Подписаться
Курс ЦБ на 24.04
93,29
99,56

Мы все учились понемногу, чему-нибудь и где-нибудь

Елена Сазонова, зам. директора по международным отношениям Екатеринбургской фармацевтической фабрики, стажировалась в Англии по программам TACIS (PIP) и JICAP. — Мы не только говорим с нашими ин

Согласно статистике, каждый второй из нас сегодня хотел бы поработать за рубежом. Процентов 60 моих знакомых успели уже “сгонять” на стажировку в Европу и Америку по той или иной программе. Кто-то из интереса, кто-то для расширения кругозора (бесплатное путешествие — почему бы нет?), кто-то (этих меньшинство) потому, что это им действительно было нужно для работы. Остается гадать о другом: им-то, евро-американцам, зачем это надо? Тратить деньги на наших “молодых специалистов”, открывать им секреты своих наработок (ноу-хау, как-никак) — что за радость? Что это — гуманитарная помощь отстающим (в контексте христианских заповедей), вербовка наших мозгов или что-то третье? Своими впечатлениями на этот счет делятся непосредственные участники стажировок за рубежом.

Елена Сазонова, зам. директора по международным отношениям Екатеринбургской фармацевтической фабрики, стажировалась в Англии по программам TACIS (PIP) и JICAP.
— Мы не только говорим с нашими иностранными партнерами в буквальном смысле на разных языках, но и не понимаем друг друга на понятийном уровне, т.к. вкладываем в одни и те же слова разный смысл. Поэтому необходимо знать психологию западного партнера и особенности ведения дел на Западе. Эти стажировки дают возможность не только получить теоретическую информацию, но и посетить ряд предприятий по своему профилю. Я стажировалась на фирмах “Munro Wholesale Medical Supplies” (Глазго) и “Wallace Manufakturing Chemists” (Лондон). В результате этой стажировки мы начали переговоры с одной из фирм об открытии у нас их аптеки, а с другой фирмой мы решили создать СП, и уже строился цех (где производились бы пищевые добавки, витамины, лекарственный сироп), но помешал пресловутый российский кризис... Конечно, не многие возвращаются со стажировки с такими результатами. Частично это зависит от личных качеств. Кроме того, я в совершенстве владею английским языком, а когда ты общаешься напрямую и можешь на хорошем уровне выразить свои мысли, это производит впечатление на собеседника и увеличиваются шансы его убедить. Сами англичане относятся к нашим стажерам по-разному. Не все наши менеджеры едут за границу учиться, некоторые едут просто за новыми впечатлениями, “потусоваться”, и они создают определенное негативное мнение о себе. В результате этого сейчас сотрудникам программы JICAP трудно находить принимающие компании. Ведь для чего иностранная сторона хочет принимать стажера? Не из благотворительности же, правда? Деловые люди ничего не делают просто так: если они принимают стажера, значит, они хотят установить контакт, чтоб выйти на наш рынок, а если из раза в раз ничего не получается, то смысла проводить такие стажировки дальше уже нет.
Насколько трудно попасть на такую стажировку? Организаторы английских программ говорят, что у них нет конкурса. Тем не менее “испытания” (а отбор ведется достаточно жесткий) проходят лишь 25 человек из 100. Хотя места (наличие финансов для участников стажировки) есть, но они не хотят посылать некомпетентных или неперспективных людей. Существует график — 5 групп в год.

Олег Зарецкий, директор уральского юридического центра, стажировался в США по программе “ПЭП”:
— Наша делегация, да и сама стажировка, были отнюдь не рядовыми. Отбор был достаточно жесткий (инициировала его лично Ирина Хакамада), выбирали 10 самых перспективных юристов со всей страны (я представлял Урало-Сибирский регион). Нашей целью был сбор юридических материалов и идей, которые по возвращении можно было воплотить в российское законодательство, в частности — в ту его часть, которая связана с бизнесом. В течение месяца мы посетили большое количество юридических фирм, таких как Ernst & Young — крупнейшую в мире аудиторскую фирму. Кроме нее — несколько крупных предприятий Сан-Франциско, в т.ч. компьютерный центр в Силиконовой Долине — американское чудо, где находятся самые крупные компьютерные компании. Это было нечто среднее между стажировкой и обменом опыта американских и русских юристов. Представители различных юридических фирм рассказывали, как решаются их вопросы. Что-то удалось использовать. Хотя на самом деле — это американцам есть чему у нас поучиться. Это касается качества подготовки юристов, главное отличие которого в том, что они получают очень четкую специализацию, а значит, они более узкие специалисты. Им было бы очень сложно работать у нас. Поэтому, кто с кем делился опытом — это вопрос. Кроме того, они тоже извлекали пользу из общения с нами. Для них — это бесплатная реклама своих фирм, маркетинг.
Что касается переноса полученной информации на российскую почву... Конечно, огульно переносить их опыт нельзя. Можно взять какие-то механизмы, которые соответствуют принципам нашего права, чтоб не изобретать велосипед. К тому же этот опыт пригодится в случае работы с иностранными клиентами.

Андрей Русаков, директор рекламной группы “Феникс”, стажировался в США по программе “ПЭП”:
— У нас была команда рекламщиков — 10 или 12 человек. Стажировка проходила в г. Талсе (штат Оклахома) и была, скорее, практическая, поскольку каждый день тебя привозят на какую-то фирму (часто — в день по 2 фирмы), где ее представители рассказывают о своей маркетинговой программе, о том, как они позиционируются, о способах рекламы и т.д. Т.е. это — презентация фирмы, ответы на вопросы. Для них это — бесплатная реклама о себе для представителей России. При этом они не боятся разбрасываться своими “ноу-хау”, поскольку уверены, что мы все равно не сможем этим воспользоваться в российских условиях. Но иного способа попасть на американскую фирму, проникнуть в атмосферу высшего менеджмента для россиян не существует. Иногда были плохо подготовленные презентации, когда менеджеры говорили банальные вещи, которые мы знаем из учебников. Но чаще это было очень полезно тем, что мы узнавали систему американского бизнеса, который изначально создается по концепции прибыли в условиях жесточайшей конкуренции. Для этих условий реклама просто необходима, поэтому там она действенна. И нам как представителям российского рекламного бизнеса было очень полезно с нею познакомиться.
Бросается в глаза разница между их отношением к рекламному бизнесу и нашему: там понимают, что за мозги надо платить, что это тоже работа. Если структура доходов в наших рекламных агентствах составляет 90% от комиссионных, то в Америке это составляет максимум 1/3 дохода. У них составление медиа-плана — $ 5 тыс., составление концепции рекламы — $ 10 тыс., и все это считается нормой. У нас же никто за медиа-план не заплатит.
Минус стажировки состоял в подборе группы участников. Поскольку стажировка целевая — в нашем случае собирались представители рекламного бизнеса, то собирали всех, кто имеет хоть какое-то отношение к рекламе. Но наружная реклама или изготовление визиток не имеет ничего общего, скажем, с PR. Группа получилась всеядной. Поэтому для представителей отдельно взятой группы одна и та же презентация может оказаться как очень интересной, так и абсолютно ненужной.

Евгений Копылов, заместитель генерального директора фирмы “Атриум”, о программе “Развивай свою фирму”:
— Эта программа, как психологический тест. Можно узнать все про свою фирму, про свой коллектив. Занятия проходили с 9.00 утра и до 20.00-22.00, но это было неутомительно, потому что “теория” занимала по времени 15-20%. Нам конспективно давали основные понятия, термины “накладывались” на практические знания. Из 24 участников формировали 4 группы по 6 человек. По мере освоения теории проводился т.н. “Совет директоров”, на котором руководители заполняли анкеты-характеристики на свои фирмы. Около 80% времени занимал анализ работы собственной фирмы, причем информация о деятельности компании могла иметь по желанию участника закрытый характер.
В чем преимущество этой Программы? Полное отсутствие “текучки” — четыре дня мы полностью были погружены в обучение. Второе — разбивка Программы на блоки, логичное построение материала — стратегия фирмы, маркетинг, управление финансами, управление персоналом. Лично я за месяц успевал произвести изменения в своей работе, почувствовать, есть результат или нет. И на следующий блок обучения я приезжал с решениями и массой новых вопросов. Третье — это отсутствие каких-либо экзаменов, что создает определенный душевный комфорт.
И, наконец, самое главное — чем заканчивается любое обучение? Новой купленной книжкой, конспектом. А здесь у вас — Программа действия. Практически по окончании Программы у меня на столе был уже календарный график внедрения тех мероприятий, которые были намечены в течение обучения. Это самое ценное, что присутствует в этой Программе. Поэтому я горячий сторонник этой Программы.

Олег Кузнецов, зам. директора супермаркета “Кировский”, о программе “Развивай свою фирму”:
— Когда мне рассказали про Программу “Развивай свою фирму”, я засомневался: мы практики, мы все знаем, все умеем. Что нам могут дать теоретики? Уверен, что сейчас половина руководителей думает о том же. Работая в супермаркете “Кировский”, я всегда придерживался принципа: делать то, что ты умеешь делать хорошо, остальное — купи. Обучаясь по этой Программе, в этом Институте, я смог посмотреть на нашу деятельность со стороны, другими глазами. И я пересмотрел свои прежние взгляды. Я увидел все наши плюсы и минусы. К счастью, у нас минусов немного. Когда я закончил этот курс и приехал в “Кировский”, директор тоже заинтересовался этой Программой. Сейчас Игорь Иванович Ковпак планирует обучение в рамках Программы. Словом, супермаркет “Кировский” рекомендует!

Сергей Красовский, генеральный директор торгового центра “Универбыт”, о программе “Развивай свою фирму”:
— О том, что управлять тоже надо учиться, сегодня известно любому руководителю. Эпоха интуитивного менеджмента безвозвратно ушла в прошлое. Причем учиться — не значит прослушать один раз какой-то курс и успокоиться. Срок годности знаний сегодня составляет от силы полтора-два года, и он продолжает сокращаться.
Должен честно признаться, вообще-то я скептически относился к бизнес-образованию. Во всяком случае, те семинары, на которых мне довелось побывать, ничего полезного мне не дали, и все, что я из них вынес, было либо отвлеченными теориями, либо западным опытом, неприменимым к нашим условиям. На программу Международного института дистанционного образования “Развивай свою фирму” я попал почти случайно и не пожалел об этом.
Программа “Развивай свою фирму”, проводимая Институтом совместно со Шведским институтом менеджмента и Калининградской школой международного бизнеса, была рассчитана как раз на конкретное практическое применение полученных знаний на своем предприятии. Преподавателями были не теоретики, а профессионалы, на практике доказавшие свою компетентность. Так, например, курс маркетинга в Швеции нам читал директор по маркетингу компании “Scania”. Еще одно преимущество этой Программы: возможность обменяться опытом с другими участниками — руководителями крупнейших и известных предприятий страны. Все это с лихвой окупает потраченные время и средства.

Евгений Нагорных, консультант по общему управлению, стажировался по программе МВА (Словения):
— Словенская программа МВА — первая в Восточно-Центральной Европе Международная Бизнес-школа, работает 10-11 лет. Имеет разные формы обучения от 1 до 3 лет. Мне в течение года надо было отучиться 17 недель на месте, а в остальное время — можно работать.
Качество образования определяется профессорами, поэтому школы бывают разные с такой точки зрения: постоянно работающие профессора и приглашенные (из разных мест). Словенска хороша тем, что она связана с очень крупными школами в Париже, Барселоне, Канаде, Роттердаме. Это значит, что они постоянно вызывают оттуда преподавателей. Эта школа сравнительно ближе к нам географически, поэтому программы больше ориентированы на нас с точки зрения применения теории. Они хорошо понимают, что русские по западным меркам небогатые, поэтому с этого года у них началась программа Европейского банка реконструкции и развития (Банк дает кредит на учебу в полном объеме, его начинают выплачивать через 17 месяцев, срок — до 13 лет).
Это образование дает доступ к лучшим в Европе профессорам, которые занимаются консультированием (очень известных компаний), поэтому получается живая практика: как в Европе строится бизнес. Это помогает международному деловому общению: знакомишься и узнаешь людей в непосредственной повседневной обстановке. Кроме того, очень актуально: школа дает русским стипендии. Она заинтересована в русских.
Готов ли наш рынок посылать птенцов уральских, в финансовом плане? До августа месяца у нас что-то готовилось. Было понимание того, что все беды у нас от того, что предприятия в добавленной стоимости ничего не пополняют, только разрушают. И начались такие процессы, как банкротство, внешнее управление и т.д. Уже сейчас существует позиция — конкурсный управляющий. Многие предприятия начинают задумываться о местной учебе.
Надо заниматься своим делом. Я консультирую, работаю на иностранные компании. Некоторых из них представляю здесь, на Урале. Может быть, со временем, а сейчас старые руководители не готовы воспринимать новые программы, а молодые “не у власти”. А вот собственники новых структур прошли естественный отбор. И в результате они научились профессионально управлять и понимать, что всего знать они не могут. И если есть люди, которые в некоторых профессиональных сферах знают больше их, то не считают это посягательством на личную прерогативу. Таким структурам понадобятся обученные, квалифицированные управленцы.
Основные условия для приема: необходимо иметь 3- летний опыт управленческой работы разного уровня, знание английского языка, высшее образование, общий здравый смысл. Можно связаться со мной, а я помогу связать со школами. В январе начался очередной курс “MBА”, срок обучения — год. В следующем году можно вновь записаться.
Некоторые считают, что чем больше российских специалистов пройдут обучение за рубежом, тем цивилизованнее станет наш бизнес. Возможно, это так. В любом случае полученный опыт не пропадет даром. Дерзайте!

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.