Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

Налоги должно быть невыгодно не платить

— Неоднократно в средствах массовой информации отмечалось, что в первом полугодии этого года собираемость налогов по России резко упала. Что вы можете сказать о динамике собираемости налогов в г.Ек

Интервью с зам.начальника городской налоговой инспекции Зуевой И.Н.

— Неоднократно в средствах массовой информации отмечалось, что в первом полугодии этого года собираемость налогов по России резко упала. Что вы можете сказать о динамике собираемости налогов в г.Екатеринбурге?

— Нельзя сказать, что собираемость налогов в нашем городе резко снизилась. Если сравнивать с тем же периодом прошлого года, то она возросла в 1,7 раза. А поскольку в течение второй половины прошлого и в первой половине текущего года инфляция была достаточно низкой, то можно сказать, что мы собрали налогов примерно столько же, сколько и в прошлом году. Мы не выполнили контрольные показатели, установленные нам областной налоговой инспекцией, которые в свою очередь рассчитывались Москвой, исходя из принятого Государственного бюджета на 1996 год. Так, налога на прибыль мы собрали всего 58% от контрольных показателей. Особенно низок показатель собираемости лицензионного сбора за право производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции — только 33,6%. Зато удалось на 98,2% собрать НДС и перевыполнить установленные показатели по акцизам, подоходному налогу с физических лиц и земельному налогу.

— А насколько реально было выполнить контрольные показатели?

— Если была бы погашена вся недоимка по налогам, но она, к сожалению, из квартала в квартал все возрастает. На 1 июля текущего года недоимка налогов по городу Екатеринбургу составила 1 трлн 201 млрд руб. Причем, существуют организации, которые должны бюджету несколько сотен млрд. руб. Среди них лидируют «Уралтрансгаз», долг которого к настоящему моменту составил более 465 млрд руб., АО «Уралмаш» — более 68 млрд руб., АО «Турбомоторный завод» — 41 млрд руб., Уральский электромеханический завод — 38 млрд руб., АО «Стройпластполимер» — около 20 млрд руб., АО «Уралхиммаш» — около 15 млрд руб. Необходимо отметить, что практически большинство крупных предприятий имеют задолженность перед бюджетом. Но мы прекрасно осознаем, что такое положение вызвано во многом объективными причинами, и, в первую очередь, состоянием нашей экономики. Поэтому трудно их руководителей винить в том, что они не платят налоги.

— Но и не винить, видимо, нельзя. Есть ли надежда на взыскание столь крупных сумм?

— Мы применяем к предприятиям-задолжникам все меры, предусмотренные законодательством. Выставляем поручения на бесспорное списание средств со всех счетов предприятия, включая счета структурных подразделений; направляем в другие города, за пределы области акты сверки дебиторской задолженности с требованием взыскания задолженности с предприятий-дебиторов. Однако эти меры сегодня мало эффективны, поскольку, так же, как мы пытаемся взыскать с дебиторов наших предприятий задолженность по налогам, так и налоговые инспекции других областей поступают подобно нам. Отсюда возникает тупиковая ситуация.

Кроме того, мы производим взыскание средств с валютных счетов предприятий. Это мера, только за первое полугодие текущего года позволила взыскать со всех предприятий должников 7,2 млрд.руб.

Далее, мы выносим постановления об обращении взыскания на имущество предприятий. В первом полугодии вынесено 92 таких постановления на сумму 1,6 трлн. руб. Среди предприятий, которые будут рассчитываться по налогам своим имуществом — ТОО «Авиакомпания Урал», Среднеуральское СУ «Уралспецэнергомонтаж», АООТ «Уралэнергострой».

Непосредственно за счет реализованного имущества предприятий-недоимщиков, за прошедшее полугодие, внесено в бюджет 11,7 млрд.руб. Так, реализовано имущество у арендной коммерческой -посреднической фирмы «Металл» на сумму 214 млн.руб., АО «Стройматериалы» 188 млн. руб., ПКФ «Технолит» 206 млн.руб.

Совместно с налоговой полицией проводим проверки превышения лимитов остатков наличных денежных средств в кассах предприятий. Только в первом полугодии текущего года у 24 предприятий изъято таких остатков на общую сумму 682 млн.руб. Среди нарушителей, которые расстались со своей денежной наличностью — филиал КПП АО «Уралтрансстрой», МУП «Екатеринбургский хлебокомбинат», АООТ «Уральский приборостроительный завод», ПКФ «Технолит». Причем, суммы наличных средств, скапливающиеся в кассах предприятий, бывают достаточно солидными. Например, только у ПКФ «Технолит» изъято из кассы — 170 млн.руб.

Необходимо отметить, что у некоторых предприятий недоимка по платежам в бюджет возникает по вине банков, в которых у них открыт счет. Банки списывают со счета плательщика необходимую сумму налоговых платежей, но в бюджет ее не перечисляют, в связи с отсутствием денег на их корсчетах. В прошедшем полугодии проведено 118 проверок в 70 банках города, выявлено 1810 случаев несвоевременности исполнения поручений налогоплательщиков, сумма задержанных платежей по вине банков 58,2 млрд.руб. Предьявлено санкций на 7,3 млрд.руб., однако взыскан всего 1 млрд.руб. Основная причина — полное отсутствие средств на счетах банков.

Наиболее эффективная мера снижения недоимок по платежам в бюджет у предприятий — налоговые взаимозачеты. Но это относится только к тем предприятиям, которые выполняют госзаказ и задолжником перед ним является государство. По итогам первого полугодия проведены налоговые взаимозачеты по федеральному бюджету на сумму 1 трлн. 838 млрд. руб., а по областному и городскому бюджету на 618 млрд.руб. Как видите, суммы достаточно весомы.

— Известно, что наша налоговая система несовершенна, большое количество налогов, высокие налоговые ставки. И все же почему налогоплательщик не платит налогов?

— В нашей системе налогообложения каждый налог достаточно специфичен, мы имеем пять основных налогов (не считая взносов на социальные нужды, вносимые во внебюджетные фонды), которые обязаны платить все предприятия. К ним относятся: налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц, отчисления в дорожные фонды и местные налоги, которые в принципе можно было бы объединить в единый налог. Остальные налоги платят исключительно предприятия добывающей промышленности или предприятия, пользующиеся землей.

А что касается высоких ставок, то, конечно, если предприятие полностью платит все налоги, то по расчетам специалистов, у него уходит на это до 70% средств. Это много, но не надо верить, когда говорят, что мы платим налогов больше, чем имеем доходов. Высокие ставки налогов — это вынужденная мера государства, которая имеет огромную бюджетную сферу и вынуждено ее содержать. А источник для этого только один — собранные налоги.

Причины налоговых неплатежей у предприятий самые разнообразные, но среди них, наверное, можно было бы выделить две основные: первая чисто экономическая — это отсутствие денежных средств у предприятий. Повальные неплатежи предприятий друг другу привели к развитию системы бартерных сделок и взаимозачетов, которые по сути никакого отношения не имеют к рынку, и, что самое главное, не добавляют «живых» денег на счета предприятий, а налоги необходимо платить только «живыми» деньгами. Вторая причина социальная — патологическое нежелание, как предприятий, так и граждан платить какие-либо деньги государству. И здесь мы сталкиваемся с полнейшей гражданской безответственностью, как бы не казалось это выражение устаревшим.

— Известно, что налоговая инспекция взыскивает от 10 до 30% штрафных санкций, начисленных предприятиям за неправильно начисленные налоги. Может лучше снизить штрафные санкции, если их всеровно не удается взыскать?

— Снижение штрафных санкций приведет к тому, что предприятию будет выгодно платить их вместо того, чтобы правильно и своевременно платить налоги. Сегодня это не выгодно ни государству, ни его гражданам. Кроме того, руководители предприятий должны ощущать на себе этот домоклов мечь штрафных санкций. Налоги должно быть не выгодно не платить.

— Сегодня в городе появилось достаточно большое количество дорогих автомобилей, в окрестностях построены богатые особняки. Как их владельцы платят налоги?

— Мы имеем информацию о владельцах дорогостоящих домов и автомобилей. Проверяем предприятия, на которых они работают, и, часто, информация о том, что эти лица не платят налоги, не подтверждается. Действительно руководитель предприятия, он же учредитель, назначил себе заработную плату, которая позволяет ему через 3 месяца купить «Мерседес». Для нас главное, не то, какую он себе назначил заработную плату, а уплатил ли предусмотренные законом налоги. И во многих случаях налоги уплачены полностью.

— Как вы считаете, может быть увеличить налоги с физических лиц и хотя бы за счет этого попытаться решить проблему дефицита государственного госбюджета?

— Проблему дефицита госбюджета это не решит. Сегодня доля подоходного налога с физических лиц составляет всего 10,9 % в общей сумме поступлений налогов. И кроме этого, такое решение может обострить социальную напряженность в стране. Можно было бы поднять налог на лиц, имеющих высокие доходы. Мы согласились с предложением увеличить с 35 до 40% ставку подоходного налога с граждан, у которых доход превышает 48 млн.руб. в год. Однако, это может привести к тому, что просто больше налогов будет скрываться.

— Как повлияет на финансовое обеспечение налоговой инспекции Указ президента РФ № 969, предусматривающий направлять 50% сумм налогов, дополнительно взысканных с налогоплательщиков, в результате проведенной контрольной работы, на финансовую поддержку налоговых органов?

— В начале необходимо сказать, что городская налоговая инспекция за прошедшее полугодие профинансирована всего на 30% от утвержденной сметы и только по статье «Заработная плата». Мы прак

тически не получили средств на канцелярские расходы, не можем своевременно рассчитаться за коммунальные услуги. На данный момент средняя заработная плата работников налоговой инспекции по городу, с учетом последнего повышения на 30%, составляет 1070000 руб. К тому же, выдается она не всегда во-время. Кроме того, мы не можем рассчитаться с работниками по различным льготам, которые предусматривает для них закон. По сути дела этот Указ президента № 969 — мера вынужденная.

Необходимо отметить, что в Указе речь идет только о суммах дополнительно взысканных налогов без пеней и штрафов, которые превышают эти дополнительные начисления более чем в 10 раз. Причем, суммы, которые мы сможем использовать, ограничены все той же утвержденной сметой. Так что не до жира, получить бы то, что положено.

— По данным областной налоговой инспекции за последнее полугодие снизилось количество документальных проверок, проводимых налоговыми инспекциями. В чем причина этого?

— В основном это снижение уровня квалификации кадров. В текущем году состав наших работников обновился на одну треть. Из 1552 работников уволилось 457 человек и самое страшное, что увольняются опытные работники со стажем.

Понижение уровня квалификации налоговых инспекторов приводит к увеличению длительности проверок, снижению их качества со всеми вытекающими последствиями.

— В последнее время в нашем городе действует большое количество представительств инофирм. Как с ними складываются отношения у налоговой инспекции?

— Это еще одна наша боль. На сегодняшний день в администрации области зарегистрировано 95 представительств иностранных фирм из них 80 встали на налоговый учет, остальных мы вынуждены разыскивать и приглашать для регистрации в налоговую инспекцию. Российское налоговое законодательство достаточно мягко относится к иностранным юридическим лицам. Если российские фирмы мы можем принудить к постановке на налоговый учет, то с иностранными вынуждены действовать только уговорами.

Так, в течение длительного времени мы не можем заставить зарегистрироваться в налоговой инспекции австрийскую фирму «Австроклина Кэлте», австрийско-югославское предприятие «Австроклина-Конструктор-Инжиниринг» и югославскую фирму «Веград», ведущих строительство делового центра с гостиницей в районе улиц Белинского-Куйбышева. Строительство делового центра, можно сказать, уже в завершающей стадии, а не рубля налогов в бюджет не поступило.

Поэтому, пользуясь случаем, через Ваш журнал хочу пригласить руководителей этих фирм и других иностранных юридических лиц, до сих пор не зарегистрированных в налоговой инспекции. Придите и выполните эту неприятную, но необходимую обязанность.

— В связи с Указом президента «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 года № 685" с 1 октября текущего года все предприятия ожидает переход на единый метод исчисления выручки от реализации продукции (работ, услуг) по моменту отгрузки. Существуют ли у городской налоговой инспекции какие-либо нормативные документы по этому вопросу?

— Пока, кроме указа президента, у нас ничего нет. Однако, надо иметь в виду, что это положение вводится не с 1 октября, а по отчету за девять месяцев 1996 года. То есть налогоплатильщики уже в отчете за третий квартал текущего года обязаны исчислить все налоги, в соответствии с этим положением и уплатить их в бюджет. Теперь, если предприятие отгрузило свою продукцию, то оно должно заплатить налог пока с неполученных денег, а это, по нашему мнению, может привести к росту недоимок по налогам с предприятий. Практически предприятию необходимо будет отвлекать оборотные средства для уплаты всех налогов, которые начисляются от обьема выручки. Это приведет к росту обьемов налога, но это не означает, что возрастут поступления в бюджет. Вообще, это положение указа рационально было бы ввести с 1 января 1997 года, не ломая учетной политики, принятой на предприятии. Поспешность в данном деле может привести к путанице в бухгалтерском учете и увеличению ошибок у предприятий при начислении налогов.

На сегодня в нашем городе менее 1% предприятий, ведущих учет выручки по отгрузке. Таким образом, введение этого положения коснется практически всех.

— Первого апреля истек срок предоставления налоговых деклараций гражданами, работающими по совместительству, и предпринимателями без образования юридического лица. Очевидно, остались не отчитавшиеся. Какие санкции их ожидают?

— Получено всего 23364 декларации о доходах, из них от предпринимателей без образования юридического лица 11440 и 11436 от лиц, имеющих несколько источников доходов.

От общего числа зарегистрированных в городе предпринимателей без образования юридического лица представили декларацию только 44%.

Практически сегодня у нас нет законных оснований принудить этих граждан к предоставлению налоговой декларации. Мы проводим разьяснительную работу среди этой категории граждан, выходим к ним на дом. Если эти граждане категорически отказываются являться в налоговую инспекцию, скрываются от налоговых инспекторов, мы обращаемся в районную администрацию с ходатайством о лишении данного гражданина права заниматься данным видом деятельности.

Та же ситуация складывается и с гражданами, имеющими несколько источников доходов. Мы собираем информацию о их доходах по документам, предоставляемым нам бухгалтериями предприятий, заносим их в компьютерный банк данных, и если выясняем, что налог уплачен не в полном объеме, вызываем этих граждан в налоговую инспекцию для заполнения декларации. В том случае, когда мы получаем информацию что полученный доход не только не продекларирован, но и подоходный налог на предприятии не удержан, мы считаем данный доход как сокрытый и предъявляем штраф в размере до 3-х размеров сокрытого дохода.

Но эти меры, к сожалению, малоэффективны. Налоговое законодательство сегодня чрезвычайно мягко относится к гражданам-неплательщикам налогов.

Тем не менее, хочу заметить и довести до сведения, что инфляция сегодня не так высока, а сроки давности по платежам налогов достаточно длительны и составляют шесть лет. Рано или поздно, к вам может прийти налоговый инспектор и в самый неподходящий момент предъ-явить претензии о неуплаченных налогах за позапрошлый год. Избежать такой встречи очень просто -надо своевременно рассчитаться с государством.

— И в заключение хотелось бы узнать, какие изменения ожидаются в городских налогах?

Мэром города дано поручение о введении новых сборов для пополнения городского бюджета. Сюда относится плата за стоянки автомобилей и другие налоги, и сборы, не действовавшие в нашем городе, но предусмотренные законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.