Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Налогообложение и учет на малом предприятии

n Малое предприятие арендует помещение под офис. При этом оно произвело в помещении ремонт, установило металлические двери, пластиковые окна, кондиционеры. По истечении договора аренды все имуществ

На вопросы отвечают специалисты МНС и Минфина РФ

n Малое предприятие арендует помещение под офис. При этом оно произвело в помещении ремонт, установило металлические двери, пластиковые окна, кондиционеры. По истечении договора аренды все имущество, в т.ч. и произведенные улучшения, будет возвращено арендодателю. Можно ли в этой ситуации производить начисление амортизации на перечисленные объекты, а если да, то по каким нормам (обычно мы начисляем амортизацию линейным способом)?
В данном случае следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.1997 № 65н, в соответствии с п.6.5 которого капитальные вложения в арендованные основные средства арендатор учитывает в составе собственных основных средств в сумме фактически произведенных затрат. Амортизация на такие основные средства начисляется в общеустановленном порядке, но только до того момента, пока они не будут возвращены арендодателю. При этом, т.к. эти основные средства используются организацией в своей производственной деятельности, суммы начисленной амортизации можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). По вопросу о применении норм амортизации следует отметить, что следует руководствоваться тем способом начисления амортизации, который предусмотрен в учетной политике организации. Если организация применяет линейный способ начисления амортизации по единым нормам амортизационных отчислений, что отражено в приказе об учетной политике, то и по капитальным вложениям в арендованные основные средства также следует использовать эти нормы.

n Одним из поставщиков снабженческо-сбытовой организации, торгующей импортными товарами бытовой химии, является малое предприятие, не предъявляющее счета-фактуры на реализуемую продукцию. В каком порядке в связи с введением в действие Постановления Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 46 следует заполнять счета-фактуры при перепродаже таких товаров?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. № 46 "О внесении изменений в Порядок учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" оформление поставок товаров счетами-фактурами нового образца (с указанием сведений о стране происхождения товаров и номере грузовой таможенной декларации) производится как организациями-импортерами, так и приобретающими и реализующими товары иностранного производства на внутреннем рынке.
Однако согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (т.е. неплательщики налога на добавленную стоимость), не составляют счета-фактуры, журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж.
Таким образом, организация, приобретающая импортные товары у таких поставщиков, не имеет сведений о стране происхождения товаров и номере грузовой таможенной декларации.
При перепродаже товаров, приобретенных у поставщиков, не составляющих счета-фактуры, продавец в счете-фактуре по строке 7 "дополнение" должен указать сведения о вышеназванных хозяйствующих субъектах по следующим реквизитам: основание для несоставления счетов-фактур, наименование субъекта, юридический адрес, ИНН, сведения о товаре.
Кроме того, Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации от 6 июня 2000 г. № ВГ-6-03/431 разъяснено, что в случае отсутствия у покупателя в счетах-фактурах сведений о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации при реализации товаров, приобретенных у российских поставщиков на территории Российской Федерации, информация о дате ввоза и поставки товаров, легальности их ввоза и поставки, о полноте уплаченных налогов может быть подтверждена сведениями, указанными в платежных документах по оплате товаров, а также содержащимися в договорах; коммерческими документами, которые могут свидетельствовать о дате ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

n Малое предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения. Во II квартале валовая выручка превысила сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда. С какого момента должен быть совершен переход от упрощенной к обычной системе налогообложения?
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, с учетом ограничений, установленных п.2 указанной статьи.
При этом субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Ст. 5 устанавливает, что официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
При этом Закон предусматривает только один случай, когда у налогоплательщика возникает обязанность перейти с упрощенной на ранее принятую систему налогообложения до истечения срока действия патента. А именно, согласно п.7 ст.5 Закона, при превышении определенной настоящим Федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет согласно п.7 настоящей статьи. Подобной обязанности в случае, когда до истечения календарного года, на который выдан патент, сумма полученной выручки превысит стотысячекратный минимальный размер оплаты труда, Закон не устанавливает.
На основании изложенного можно сделать вывод, что при превышении совокупным размером валовой выручки суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда организация продолжает применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности до истечения срока патента, однако утрачивает право работать по такой системе в следующем после истечения календарного года, на который выдан патент, периоде.

n 1. Законом РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (п.4 ст.6) в первые два года работы освобождены от уплаты налога на прибыль малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности. С какой суммы прибыли следует исчислять налог на прибыль, если предприятие перестало удовлетворять льготным условиям с III квартала: с суммы прибыли за 9 месяцев или с суммы прибыли III квартала?
2. Ставки налога на прибыль понижаются на 50%, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников (п.2 ст.6 Закона). Если предприятие по итогам 9 месяцев стало удовлетворять указанным условиям, налог на прибыль за какой период уплачивается по льготной ставке: за III квартал или за 9 месяцев?
Льгота, установленная п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.4.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", предоставляется предприятиям, соответствующим критериям отнесения их к малым предприятиям и условиям получения этой льготы.
Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года. Нарастающим итогом с начала года составляется и расчет налога от фактической прибыли с учетом установленных льгот и ставки налога на прибыль.
Следовательно, если малое предприятие перестало удовлетворять льготным условиям с III квартала, то налог на прибыль следует исчислять с суммы прибыли, полученной нарастающим итогом за 9 месяцев. Аналогично и в ситуации, когда предприятие по итогам работы за 9 месяцев стало удовлетворять льготным условиям, при которых ставка налога на прибыль понижается на 50%, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, налог на прибыль по льготной ставке следует исчислять с суммы прибыли, полученной нарастающим итогом за 9 месяцев.

n Малое предприятие, зарегистрированное 10.01.1996 и осуществляющее подрядные строительные работы, в первые два года деятельности со дня государственной регистрации пользовалось льготой по налогу на прибыль согласно п.4 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В 1998-1999 гг. предприятие не осуществляло строительные работы. В 2000 г. предприятие возобновило указанный вид деятельности.
Следует ли в данной ситуации применить п.4 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 в части взыскания в доход федерального бюджета всей суммы налога на прибыль, исчисленной в полном размере за весь период его деятельности и увеличенной на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах?
Порядок предоставления льготы по налогу на прибыль малым предприятиям изложен в п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).
Данным пунктом Закона установлено, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
В случаях, когда малые предприятия приостанавливают, а затем возобновляют виды деятельности в одном налоговом периоде и одновременно выполняют условия, определенные п.4 ст.6 вышеуказанного Закона, право применения льготы сохраняется на оставшийся срок ее использования.
Однако следует учитывать, что, поскольку основным периодом для исчисления налогов, в том числе и налога на прибыль, а также предоставления льгот принимается год, при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы на срок более отчетного года, и возобновлении данной деятельности до истечения пятилетнего срока своей деятельности сумма неуплаченного налога в связи с ранее предоставленными льготами, увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных в установленном законодательством порядке, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Если налогоплательщик утратил право на льготу, то исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль производится налогоплательщиком в полном размере.
В данном случае на малое предприятие распространяется норма Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части взыскания в доход федерального бюджета всей суммы налога на прибыль, исчисленной в полном размере за весь период его деятельности и увеличенной на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, так как данное предприятие прекратило деятельность, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы на срок более отчетного года (1998-1999 гг.).

n ЗАО, малое предприятие, имело расчетный счет в банке в 1998 г. В связи с августовским кризисом на корсчете банка "зависли" наши денежные средства. Мы подали иск в суд. Суд присудил штрафы банку, но деньги нами до сих пор не получены. Каков порядок налогообложения присужденных судом, но не полученных штрафов в свете Постановления Конституционного Суда от 28.10.1999 № 14-П и Письма МНС РФ от 24.12.1999 № ВГ-6-02/1049?
Пунктами 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 № 552 (с учетом дополнений и изменений), установлено, что в состав внереализационных доходов (расходов) включаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров. При этом под присужденными понимаются санкции, подлежащие получению в связи с вступлением в законную силу решения суда.
Таким образом, включение присужденных вашей организации по решению суда сумм штрафов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль должно осуществляться в том отчетном периоде, в котором решение суда вступает в законную силу.
Что касается упомянутого вами Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 № 14-П, то данное Постановление касается конкретной организации — ОАО "Энергомашбанк", и не является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми налогоплательщиками.
Следует иметь в виду, что указанное Постановление рассматривает исключительно порядок налогообложения банков и не влияет на порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у некредитных организаций, что подтверждается Письмом МНС России от 24.12.1999 № ВГ-6-02/1049.

n Нами рассматривается вопрос о создании малого предприятия с численностью персонала до 100 чел. Цель создания — производство и реализация ТНП. Производство подразумевается организовать на давальческой основе: малое предприятие закупает сырье и материалы и передает их для переработки на фабрику, являющуюся другим юридическим лицом. Фабрика, переработав сырье и материалы, передает малому предприятию готовые изделия. Малое предприятие приходует эти изделия как готовую продукцию и реализует их.
Сможет ли такое малое предприятие использовать льготу по налогу на прибыль, предусмотренную п.4 ст.6 Закона РФ № 2116-1?
Согласно п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями), в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство товаров народного потребления, а также другие виды деятельности, предусмотренные названным Законом, — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Вместе с тем согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, экономическая деятельность как процесс есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.
Учитывая, что торговая организация передает сторонней организации сырье и материалы для переработки и реализует готовую продукцию, произведенную этими сторонними организациями, в целях получения льготы по налогу на прибыль организация не может быть отнесена к производителю товаров народного потребления.

n Малое предприятие занимается строительно-монтажными работами. В оплату за выполненную работу получает уголь и другие товарно-материальные ценности, которые затем обменивает на строительные материалы, используемые в дальнейшем в основной деятельности.
Можно ли для предоставления льготы по налогу на прибыль при определении удельного веса выручки от строительно-монтажных работ в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключать стоимость товарно-материальных ценностей, полученных путем товарообменных операций?
При предоставлении льготы по налогу на прибыль малым предприятиям следует руководствоваться п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).
Указанным пунктом определены виды деятельности, прибыль от осуществления которых подлежит льготированию.
Удельный вес выручки от реализации по льготируемым видам деятельности определяется исходя из общего объема выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При этом согласно п.4.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений), по предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными выше видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, то есть товарооборот.
Установление каких-либо исключений из общеустановленного порядка определения условий для предоставления льгот не предусмотрено вышеуказанным Законом.

n Малое предприятие осуществляет оптовую реализацию импортных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость как при ввозе на таможенную территорию России, так и при их дальнейшей реализации на территории России. Налоговые декларации по НДС представляются ежеквартально. Во II квартале 1999 г. мы ошибочно не внесли в строку 2 декларации (расчета по НДС) сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную таможенным органам. В связи с этим сумма налога за II квартал 1999 г., подлежащая перечислению в бюджет, завышена. Можно ли незачтенную сумму НДС отразить в декларации (расчете) по НДС за последующий отчетный период, включив ошибочно не внесенную сумму в декларацию за III квартал 1999 г.?
Согласно ст.8 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений), уплата в бюджет налога на добавленную стоимость производится исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за конкретный отчетный период (за истекший месяц или за истекший квартал) в установленный срок.
Учитывая это и принимая во внимание то обстоятельство, что налог на добавленную стоимость не исчисляется нарастающим итогом, включение ошибочно не внесенной в декларацию в предыдущем отчетном периоде суммы НДС в декларацию следующего отчетного периода является неправомерным.
Поэтому необходимо представить в налоговый орган уточненную декларацию по этому налогу за тот отчетный период, в котором была допущена ошибка. Так как данная ошибка не привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговые санкции не применяются. n

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.