Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
61,95
68,68
Деловой квартал / Новости / Наше метро – от первого колышка до «Пирамиды»

Наше метро – от первого колышка до «Пирамиды»

06:00   24.08.2000

Екатеринбургское метро отмечает 20-летие начала строительства. «Первый ковш» был вынут 28 августа 1980 г., и за первые 10 лет практически методом «народной стройки» было построено то, что сегодня э

Екатеринбургское метро отмечает 20-летие начала строительства. «Первый ковш» был вынут 28 августа 1980 г., и за первые 10 лет практически методом «народной стройки» было построено то, что сегодня эксплуатируется, – линия, связавшая Уралмаш с центром города. 7 км, 12 минут в пути. Строительство забуксовало с того момента, когда финансирование было переложено с общегосударственных плеч на плечи территорий. С 1994 г. история «Свердловскметростроя» – сплошная борьба за выживание: за последние 6 лет не было введено ни одной новой станции, а перипетии двух последних лет вокруг задолженности по зарплате и средств на строительство – у всех на памяти.Предприятие составило основу нового строительно-
 го направления холдинга. В одной упряжке с «Свер-
 дловскметростроем» – «Уралстальконструкция», «Стройпроект-М», Завод крупнопанельного домостроения, Алапаевский завод ЖБИ, карьеры по добыче мрамора, институт «Торгпроект» и др. предприятия, собственное складское хозяйство, производство стройматериалов. Инжиниринговая компания УКС «Пирамида» сосредотачивает у себя вопросы поиска заказчиков, заключения договоров, оформления и согласования документов на строительство, снабжения и сбыта, маркетинга. Все финансовые потоки тоже должны проходить через «Пирамиду». Вошедшие в «Пирамиду» предприятия дополняют друг друга и составляют единую технологическую цепочку строительства: от заказа, проекта, сырья и материалов до готового объекта «под ключ». 
Однако сам по себе переход «Свердловскметростроя» под крыло МХ с точки зрения перспектив строительства метро ничего не изменил. Холдинг метро не строит. Да это и понятно. Никакому частному инвестору финансирование такого проекта не под силу. В мире действует 115 метрополитенов – все они строятся и эксплуатируются из государственных бюджетов (не из муниципальных!). Само строительство не окупается никогда. Что касается эксплуатации, то самоокупаемость тоже достаточно проблематична, во всяком случае официально свою рентабельную работу не отрицает только лондонская подземка. Несмотря на это, метро строят, и не только за границей, но и в России. Поскольку только с его помощью удается хоть как-то решать транспортные (и экологические!) проблемы мегаполисов. Для нас самый близкий пример – Татарстан. В буквальном смысле вся республика сооружает казанское метро – финансирование идет из республиканского бюджета, и дело продвигается значительно более успешно, чем в Екатеринбурге. Кажется, понимание того, что метро в городах-«миллионниках» – забота государственная, появилось и у федеральной власти (а может быть, наконец-то «руки дошли»). Есть федеральная программа поддержки строительства и содержания метро в России с предполагаемым суммарным объемом финансирования 3540 млн руб. И коли никакие форс-мажорные обстоятельства не помешают, екатеринбургские метростроители надеются уже в 2001 г. получить из этих средств существенно больше, чем нынешние 24 млн руб. Но это – светлое будущее. Сегодняшняя ситуация с финансированием продолжает оставаться весьма напряженной. Правда, федеральный и городской бюджеты рассчитались с метростроителями практически полностью. Хуже обстоят дела с областью: из обещанных 100 млн руб. пока получено лишь 1,9 млн. Общая задолженность не уменьшилась: по сравнению с началом года она выросла с 45 млн до 58 млн руб.
Переход в «Пирамиду» позволил сохранить и загрузить работой коллектив «Свердловскметростроя»: холдинг помог с выплатой задолженности по зарплате и дал возможность самим зарабатывать средства – но это не строительство метро. Сегодня метростроителей «кормят» несколько объектов, заказчиком которых является МХ, – подземные многоуровневые парковки в центре Екатеринбурга (как раз отчисления холдинга на развитие городской инфраструктуры в городской бюджет пошли целевым образом на зарплату строителям), новый мебельный цех, строительство двух автодорожных тоннелей в Перми. Здесь метростроевцы отрабатывают современную технологию т.н. «микротоннелирования», которой по словам ген. директора «Свердловскметростроя» Владимира Инфантьева, никто больше в Свердловской области не владеет. Это позволило метростроевцам получить еще один, уникальный, заказ на строительство двух вертикальных шахтных стволов для установки нового оборудования на комбинате «АВИСМА» в Березниках. Часть средств, зарабатываемых на этих объектах, идет на поддержание строящихся станций метро: откачку воды, вентиляцию, сохранение техники в рабочем состоянии. В целом в прошлом году на это было затрачено 11,75 млн руб. Приостановка строительства вовсе не означает снижение затрат: один только не эксплуатируемый проходческий комплекс «ВИРТ» обходится в 1,5 млн руб. ежемесячно. Все это ведет только к удорожанию строительства. Поистине, скупой платит дважды.
На совместной пресс-конференции, проведенной по случаю юбилея, руководители и «Свердловскметростроя», и предприятия-заказчика, и проектанты выражали, что называется, «осторожный оптимизм» и надежду, что происшедшие перемены позволят не только «пережить трудные времена», но и в ближайшем будущем продолжить строительство метро. И когда-нибудь г. Екатеринбург получит все три запланированные линии: Уралмаш-Центр-Химмаш, Волгоградская-Центр-Шарташ, Каменные палатки-Центр-ВИЗ. 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.