Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Не спасовать перед футболом

Чемпионат мира по футболу 2018 г. охватит одиннадцать российских городов, в их числе — Екатеринбург. Какие матчи здесь пройдут, FIFA решит в 2015 г., но чемпионат будет в любом случае.

На форуме «Будущее города», организованном «ДК», разобрались, насколько город, бизнес и власть готовы к Мундиалю и как жить после него.

«Деловой квартал» № 21 (879) от 03 июня 2013 г., стр. 10-14

В день бизнес-форума, 29 мая, по совпадению, исполнился год с момента, как ЕВГЕНИЯ КУЙВАШЕВА назначили губернатором Свердловской области. И открыть форум по теме, которая полностью изменит город и привлечет к нему, по выражению одного из спикеров, цунами мирового внимания, логично было именно главе области. Важность темы понимали и в администрации губернатора, и в администрации Екатеринбурга — форум на этапе подготовки поддержали обе стороны. Между тем с начала года тема Мундиаля отошла в тень: политики стали готовиться к выборам главы города, Госдума тянула с принятием закона о чемпионате, в котором прописаны главные понятия и задачи. Плюс — после февральской проверки ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ олимпийских объектов в Сочи официальные лица всех уровней стали оценивать траты на подготовку к ЧМ очень и очень осторожно.

По итогу переговоров логика первого блока «Будущего города» была выстроена так: Евгений Куйвашев открывает бизнес-форум с приветственным словом, после чего уезжает. В Екатеринбурге в этот день был премьер-министр Чехии ПЕТР НЕЧАС, и его визит требовал участия первого лица региона. В первом блоке форума от имени области выступает вице-губернатор ЯКОВ СИЛИН. Екатеринбург представляет сити-менеджер АЛЕКСАНДР ЯКОБ, а Оргкомитет «Россия-2018», следящий во всей России за выполнением требований FIFA, — директор по связям с регионами ДЕНИС ПОЛЯКОВ.

Но вечером накануне форума организаторам сообщили: губернатор присутствовать не сможет. Новый вариант, при котором приветствие от имени главы области зачитывает г-н Силин, сорвался за полчаса до начала: вице-губернатор изменил маршрут и в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» не приехал — как и сити-менеджер. Но от сокращения официозной части форум выиграл: для 500 человек, которые приехали в «Екатеринбург-ЭКСПО», и для более 4 тыс. зрителей, следивших за интернет-трансляцией ЕТВ, основными спикерами стали те, кто владеет темой в деталях, и в том числе — зарубежные эксперты. Главная же цель «ДК» — вывести тему чемпионата в поле публичной дискуссии, собрать основных действующих лиц для разговора глаза в глаза — была достигнута. Бюджеты, объекты и планы — озвучены, и представители бизнеса, основная аудитория форума, получили представление, как изменится город и какие есть возможности включиться в подготовку к чемпионату.

«Будущее города-2013»: более 500 участников и 4 тыс. зрителей, следивших за интернет-трансляцией

После приветственного слова организаторов Денис Поляков рассказал о требованиях FIFA к городам-организаторам Мундиаля: сколько человек должен вмещать стадион, сколько должно быть тренировочных баз для участников ЧМ-2018, какова необходимая емкость гостиничного фонда, как должна быть организована транспортная инфраструктура и т. д. Помимо прочего, он высоко оценил екатеринбургский аэропорт Кольцово: «Аэропорт должен иметь возможность за 10 часов до и 10 часов после матча принимать и отправлять 20% зрителей, вмещающихся на стадионе, помимо основного трафика. В Екатеринбурге — очень современный аэропорт, один из лучших в России». Центральный стадион, екатеринбургская арена чемпионата, требованиям FIFA пока не отвечает: он должен вмещать 45 тыс. человек против сегодняшних 27 тыс. СЕРГЕЙ ТУШИН, замглавы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий, заострил внимание на транспортной инфраструктуре: «В ближайшее время транспортные развязки станут лучше. Например, ул. Ленина планируем продлить до ул. Токарей, соединив при этом малое и среднее транспортные кольца. Кроме того, грузовой транспорт будет выведен с улиц, пройдет реконструкция дорог». По словам г-на Тушина, зона особого внимания — подъезды к Центральному стадиону, фан-зона и гостиницы. Напомим, согласно закону о чемпионате, государство намерено регулировать цены на гостиничные услуги — на период матчей.

Денис Поляков, Оргкомитет «Россия-2018»

ЛЕОНИД РАПОПОРТ, министр физкультуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, озвучил сумму расходов на развитие инфраструктуры к ЧМ-2018 — более 161 млрд руб.: «Изначально Оргкомитет не учел ряд аспектов, в частности, вопросы обеспечения безопасности, подготовки волонтеров, экологические требования». Г-н Рапопорт напомнил, что на перестройку Центрального стадиона закладывается порядка 11 млрд руб.: «Одно из условий реконструкции — установка легковозводимых трибун. После завершения чемпионата они будут использоваться на других площадках Екатеринбурга». Тренировочные базы для участников ЧМ — стадионы «Уралмаш», «Калининец», арена УрФУ уже получили средства, идет проектирование. Фан-зона на 50 тыс. человек (обязательное требование FIFA) расположится, вероятнее всего, между ул. Ленина и Малышева. «Размер земельного участка вокруг стадиона также должен соответствовать требованиям FIFA, — подчеркнул министр. — Отсюда перенесем СИЗО и исправительную колонию. Ждем согласования федеральной программы». Как считают власти, место, где располагается СИЗО, идеально подходит для автобусной парковки (FIFA обязует быть готовыми разместить рядом со стадионом 250 автобусов).

Вопрос, что будет после чемпионата с площадкой в самом центре, освобожденной от СИЗО и парковки, остался открытым. Варианты: власти найдут частного инвестора для освоения дорогой земли, либо здесь разобьют парк. Решения на сегодня нет, а оценить шансы того или иного исхода участники форума могли самостоятельно.

Алексей Куковякин («Алкута») и Борис Левянт (ABD Аrchitects)

Испанский архитектор ХОСЕ АСЕБИЛЬО, технический директор олимпийского холдинга «Барселона-1992», критически отозвался о дорожных планах. «Сегодняшние меры недостаточны для быстрого и эффективного превращения Екатеринбурга в город будущего. Нужно сформировать новую матрицу мобильности города, просчитать, какое количество горожан будет передвигаться на личном транспорте, какое — на городском, а кто будет ходить пешком. В Барселоне пропорция 50% — 25% — 25%. В таком режиме город становится комфортным, пробки исключаются. Стоит пересмотреть и организацию транспортного сообщения. Трамвай, на мой взгляд, устаревший вид транспорта, а ему в Екатеринбурге уделяется столько внимания! Метро — более перспективное направление», — отметил он. Наравне с этим г-н Асебильо отметил недостаточное количество парковок в городе, добавив, что «эти задачи логично решать в рамках ЧГП».

Сергей Тушин, администрация Екатеринбурга

О земельных отношениях, описанных в законе по подготовке к чемпионату, рассказал АЛЕКСЕЙ КОНЕВСКИЙ, партнер компании «Пепеляев Групп», которая участвовала в разработке и «олимпийского» закона для Сочи, и закона о ЧМ-2018. «Прописывается особый порядок изъятия земель. Иногда у собственников могут забирать землю для строительства дорог, линий электропередач и др. Под нужды ЧМ нужен упрощенный порядок изъятия, примерно как в Сочи. Но это легкое изъятие земель распространяется только на объекты, упомянутые в правительственной программе», — отметил он. Г-н Коневский полагает, что проблем с собственниками быть не должно: изъятию подлежат, в основном, федеральные и муниципальные земли. Частных участков очень мало.

Степан Светанков, КПМГ

Второй блок форума — дискуссионный — начался с презентации эскиза обновленного Центрального стадиона. Впервые жители города узнали, что и почему власти намерены сделать с главной спортивной ареной. БОРИС ЛЕВЯНТ, глава архитектурного бюро ABD Аrchitects (разработчик проекта), рассказал: на месте прежнего стадиона фактически будет построен новый. «Принято принципиальное решение о сносе существующих конструкций, кроме предметов охраны — двух исторических стен фасада. Они останутся и станут элементами интерьера. Это позволит решить ряд вопросов, в частности, размещение фойе». Эскиз утвержден госзаказчиком (ФГУП «Спортинжиниринг»), и ABD architects уже разрабатывает проект.

Выступление г-на Левянта вызвало всплеск эмоций у всех, и не зря: масштабная реконструкция Центрального стадиона (на 3 млрд руб.) закончена всего два года назад, а теперь предлагается потратить еще 11 млрд, чтобы все переделать. Борис Левянт: «Честно говоря, я считаю, что правильнее построить новый футбольный стадион, на свободном участке. Но решение уже принято. Неоднократно говорилось, что два стадиона городу не потянуть. Приходится работать с тем, что есть».

Леонид Рапопорт, министерство физической культуры, спорта и молодежной политики СО

АНДРЕЙ САНИН, руководитель отдела консалтинга стадиона «Донбасс Арена» (Украина), рассказал о том, как Донецк сделал один из лучших стадионов ЕВРО-2012 окупаемым. «Мы построили пятизвездочный стадион на 52 тыс. человек в короткие сроки, бюджет составил порядка $400 млн — как на сам объект, так и на всю территорию. Это проект частных инвесторов. Сегодня он работает 365 дней в году и полностью себя окупает», — отметил он. Г-н Санин посоветовал после окончания ЧМ-2018 не разбирать трибуны, а попробовать увеличить его заполняемость: «Средняя посещаемость «Донбасс Арены» сейчас — 40 тыс. зрителей. При этом в Донецке живет 986 тыс. человек. Стадион стал визитной карточкой города, местом притяжения туристов. В Екатеринбурге более 1,5 млн жителей. Неужели вы не сможете обеспечить посещаемость на таком же уровне?». Эти слова сорвали аплодисменты зала.

Андрей Санин, «Донбасс Арена»

Заключительный вопрос, который спикеры рассматривали вместе с экспертной группой, — инвестиции, механизмы финансирования. СТЕПАН СВЕТАНКОВ, директор отдела корпоративных финансов, руководитель группы долгового финансирования в России и СНГ компании КПМГ, отметил, что существует три пути: «Первый — китайский — провести мероприятие любой ценой, не жалея денег и не задумываясь, что будет после. Второй — американский: провести так, чтобы заработать. И третий — английский: провести и обеспечить дальнейшее развитие. Надеюсь, что в Екатеринбурге будет реализован третий сценарий». ДЖЕЙ МАКДОНАЛЬД, лидер строительных решений по региону Европа, Ближний Восток и Африка концерна DuPont (Великобритания), констатировал: крупные международные мероприятия притягивают инвестиции, в том числе иностранные. Он рекомендовал использовать в подготовке ЧМ-2018 инновационные технологии, которые позволят значительно сэкономить при ЧГП.

Александр Мартынов, «Энвижн Груп»

Включение бизнеса в госпроект вызвало нешуточную дискуссию в зале. Так, АНДРЕЙ БРИЛЬ, полпред Гильдии управляющих и девелоперов на Урале, подчеркнул: власти медлят обращаться к предпринимателям: «Сегодня все говорят о партнерстве, но бизнес-сообщество пока не слышало конкретных предложений. Хотя в масштабных проектах бизнес участвовать, конечно, хочет». ВАЛЕРИЙ АНАНЬЕВ, генеральный директор НП УС «Атомстройкомплекс», возразил: «Не все задачи можно решить с привлечением бизнеса. Так, для развития транспортной инфраструктуры без федеральных денег не обойтись».

Участники резюмировали, что точки над i в подготовке ЧМ-2018 форум расставил, позиции властей и интересы компаний ясны. Их согласование затянулось, и дальнейшее промедление приведет город в точку невозврата. То есть, медлить больше нельзя — время действовать.

Джей Макдональц, концерн DuPont

Алексей Коневский, «Пепеляев Групп»

Хосе Асебильо, архитектор

Татьяна Апрельская, «Деловой квартал»

Евгений Енин, модератор

Валерий Ананьев, «Атомстройкомплекс»

Андрей Беседин, УТПП

Андрей Бриль (ГУД) и Михаил Черепанов (СОСПП)

Юрий Чумерин, Союз предприятий стройиндустрии СО

Владимир Винницкий (СОЭКА), Андрей Бриль (ГУД), Александр Левин (ФК «Урал»), Евгений Енин (модератор)

Владимир Винницкий (СОЭКА), Александр Левин (ФК «Урал»)

Ольга Нарожная (Angelo), Михаил Абсалямов (Русград)

Дмитрий Бугров, УрФУ

Рустем Галеев, УПН

Евгений Шароварин, ИТ-продюсер

Александр Давыдов, NAUMEN

Команда «Делового квартала»

Фотографии с мероприятия вы можете посмотреть на страничке <<ДК>> на Facebook

Авторы: Сергей Дружинин, Татьяна Апрельская

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.