Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Николай Лантух, ТС «Звездный»: В долгосрочной перспективе потребители проиграют / ИНТЕРВЬЮ

«Успешные ритейлеры стали середняками, середняки обеднели, а на тех, у кого и раньше были проблемы, можно ставить крест». Николай Лантух — о кризисе и издержках консолидации в сетевой торговле.

DK.RU подводит итоги делового сезона. Мнениями о ситуации в розничной торговле с читателями поделились ведущие ритейлеры Екатеринбурга. В понедельник мы опубликовали интервью с гендиректором сети «Монетка» Романом Заболотновым.

Во вторник об изменениях в законодательстве рассказал президент ТС «Елисей» Александр Оглоблин. Завершает цикл беседа с Николаем Лантухом, председателем совета директоров сети«Звездный».

Читайте спецпроект «Итоги делового сезона» на DK.RU

Во II квартале 2016 г. продажи в торговых сетях продолжали падать, но темпы падения оказались вдвое ниже, чем в начале года. На это обстоятельство обратили внимание 34% респондентов, опрошенных НИУ ВШЭ. Аналитики предположили, что за I полугодие рознице удалось оторваться от «дна». По их мнению, маневрирование ритейла между жесткими параметрами рынка, запросами потребителей и собственной рентабельностью оказалось достаточно эффективным. С рынка уходят в основном те, у кого и раньше были проблемы, считает Николай Лантух. Остальные приспосабливаются к новым экономическим условиям. 

В июле руководство сети «Звездный» заявило о намерении перформатировать магазины площадью 1000-2500 кв. метров в универсамы для среднего класса, а небольшие помещения сдала в аренду X5 Retail GroupПо словам г-на Лантуха, процесс завершится к 2018 г.

«Продуктовая розница на Урале всегда оставалась одной из сильнейших, но даже в мирное время ей было непросто конкурировать с федералами,  рассуждает г-н Лантух.  А сейчас на дворе кризис  успешные ритейлеры стали середняками, середняки обеднели, а на тех, у кого и раньше были проблемы, можно ставить крест. За последние годы с местного рынка ушло несколько компаний. У многих и сегодня большие проблемы  мы постоянно слышим, что кого-то объявили банкротом. Отсюда вопрос  что делать дальше?».
 

Как вы на него отвечаете?

 Конкуренция очень большая, но в ближайшие годы гайки закрутятся еще сильнее. На рынке останутся только крупные федеральные сети, и местные игроки, которые выстояли в борьбе с ними. Кто из региональных сетей сегодня в активе? «Монетку» не считаем  она уже федеральная (ну, полуфедеральная). По сути, крепко стоят на ногах, влияют на рынок и свободны от внутренних проблем только «Звездный» и «Кировский». Кого еще можно вспомнить?

Торговые сети «Елисей» и «Семь ключей».

 «Елисей»  хорошая сеть, ее модель бизнеса похожа на ту, к которой пришел «Звездный». Но проблемы у них с нами общие  работаем в одном городе. Сколько магазинов осталось под маркой «Семь ключей», трудно сказать  фактически их нет на рынке.

Погоду на рынке делают дискаунтеры?

 В кризис это один из самых востребованных форматов. Но в ассортименте федеральных дискаунтеров всего несколько тысяч наименований. Значит, круг производителей, которые могут поставить свой продукт на полку, ограничен. Но покупателям хочется разнообразия. В Латвии, например, торговые сети продают большие объемы крафтового пива. Там много мелких производителей, закрывающих эту нишу, потому что люди не хотят покупать одно и то же. Помочь им в этом могут только региональные сети.

Чем, помимо ассортимента, будет отличаться новый формат «Звездного»?

 Сейчас все, начиная с федеральных сетей, занимаются собственным производством хлеба, салатов, мясных блюд. В магазинах, рассчитанных на массового потребителя, это один из источников дохода, а в «Звездном», каким мы его намерены сделать, производство станет дополнительной услугой. Мы хотим, чтобы за этим продуктом они приходили не потому что он дешевый, а потому что мы сделаем его лучшим. «Звездный» не станет бороться со СМАКовским батоном за 25 руб. Мы хотим, чтобы  хлеб выпекался по отдельному графику и всякий раз к приходу покупателей был свежим. Он не будет стоить 150 руб., но не будет и 25 руб.

Поправки депутата Госдумы Ирины Яровой к закону о торговле призваны защитить местных ритейлеров. Вас это обнадеживает?

 От поправок Яровой пострадают все участники рынка, и конечному потребителю тоже не будет никакой пользы. Это популистский закон, поддерживающий мнение, что в росте цен виноваты злобные торгаши. Но сегодня почти вся розница в кризисе. С одной стороны, покупатели начали серьезно экономить на всем, в том числе, на еде, с другой  заметно усилилась конкуренция. Плюс закон о розничной торговле, пытающийся переместить центр прибыли от розницы к производителю. Благодаря таким действиям государства выживут только крупные сети, которые нашли модель, эффективную в условиях низкомаржинального рынка. Но это значит, что в долгосрочной перспективе потребители проиграют  им оставят ограниченную возможность выбора.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.