарками для мужчин — пивной набор порадует любого. А вот с женщинами — проблема. В этом году решили подарить дамам итальянские шарфы и платки без нанесенного логотипа, рассчитывая, что те поймут связь со страной происхождения путешественника, чье имя заложено в названии фирмы — поставщика пивобез­алкогольной продукции. Г-жа Каримова вспомнила, как на одной из конференций алкогольщиков водочная компания «Зеленая Марка», активно эксплуатирующая в дизайне своих продуктов ностальгию по советской буфетной культуре, подарила валенки. «А мы тоже дарили валенки, — нашелся Евгений Шароварин. — Только мы их доверху забивали конфетами — это была такая упаковка, которую можно потом использовать в жизни. У меня, например, зимой они всегда в багажнике лежат». Никто из собравшихся не стал спорить с тем, что валенки — трогательная по настроению и полезная в быту вещь. Да и сейчас такие «домашние» подарки — варежки, фартуки, теплые носки — как раз входят в моду. Покупаешь носки на несколько размеров больше — и никаких проблем с подарком. За такими рассуждениями собравшиеся плавно перешли к проблеме организации корпоративных торжеств под Новый год.
В корпоративном празднике бюджет не главное
Эксперты сошлись во мнении, что подарки нужно дарить всем сотрудникам одинаковые, невзирая на должности: премии могут быть разными, а презенты нет. Из обсуждения даты проведения корпоративной вечеринки стало ясно, что в некоторых компаниях назначить ее произвольно не получится. Борис Дьяконов: «Главные бухгалтеры подсчитали: после праздника, устроенного посредине недели, число исправительных проводок в два раза превышает норму, бывало даже балансы съезжали. Поэтому, по настоянию контролирующих органов, все корпоративные вечеринки — строго в пятницу!»
Бухгалтерская тема спровоцировала участников Дискуссионного клуба обсудить, как должен формироваться бюджет торжества. Они попытались формализовать процедуру принятия решения — почему нужно потратить «вот столько», а не меньше, но быстро сдались. Разработка праздничного бюджета, по словам г-на Шароварина, попадает в разряд математических задач, не имеющих однозначного решения. Прежде всего потому, что нет четких критериев хорошего праздника, а без этого не проходит никакая оптимизация. Всех спас Николай Попов, рассказав, как он принимал праздничную смету в своей компании: «Ко мне пришли сотрудники со словами: средний чек на человека 1,5 тыс. руб., умножаем на 48 сотрудников — вот такой бюджет. Мне эта цифра не понравилась, я урезал ее вдвое, заявив: «Город большой, ищите что-нибудь за эти деньги. Не найдете, скинетесь и покроете разницу». И ведь нашли и даже лучше!»
К слову, г-н Попов завел у себя в компании правило: деньги, сэкономленные коллективом по статье «Прочие затраты» (канцтовары, бумага, рабочие рукавицы и т.д.), формируют дополнительный фонд для новогодней вечеринки.
То, что к «корпоративке» нужно подходить как к бизнес-проекту, ни у кого не вызвало сомнений. Не вписываешься в бюджет — придумывай новую идею, не получается — требуй скидки от поставщиков продуктов и фирм, отвечающих за культмассовые развлечения. Борис Дьяконов: «Тут ничего постыдного нет — клиенты всем руки выкручивают. Сделаете хорошо — закажем у вас еще, нет — разместим на сайте информацию, что вы нам праздник испортили. А что? Эффективный менеджмент качества подразумевает постпродажную оценку. Если кто-то облажался, будь он хоть «Майкрософтом», об этом будет написано».
Собравшиеся довольно низко оценили креативность большинства фирм — устроителей праздников и заключили, что к ним стоит обращаться лишь как к исполнителям задумки, рожденной в компании. Но даже самая замечательная идея по вполне объективным причинам может наткнуться на препоны. Пожалуй, главная трудность — хорошее место для проведения вечеринки. Одни площадки расписаны чуть ли не с прошлого года, другие не вмещают необходимое количество гостей. «Мы эту проблему решаем довольно просто — вывозим партнеров и сотрудников за город», — поделился Евгений Шароварин.
— Что, 200 человек на природу?! — ­изумился г-н Дьяконов.
— А что, в прошлом году, например, че­тыре автобуса, 200 человек, — гордо парировал гендиректор АСК.
— Зачет!!! — восхищенно воскликнул банкир.
— Да, автобусы стояли под парами, чтобы замерзшие могли погреться. Пригласили узбека с огромным казаном — шашлык как-то избито, а вот плов, да на морозце…
Г-н Шароварин не успел закончить фразу, как мужская часть аудитории мечтательно выдохнула: «Да под во-о-одочку!»
Эта фраза вызвала активное обсуждение ситуации в офисах в последние недели декабря — когда на рабочих местах скап­ливается много алкогольных напитков. Сотрудники под предлогом укрепления здоровья регулярно «добавляют в кофе» то коньяк, то бальзам, стихийно возникают междусобойчики с шампанским. Подобная практика и рабочий процесс несов­местимы: если сотрудники испытывают тягу поднять градус настроения, то пусть это делают после шести — единодушно решили эксперты.
Евгений Шароварин вернул участников Дискуссионного клуба к теме поиска помещения для корпоративного праздника, рассказав, как в АСК решили проблему в этом году: «Мы арендовали сельский Дом культуры — их в области много, стоят они недорого и народу вмещают достаточно — там же собрания колхоза устраивали. Ну и сценарий праздника написали соответствующий атмосфере — там есть потрепанное знамя, Ленин, Доска почета… Идея наша, а всю техническую часть поручили фирме, с которой не один год сотрудничаем».
Как только были озвучены новогодние планы АСК, собравшиеся предположили, что в следующем году все сельские клубы области будут на корню скуплены в мае. Впрочем, тот факт, что идеи, в том числе и праздничные, довольно часто воруют, никого не смущал. Мол, пусть заимствуют, мы новые придумаем. Хоть оптимизм и был искренним, но некоторые признались, что это вынужденная позиция. Сов­ременный бизнес все больше зависит от того, насколько компания быстро двигается — этакий аналог «забега хомячков».
Никто не сомневался в том, что варианты развлечений на новогодних «корпоративках» далеко не исчерпаны. Однозначно были отвергнуты тосты в духе отчетно-выборных собраний и застольная ограниченность. Расходы на стандартных массовиков-затейников и заезжих звезд также показались сомнительными. Евгений Шароварин убедил всех, что даже праздничному фейерверку может быть найдена достойная альтернатива: «В Таиланде есть традиция — на Новый год запускать легкие бумажные фонарики. Сырье для их производства найти несложно, изготовить тоже — все это очень недорого. И мы такую штуку устроили! Выехали на «Европу-Азию», сотрудники, разбившись по трое, одновременно запустили это чудо в небо: там снизу зажигается огонь и фонарик, наполненный горячим воздухом, взлетает — красота неописуемая».
После такой зарисовки участники Дискуссионного клуба окончательно утвердились в мысли, что настоящий праздник не измеряется ни деньгами, ни потраченными усилиями — его можно оценить только минутами счастья, которое испытывают те люди, для кого праздник и был организован. Так что стандартное пожелание «С Новым годом, с новым счастьем» обретает законную глубину, что и требовалось доказать.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.