Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Монолог равнодушного ко вкусу йогурта (есть и такие)

Откуда дровишки? Весь имеющийся в продаже йогурт привозится из Франции, Финляндии и Германии. Последняя считается лидером по поставкам йогурта на российский рынок. Ее торговые марки Zott (йогур

Любители йогурта не найдут здесь информации о пользе и вкусовых качествах этого продукта. Мы будем говорить сегодня о его дефиците. По оценкам специалистов, потребность уральцев в йогурте превышает возможности его поставщиков. Если в ноябре 1994 г. город поедал 10 еврофур в год, то сегодня, спустя 1,5 года, эта цифра значительно уменьшилась. Хотя по всем законам логики, учитывая процесс «привыкания» человеческого организма к хорошему, объемы поставок должны были увеличиваться. Почему этого не происходит?

Откуда дровишки?

Весь имеющийся в продаже йогурт привозится из Франции, Финляндии и Германии. Последняя считается лидером по поставкам йогурта на российский рынок. Ее торговые марки Zott (йогурты «Мертингер», «Зане Гут», «Зотт») и Sudmilch (знаменитый «Фруттис») представлены на рынке ярче всего. Реже встречаются французские Danone и финские Valio. Соотношение германских йогуртовых марок и всех остальных 3:1. Такая ситуация характерна для всего российского рынка в целом.

Компания Zott создана в 1926 году в немецком городе Мертенген. Поставляет продукцию в 36 стран мира. Оборот компании за 1995 год составил DM460 млн, 30% продаж приходится на экспорт.

Zott, попав в новую для себя страну, обычно начинала с создания дочернего отделения с привязанной к нему сетью дистрибуторов. В России она отступила от правила, пытаясь догнать вышедшего чуть раньше на российский рынок конкурента, компанию Sudmilch. Три года назад обе эти компании, соревнуясь, заключили договоры с одними и теми же импортерами, и в какой-то момент сложилась почти парадоксальная ситуация: российские торговцы продавали продукцию конкурентов. Тем временем в самой Германии эти две компании по продаже фруктовых йогуртов идут практически рядом (см. рис.), а по объему продаж сливочных йогуртов Zott опережает других производителей (см. табл.1). Не секрет, что европейцы, культивируя здоровый образ жизни, предпочитают молочные продукты с минимальным содержанием жира. В России же у потребителя большей популярностью пользуются сливочные йогурты — отсюда невероятная популярность Zott в России.

Но главное изменение деятельности Zott — отказ от равноправной работы со всеми своими российскими партнерами. Созданная в конце прошлого года московская компания «Грот» после переговоров с Zott единственным направлением своей деятельности выбрала импорт продукции этого германского производителя, получив при этом от него преференции. А что же с остальными импортерами, теми, кто на протяжении 2-3 лет образцово брал, продавал, рекламировал собственными силами продукцию Zott? Часть из них по тем или иным причинам выпала из списка партнеров компании. Другая часть заключила новые соглашения («Внешторгпродукт», «Гек» и «Интермилк»).

Екатеринбургский «Йогуртленд» вчера и сегодня

В Екатеринбурге в разное время йогуртами торговали до десятка фирм, но к началу 1995 отчетливо выделялись три: MFS-Delta, «Екатеринбургское коммерческое общество» (ЕКО) и «Уралпродимпорт». Из этих трех китов к началу 1996 года по-прежнему занимается поставкой йогуртов только MFS-Delta.

«ЕКО», представленное на рынке подразделением «ЕКО-трейд» (основано в 1990 г.), в конце 1994 года занимала в городе очень весомые импортные позиции: оборудование для пищевой промышленности, широкая номенклатура продуктов питания. Поставками йогурта фирма занималась с 1993 по 1995 г. Только один специализированный отдел «Йогуртленд» в гастрономе «Центральный» в ноябре 1994 г. ежедневно продавал йогурт, поставляемый «ЕКО-трейдом», на 1,5 млн.руб. Сегодня поставки йогурта «ЕКО-трейдом» прекратились полностью, несмотря на то, что фирма была на пороге подписания с Zott дилерского соглашения. Причины — как общее падение эффективности импортных операций в 1995 г., так и собственно проблемы фирмы. Невыгодные поставки в течение 1-1,5 месяцев с условиями полной предоплаты приносило ощутимые убытки.

Та же участь постигла и «Уралпродимпорт». Фирма уже год не занимается поставками йогурта. «ЕКО-трейд» и «Уралпродимпорт» закупали товар крупными партиями непосредственно в Германии. Московские патриархи йогуртового импорта «Эксимер» (в лице его дочерней фирмы «Внешторгпродукт») и «САМ» «уговорили», в частности, фирму Zott поднять на 5% цены для прочих новых российских импортеров. «МФС-Дельта» работает именно с московскими представительствами, в т.ч. и с «Эксимером». Не претендуя на достоверность, можно предположить, что именно поэтому «МФС-дельта» и «осталась в живых».

Сильнейший тот,

который выжил

Еще год назад «Пульс товарного рынка» помещал в одном журнале рекламу «ЕКО-трейд» и «МФС-дельта». Период открытой конкуренции закончился в начале 1995 года, когда «МФС» осталась почти одна на йогуртовом рынке. На сегодняшний день фирма не видит для себя потенциальных конкурентов.

Образованная в в 1993 году коммерческая фирма переросла в торговый дом «МФС-дельта», специализация которого — продукты питания молочной (йогурты, сыр, масло, молочные деликатесы) и мясной групп (мороженые мясопродукты), сухие завтраки (хлопья и мюсли), кондитерские изделия. «Дельта» занимается реализацией всевозможных йогуртов от разных германских производителей: Zott, Sudmilch и Ehrman. Все это йогурты длительного хранения (прошедшие специальную термическую обработку), в перспективе — поставка «краткоживущих» йогуртов. Отношения с производителями поддерживаются прямые, а закупки производятся через их московских представителей.

В ассортименте «МФС-Дельты» — йогурты «Фруттис» (1-8%), «Мертингер» (0,3%) и др. С момента начала торговли йогуртами (1993 г.) объемы продаж увеличились в 10 раз. В то же время руководство «Дельты» считает, что по-прежнему ощущается острая нехватка этого продукта среди населения.

Складское хозяйство «МФС» состоит из арендованных холодильных и морозильных камер для хранения продуктов, требующих глубокой заморозки. «Дельта» установила тесные партнерские связи с несколькими организациями, осуществляющими перевозку продуктов от поставщиков и доставку клиентам.

Товары со склада «МФС-Дельты» развозятся сегодня в более чем 190 магазинов Екатеринбурга (75% розничной сети города). Постоянные покупатели приезжают практически из всех городов Свердловской области, а также из Тюмени и Челябинска. Два года назад руководство «МФС-Дельты» обмолвилось, что держит в уме собственное производство йогуртов. Дальше планов дело пока не пошло, поскольку не нашлось подходящих инвесторов. Хотя «Дельта» уже вела переговоры о закупке импортного оборудования для производства йогуртов и проводила исследования о «наличии в области невостребованного молока». Местные же йогурты настолько низкопробны, что можно вести речь о спасении российского йогуртового рынка немецкими (и прочими) импортерами. Регулярный подвоз крупных партий просто не оставит места сомнительному товару.

К числу потенциальных конкурентов «Дельты» можно отнести фирму «Продторг-С», которая, оказывается, уже два года занимается поставкой йогуртов на уральский рынок. Фирма не очень-то афиширует свою деятельность, хотя поставляет не только германские марки (Zоtt, Sudmilch), но и финскую Valio. Универсам «Мария» реализует йогурт «Продторга-С». Регулярные поставки (раз в неделю) позволяют поддерживать постоянные связи с реализаторами.

Торговые парадоксы

Собственной торговой сетью ни одна из фирм по-прежнему не располагает и предоставляет продукты на реализацию крупным универсамам или предприятиям мелкооптовой торговли города и области. С более надежными, как правило, устанавливаются индивидуальные условия оплаты: более низкие цены, расчет по мере реализации, скидки на величину опта (МФС «Дельта», например, за партию 35 млн руб. сбрасывает 5%).

Несколько слов о ценах (см. табл. 2). Волны снижения и повышения цен связаны с сезонностью (осенне-зимний сезон способствует небольшому снижению цен), хотя в любом случае ценовая политика диктуется материнскими фирмами.

Еще полтора года назад йогуртовый рынок считался развивающимся и специалисты прогнозировали его рост не только в пределах города, но и области. Но произошла странная вещь: объемы продаж по данной товарной группе в общем не увеличились. Прямые поставки из Германии оказались невыгодными. Можно говорить лишь о некотором расширении ассортимента: помимо «долгосрочных» йогуртов на рынке начали появляться свежие йогурты — скоропорт (в нем содержатся живые бактерии и они почти вдвое выигрывают в цене у йогуртов длительного хранения).

Неудивительно, что йогурты пришлись по вкусу как взрослым, так и детям. Последние нередко предпочтут его конфете. И правильно поступят. Поскольку йогурт не только вкусный, но и полезный продукт: он содержит витамин В, протеины и кальций и усваивается лучше, чем свежее молоко. Похоже, настоящий период йогуртового застоя в ближайшем будущем закончится, а у фирм, занимающихся поставками этого продукта на уральский рынок, появятся достойные конкуренты. Будем надеяться, что следующий монолог равнодушного автора о йогурте будет более предвзятым.

При подготовке статьи использованы

материалы газеты «КоммерсантЪ-Daily»

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.