Подписаться
Курс ЦБ на 06.03
74,42
88,93

На рынке консультационных услуг востребованы...

О том, что скрывается за красивым и модным словом «консалтинг» уже не раз рассказывалось на страницах «ДК». Но о том, кто пользуется подобными услугами и насколько необходима предприятиям помощь вн

О том, что скрывается за красивым и модным словом «консалтинг» уже не раз рассказывалось на страницах «ДК». Но о том, кто пользуется подобными услугами и насколько необходима предприятиям помощь внешних консультантов, как часто, на каких этапах развития фирмы и в каких сферах предпринимательской деятельности, — сказать достаточно сложно. Кроме того, многим интересно будет узнать, какие сферы консультационных услуг наиболее востребованы и какой эффект для фирмы может принести сотрудничество с консультантами. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили спросить об этом у читателей «ДК».

Консалтинговая группа «УралИНКО» и журнал «Деловой квартал» провели исследование, посвященное изучению потребности в консалтинговых услугах, результаты которого мы представляем Вашему вниманию.

Софья ДОЛМАТОВА,

Консультант по маркетингу консалтинговой группы «УралИНКО», тел. 70-25-33, 53-62-28.

Читателям журнала было предложено заполнить ан-
кету, состоящую из 17 вопросов. Анкета вкладыва-
лась в очередной (№12) номер журнала, и была возвращена для обработки в течение двух недель. Нам удалось опросить порядка ста респондентов: объем выборки не так уж велик, но позволяет сделать определенные выводы. Мы благодарны всем, кто откликнулся на нашу просьбу и ответил на предложенные вопросы.

Итак, в нашем опросе приняли участие предприятия и фирмы различных направлений деятельности. Наиболее активными оказались структуры оптовой и розничной торговли — 34% и 20% всех опрошенных соответственно, 25% опрошенных — это фирмы, оказывающие различного рода услуги. Промышленных предприятий, принявших участие в нашем опросе, всего лишь 7%, поэтому этот сегмент требует дополнительного изучения.

К услугам внешних консультантов прибегают 74% опрошенных. В основном речь идет о бухгалтерских, аудиторских, юридических услугах, а также о консалтинге в области рекламы (см. рис. 1). Кроме «традиционного набора» консалтинговых услуг, респонденты также проявляют интерес к ИТ-консалтингу (консалтингу в области информационных технологий) и маркетингу — 8,9% и 7,8% опрошенных соответственно. Стратегическое и бизнес-планирование доверяют консультантам лишь 4,7% опрошенных, предпочитая или планировать самостоятельно, или не планировать вовсе (и такое возможно).

Треть респондентов выделяет затраты на консалтинг в отдельную статью расходов, из них 40% считает нормальным потратить на услуги консультантов от 11 до 50 тыс. руб. в год, 20% — до 10 тыс. руб. и столько же ограничивает свои возможности суммой от 51 до 100 тыс. руб. Отдельные (их среди наших респондентов очень мало) серьезные фирмы тратят на консалтинг более 500 тыс. руб. в год.

Однако многие, имевшие дело с консалтинговыми фирмами, признавая высокий профессионализм специалистов, оперативность выполнения работ, культуру общения сотрудников фирмы-консультанта, сетуют на высокую стоимость услуг. Да, консалтинговые услуги недешевы, но они и не могут быть дешевыми, поскольку консультанту необходимо все время повышать свой профессионализм, уровень знаний. Кроме того, отдельные виды консалтинга требуют дорогостоящей специфической информации.

На вопрос об эффективности деятельности консультантов мы получили неожиданные ответы: полностью удовлетворенными (из тех, кто пользовался консалтинговыми услугами) оказались лишь 7% респондентов, частично удовлетворены — 26%, не удовлетворены — 22%, остальные 45% не стали отвечать на данный вопрос.

Из сказанного выше, можно сделать вывод, что выбор консультанта требует внимательности и осторожности, ведь приходится доверять фирме-консультанту свой бизнес, а значит деловую репутацию, престиж компании и своих сотрудников. Фирмы, принявшие участие в нашем опросе, выделили наиболее важные факторы, влияющие на выбор консультантов. Два основных из них — это репутация фирмы и опыт её работы на рынке. На третье и четвертое место вышли такие критерии как личное знакомство с руководством фирмы и рекомендации знакомых, и это не удивительно, поскольку самая лучшая реклама — та, что передана из уст в уста. Она вызывает больше доверия и создает фирме ту самую репутацию, о которой мы только что говорили. Целенаправленную же рекламу 85% опрошенных отнесли к незначительному фактору, влияющему на выбор фирмы. Ещё один фактор, который влияет на выбор консалтинговой фирмы — это, конечно же, цены на услуги.

Более половины всех опрошенных планируют пользоваться консалтинговыми услугами и далее (см. рис 2). Наиболее популярными остаются, по-прежнему, юридические и аудиторские услуги — 12,5% и 10,8% соответственно, а также оптимизация налогообложения, и это вполне понятно, поскольку в некоторых аспектах деятельности консультации грамотных юристов просто необходимы, ежегодные аудиторские проверки и вовсе регламентированы законодательством, да и уплата налогов «съедает» немалые суммы.

Радует, что маркетинговая деятельность пользуется спросом у читателей ДК, однако здесь наши читатели разделились на две группы: те, которым нужны исследования с ответами на вопросы: Что? Где? Сколько? Кому? Как? и те, которые хотят грамотно организовать маркетинговую службу у себя в фирме, чтобы постоянно отслеживать изменения рынка и оперативно получать ответы на те же самые вопросы. И те и другие правы: всё, в конечном счете, зависит от конкретного рынка и динамичности ситуации на нём, от конкретной фирмы и конкретного руководителя.

Не обошли респонденты вниманием и рекрутинговые услуги, поскольку грамотный и квалифицированный персонал — один из главных, ключевых факторов успеха фирмы. Услугами по подбору персонала планируют воспользоваться 6% опрошенных. Стратегическое и бизнес-планирование не каждый руководитель может доверить незнакомой фирме, опасаясь «обнажать» свои проблемы и боясь утечки информации к конкурентам, и, таким образом, предпочитает планировать сам или не планировать вообще, как мы уже говорили выше.

Такие виды консалтинговых услуг как переоценка основных фондов, консультации, связанные с земельными отношениями, рыночная оценка объектов недвижимости, реструктуризация предприятия наиболее актуальны для промышленных предприятий, занимающих солидные земельные участки, владеющих большой массой основных фондов, обладающих многочисленным персоналом.

Таковы итоги опроса. Отметим, что основную массу опрошенных составили генеральные директора — 51%, их заместители — 25%, специалисты 10% и менеджеры по рекламе — 7%.

Ещё раз благодарим всех тех, кто принял участие в нашем опросе. Надеемся, что осознание руководителями необходимости профессионального подхода ко всему спектру вопросов, связанных с функционированием предприятия, будет способствовать расширению рамок традиционного понимания консалтинга, распространяя его за пределы бухгалтерского учета и рекламы.

 

Самое читаемое
  • Кинотеатр под небом, лекторий и деревянные идолы. Новое пространство в центре городаКинотеатр под небом, лекторий и деревянные идолы. Новое пространство в центре города
  • Свердловская область нарастила экспорт в «пандемийный» 2020 годСвердловская область нарастила экспорт в «пандемийный» 2020 год
  • В Екатеринбург заходит сеть кофеен формата «все по фиксированной цене»В Екатеринбург заходит сеть кофеен формата «все по фиксированной цене»
  • «То, что в других странах часто не надо даже обсуждать, в России превращается в проблему»«То, что в других странах часто не надо даже обсуждать, в России превращается в проблему»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.