Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

На Миасском машиностроительном заводе хорошо знают — что делать вместо ракет

Подъем отечественного машиностроения, в первую очередь оборонного, обычно связывается с экспортной ориентацией, выгодной для российских предприятий при теперешнем курсе доллара. Вместе с тем, у нас

Подъем отечественного машиностроения, в первую очередь оборонного, обычно связывается с экспортной ориентацией, выгодной для российских предприятий при теперешнем курсе доллара. Вместе с тем, у нас немало примеров успешного развития бывших де-факто оборонных предприятий, работающих практически исключительно на внутренний рынок. Так, на недавней выставке «Уралтехно-99» в КОСКе «Россия» постоянный поток посетителей привлекла экспозиция Миасского машиностроительного завода (ММЗ). В последние годы бывший флагман ракетного производства серьезно продвинулся вперед в конверсионной тематике. «ДК» это предприятие заинтересовало прежде всего в связи с открытием его представительства в Екатеринбурге.

Миасский машиностроительный завод ведет свою историю с 1959 года, когда в заповедный уголок Южного Урала было перебазировано несколько спецобъектов, в т. ч. СКБ со Златоустовского машиностроительного завода, который всю войну обеспечивал армию стрелковым и артиллерийским вооружением. Конструкторский потенциал знаменитого КБ Макеева, занятого разработкой и совершенствованием ракетного вооружения, дополняется производственными мощностями: разворачивается производство баллистических ракет морского базирования, в т. ч. небезызвестных «Тайфунов». Здесь делались как корпуса ракет, так и приборная часть.

С февраля 1992 г. ММЗ вместе со всей необъятной оборонкой в противоречивом, болезненном для отрасли и всего общества процессе конверсии. По пути наименьшего сопротивления — сковородки вместо ракет — здесь, к счастью, не пошли. Да и вообще ММЗ удалось избежать бесплодных метаний в поисках своего места в новых реалиях. Перековка мечей на оралы началась с оборудования для пищепрома: пивоварни, автоматические линии по выпечке печенья, электросчетчики и многое другое.

Стратегию развития новое руководство завода во главе с ген. директором Александром Пелевиным связало с высокотехнологичным наукоемким производством. Это было крайне рискованно. Такая продукция не может быть сделана быстро и дешево: нужны научные исследования, опытно-экспериментальная база, надежные связи со смежниками и т.д. Перед лицом хронической неоплаты оборонных заказов, при отсутствии платежеспособного спроса, равно как и средств на продвижение новой продукции, риск возрастал многократно. Однако дирекция завода смотрела вперед. Под высокую цель строилась вся каждодневная работа: содержать в постоянной «боеготовности» парк уникального оборудования, сохранить кадровый потенциал, стабилизировать финансовое состояние (кстати, с 1997 г. зарплата на заводе выплачивается регулярно и живыми деньгами), самым тщательным образом изучить рынок. Параллельно выстраивались долговременные взаимоотношения с деловыми партнерами, новыми заказчиками, среди них определялись стратегические. Сформировались магистральные направления мирного производства с применением высоких технологий.

Способ преобразования электрической энергии в тепловую (эффект Пельтье) давно применяется в термооборудовании космических кораблей. В основе этого оборудования вместо привычных по домашним холодильникам фреоновых агрегатов сверхкомпактные термомодули. Они долговечны, устойчивы к вибрации, не требуют обслуживания, отсутствие разрушающего озонового слоя фреона делает их экологичными.
Теперь термомодули, что называется, спустились из космоса на землю. Естественно, с расширением объемов гражданского производства «приземляются» и цены.

Рассказывает Владимир Мощенко, воглавляющий на заводе термоэлектрическое направление:— Из продукции термоэлектрической группы ММЗ наиболее известны переносные емкости, работающие от компактного аккумулятора, причем как в режиме охлаждения, так и нагревания. Это счастливое обстоятельство оставляет на них устойчивый спрос зимой и летом. Особенно сейчас, на самом пороге нынешнего отпускного сезона, когда комфортные заграничные путешествия многим стали недоступны. Такие емкости порой просто незаменимы на даче или на пикнике, в автомобиле или в поезде. Впрочем, для автомобиля правильней, пожалуй, будет приобрести мини-холодильник. Они могут работать от бортовой электросети, а на стоянках — от аккумулятора либо через адаптер от внешней электросети.

Только на транспорте термомодульным установкам — непочатый край работы. Они прекрасно поддерживают температурный режим на рефрижераторах: зимой подогревая, а летом охлаждая фургон. Компактная установка работает как от бортовой, так и от внешней электросети, либо от автономного бензоагрегата. ММЗ — первый и пока единственный отечественный производитель термомодульных установок для рефрижераторов. Делает их как раз для наших дорог и для наших машин: есть вариант для ГАЗели, ЗиЛа и др. Холодильники, охладители воды должны скоро вписаться в интерьер железнодорожных вагонов. Сейчас заводские конструкторы разрабатывают индивидуальный купейный кондиционер. Сидишь зимой в купе — погрелся, закуску подогрел, сидишь летом — охладился и пиво свое охладил. Это ли не мечта миллионов эсэнговских пассажиров? Будем надеяться, что традиционные партнерские отношения Миасского машзавода с МПС помогут мечте осуществиться. Заказчиком таких кондиционеров стал Тверской вагоностроительный завод. Подобные системы кондиционирования вызвали живой интерес в транспортном управлении МЧС, в Московском метрополитене, у авиаторов и речников. — Для термосистем, связанных с жизнеобеспечением и работой в экстремальных условиях, — продолжает свой рассказ г-н Мощенко, — термомодульным установкам трудно найти альтернативу. Например, одна из наиболее ответственных операций в молочно-товарном хозяйстве — охлаждение молока после дойки. Традиционные громоздкие аммиачные агрегаты постоянно выходят из строя. А это значит — либо расходы на постоянное обслуживание и дефицитные запчасти, либо испорченное молоко. Мы предложили заменить аммиачный агрегат термомодульным блоком размером с кирпич. Кстати, в Свердловской области такой агрегат сейчас устанавливается в сельхозкооперативе «Храмцово».Кто сегодня не наслышан о перспективах опто-волоконной связи? В мире ежегодно вводятся в строй миллионы километров линий опто-волоконной связи. При этом на одном канале действуют цифровые интегрированные системы: ЭВМ, телевидение, телефон, сигнализация и т. д., а скорость передачи данных достигает 600 Мбит/сек.

Судя по интернетовскому сообщению, одна американская фирма взялась за прокладку волокна вдоль железных дорог и надеется увеличить скорость передачи данных и, соответственно, их общий поток в 50 раз по сравнению с теперешним. При этом предполагает снизить среднюю для США стоимость переговоров с $ 0,25 до 0,07 за мин.

Обидно, но волокно российского производства годится лишь для электроавтоматики и никакого отношения к развитию связи пока не имеет. Оптоволоконные кабели кое-где выпускают, но исключительно из импортных заготовок. АО «Урал волоконно-оптическая техника» (Урал ВТ), образованное ММЗ совместно с Федеральным Ядерным Центром и НИИ технической физики (г. Снежинск), продвигается в этом направлении явно быстрее многих других.

Вообще, по словам научного руководителя Анатолия Барулина, который начинал данную тематику еще в 80-х годах в Ядерном центре, опто-волокно — довольно простая вещь. Делается из кварца. А поскольку чистым природным кварцем мир крайне беден (одно месторождение в Бразилии), то применяется искусственный кварц. Просто необычайно высокие требования по химсоставу: твердых примесей не должно быть больше одной частицы на миллион. Вот почему и высокая технология. Чем меньшее сопротивление на своем пути встречает поданный в торец кварцевой нити лазерный пучок света, тем дальше он проходит. Ленинградские ученые создали отечественную технологию получения кварца такого качества, а уральские помогли привести ее к опытно-промышленному производству.

— Задача нового предприятия, — говорит директор АО «Урал ВТ» Юрий Букреев,в организации серийного производства оптического волокна на основе искусственного кварцевого сырья. На ММЗ созданы и действуют опытные установки по производству особо чистого искусственного кварца, оптических заготовок и по вытяжке волокна. Эксперименты показали, что волокно нашего опытного производства по основным параметрам не уступает мировым образцам, а по некоторым превосходит. При этом вдвое дешевле, а на массовом производстве будет дешевле тем более. Проектный объем крупносерийного производства — 280 тыс. км опто-волокна в год. Предполагаемые затраты — $ 10 млн. Проект одобрен в самых высоких московских инстанциях.

Качественное опто-волокно ждут связисты всей страны, в т.ч. и на самом Миасском машиностроительном. В поисках своего нового места на рынке немало российских заводов пытались выпускать офисные АТС. Но жесткая конкуренция импорта практически никому так и не позволила подняться. Но вот не так давно ММЗ получил государственный сертификат на офисные телефонные станции малой емкости, которые работают в цифровой технологии и предполагают использование для соединения отдаленных блоков опто-волокно.

Ведущий специалист ММЗ по системам связи Олег Биушкин считает, что на рынке удалось закрепиться, поскольку к проблеме подходили не столько с профильной стороны — связь, сколько с прикладной стороны — автоматика, сложные системы, в чем и сильны специалисты ММЗ — создатели пультов предстартовой подготовки ракет.

— Максимум возможностей наших офисных АТС, — говорит г-н Биушкин, — открывает создание на их основе интегрированных коммуникационных систем. Наиболее перспективно в сегодняшних условиях развертывание наших станций в системе оперативно-технологической связи МПС. Между Челябинском и станцией Полетаево ЮУЖД введен опытный участок оперативно-технологической связи с применением оптоволоконных технологий. Сейчас ведутся работы по созданию специализированного комплекса оперативно-технологической связи во всем путейном ведомстве России. В стадии переговоров также проект с энергетиками и газовиками. Находясь в предыдущий период в лучшем финансовом положении, чем МПС, они успели набрать импортной аппаратуры. Сейчас она
требует апгрейда либо замены, в чем как раз мы можем прекрасно посотрудничать, потому что наша аппаратура работает в стандартизированных международных протоколах и полностью стыкуется с зарубежной. Характерно, что за оптимизацией технических схем, как показывает практика работы с МПС, следует оптимизация финансовых расчетов: за полтора года объем продаж вырос в пять раз.

Одной из сфер своих жизненных интересов ММЗ считает производство оборудования для нефтепереработки. Здесь создано СП «Гримма Миасс нефтемаш» с немецкой фирмой Maschinen und Anlagenbau Grimma и Институтом катализа Сибирского отделения РАН. Немецкая сторона имеет столетний опыт проектирования и строительства нефтеперерабатывающих и спиртовых заводов. ММЗ располагает подходящими для этого мощностями и квалифицированным персоналом бывшего корпусного производства ракет. Сибирскими учеными предложена технология получения высококачественного неэтилированного бензина путем вторичной возгонки нефти без применения дорогостоящих катализаторов. — Будущую специализацию нашего совместного предприятия, — говорит ген. директор «Гримма Миасс нефтемаш» Владимир Шишкин, — мы видим в производстве небольших нефтеперерабатывающих заводов и модернизации действующих, в т. ч. ранее построенных в России немецкой стороной. При поддержке Минтопэнерго России и администрации Челябинской области в Миассе создается Межрегиональный центр по производству оборудования малотоннажных нефтеперерабатывающих заводов. Головным предприятием определен ММЗ. Проект реализуется с участием ряда конверсионных предприятий Урала, в т.ч. Свердловской области, поддержан программой TACIS и голландской группой компаний Shell.На этапе своего становления предприятие занимается автозаправочными комплексами: от разработки дизайн-проекта до сдачи АЗС под ключ. Принимает заказы на самые разные стационарные АЗС по размерам, составу оборудования и оснащенности, количеству заправочных терминалов, уровню сервиса. По словам г-на Шишкина, на сегодняшний день наиболее востребована компактная АЗС блочного типа с подземным расположением емкостей непосредственно под раздаточными колонками. Такие АЗС наиболее компактны и экономичны. Максимум цехового изготовления комплектующих облегчает монтаж. Блочную АЗС предприятие берется смонтировать для вас за месяц с небольшим.

Совсем новой для завода товарной продукцией стали профильные алюминиевые радиаторы отопления. Как объяснил директор Екатеринбургского филиала ММЗ Александр Упоров, просто обидно стало, что алюминиевыми радиаторами (да ладно бы, только ими!) неизвестно какого качества в России торгуют страны, которые и алюминия-то никогда не производили.

В проекте участвуют также ЗАО «Алюминиевая продукция» (Екатеринбург) и ВСМПО (В. Салда). «Алюминиевая продукция» собирает алюминиевый лом. ВСМПО на импортном оборудовании вытягивает (кстати, очень сложный) алюминиевый профиль. Сборка — на ММЗ. Батарея собирается из любого количества секций. По тепловым характеристикам не уступает чугунной. Дизайн, скажем так, сильно отличается от чугунного. Каждое изделие испытывается на стенде сжатым воздухом. Расчетная эксплуатация — 20 лет.

«Ракетный опыт» и здесь пригодился: все соединительные уплотнения делаются из термо— и водостойкой резины, как в ракетах.

Выгодное географическое положение в индустриально развитом регионе, научно-технический потенциал ракетного производства, опытно-конструкторская база, собственное энергетическое, транспортное и складское хозяйство позволяют Миасскому машиностроительному заводу успешно налаживать выпуск широкой гаммы высокотехнологичной продукции с мировым уровнем качества.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.