Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Мы длинной вереницей идем за синей птицей - 20.12.2004

В общих чертах В январе 2004 г. розничную торговлю в России признали отраслью. Герман Греф, еще будучи министром правительства Михаила Касьянова, созвал на совещание руководителей двад

Розничный рынок движется в направлении, обозначившемся в последние два года: быстрое увеличение объемов товарооборота за счет экстенсивного роста. Крупные торговые сети поглощают мелкие и в ожидании иностранных операторов внедряют прогрессивные технологии.

В общих чертах

В январе 2004 г. розничную торговлю в России признали отраслью. Герман Греф, еще будучи министром правительства Михаила Касьянова, созвал на совещание руководителей двадцати российских сетей, большей частью — продовольственных («Ашан», «ИКЕА», «Супермаркет «Кировский», «Метро кэш энд кэрри», «М.Видео», «Пятерочка», «Рамстор», «Седьмой континент», «Тандер», «Техносила», «Эльдорадо» и проч.), суммарный товарооборот которых в 2003 г. превысил $13 млрд. По данным Минэкономразвития, к тому времени розничная торговля доминировала в секторе услуг, составляя 20,5% от ВВП (для сравнения: доля ТЭК — 12–13%). На совещании ритейлерам предложили создать консультационный совет по разработке правил игры в розницу.

Прошел год. По словам президента «Супермаркета «Кировский» Игоря Ковпака, участники совещания встречались еще раз на лыжном курорте Куршавель, но судьбы ритейла больше не обсуждали. Беспокоиться не о чем: аналитики Объединенной финансовой группы (ОФГ) прогнозируют — до 2010 г. рынок продуктовой розницы будет ежегодно увеличиваться не меньше чем на 11%. Причем в последние пять лет объемы росли на 22% в год, а обороты пяти крупнейших сетей («Ашан», «Пятерочка», «Перекресток», «Седьмой Континент» и «Рамстор») — почти на 50% в год.

По данным министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, за 10 месяцев 2004 г. объем продаж в магазинах повысился на 35%. По сравнению с 2003 г. реализация «Супермаркета «Кировский» увеличилась на 25% (до $180 млн), торговой сети «Купец» — на 14% (эксперты оценивают оборот в $100 млн), торговой сети «Монетка» — на 100% (до $95 млн), сети универсамов «Звездный — на 50% (до $30 млн), сети «Мегамарт» — на 35% (до $50 млн).

Предложений о продаже бизнеса, говорят ритейлеры, в 2004 г. не поступало. Последний непрофильный инвестор обращался к президенту «Кировского» два года назад. Игорь Ковпак: Необходимости расставаться с бизнесом пока нет. Конечно, если придет мощный и богатый иностранец и начнет нас всех плющить, придется объединяться в какой-то союз или продавать сеть за очень большие деньги. Большие деньги могут дать финансовые инвесторы. Особенностью года стал повышенный интерес к рознице банкиров, нефтяников и металлургических холдингов.

До сих пор деньги в российский ритейл вкладывал преимущественно Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). В середине 90-х банк стал акционером «Торгового дома «Перекресток». В 1997 г. инвестор приобрел 27% акций компании «Центры торговли «Юнилэнд-Екатеринбург», развивающей на Урале сеть cash&carry «Мегамарт», а в 2001 г. вошел в состав акционеров «Пятерочки». Сегодня банк остается совладельцем только сети «Мегамарт». О продаже пакета «Пятерочки» другим владельцам сети ЕБРР объявил в мае 2004 г. Александр Идрисов, управляющий партнер компании «Про-Инвест Консалтинг» (Москва): Нынешние финансовые инвесторы не собираются управлять торговыми сетями. Им важно, чтобы бизнес, в который они вкладывают деньги, давал в ближайшие пять лет не менее 35% годовых на инвестиции. Таких рынков немного, один из них — розничная торговля. По данным сайта www.retailer.ru, эффективность вложений инвестиционной компании Delta Capital в сеть Spar оказалась намного выше. В московское ЗАО «Спар ритейл» и нижегородское ЗАО «Спар Средняя Волга» предприятие вложило, по собственным данным, около $10 млн, а за продажу пакетов в обеих компаниях выручило не менее $24–28 млн.

Локальные переделы

Прогнозы слияний и поглощений, которые эксперты делали в начале года, оправдались только отчасти. В апреле собственники «Купца» приобрели у владельца бизнес-клуба «Глобус» Александра Вараксина «Торговый дом «Чкаловский» — семь магазинов, взятых в аренду у ЕКУГИ. Олег Хабибуллин, генеральный директор «Купца»: Результаты работы приобретенных магазинов нас пока не удовлетворяют. Практический интерес представляют только два объекта площадью около 1000 кв. м. Остальные магазины — маленькие, приличных результатов ожидать от них трудно. Но мы по этому поводу не расстраиваемся. Последние «Чкаловские» под вывеской «Купец» открылись в июне — для раскрутки и вывода на проектную мощность времени еще недостаточно. Финансовые результаты работы восьми продовольственных магазинов, взятых в управление у сети «Атлант» и выделенных в блок «Купец-эконом», руководство сети устраивают.

Весной сеть универсамов «Звездный» взяла в аренду магазин «Северный» в одноименном переулке, компенсировав потери, понесенные в декабре 2003 г., когда хозяин ТЦ «Дмитриевский» Владимир Дмитриев отказался продлить договор аренды. В июне к трем магазинам сети добавились универсамы «Заречный» (2900 кв.м) и «Белореченский» (3900 кв.м), принадлежавшие ранее компании «Олипс». По словам Николая Лантуха, члена совета директоров «СКМ-холдинга», который вел переговоры с генеральным директором «Олипса» Олегом Нейковским, сделка подразумевает комплекс взаимных обязательств. Светлана Лясс, директор сети «Звездный»: Трудно представить мое состояние, когда я первый раз увидела магазин на Посадской. Мы сделали косметический ремонт, заменили в торговом зале электропроводку, установили новое холодильное оборудование и расширили автостоянку за счет сноса киосков. Одновременно перевели универсам на беспроводные технологии. С приобретением новых магазинов руководство Сталепромышленной компании взяло курс на расширение продовольственной сети за счет покупки и аренды площадей у небольших сетей — в Екатеринбурге и Свердловской области. Переговоры с владельцами недвижимости ведет новый председатель совета директоров «Звездного» Александр РАйсих, работавший прежде директором по торговле и маркетингу мясокомбината «Екатеринбургский». Одним из объектов, на котором также собирались прикрепить вывеску «Звездный», был «Торговый дом 
«Малаховский», но сеть «Монетка» перехватила предприятие раньше. Последним в этом году лотом остаются магазины мясокомбината, под залог которых предприятие-банкрот получило кредит в банке «Северная казна». Торговые площади достанутся тому, кто быстрее договорится с хозяевами.

Среди новостроек 2004 г. в Екатеринбурге выделяются два объекта — вторая очередь ТЦ «Купец» на 8 Марта и еще один «Купец» на Технической — копия «Кировского» на Сиреневом бульваре. Площадь универсама в торговом центре увеличилась до 4 тыс. кв. м. По мнению наблюдателей, при таких габаритах новый «Купец» превратился в магазин выходного дня. Вскоре начнется строительство третьей очереди ТЦ, рассчитанной на продажу товаров промышленной группы. Проект четвертой очереди (развлекательный комплекс) проходит согласование в мэрии. «Звездный» в декабре открывает новый, шестой по счету, магазин на Донбасской общей площадью 1600 кв.м, перестроенный из заброшенной столовой. Игорь Ковпак также получил несколько участков под строительство торговых предприятий — все проекты будут реализованы в 2005 г.

Агрессивная политика роста

По данным маркетологов компании «ГфК-Русь», потребитель Москвы и Санкт-Петербурга ориентируется на имиджевые показатели товара, а уже потом — на его качество и стоимость. В регионах на первом месте — доступные цены. Если сравнить три основные категории торговых объектов — супермаркеты (универсамы), небольшие магазины, расположенные рядом с местом работы (возле дома) и продовольственные рынки (мелкооптовые и колхозные), выяснится, что на последних совершается около 30% покупок. Примерно такие же проценты товарооборота теряют большие магазины в спальных районах. По словам директора сети «Звездный» Светланы Лясс, близость визовского оптового рынка сказывается на работе универсама «Звездный» на Опалихинской (бывший «Заречный»): Машины, которые едут по объездной дороге, к этому магазину не сворачивают. Туда ходят только местные жители — большей частью за выпечкой и полуфабрикатами, а крупы, макароны и консервы покупают на рынках. Поэтому оборот магазина в Заречном на 30–40% меньше, чем в универсаме на Белореченской, который по объемам продаж приближается к головному «Звездному» на Серова.

Выход ритейлеры видят в появлении «магазинов у дома» с торговой площадью до 300–400 кв.м, где покупатель платит за то, что ему не надо тратить время на дорогу. Ставку на этот формат, а также на универсамы с площадью торгового зала до 2 тыс. кв.м, делают сети «Звездный» и «Купец». По словам Олега Хабибуллина, одновременно «Купец» будет открывать магазины эконом-класса. «Монетка» продолжает осваивать рынок двумя форматами — «Монеткой-Супер» (торговая площадь от 1,5 тыс. кв. м до 2,5 тыс. кв. м) и экономными универсамами (от 400 кв.м). Основной формат «Кировского» — магазины от 500 до 3 тыс. кв. м, которые в зависимости от площади делятся на три категории. Игорь Ковпак: В чем наша сила? У нас 20 ударных предприятий (типовых гастрономов) в самых проходных местах — на Свердлова, Машиностроителей, Луначарского, 8 Марта. Каждый из них торгует на 14–16 млн руб. в месяц. Мы считаем, что самая высокая эффективность товарооборота на кв. м приходится на магазины площадью 2 тыс. кв. м.

В 2004 г. «Супермаркет «Кировский» осваивал города области. К семи магазинам в Ревде и двум в Кировграде к концу года добавилось 13 гастрономов в Новоуральске (еще один магазин строится), два — в Лесном и один — в Среднеуральске. В декабре первый «Кировский» появится в Первоуральске (еще два магазина строятся), один — в Нижнем Тагиле (возводится еще три магазина) и один магазин — в Березовском. В первом квартале 2005 г. Игорь Ковпак намерен открыть первое предприятие за пределами Свердловской области (по некоторым данным, в Челябинске).

Челябинск в 2005 г. станет ареной жесткой конкурентной борьбы. Не считая сетей «Перекресток», «Патэрсон» (Москва) и «Магнита» (Краснодар), там сойдутся интересы «Кировского», «Монетки» и «Юнилэнда», развивающего в столице Южного Урала сеть дискаунтеров «Дикси». Там же появится новый «Мегамарт». Еще четыре «Мегамарта» — в Екатеринбурге, Первоуральске, Нижнем Тагиле (второй по счету) и Тюмени — «Юнилэнд» построит в 2005–2006 гг. «Монетка» до конца текущего года откроет пять магазинов: три — в Свердловской области и по одному — в Уфе и Тюмени. В Верхней Пышме, Ревде и Нижнем Тагиле магазины «Монетка» уже работают. По словам генерального директора сети Романа Заболотнова, в 2005 г. компания намерена увеличить количество торговых предприятий в Уфе до семи-восьми, а в Тюмени — до трех-четырех.

На днях появился еще один, 17 по счету, дискаунтер сети «Пятерочка» (11 объектов — в Екатеринбурге и 6 — в городах области: Березовском, Полевском и Первоуральске). Владелец франчайзинговой сети Владимир Дмитриев уверяет, что к концу 2005 г. доведет число магазинов до 30, после чего возьмется за строительство гипермаркетов. В 2004 г. федеральная сеть «Пятерочка» — первой в России — намеревалась перешагнуть рубеж торгового оборота в $1 млрд (считая франчайзинговые магазины). В 2003 г. компания наторговала на $933 млн, оставив позади Metro Cash & Carry ($900 млн) и дискаунтеры «Магнит» ($570 млн). Конкуренция только начинается.

Обратная связь: starkov@apress.ru

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.