Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Новый банк лучше старых двух

об объе-  динении заявили одни из крупнейших банков об-  ласти. А предполагаемый «плод этого союза» должен стать вообще самым крупным местным банком. Вообще, банки страны можно разбить на

В образцово-показательной капиталистической Америке крупные компании не только объединяются (Mercedes и Chrysler, например), но и делятся и дробятся. Первое они делают сами, второе — по настоянию властей. Сейчас эта угроза нависла даже над такими неприступными бастионами, как Microsoft и Intel. «Что ж, требования времени» — разводят руками по этому поводу американские чиновники. В России, имеющей, как известно, свой уникальный путь исторического развития (и заключающийся, похоже, в последовательном наступании на все без исключения грабли, по которым прогулялись другие страны), требования времени диаметрально противоположны. О необходимости «укрупняться» коммерческим структурам давным-давно наперебой твердят все руководящие организации. ФКЦБ требует этого от профессиональных участников рынка ценных бумаг, Центробанк — от банков, Росстрахнадзор — от страховых компаний, в общем, каждый — в меру своей компетенции. Коммерческие структуры скрипят, вяло отбрыкиваются, но от вышеупомянутых ведомств так просто не отвяжешься. Все законы и подзаконные акты не оставляют страховщикам, банкирам и брокерам выбора. Или ты прибавляешь в весе (за счет поглощений, слияний, собственных сил) — или остаешься за бортом. Волна слияний, взявшая начало, естественно, в Москве, накрыла и Екатеринбург. Начали Северная казна с Гранкомбанком и Инкор-банк с УралКИБом. А 29 мая 1998 года о предстоящем объединении заявили два банковских патриарха — Уралтрансбанк и Свердлсоцбанк.

об объе-
 динении заявили одни из крупнейших банков об-
 ласти. А предполагаемый «плод этого союза» должен стать вообще самым крупным местным банком.
Вообще, банки страны можно разбить на несколько основных групп. Первая — крупнейшие московские банки. Это мощные и, как правило, хорошо организованные финансовые структуры, имеющие интересы практически в каждом уголке России. Постепенно они выходят и на рынок Екатеринбурга. Здесь сегодня работают филиалы или дочерние банки СБС-АГРО, “Инкомбанка”, ОНЭКСИМа, “Российского кредита” и некоторых других. Но они обеспечивают себе только часть банковского бизнеса. Тон по-прежнему задают местные банки. Следующий уровень отечественной банковской системы — крупные региональные банки. Как правило, такие банки возникли на базе областных контор Промстройбанка или Жилсоцбанка. В большинстве регионов судьба этих банков оказалась незавидной. Екатеринбург относится к тем редким исключениям, где региональные банки удерживают значительную часть клиентов. Далее следуют мелкие региональные банки, которые из деликатности принято называть средними, но они уже не определяют состояние банковской системы, как это было пять-семь лет назад, и скорее всего век их недолог.
Уралтрансбанк и Свердлсоцбанк относятся ко второй категории. Прародителем Уралтрансбанка был Промстройбанк, а Свердлсоцбанка — Жилсоцбанк. Так что начинали банки не с нуля, поэтому без особых проблем вышли на первые роли в области и позиций по сей день не сдали.
Дата объявления об объединении банков — 29 мая — сразу же наводит на мысль, что к столь серьезному решению банки подтолкнул обострившийся незадолго до того российский финансовый кризис. Однако решения такого масштаба не принимаются за одну неделю. Скорее всего, кризис сыграл свою роль только в решении пораньше объявить о предстоящем объединении. А что касается непосредственных причин, то их несколько. Слово председателю правления Свердлсоцбанка Анатолию Анисину:

— Укрупнение банков – необходимость сегодняшнего дня. Повышение роли государства в экономике, выход на рынок России и Урала зарубежных инвестиционных институтов, финансовые потребности крупных промышленных предприятий объективно требуют укрупнения банков. Центральный банк РФ обязывает российские банки, для сохранения лицензии, привести к 01.01.99 г. уровень собственного капитала к 5 млн экю. Это повысит их устойчивость в условиях снижения доходности при сохранении высокого уровня рисков по кредитам и финансовым операциям. Кстати, процесс концентрации банковского капитала в России идет довольно бурными темпами.
Если два-три года назад в стране было около 2,5 тысяч банков, то сегодня около 1 700, причем более 90% активов сосредоточено в 200 наиболее крупных банках. На ваших глазах происходят агрессивные поглощения и скупка уральских банков крупнейшими московскими финансовыми институтами. Да и собственный экономический анализ показывает, что банки с объемом работающих активов менее $100-150 млн в скором будущем не смогут существовать как универсальные и обеспечивать своим клиентам широкий круг банковских услуг. Все это обязывает нас заблаговременно готовить финансовые технологии и новые организационные формы для успешной работы в новых финансовых условиях.
Наиболее перспективным партнером “Свердлсоцбанка” для объединения капиталов и технологий мы считаем “Уралтрансбанк”.

Уралтрансбанк отвечает взаимностью. Точнее, даже наоборот, Свердлсоцбанк отвечает взаимностью Уралтрансбанку — насколько известно «ДК», первоначальное предложение руки и сердца (или следует сказать — активов и пассивов?) исходило от Уралтрансбанка. Как утверждают и в том и в другом банке, происходящее ни в коей мере не следует рассматривать как «враждебное поглощение». Это утверждение могло бы остаться голословным, если бы не тот факт, что банки объявили о предстоящем объединении еще на стадии переговоров. При враждебном поглощении такие вещи обычно скрываются, насколько возможно. Впрочем, отрицать, что в новорожденном альянсе имеются «старший» и «младший» компаньоны, было бы по меньшей мере наивно. Все-таки весовые категории разные.

ЧТО ЭТО БУДЕТ
В двух словах — это будет крупнейший банк области, далеко обогнавший ближайших конкурентов, и один из 50 крупнейших банков России (45 из которых, естественно, московские).
Но дело не только и даже не столько в размере. Современный клиент не «купится» на одни только рейтинговые показатели — в конце концов, как гласит народная поговорка: «чем больше шкаф, тем громче падает». Главное — это спектр и качество предоставляемых банком услуг. И здесь объединенный банк выигрывает очень много.
Дело в том, что “Свердлсоцбанк” и “Уралтрансбанк” при сходной стратегии развития удачно дополняют друг друга по отдельным финансовым технологиям, сферам работы на финансовом рынке и месторасположению филиалов. Оба банка в качестве основного направления деятельности рассматривают не спекулятивные операции, а расчетно-кассовое и кредитное обслуживание клиентов. Оба банка — уполномоченные банки Правительства Свердловской области.
Объединение филиальных сетей тоже окажется огромным плюсом. Уралтрансбанк силен в области, Свердлсоцбанк — в городе. А сильный филиал — это не просто определенным образом скомпонованные здания, мебель и оборудование. Сильный филиал — это доверие клиентов, это сложившийся коллектив, это отлаженная технология. Сегодня создать филиал с нуля влетает в копеечку, получить хороший филиал — просто удача. Общая сеть из 22-х филиалов даст банку мощные позиции на любой территории.
Другой пример — клиентская база. У Уралтрансбанка и Свердлсоцбанка она просто не пересекается. Крупная клиентура, системообразующие предприятия области — гордость Уралтрансбанка. Свердлсоцбанк имеет огромный опыт в работе с предприятиями торговли и местной промышленностью.
Впрочем, объединение — не сплошные цветочки. Проблем оно порождает предостаточно. Первая проблема — интеграция организационных структур. Модели управления “Уралтрансбанка” и “Свердлсоцбанка” непохожи. Возможно, будет создана совершенно новая конструкция. Потребуется новая функциональная и территориальная организационная структура, позволяющая наиболее полно использовать таланты и квалификацию специалистов обоих банков и предоставляющая своим сотрудникам наилучшие условия для скорейшей адаптации. Справедливое отношение к людям во время реорганизации — это не дань абстрактному гуманизму, это необходимое для успеха всего дела условие. В обоих банках прекрасно понимают, что люди, составляющие эти банки, — это и есть “Уралтрансбанк” и “Свердлсоцбанк”.
Другая проблема — интеграция банковских процессов и автоматизированной системы. Мировая практика показывает, что есть соблазн оставить все, как было. В краткосрочном плане такое решение представляется наименее трудоемким, но в долгосрочной перспективе означает необходимость содержать параллельные структуры и технологии. К счастью, в нашем случае просматривается изящный выход. Во-первых, интеграция банковских процессов возможна на новой программно-аппаратной основе — и “Уралтрансбанк” и “Свердлсоцбанк” получают возможность обновить свои автоматизированные банковские системы. Вместе это делать проще. С этой точки зрения объединение даст прямой экономический эффект уже очень скоро. Во-вторых, нет ничего лучше для реального объединения банков, чем совместная деятельность специалистов обоих банков над унификацией и выработкой новых банковских технологий.
Подчеркнем еще раз, объединение банков — это в первую очередь сложнейшая административная задача, требующая мобилизации всех управленческих резервов двух банков.

КАК ЭТО БУДЕТ
Начнем с того, что употреблять термин «слияние», говоря о предстоящих событиях, будет не совсем точно. Слияние как таковое подразумевает ликвидацию двух юридических лиц, Свердлсоцбанка и Уралтрансбанка, и создание на их базе совершенно нового юридического лица. И этому новому лицу предстоит пройти все круги бюрократического ада для получения всех необходимых лицензий, разрешений и всех прочих бумажек. Очень долгий, очень дорогой и по большому счету не очень нужный (по крайней мере на сегодняшний день) процесс. Надо при этом учесть и то, что на время получения всех этих лицензий деятельность банков пришлось бы полностью приостановить, что просто недопустимо и обернется бессмысленными убытками. Такой вариант, конечно, в принципе возможен, но крайне маловероятен.
Следующий возможный вариант — присоединение. Процедура тоже не очень простая, но влекущая за собой гораздо меньше головной боли, чем слияние. При этом ликвидируется только одно юридическое лицо, которое становится еще одним филиалом объединенного банка, равно как и филиалы ликвидируемого. Этот вариант позволяет сохранить лицензию и не прекращать операции. Естественно, в качестве банка, оставляемого в качестве головного, выступит Уралтрансбанк: его генеральная валютная и «золотая» лицензии — не те бумажки, которыми можно бросаться просто так. Этот вариант хорош еще и тем, что для предполагаемых западных инвесторов (в конце концов, появятся же на земле уральской когда-нибудь наконец эти мифические западные инвесторы!) такой банк будет выглядеть намного привлекательнее и солидней, чем структура, построенная по третьему из возможных вариантов.
А представляет из себя этот третий вариант следующее: Свердлсоцбанк продолжает свое существование в качестве дочернего банка. Процедура становится еще проще, хотя отнюдь не дешевле — Уралтрансбанку нужно приобрести контрольный пакет Свердлсоцбанка и дело в шляпе. Размер контрольного пакета, как известно, варьируется от случая к случаю в зависимости от размытости акционерного капитала, концентрации сил в руках отдельных акционеров и т.д. В данном случае подразумевается классический вариант — 51%. В остальном — ничего необычного, в Екатеринбурге уже достаточно примеров дочерних банков, чтобы представить себе, о чем идет речь. Впрочем, и здесь тоже имеется сложность — Свердлсоцбанку еще предстоит акционироваться, пока что это паевой банк (об этом см. ниже) . Законодательство позволяет производить процессы акционирования и объединения параллельно, но, конечно, предпринять сколько-нибудь важные шаги до завершения акционирования все равно не удастся. Правда, на этот счет есть юридическая хитрость — решение об акционировании (т.е. изменение уставных документов) станет действительным для всех третьих лиц только после утверждения и регистрации в ЦБ, но для самих пайщиков — с момента принятия такого решения. Это позволит сберечь немало драгоценного времени.
При любом из вариантов кадры (которые, как известно, решают все) пострадать не должны. Проект соглашения между банками предусматривает при любом исходе сохранение за сотрудниками существующих условий труда в течение года.
По всей видимости, предстоящее объединение пойдет по второму или третьему варианту. Окончательное решение еще не принято, сначала пройдет общее собрание ССБ, затем — объединенные советы директоров.
Любопытный штрих: привлекаемые к делу консультанты — легендарные Сoopers & Lybrand и Price Waterhouse (они же, к слову сказать, и аудиторы объединяющихся структур) сами находятся в процессе объединения. Так что проблема им известна, что называется, изнутри.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.