Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

На авторынке города становится тесно

По данным Комитета по развитию товарного рынка, в Екатеринбурге на апрель 1996 г. было зарегистрировано 895 предприятий непродовольственной торговли и вдвое меньше — продовольственной. Бурно расцв

Вдохновленный принятием новой редакции Закона «О безопасности дорожного движения», Комитет по развитию товарного рынка горадминистрации в апреле вновь попробовал собрать всех причастных к автомобильному бизнесу и разъяснить, как можно и нужно «жить по закону». «Законодательный» семинар вылился в обсуждение не только правовых, но и других насущных сегодня «автомобильных» проблем.

По данным Комитета по развитию товарного рынка, в Екатеринбурге на апрель 1996 г. было зарегистрировано 895 предприятий непродовольственной торговли и вдвое меньше — продовольственной. Бурно расцветает в городе торговля практически всеми видами «несъедобных» товаров (отстают в этом отношении пока только спортивные товары). Автомобилями торгуют свыше ста фирм и автозапчастями — тоже свыше ста. Вот почему контролирующие городской рынок структуры приняли решение в 1996 г. ввести ряд жестких мер, осложняющих жизнь существующих и, главное, появление новых «автомобильных» предприятий, в частности на обсуждении увеличение сбора за право торговли в два раза. Подобная ситуация сложилась недавно в Ижевске — «автомобильных» предприятий, по мнению тамошнего правительства, на удмуртской земле развелось слишком много. Был издан Указ о сокращении числа предприятий вдвое, со 100 до 50. Сейчас весь ижевский автомобильный бизнес озабочен только борьбой за выживание. Новый сбор за право торговли в Екатеринбурге, как считают специалисты, поможет нам избежать ижевского прецедента, ограничит размножение автомобилеторгующих фирм и проблему тесноты этого рынка решит безболезненно.

На освобождение же жизненного пространства будет направлена и другая акция. Комитет по развитию товарного рынка в скором времени начнет выдавать рекомендации по закрытию предприятий торговли автозапчастями, расположенных в неприспособленных помещениях. Дабы «улучшить качество ведения торгового процесса». Не секрет, что многие магазины автозапчастей в Екатеринбурге располагаются зачастую в полуподвалах. В лучшем случае — в комнатах общежития. Существует постановление №89 главы администрации города «Положение о порядке ввода в эксплуатацию торговых предприятий», где оговорены нормы открытия новых магазинов. Предполагается извлечь это Постановление из небытия и вновь придать ему законодательную силу. Впредь ни один магазин, если в своем арсенале он не будет иметь четыре помещения — торговый зал, складское, конторское и подсобное помещения, открытия в Екатеринбурге не дождется. Может быть, хоть тогда активнее станет осуществляться программа отселения первых этажей жилых домов.

И последнее, печальное для «автомобилистов» введение. В 1996 г. Комитет по развитию товарного рынка не станет больше выдавать предприятиям единые патенты на право торговли «всем и всяко». Если в прошлом году в патент записывалось буквально все, на что предприниматель заявлялся (все виды торговли, все марки машин), то теперь работники Комитета сошлись во мнении, что «всем сразу у нас в городе сегодня заниматься невозможно». Либо фирма розницей промышляет, либо уж оптом. Либо ГАЗы, либо ВАЗы. Отныне (по настоятельному требованию, кстати, транспортной инспекции) автомобильный рынок начнет дифференцироваться уже на уровне патентов на право торговли.

И последнее, скорее радостное, чем печальное известие из стен правительства города: на обсуждении проект Постановления «Об организации деятельности авторынков на территории Екатеринбурга». С его выходом предполагается открытие нескольких официальных авторынков, которые, может быть, сумеют составить достойную конкуренцию монопольному рынку у Белой Башни.

Главная и уже навязшая на зубах проблема автомобильных бизнесменов сегодня — это вопросы лицензирования и сертификации. После выхода новой редакции Закона «О безопасности дорожного движения» к процедуре сертификации и «денежноемкого» общения с Уральским центром стандартизации и метрологии прибавилась еще и радость контакта с транспортной инспекцией Свердловской области. Возобновленное с 30 января с.г. городским Постановлением N50 лицензирование предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта испытали на себе пока немногие предприятия, но и эти немногие уже готовы поднять бунт. Откуда берутся цифры установленной платы за выдачу лицензии. Кто-то утверждает, что она высчитывается от дохода лицензируемого предприятия (так, в Главное управление торговли Свердловской области поступила жалоба от одного крупного предприятия, что с них за лицензию запросили 80 млн руб.), сама же транспортная инспекция прикрывается Постановлением города №118 (противоречащим Постановлению 14.18, вышедшему позднее) и Постановлением правительства области №177 «Об утверждении цен на лицензирование». Специалисты же из Главного Управления по торговле Свердловской области (в лице зам. начальника г-жи Глазыриной) считают, что должно быть принято отдельное Постановление, регламентирующее порядок и положение лицензирования предпродажной подготовки. Пока такого Постановления (оно должно иметь статус правительственного) нет — лицензирование идет незаконным образом. Пока отдельно не установлена сумма лицензионного сбора по предпродажной подготовке, должно действовать Постановление 14.18, где сказано: «если нет положения о лицензировании какого-то вида деятельности, плата за выдачу лицензии должна определяться в трехкратном размере минимальной заработной платы».

Совершенно не нравится уже лицензировавшим предпродажную подготовку предприятиям, что в процессе им пришлось повторить круг, пройденный однажды при сертифицировании. Приходится собирать те же документы — лицензируется предпродажная подготовка практически по тем же показателям. Сертификационный орган действует по ГОСТу, от которого не может отступить ни на йоту, транспортная же инспекция разработала эти показатели сама. Свердловское отделение транспортной инспекции аргументирует это тем, что при лицензировании ведется еще и контроль за правильностью выдачи сертификата на предпродажную подготовку.

И, как оказалось, вся эта неразбериха — еще только в начальной стадии. Постановление №50 от 30 января 1996 г. «О лицензировании деятельности по техническим вопросам и ремонту автотранспортных средств» гласит: «Свердловскому областному отделению транспортной инспекции возобновить с 1 января 1996 г. лицензирование в Екатеринбурге». Тем самым город поставил своих бизнесменов в неравные с областными права. А вне Екатеринбурга предпродажную подготовку, техническое обслуживание и ремонт не надо лицензировать? Это Постановление, не дожидаясь протеста прокурора, решено переработать.

Не исключено, что в скором времени и другие моменты лицензирования предпродажной подготовки встанут на свои места. По крайней мере, предпринимателям останется только на это уповать.

Еще один вопрос, тоже связанный с лицензированием, обсуждался на прошедшем семинаре. Постановлением №210 «О лицензировании розничной продажи грузового, автобусов и спецавтотранспорта» лицензирующим органом по данной группе товаров названо Главное Управление торговли правительства Свердловской области. Здесь сегодня должно лицензироваться все, что требует выписки справки-счетов и не относится к категории акцизных товаров (номерные агрегаты, прицепы, мотоциклы и т.д.). Акцизным товаром, как известно, являются автомобили грузоподъемностью до 1,25 т. Лицензию на их торговлю дают местные органы. Но есть и такие автомобили, грузоподъемность которых менее 1, 25 т, но по документам они обозначены — «для грузовых перевозок». Подобный транспорт — тоже прерогатива Главного Управления торговли.

Постановление 14.18 определило лицензируемые виды деятельности. В их числе была записана розничная торговля грузовым автотранспортом, автобусами и спецтранспортом. Вот со спецтранспортом-то и начались недоразумения — нормативная база стала вдруг проваливаться. Коснулось это и наших производителей — «Пневмостроймашина», завода им. Воровского. Дело в том, что на автотранспорт со спецустройствами и агрегатами должна была выписываться справка-счет. ГАИ отказывалась ее давать, требуя лицензию. Лицензию же никто не выдавал, потому что, с одной стороны, эти машины — не акцизный товар, а с другой стороны -торговля им не является по закону обязательно лицензируемым видом деятельности. Теперь, после выхода закона «О безопасности дорожного движения», обязанность лицензировать этот вид транспорта легла на плечи Главного Управления по торговле. Стало неясно, как быть с двигателями и кузовами — ведь это запчасти, которые требуют выписки в Областном ГАИ справки-счета? Неужели для их продажи нужно получать специальную, отдельную лицензию? На все эти вопросы, видимо, законодатель оставил право отвечать Главному Управлению по торговле правительства Свердловской области.

Беда всех фирм, занимающихся сегодня автомобильным бизнесом — с отечественных заводов идут некомплектные, неисправные, некачественные автомобили. Согласно Закону о защите прав потребителя, товар должен при реализации отвечать установленным требованиям. Определены в документах и технические условия, и комплектность каждого автомобиля. И продавать автомобиль, не отвечающий этим нормам, значит продавать некачественный товар. Даже в том случае, если покупатель не имеет никаких претензий или получает денежную скидку за некомплектность, продавец может быть привлечен к ответственности — он нарушает закон.

Не менее проблематично в нашем городе и гарантийное обслуживание. Официальные представители заводов-изготовителей — местные станции технического обслуживания — порой отказываются выполнять свои прямые обязанности и отправляют обратившихся по гарантии «туда, где ты эту машину взял». В таких случаях городская торговая инспекция рекомендует фирмам-продавцам составлять акт, заменять узлы или вышедшие из строя агрегаты за свой счет и отправлять все это на завод-изготовитель. Завод будет вынужден возместить затраченную на ремонт сумму, так как он нарушил закон и не выполнил гарантийные обязательства. Если же у предприятия нет возможности доукомплектовывать или ремонтировать за свой счет — надо обращаться в Антимонопольный комитет. Возможно, он призовет станции обслуживания к порядку.

 

Антимонопольный комитет 55-74-87

ГУ по торговле правительства области 51-47-75

Комитет по защите прав потребителей 51-80-16

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.