Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Мое поколение вышло из-под полы Шувакиша. Это то ли якорь, то ли лоцман в светлое завтра»

Владимир Афонин
Владимир Афонин. Иллюстрация: Личный архив

«Бизнес продать? Или оставить? Если «страшно что-то менять» — заказывайте предпродажную подготовку бизнеса. Если готовы сесть в ночной поезд — убедитесь, в нужном ли вам направлении он следует».

Владимир Афонин, агентство «Студия капитализации бренда»:

— Время, как бритва, режет сегодняшнюю бизнес-среду на две неравные части. На тех, у кого есть потенциал обрести «второе дыхание» в новой экономической реальности. И тех, кто объективно такого потенциала, увы, не имеет. Поэтому ему логичнее бизнес продать: чем быстрее — тем лучше. Сейчас каждому очень важно почувствовать, понять и решить, к какой именно из этих двух категорий он относится.

После чего быстро и мужественно сделать конкретный вывод из этого сугубо личного, порой интуитивного понимания: выходить на принципиально новый уровень или сойти с дистанции? Не дожидаясь, пока зазвучит в голове голос Владимира Высоцкого: «Я из дела ушел, из такого хорошего дела! Ничего не унес — отвалился, в чем мать родила. Не затем, что приспичило мне, — просто время приспело: из-за синей горы понагнало другие дела». Так что — приспело время: делать каждому свой выбор.

Справка DK.RU

 
Владимир Афонин
Индивидуальный предприниматель в сфере управленческого консалтинга и мониторинга рынков.
С июля 2010 г. руководитель агентства эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда».
Сфера интересов: стратегические маркетинговые коммуникации как ключевой элемент эффективной экономической кибернетики.
Соавтор книг «От архаики управления бизнесом к интернет-экономике», а также брошюры «Капитаны и капиталы, или Кто сохранит деньги и бизнес в экономическом шторме», участник нескольких крупных проектов продвижения банков и финансовых услуг. В настоящее время ведет серию проектов управления брендом на рынках промышленных и продовольственных товаров, недвижимости, финансовых и образовательных услуг. А также разрабатывает проекты эффективного практического маркетинга в период смены глобальной экономической модели.
 

Заходим на второй круг?

Как русская литература вышла из гоголевской шинели, так и наше поколение предпринимателей Екатеринбурга (в возрасте 50-60 лет) во многом вышло из-под полы Шувакиша. Из времен Высоцкого, рок-музыки, винила и магнитофонных катушек, которые стали для нас кругом: кругом развития, кругом друзей и единомышленников. Кругом наших принципов и наших ценностей.

Наша аналоговая юность — то ли наш якорь, то ли наш лоцман в светлое завтра. По мне: так и то, и другое. А завтра у нас — думаю, все же больше светлое. В 1985-ом мы тоже в большинстве своем так считали. И, в общем-то, не ошиблись. А теперь у меня впечатление, что мы входим в эту реку во второй раз. Но река — гораздо более бурная.

И от этого ощущения — настоящий кайф! Потому что тогда — мы были молодыми и глупыми. А сейчас опыт и возраст, когда становится стыдно не быть мудрым, открывают перед нами совершенно иные двери: высокие, торжественные и манящие золотом.

Главное лишь — вовремя определиться: направо или налево?

На белое поле или на черное?

В деле я или из дела, на покой?

Если в 1985-ом всех нас, как слепых котят, «плыли в Будву», то теперь мы сами должны сурово и отчетливо решить: плыть нам в Будву или не плыть? Заходить на второй круг своего бизнеса или сворачиваться.

В чем специфика момента?

Мы живем в историческое, уникальное время. Уникальное и историческое без дураков. Умные люди называют это: переход от американского (западного) цикла накопления капитала к азиатскому (восточному) циклу накопления капитала. Мне эта тема близка. Когда почти десять лет назад я создавал ТМ «Студия капитализация бренда», то исходил именно из механики капитализации всех ресурсов. И в этом смысле бренд компании занимает центральное место. Потому что открывает носителю бренда двери в будущее. И чем лучше дела с брендом — тем лучше у компании ее будущее.

Идея написать эту колонку возникла у меня под впечатлением переписки с председателем совета директоров одной крутой столичной компании. По традиции он смотрит на регионалов чуть свысока. Что ж, фразу «Ты чо, с Урала?» — не вчера придумали. И эти московско-провинциальные отношения тоже напрямую касаются нашего ключевого вопроса: продавать бизнес или продолжить бороться?

У кого есть будущее?

Переписка со столичным председателем совета директоров вынудила меня повысить уровень качества игры в этой шахматной партии и попытаться поиграть на их белокаменном поле. В ходе чего я наткнулся на пару статей А. Э. Вайно: «Капитализация будущего» и «Код рынка». Обе еще от 2012-го.

Все, кто хотел, могли за шесть лет выучить оба текста наизусть: они того стоят, потому что дают ответ на вопрос: у кого код доступа к рынку будущего есть, а у кого — нет.

Говоря о капитализации будущего, Вайно имеет в виду социальную кибернетику планетарного масштаба. Говоря о капитализации бренда, я имею в виду экономическую кибернетику регионального масштаба.

Масштаб — разный, однако системные кибернетические законы — единые. Причем чем ниже уровень, тем легче в этих системных кибернетических законах ориентироваться: ниже скорости и меньше прямых и обратных связей. Но суть — та же: капитализация бренда страны или компании как капитализация их будущего.

Так что погуглите указанные тексты — полезно с практической точки зрения.

Москва & Екатеринбург: хватит ли рынка на всех?

Московские бизнесмены зачастую считают регионы своей кормовой базой. А кормовая база сейчас сжимается, как шагреневая кожа. Отсюда и вопрос: ты сожмешь или тебя сожмут? Если уверен, что сожмешь — оставайся в деле. Если не уверен — продавай бизнес, пока не выжали досуха. И более того — пока не ушел в минус, начав на практике знакомиться с увлекательными процедурами личного финансового банкротства.

Диалог с москвичом вызвал во мне азарт: можем ли мы в нашем екатеринбургском бизнесе повторить феномен «Автомобилиста», который, ведомый медными крыльями, на старте регулярного чемпионата КХЛ поразил всю страну своим взлетом.

Или у нас после того, как гипотетическая качалка федеральных ресурсов накрылась медным тазом (другой вариант сравнения: пролетела как фанера над Парижем) прочих ресурсов больше не осталось? И уже не будет?

Этот текст — призыв объединиться в две лиги. Одна лига — для тех, кто хочет еще побороться. Вторая — для тех, кто согласен повторить знаменитые слова нашего знаменитого земляка: «Я устал, я ухожу». Впрочем, Борис Николаевич тут Америки не открыл. Мы помним и оригинал от Виктора Цоя: «Закрой за мной дверь. Я ухожу».

Евразия или Азиопа?

Екатеринбург — уникальный город. Граница между Европой и Азией сделала свое дело. Мы в своем подходе к жизни больше напоминаем двуглавый отечественный герб. Так что индейский «фигвам» каждому, кто надумает нас склевать! В этом трансферте от западного цикла накопления капитала к циклу восточному мы еще порулим процессом!

Тут лишь важно, повторюсь: в одиночку не пытаться усидеть на двух стульях сразу. Главное — четко и своевременно решить: или — или. Какой из двух иероглифов китайского обозначения кризиса: 危機 ближе каждому из нас?

«Опасность»? Или «Возможность»?

Начнем с опасности

Если сердцем (или пятой точкой) чувствуете, что в вашем бизнесе больше «кина не будет» — переслушайте Виктора Цоя. Начиная с самого первого альбом «45», с песни «Время есть, а денег нет». Не правда ли, это как раз для тех, кто понял: «Время — деньги» уже не катит? Пока есть время — продавайте бизнес. А то не будет ни времени, ни денег.

И не надо продолжать «сажать алюминиевые огурцы на брезентовом поле».

Лучше послушайте совет восточного стратегического консалтинга: «Три чукотских мудреца твердят-твердят мне без конца: металл не принесет плода, игра не стоит свеч, а результат — труда». Надо вовремя набраться мужества себе признаться: красное солнце моего бизнеса сгорает дотла. И проникнуться песней про дерево: «Я знаю — мое дерево в этом городе обречено, я знаю — мое дерево скоро оставит меня».

Не ждите, когда оно оставит вас. Займитесь лучше своевременной и квалифицированной предпродажной подготовкой своего пока еще шевелящего зеленой листвой дерева. Не ждите, когда оно засохнет совсем-совсем-совсем.  

Двери между прошлым и будущим

Поскольку в этом тексте я обращаюсь к своему поколению предпринимателей, а экономическая кибернетика — штука для понимания сложная, я продолжу опираться на образы, знакомые нам с детства и с юности.

В 1967-ом Владимир Высоцкий написал песню «Парус»: «Петли дверные многим скрипят, многим поют: Кто вы такие? Вас здесь не ждут!».

И тогда же, в 1967-ом вышел первый альбом американской группы The Doors.

Переслушайте The Doors, ребята. Про конец и про странные дни, которые спустя полвека постучались и в наши с вами двери. И оттуда, из-за той стороны двери, такой до боли знакомый голос Джима Моррисона даст вам совет, что дальше делать в вашем бизнесе: «Я — богач, но у меня ничего нет. Я владею всем, но у меня нет ничего... Я уезжаю из города на ночном поезде — видишь, я меняюсь с каждым мгновением? Меняюсь, меняюсь, меняюсь...» (перевод © Лингво-лаборатория «Амальгама»).

А потом снова поставьте Виктора Цоя: «Сигареты в руках, чай на столе, так замыкается круг. И вдруг нам становится страшно что-то менять».

Если «страшно что-то менять» — заказывайте предпродажную подготовку бизнеса.

Если готовы сесть в ночной поезд — убедитесь, в нужном ли вам направлении он следует. И — меняйтесь, меняйтесь, меняйтесь… С каждым ударом пульса.

Beatles for Sale

Примерами разных подходов к предпродажной подготовке бизнеса может служить судьба многих уральских банков. Мне эта тема близка с тех пор, как 18 февраля 1993-го я в АО «Акцепт» (одна из первых в Свердловске коммерческих структур, зарегистрированная как товарищество еще 29 сентября 1988-го) начал эксперимент с банковской газетой «ДДД: деньги, доверие, дивиденды». В правом верхнем углу первой полосы, где в советских газетах значилось «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», я поставил: «Верным курсом Адама Смита». Так что, как видите, троллинг был актуален уже тогда. Хотя газета была серьезная: Сбербанк России, к примеру, в №2 моей газеты рекламировал годовые срочные депозиты под 120% годовых, а вклады до востребования — под 40% годовых. А сколько тогда было в Екатеринбурге банков! Их история прошла у меня на глазах, где многие процессы я видел снаружи, а многие — изнутри.

И четверть века предпродажная подготовка бизнеса строго делилась на три типа: своевременная, торопливая и опоздавшая от слова совсем.

В силу универсального характера денег экономическая кибернетика в банковской сфере более выпуклая. Однако практические выводы можно экстраполировать на любой бизнес. И снова послушать песню «Герои вчерашних дней» из альбома «В круге света» группы «Машина времени». Помнится, осенью 2006-го с цитатами из этой песни я направил два письма — двум руководителям известных уральских банков, с которыми достаточно хорошо был знаком лично. Не помогло: оба банка оказались-таки в числе героев вчерашних дней. Они оба были героями без всяких кавычек. И банки, и руководители. Про каждого можно сказать словами Пушкина: «Его пример другим наука».

Этой наукой всем желающим лучше воспользоваться вовремя, своевременно заботясь о предпродажной подготовке своего бизнеса. Как, к примеру, поступил другой хозяин известного уральского банка. Философски настроенный, любящий цитировать Адама Смита, он вышел из дела, проведя достаточно грамотную предпродажную подготовку бизнеса, в результате чего получил весьма хороший капитал.

В поисках вечной музыки

А теперь — для тех, кто вслед за Ильей Кормильцевым и группой Nautilus Pompilius уверен: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Для нас настал час хотя бы на пару дней отрешиться от бесконечной текучки и задуматься о трех принципиально важных вещах: какова стратегия моего бизнеса сейчас и на ближайшую перспективу? Какие риски лично я считаю наиболее серьезными? Какие возможности лично я вижу на горизонте год-два?

Взять бумагу, ручку и заставить себя сформулировать ответы на эти три вопроса. Сформулировать кратко, четко и однозначно. Не увертываясь и не отлынивая. Написав, положить бумагу в сейф и через неделю достать обратно, чтобы свежим взглядом оценить: ответы были сформулированы искренне или формально? Они отражают мнение, выстраданное всем предыдущим опытом, или же были написаны сгоряча? Требуют эти три ответа на три ключевых вопроса новых уточнений и дополнительной корректировки или же нет? И — отталкиваясь от вытащенной из сейфа бумаги с ответами, разработать конкретную программу действий, конкретный план, конкретные алгоритмы.

В этой программе два главных вектора: оптимизация всех внутренних ресурсов и оптимизация всех внешних. Ресурс за ресурсом, шаг за шагом должны быть сформулированы цели, приоритеты и механизмы их достижения. На кого в нынешней команде можно и нужно опереться в этом движении, а на кого — нет. Какие помощники нужны со стороны: партнеры, консультанты, советники.

Жизнь возвращает нас к исконному смыслу слов: партнерство, компаньон, совладелец, сотрудник, соратник, союзник. Независимо от выбранного пути: к продаже бизнеса или к его развитию на принципиально новом уровне. И там и там — все мы в цейтноте и вынуждены играть в блиц. Или я ошибаюсь?

Хотелось бы выслушать всех «начальников транспортного цеха». Как-никак, а все мы, хотим того или не хотим, но — динамично переезжаем в новую экономическую реальность. И время определяться: кому — ночной поезд, кому — ночной перрон…     

«Мое поколение вышло из-под полы Шувакиша. Это то ли якорь, то ли лоцман в светлое завтра» 1

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.