Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Мотивация не работает. Каждый сотрудник должен делать то, что ему нравится

Мотивация не работает. Каждый сотрудник должен делать то, что ему нравится
Иллюстрация: личный архив Алексея Данилина

«Захотел я в туалет или есть — это мотивация. Если мне говорят: «Работай больше, получишь бонус» — это стимуляция, внешнее воздействие». Авторская колонка Алексея Данилина (ГК «Лидер») на DK.RU.

Алексей Данилин, управляющий партнер ГК «Лидер»:
 
— Большинство людей умеют действовать только по инструкциям, им нужен контроль: будешь делать этот список дел, а по пятницам получать зарплату. Они просто нажимают определенные кнопки в определенной последовательности, но не развивают компанию. Если таких людей в компании 10%, то это еще куда ни шло, а если их будет много, то вся компания превратится во что-то неживое, в робота. И, чтобы заставить таких людей работать, часто руководители прибегают к так называемой «мотивации сотрудников». Но мотивация не работает ни в каких компаниях.

Мотивация vs Стимуляция

Мотивация — это сугубо внутреннее ощущение человека. И часто этот термин используют неправильно. Нельзя замотивировать человека деньгами или бонусами, чтобы он лучше работал. Вот захотел я в туалет или есть — это мотивация. Если мне говорят: «Работай больше, получишь бонус» — это стимуляция, то есть внешнее воздействие. Мотивация же всегда идет изнутри.
 
Стимуляция начинает работать только тогда, когда хитрый HR начинает соображать: «Ага, что этому человеку надо? Он взял ипотеку, значит, его можно поймать на стабильной и высокой зарплате». Но к внутренней мотивации это имеет мало отношения.
 
От того, на каком этапе развития находится человек, зависит и его внутренняя мотивация. Многие люди зацикливаются на ступеньке примитивных желаний. Или человека очень легко столкнуть на эту ступень.
 
Примитивный уровень мотивации связывают с социальными гарантиями, с официальным трудоустройством и какой-то минимальной защитой. Но это плохо работает. Люди работают не только за деньги. Может быть, первые несколько месяцев вам и важна зарплата, но потом на первый план выходят и другие потребности. Главное же, что двигает человеком — это мотивация к самореализации.
 
Мотивация, как голос совести, просыпается в людях и говорит: «Ты на самом деле рожден вот для чего, какого ты тут в компании сидишь, бумажки перебираешь».
 
Если у вас работает сотрудник, которого постоянно приходится мотивировать, чтобы он выполнял планы, значит, человек делает работу, которая ему не нравится.
 
Потому что человек, который любит свою работу, делает ее легко, весело и быстро, и ему не нужно заставлять себя работать. 
 
Это хорошо заметно на примере отдела продаж. Есть девочки (хранители очага) и мальчики (охотники-собиратели, добытчики). И девочкам обычно не нравится делать холодные звонки, но они нормально относятся к тому, чтобы оформлять документы. А мальчики, наоборот, обычно любят созваниваться, договариваться с клиентами, но вот договор составлять не любят. Это в большинстве случаев.
 
В компаниях обычно как: если ты договариваешься с клиентом, то и договор будешь составлять ты. Поэтому сотрудник половину времени счастлив, а половину он, несчастный, договор составляет. Но ведь очевидно, что работу просто нужно разделить. Мы так и поступили.
 
Постепенно мы придем к тому, что каждый сотрудник будет делать только то, что ему нравится. А в этом случае никакая стимуляция или мотивация не нужна.

Соревновательный момент

Еще часто в компаниях используют соревновательный момент, чтобы повысить продуктивность сотрудников. Мне это не близко, я против. 
 
Но при этом я прекрасно понимаю, что некоторым нужно посоревноваться. Моему сыну шесть лет, и я понимаю, что ему надо бегать наперегонки и первым прибежать — для него это важно. Лет в десять это, наверное, тоже важно. Другое дело, когда речь идет о взрослых людях. Здесь не нужно соревнование устраивать.
 
Соревновательный дух очень плох для компании, потому что люди в этом случае становятся каждый сам за себя. Таким образом, в компании моделируется конфликт, а собственник компании его усиливает.
 
Он разделяет компанию на команды и показывает им одну морковку, за которую нужно бороться. На мой взгляд, это бесчеловечно. Человечно — это когда каждый в своем темпе движется к цели. Человек должен соревноваться с лучшей версией себя, а не с другим сотрудником.

Денежные бонусы

Очень яркий пример, который показывает, как не работает финансовая стимуляция, — отдел продаж. Ведь там как обычно строится зарплата? Есть окладная часть и есть премиальная — процент с продаж, причем премиальная часть обычно значительно выше окладной. У нас сейчас четыре менеджера по продажам, и мы идем к тому, чтобы они работали совместно. Для этого мы отказываемся от премиальной части и оставляем только базовую. Сильно выше рынка.
 
Перевод сотрудников на базовую зарплату, без бонусной части, исключает соперничество в компании, менеджеры не подсиживают друг у друга клиентов, а наоборот, могут помогать друг другу.
 
Почему мы так сделали? Не потому, что мы самые умные, а потому что это общемировые практики, которые дают свои результаты. Так действуют Coca-Cola, Procter & Gamble. Все эти монстры реально перешли на базовую оплату труда у менеджеров по продажам. В Coca-Cola вообще сейчас нет торговых представителей, нет продажников. Потому что не нужно себя обманывать: должность менеджера по продажам — это стратегическая недоработка маркетинга. Ведь если нужно продавать ваш продукт, то, значит, маркетинг недостаточный. Вот Coca-Cola продавать не нужно, ее и так придут и купят. И мы идем к тому же. 
 
Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.