Подписаться
Курс ЦБ на 03.06
68,98
76,77

«Не время тратить деньги». Потребительское доверие россиян упало до исторического минимума

«Не время тратить деньги». Потребительское доверие россиян упало до исторического минимума
Иллюстрация: Torange.biz

«Люди уже, наверно, устали дальше вести такой аскетический образ жизни». У бизнеса все меньше возможностей повышать зарплаты, а покупатели режут расходы и переключаются на продукты подешевле.

После I кварталf 2019 г. индекс потребительского доверия россиян снизился с 65 до 62 пунктов — это исторический антирекорд,  пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование The Conference Board и Nielsen. За 2014-2017 гг. индекс опускался с 83 до 69 пунктов. В начале 2019 г. ухудшились два из трех показателей, из которых складывается индекс: на 5% снизилось число россиян, ожидающих положительных финансовых перспектив на ближайшие полгода (25%), а доля потребителей, готовых тратить деньги, снизилась с 21% до 14%. 

В текущей экономической ситуации потребители все меньше ожидают благоприятных финансовых перспектив, считая, что сейчас не лучшее время тратить деньги. Вследствие чего они сокращают повседневные расходы и продолжают экономить,— говорит Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия. 

Две трети семей в России не имеют ни сбережений, ни возможности копить

У компаний все меньше возможностей повышать зарплаты сотрудникам из-за роста налоговой нагрузки, говорит начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. По данным Росстата, в I квартале 2019 г. реальные доходы граждан упали на 2,3% год к году. Доля потребителей со свободыми деньгами в I квартале 2019 года сократилась с 77% до 72, оценивают авторы исследования. 

В то же время доля россиян, которые стараются экономить, выросла с 62% до 69%. Так, 57% респондентов переключаются на более доступные продукты. Покупатели продолжают оставаться чувствительными к ценам, согласны в X5 Retail GroupПятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магните».

Проще сразу в суд: банки массово взыскивают с граждан мелкие долги 

На фоне падения потребительского доверия россияне все чаще берут кредиты, и это настораживает регулятора. 

Люди уже, наверно, устали дальше вести такой аскетический образ жизни. Часть населения берет потребительские кредиты, чтобы хотя бы поддерживать уровень потребления, дальше его не снижать, — сказал первый зампред Банка России Дмитрий Тулин в Госдуме (цитата по «Интерфаксу»).

Он признал, что в Центробанке видят угрозу попадания населения и банков в ловушку, связанную с чрезмерными темпами роста рынка розничного кредитования. Но пока меры регулятора не привели к заметному сокращению годовых темпов роста.

Самое читаемое
  • Николай Коляда распускает театральную труппу. Возможно, навсегдаНиколай Коляда распускает театральную труппу. Возможно, навсегда
    65 029
  • «Не работают только очень законопослушные». Дмитрий Алексеев, DNS — о бизнесе в провинции«Не работают только очень законопослушные». Дмитрий Алексеев, DNS — о бизнесе в провинции
    31 739
  • Число заболевших коронавирусом в России превысило 400 тыс. человекЧисло заболевших коронавирусом в России превысило 400 тыс. человек
    41 502
  • День голосования за поправки в Конституцию, новые требования к общепиту. Главное 1 июняДень голосования за поправки в Конституцию, новые требования к общепиту. Главное 1 июня
    26 750
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.