Подписаться
Курс ЦБ на 29.03
92,26
99,70

«Неважно, из России деньги или нет. Такие же проблемы у множества компаний в мире»

«Неважно, из России деньги или нет. Такие же проблемы у множества компаний в мире»
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Cреди американских компаний, которые смотрят на российский рынок, есть стереотипы. И то же самое можно сказать о российском бизнесе, который хочет выйти в США. Мы пытаемся это изменить».

В начале февраля 2020 г. новый посол США в России Джон Салливан заявил, что отношения Москвы и Вашингтона достигли низшей точки после холодной войны. Цель его работы в том, чтобы остановить спад в отношениях и улучшить их, не дожидаясь выборов президента Америки в ноябре этого года или других событий, отметил посол.

В бизнесе двум странам поддерживать контакты все же проще, несмотря на санкции и скептическое отношение к российским деньгам и компаниям, которое встречается на американском рынке. Советник по торговым вопросам в посольстве США Джеймс Голсен признает: санкции — это реальность, в которой приходится работать, но в то же время они не касаются большинства компаний. В интервью DK.RU г-н Голсен рассказал, как российскому бизнесу найти общий язык с американским, как справиться с неприятными вопросами о финансировании со стороны Минфина США и какие ошибки делают предприниматели из России при выходе на американский рынок. 

Джеймс Голсен
 
Советник по торговым вопросам в посольстве США. Ранее г-н Голсен был исполняющим обязанности заместителя министра торговли по Азии и исполнительным директором Коммерческой Службы США по Азии. Он также работал в Вашингтоне, где занимал должность директора по торговой политике и стратегическому и коммерческому диалогу между Индией и США. Предыдущая дипломатическая деятельность включает открытие офиса Коммерческой службы в Посольстве США в Янгоне, Мьянме (Бирме). Кроме того, г-н Голсен работал в посольствах США в Индии, Китае, Таиланде.
 

Посол США в России недавно заявил, что отношения двух стран находятся на самой низкой точке за последние 30 лет. Как в таких условиях их развивать? Какие задачи стоят перед вами в нынешней ситуации? Российским компаниям стало труднее привлекать деньги в США, а американские компании не так охотно делают прямые инвестиции в Россию. 

— В России присутствует приблизительно 1000 компаний из США. Но, соглашусь, среди американских компаний, которые смотрят на российский рынок, есть стереотипы. И то же самое можно сказать о российском бизнесе, который хочет выйти в США. Моя команда в коммерческой службе посольства США занимается тем, что пытается изменить эти стереотипы. И для этого мы путешествуем по разным регионам России и встречаемся с местными бизнес-сообществами. 

Мы поговорили с представителями 50 штатов Америки, чтобы начать диалог о бизнес-возможностях в России. Это нелегкая, но важная работа. Конечно же, пока компании не приедут и не посмотрят на все сами, стереотипы изменить очень сложно.

С 2014 г. на отношения России и США, в том числе деловые, значительно влияют санкции. Последние месяцы каких-либо нововведений на их счет не было. Какие пути и возможности вы видите для смягчения санкций в будущем? 

— Санкции — это реальность, в которой мы существуем, но 90% бизнеса в России не находится под санкциями, и такие компании могут свободно сотрудничать и с нашим офисом, и с Американской торговой палатой, чтобы найти партнеров на рынке США. 

Когда мы разговариваем с американскими фирмами, то говорим о трудностях работы с подсанкционными компаниями и секторами, но очень много времени тратим и на то, чтобы обсудить и те 90%, которые не находятся под санкциями. Ключ к успеху — это эффективная коммуникация.  

Если говорить о российских компаниях, не находящихся под санкциями, то какие источники их финансирования могут вызвать вопросы в США — со стороны властей или инвесторов? Если такая компания выходит на американский рынок, и ее финансовое происхождение не совсем понятно, как избежать возможных проблем? 

— Компаниям малого и среднего бизнеса нужно набраться опыта в подобных вопросах. Что касается финансирования, то вы, скорее всего, имеете в виду Минфин США, который требует соблюдения определенных процедур. Они одинаковы, независимо от того, поступают ли деньги из России или из любой другой страны. Так что ситуация не уникальна для России — это реальность международной торговли для многих компаний по всему миру, которые сталкиваются с такими же проблемами и сложностями. Поэтому надо понимать, какие именно аспекты финансирования изучаются и почему. Один из возможных способов решения — нанять финансового консультанта, который может сопровождать бизнес по этому вопросу. 

Мой личный опыт — а я работал в Китае и Индии — показывает: там тоже есть стереотипы, уникальные для этих стран. Они есть на каждом рынке в каждой стране. И если говорить о спорах, то самые жаркие дискуссии у нас с правительством Канады — это можно объяснить высоким торговым балансом: чем больше объем торговли, тем больше вопросов и проблем. 

И если говорить о реакции американских компаний на возможные российские инвестиции, то у каждой будет отдел комплаенса, который будет очень тщательно рассматривать финансовые вопросы. 

Но реальность такова, что у малого и среднего бизнеса почти нет опыта ведения бизнеса за рубежом. И поэтому одна из задач моего офиса — объяснять и пытаться помочь компаниям на международных рынках. В этом ключе мы работаем не только с российскими, но и с китайскими, британскими, канадскими компаниями и другими.

На США приходится одна треть торгового оборота Екатеринбургской таможни. Но крупных проектов, кроме Ural Boeing Manufacturing (совместное предприятие «ВСМПО-Ависма» и Boeing) в Верхней Салде, не так много. Возможно, лед в отношениях наших стран растопится, и возможно, появятся новые большие проекты? 

— Ural Boeing Manufacturing — это очень большие инвестиции, и любая страна, любой регион в мире были бы счастливы иметь такое предприятие на своей территории, и Урал тоже должен быть рад. Но если говорить о том, чтобы «растопить лед», нужно пригласить представителей различных штатов Америки вместе с работающими там 20-30 компаниями. 

Как флагманский проект, Ural Boeing Manufacturing может показать другим компаниям, сколько здесь возможностей, позитивно повлиять на их решение. Но все это подразумевает очень тяжелую работу, которую мы проводим с Генеральным консульством и, конечно, с местными компаниями — чтобы подобрать штат, представители которого приедут вместе с новыми американскими компаниями в регион. Мы обсуждали в том числе этот момент с Уральской торгово-промышленной палатой, но говорить о результатах пока рано.

Мы хотим сделать не просто красивые фотографии, не просто чтобы представители компаний и штатов приехали и уехали, а чтобы они были осведомлены о том, что происходит в регионах, и могли потом начать долгосрочные проекты. И, как сказала моя коллега из Генерального консульства, зачем ограничиваться только одним штатом для региона? Можно выбрать и больше. Мы довольны результатами диалога с УТПП.

Какие индустрии здесь вы считаете наиболее интересными для американских компаний с точки зрения инвестиций?

— Чтобы подобрать подходящий штат для визита, нужно сначала лучше понять экономическую ситуацию в регионе и выгоды, которые получит бизнес от работы здесь, понять, что нужно компаниям, присутствующим на российском рынке. Но мы не можем диктовать бизнесу, куда ему поехать. Мы можем предоставить лишь подробнейшую информацию, а компании сами примут осознанное решение. Очень важно также посмотреть на такие индустрии, как производство, добыча полезных ископаемых, ИТ, сектор здравоохранения.

В прошлом году вы ездили в Татарстан, и там речь шла в том числе о развитии американского бизнеса по франшизе. Есть ли здесь схожие планы? 

— На данный момент нет, но если есть необходимость, мы, конечно же, изучим этот вопрос и будем рады привести такие компании сюда. Целью визита в Татарстан было посмотреть и послушать, к чему стремятся компании в этом регионе. Но, в любом случае, Екатеринбург не похож на Казань — здесь есть наше Генеральное Консульство, и наши коллеги здесь работают каждый день. 

В продолжение темы экономической ситуации — остается ли потребительский рынок интересным для американского бизнеса? 

— Короткий ответ — да. Российский рынок остается очень большим, и американские потребительские компании не могут его игнорировать. Российский рынок для США сравним с Испанией или Южной Кореей, но в торговом балансе мы отстаем — мы торгуем с Южной Кореей на 80% больше, чем с Россией. Этот пробел нужно восполнять.

Возможно, иногда российские предприниматели в США сталкиваются с трудностями, потому что не до конца понимают тонкости американской деловой культуры. Что можно посоветовать им, чтобы не попадать в трудные ситуации, чтобы быть понятнее для инвесторов и партнеров в США?

— Зачастую бизнес тратит очень много времени, чтобы построить отношения. Предпринимателям, которые хотят выйти на рынок США, я бы мог дать следующий совет — перейти к конкретным целям и задачам, которые помогут американским компаниям решить вопросы и увеличить их доходы. Это ключ к успеху. 

С другой стороны, у многих малых и средних компаний нет международного опыта, и нужно использовать такие каналы, как торговые палаты, коммерческие службы при посольстве США, которые будут помогать, объяснять и говорить о потенциале. Часто американские компании получают очень много запросов из различных стран, и у них просто нет финансовых и человеческих ресурсов, чтобы рассмотреть каждое предложение и выбрать одно. 

На встрече с представителями УТПП мы рассказали, как собираем делегации российских компаний для участия в торгово-промышленных выставках в США. На этих выставках российские делегаты встречаются с компаниями из США, но встречи организовываются заранее, и американский бизнес знает о продуктах, которые те предлагают. И знают, что те помогут им решить вопросы о доходности. Поэтому переговоры сразу переходят в конкретное русло. Каждый год мы собираем примерно 12 делегаций на такие выставки, и каждая делегация включает 20-50 членов. Брать американский рынок наскоком не очень хорошая идея, нужно двигаться шаг за шагом. 

Последние два года россиянам, в том числе предпринимателям, приходится очень долго ждать получения визы в США. Наладилась ли сейчас эта работа, сократился ли срок ожидания?

— Время ожидания интервью увеличилось из-за сокращения количества работников посольства. В Екатеринбурге оно составляет несколько месяцев, в Москве — около года. Мы делаем все, что можем для предпринимателей: американская торговая палата и российско-американский деловой совет тоже работают в этом направлении, у них есть определенные места на интервью. Пока персонала не станет больше, ситуация не может поменяться — это вопрос спроса и предложения, и физически не хватает рук, чтобы вести визовое сопровождение. 

Вскоре в США будут выборы президента. Каких перемен в российско-американских отношениях стоит ждать, если Дональд Трамп выиграет? 

— В нашем офисе мы не работаем в режиме предсказаний, а только связываем компании России и США. Решение о президенте будет за американским народом.

«Неважно, из России деньги или нет. Такие же проблемы у множества компаний в мире»
 1

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.