Подписаться
Курс ЦБ на 24.08
65,60
72,62
Деловой квартал / Новости / «Мир очень сильно изменился». Почему надо бояться не конкурентов, а сериалов Ne...
Георгий Соловьев
Георгий Соловьев
Источник: Личный архив в сети Facebook

«Мир очень сильно изменился». Почему надо бояться не конкурентов, а сериалов Netflix

Самое читаемое
  • Покупателей не нашлось. В Екатеринбурге закрывают модный ночной клуб Покупателей не нашлось. В Екатеринбурге закрывают модный ночной клуб
  • Любимый повар Рамзана Кадырова открывает в Екатеринбурге ресторан чеченской кухни Любимый повар Рамзана Кадырова открывает в Екатеринбурге ресторан чеченской кухни
  • «В стране огромный политический вакуум. Точку невозврата не прошли, но она не за горами» «В стране огромный политический вакуум. Точку невозврата не прошли, но она не за горами»
  • Сделай себя миллиардером. Семь привычек, которые позволят сколотить состояние Сделай себя миллиардером. Семь привычек, которые позволят сколотить состояние
08:01   17.07.2019

«Помню то утро, когда я проснулся и понял, что просто не хочу ехать на работу. Там то клиенты недовольные, то преподаватели, то что-то еще. Я стал их всех ненавидеть. И своих партнеров тоже».

Основатель Skyeng Георгий Соловьев в 2012 г. вместе с однокурсниками создал стартап, который вырос в крупнейшую онлайн-школу английского языка в Восточной Европе. Компания привлекла инвестиции от Baring Vostok, растет в 2,5-3 раза ежегодно, а в прошлом году попала в топ-20 ИТ-компаний по версии Forbes. Г-н Соловьев рассказал, какие три вещи нужны для построения успешного бизнеса, почему нужно работать только с очень умными людьми, как заполучить в команду топов ведущих компаний, и почему бояться нужно не конкурентов, а сериалы Netflix. 

Георгий Соловьев, основатель и генеральный директор Skyeng:

— Шесть лет назад я был обычным студентом московского физико-технического института, жил в общежитии и много думал о том, что отличает самых сильных людей, чемпионов от тех, у кого не получилось достичь высоких результатов. Я ходил на лекции топовых предпринимателей, читал биографии Генри Форда, Уоррена Баффета и многих других и пытался понять: что же их объединяет. И я увидел, что у всех них есть большая цель, миссия. То, что они хотят принести в этот мир, изменить, то, что их драйвит и заставляет вставать каждое утро. Я понял, что мне тоже нужно сформулировать такую цель, и мне повезло: с самого детства мне очень хотелось сделать так, чтобы люди жили намного дольше. Я не понимал, как это сделать, пока учился в школе. Я лишь осознавал, что самая фундаментальная наука — это физика, и я занялся ею, выиграл всероссийскую олимпиаду, поступил на физтех. Но со временем пришел к выводу, что наука — сфера очень инертная, там все медленно. А если вы хотите развиваться интенсивно, нужно идти в бизнес.    

Как попасть из общаги в список Forbes

Здесь встал большой вопрос: каким именно бизнесом заняться, какую бизнес-идею выбрать. Но я понимал: любое дело, которое бы я сейчас ни начал, не будет успешным — потому что у меня нет знаний, навыков. Я просто потеряю деньги, даже привлечь их не смогу. Поэтому первые полтора года я просто набирался опыта. Учился, делал разные мини-проекты — от программирования микроконтроллеров до гидропонных ферм. Я устраивался бизнес-ассистентом к топовым предпринимателям страны и делал для них все: пытался учиться бизнесу, решал любые задачи, которые мне поставят. Спустя полтора года я почувствовал силу и понял, что смогу сделать свой первый шаг. Но я очень хорошо понимал: нужно тщательно продумать идею, с которой я стартую. Это чрезвычайно важно — выбрать то, над чем вы готовы будете работать следующие десять лет. Потому что бизнес — это не спринт, это большой марафон. И я начал анализировать массу бизнес-идей, думал, что бы выбрать, перечитал мировую аналитику, консультировался на лекциях с ведущими предпринимателями, задавал вопросы. И я понял, что одна из идей, которая может нас существенно продвинуть — это разработка программного обеспечения для обучения иностранному языку.   

Дело в том, что еще на втором курсе института мне стало нужно поехать на стажировку в Европу, но мой уровень английского был очень низким. Урок с репетитором стоил 1,5 тыс. рублей, для меня это было дорого. Я родом из маленького города, родители мне никогда не помогали финансово, я жил на стипендию. При этом в моих родных Чебоксарах урок с репетитором стоил 150 руб., и я занимался английским, когда приезжал на каникулы домой. Тогда я подумал: как бы мне продолжить уроки с этим же преподавателем уже в Москве. И не нашел ни одного сервиса, который бы сделал это возможным.

Я не понимал: почему никто не нашел способ соединить преподавателя из Чебоксаров, который стоит 150 руб., и жителей Москвы, где за такие услуги нужно отдать в десять раз больше. Ведь потребность-то есть! 

Я стал заниматься со своим репетитором по Skype, потом нашел преподавателя из Майами и серьезно подтянул свой английский. Мои однокурсники заметили мои успехи, я рекомендовал им свой способ, они тоже начали улучшать свой уровень языка, и мы благополучно поехали на зарубежные стажировки. Тогда учеба меня полностью поглотила, и я не смог сконцентрироваться на этой идее. Но позже понял: мы вместе с командой ребят с физтеха сможем создать сервис, который существенно улучшит качество обучения языку по скайпу. Мы не понимали, почему во всех школах английского все так плохо, почему ни в одной нет нормального софта. И мы начали его писать. Я собрал лучших ребят со своего потока, мы засели в общежитии и полтора года делали этот софт. С утра до вечера, каждый день. Мы собрали группу пользователей из ста студентов, на которых обкатывали все решения, плюс 20 преподавателей. Мы уже тогда представляли себя миллионерами, думали: вот сейчас мы доделаем софт, придем в школы, и они непременно его купят. 

Когда прошло полтора года, мы, счастливые, сделали презентации нашего продукта, договорились о встречах и поехали к генеральным директорам ведущих школ обучения иностранных языков. Но получили первый отказ, потом второй, третий… В итоге нам отказали все семь топовых школ английского языка в стране. Мы не понимали, как же так? Вроде мы сделали хороший продукт, и он нужен людям, но при этом никто не хочет им пользоваться.

Я помню, седьмой отказ меня взбесил, я попросил встречи у гендиректора одной из школ и сказал: «Хорошо, вы не покупайте ничего, но хотя бы объясните, почему вы не хотите взять наш продукт». Он завел меня в одну из аудиторий, там сидело 10 человек, и сказал: «Давайте спросим у клиентов, будете ли вы пользоваться вот таким продуктом — учиться с преподавателем через интернет». И все говорили одно и то же: «Нет, не будем».

Потому что кому-то приятно приходить в класс и общаться, другие в принципе не понимали, как можно заниматься, если нельзя потрогать преподавателя. В общем, тот директор сказал мне: «Смотри, Георгий, никто не хочет использовать этот софт. А если пользователи говорят «нет», я его покупать не буду».  

Это был самый печальный день. Тогда я возвращался на электричке домой в Долгопрудный к ребятам и понимал, что сейчас мне придется рассказать им ужасную новость: мы не сможем привлечь инвестиции, не сможем ничего продать. То же самое нам говорили раньше и методисты, и учителя — все, с кем мы общались: «Ваша идея не будет работать». Но мы все равно не понимали, как же так. Ведь были те 100 студентов, которые учились по нашей программе и платили за обучение. И я понимал: все эти люди, которые не верят в наш продукт, очень сильно заблуждаются. Тогда мы приняли решение делать то, во что мы верим, то, что нам самим позволило поехать на зарубежные стажировки, подняв свой уровень языка практически с нуля. И мы продолжили.

В течение следующего года мы ели только «Дошираки», подрабатывали и все деньги инвестировали в бизнес. Как мы верили в свое дело! Уже потом я прочитал книгу Питера Тиля, в которой сказано: самые большие успехи происходят именно тогда, когда все люди считают, что мир устроен одним образом, а вы точно знаете, что совсем не так. И имеете доказательства.

Так вот это был наш случай. Благодаря своей вере сегодня у нас больше студентов, чем во всех тех семи школах, которым мы пытались продать свой софт. В прошлом году попали в топ-20 ИТ-компаний по версии Forbes, бизнес вырос за 2018 г. в три раза, капитализация превысила $150 млн. 

И я вывел для себя несколько вещей, которые важны для создания бизнеса. Первое: найдите несовершенство этого мира и увидьте, как его нейтрализовать. Второе: часто самые крутые бизнес-идеи идут на стыке двух технологий — старых и новых. В нашем случае это ИТ и образование. И третье: вы должны быть первым клиентом своего продукта, сами им пользоваться.  

>>> Читайте также колонку главы банка «Точка» Бориса Дьяконова — о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий

Что делать с очень умными людьми и как заполучить чужих дорогих топов

После того как мы сделали продукт, возник следующий вызов. Если первые полтора года были идеальными — мы программировали, занимались тем, что нам нравится, то потом что-то пошло не так. Нас уже не так возбуждало ездить на работу, делать то, что мы делаем. А еще через полгода стало совсем плохо. Помню то утро, когда я проснулся и понял, что просто не хочу ехать на работу. Нам приходилось вкалывать по 16 часов семь дней в неделю, и если в начале мы больше программировали, то потом приходилось постоянно решали какие-то проблемы в бизнесе. То клиенты недовольны, то преподавали, то что-то еще. И я стал их всех ненавидеть. И своих партнеров тоже. Мы жили вчетвером в одной комнате, и все тогда могло развалиться. Помогла нам только сплоченность.

Из нас четверых всегда был кто-то один, у кого сегодня энергии было чуть больше. Он брал всех за шкирку, вытаскивал из дома, сажал в электричку, и мы ехали в наш офис, который тогда находился в подвале многоквартирного дома. Мы понимали, что так не может долго продолжаться. Да, мы будем зарабатывать какие-то деньги и станем неплохими средними бизнесменами, но ничего революционного мы не сделаем и не сможем достичь той высокой цели, которую себе поставили — продление жизни, сингулярность. Тогда мы начали анализировать: что же в начале мы сделали такого, что перестали делать потом.     

И поняли: когда мы только начинали бизнес, я взял лучших ребят с нашего факультета — все они были победителями всероссийских олимпиад, двое — чемпионы мира по физике. Мы с ними понимали друг друга с полуслова, а потом стали нанимать просто средних ребят.

Приходилось много времени тратить на их обучение, им ничего серьезного нельзя было делегировать, в итоге задачи рушились — мы просто были в шоке. Мы не могли работать нормально и понимали, что это надо менять — стоит нанимать самых сильных людей, до которых мы можем дотянуться. И мы взяли такого человека. Его зарплата была как жалование всех нас четверых вместе взятых. Он проработал у нас полгода и… Ничего не поменялось. Это был топ-менеджер Яндекса, но он ничего не смог привнести. Потом мы наняли второго профи — то же самое. Третьего — снова неудача. Мы могли все бросить в тот момент, но понимали, что нужно продолжать попытки. И только с пятого раза нам удалось нанять человека, который влился в наш коллектив и помог нам серьезно продвинуться вперед. 

После этого мы зарубили себе на носу: мы будем нанимать только сильных специалистов. Если нам, например, нужен директор по контенту, мы составляем рейтинг самых компетентных в этой индустрии. Дальше идем по списку сверху вниз, узнаем, сколько эти профи получают, какие условия были бы им интересны, и нанимаем того, кого можем себе позволить. Некоторых — не можем. Тогда мы привлекаем их в качестве менторов, консультантов, тренеров. Помню, три года назад я понял, что нам нужно агрессивно расти, и подумал: самая быстрорастущая компания b2c-сектора, которая хорошо делает маркетинг и умеет работать с большими объемами данных, это «Тинькофф банк».

Когда я узнал, сколько там зарабатывают топы, то был в шоке — мы никогда не сможем столько платить! Но идея работать с этими людьми меня не оставляла, ведь они собрали самый сок с рынка.

Тогда я стал просто встречаться на конференциях с этими спецами, пытался поужинать с ними, пообщаться и понял, чем их можно зацепить. В какой-то момент я просто предложил одному из них проинвестировать в Skyeng, сейчас он наш инвестор, один из менторов, входит в совет директоров. Мы с ним ежемесячно общаемся и перенимаем лучшее. То же самое мы сделали с Яндексом и рядом других крупных компаний. Так что ваша команда — это не только ваши сотрудники. Это и ваши партнеры, с которыми вы работаете, и ваши менторы, и акционеры, и совет директоров. Постарайтесь притянуть к себе самых сильных людей, до которых можете дотянуться, и нанимайте их. Тогда вы сможете достичь долгосрочного успеха. 

Когда мы наняли сильных людей, на этом проблемы не закончились. Кто-то говорит: «Когда у вас в компании работают супер-профи, вы можете просто расслабиться, они сами все сделают». Это не так. Сильные люди будут спорить друг с другом, ссориться. У нас бывало так: директор по маркетингу заказывает что-то директору по разработке, а тому некогда, у него куча своего геморроя, и задача провисает. Мы поняли, что в стандартной структуре компания развиваться не сможем, что мы должны позволить директору по маркетингу самому нанимать себе и разработчиков, и аналитиков — чтобы не ждать свободные руки в компании. Мы позволили каждому руководителю формировать ту команду, которая ему нужна — в рамках его бюджета. По сути, каждый менеджер в компании — это некий предприниматель: у него есть доходы, расходы, и он сам понимает, какого человека задействовать — взять с рынка или прийти к специалисту внутри команды.

Да, в итоге у нас получилась странная структура, где-то — двойное подчинение, но это позволило сплотить команду. Теперь ребята не ссорятся, а работают над общей задачей. Как потом оказалось, в Америке это давно довольно распространенная практика — так называемая матричная структура. Именно она позволила нам вырасти в три раза за прошлый год.      

Мы поняли: очень важно выстроить правильную корпоративную культуру — это те ключевые принципы, которые заложены в вашей компании. У нас это высокие стандарты. Что бы мы ни делали, если сотрудник приходит ко мне с новой интересной идеей, я спрашиваю: «Какие топ-5 компаний на рынке этим занимаются, и проконсультировался ли ты с ними?».  Если нет, то извини, мы не будем это обсуждать. Также мы ввели прозрачность — каждый человек в команде может видеть все финансовые показатели, все задачи, которые стоят перед любым его коллегой — потому что это помогает ему принимать решения. Все это привело к предпринимательской культуре, когда каждый берет ответственность за свой бюджет. Теперь каждый департамент в Skyeng — это некая независимая компания, которая принимает решения, заказать услуги внутри фирмы или где-то вовне. Это дало нам те результаты, что есть сейчас.   

>>> Читайте также колонку основателя компании «Этажи» Ильдара Хусаинова, где он называет шесть причин, почему именно сейчас в России стоит начинать бизнес 

Как конкурировать с Netflix и Цукербергом

А еще мы поняли, что без четкой оцифровки метрик не можем делать бизнес — и сделали очень крутую аналитику. Сегодня мы знаем, сколько раз за урок вам улыбнулся преподаватель — благодаря распознаванию изображений. Мы знаем, что вы говорили на занятии, что входит в ваш активный словарный запас, что в пассивный — благодаря технологии распознавания речи. Мы анализируем все эти данные и на их основе персонализируем траекторию обучения. Потому что сегодня мы конкурируем не с другими школами английского языка или образовательными компаниями. Мир очень сильно изменился, модель потребления совсем другая.

Сегодня наш клиент выбирает: провести ему урок английского с учителем или посмотреть сериал на Netflix или залипнуть в Facebook, YouTube или Instagram. Все эти сервисы потрясающе обходят образование, оно колоссально проигрывает! Люди тратят все меньше времени на обучение, потому что все эти сервисы используют технологии анализа данных — то, что образование не использовало годами.

Мы же берем лучшие технологии из мира ИТ, анализа данных, искусственного интеллекта и применяет их в сфере обучения. Мы пытается вернуть время, которое люди тратят с большей пользой, чем на соцсети и сериалы, по факту создавая лучшую версию себя.     

Так что сегодня если хотите зарабатывать действительно хорошие деньги и делать бизнес, вы должны быть номером один в своей нише. Именно он забирает 60% рынка, номеру два достаются 20%, а все прочие игроки делят между собой то, что осталось. Сегодня просто выгоднее быть номером один. Если вы первый, то конкурируете уже моделями потребления.

Резюмируя: если вы предприниматель, то должны видеть свой бизнес механизмом, который нужно постоянно тюнить — чтобы он работал лучше и достигал тех целей, которые вы ставите. Главное — найдите свою цель, то, ради чего вы готовы идти до конца. Найдите людей, которые бегут в том же направлении — потому что без них совершить прорыв невозможно. И третье — нужно просто очень много работать. Тогда все будет. 

>>> Читайте также 10 правил основателя CarPrice Оскара Хартманна: Как не сгореть на работе и быть продуктивным до 80 лет

Материал написан на основе выступления на АМОКОНФ-2019 в Санкт-Петербурге. Автор текста: Екатерина Стихина / DK.RU

«Мир очень сильно изменился». Почему надо бояться не конкурентов, а сериалов Netflix 1

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

Уральский сервис для предпринимателей «Кнопка» возглавил человек из «Яндекса» Уральский сервис для предпринимателей «Кнопка» возглавил человек из «Яндекса»
Покупателей не нашлось. В Екатеринбурге закрывают модный ночной клуб
«Мы им не нужны». Уральский производитель мороженого бьется за полку с торговыми сетями
Будет лучшим в городе. На Уралмаше откроют модный фермерский рынок
Росгвардия хочет получить право забирать здания и землю на время боевых задач
Центр шахмат, мегапекарня и горнолыжка. В суперпроекты региона вложат 2 трлн руб.
Майские указы остались в прошлом: зарплаты бюджетников упали почти во всех регионах

Бизнес

Как конкурировать за лучшие умы — опыт компании «Атлас Девелопмент» Как конкурировать за лучшие умы — опыт компании «Атлас Девелопмент»
«Если люди не увидят развития, то застрявшую в сырьевой экономике Россию ждет истощение»
«Эй, ты, Гавриловский, давай быстро деньги!». Первое интервью сына известного бизнесмена
«Государство редко радует хорошими инициативами. Но закон о самозанятых — хороший закон»
Пройти зону смерти. На Среднем Урале тестируют новый способ поддержки бизнеса
Лариса Гусева: «Если бы мне сейчас было 25, совсем не факт, что я бы начала свой бизнес»
«Покупатели разные, у каждого свои потребности, но у нас есть предложение для любого»

Свое дело

«День за днем нам клевали мозг: это пережитки детства, на квартиру этим не заработаешь» «День за днем нам клевали мозг: это пережитки детства, на квартиру этим не заработаешь»
«Если бы сейчас начинали бизнес, ничего бы не вышло». Опыт кофейни «Французский пекарь»
«Просто тесть удачно сходил в баню», — как топ-менеджер бросил работу ради бизнеса в Крыму
«Большинство думает, что деньги могут быть лишь украдены». Юрий Окунев об изнанке бизнеса
«Все крупные застройщики придут к меблировке новостроек. Это неизбежно»
Котики, собаки и голова Трампа. Как случайное хобби сделать высокодоходным бизнесом
«Чтобы выжить среди монстров, у нас только один вариант». Как работает бизнес на острове

Качество жизни

Сохранил миллион, потерял миллиард — как «экономия» губит бизнес Сохранил миллион, потерял миллиард — как «экономия» губит бизнес
«Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019
Хорошо забытое старое: как в ХХI веке застройщики применяют лучшие практики прошлого
«Они нам конкуренты». Главный врач ОДКБ — о частных роддомах, молодых врачах и бизнесе
Чего боятся покупатели входных дверей: главные мифы и заблуждения
Расширяя границы. Как «TEN Девелопмент» стал одним из крупнейших застройщиков города
Валерий Ананьев: о ценах на жилье, жадных монополистах и строительном коллапсе в 2021 году

Мнения

«В стране огромный политический вакуум. Точку невозврата не прошли, но она не за горами» «В стране огромный политический вакуум. Точку невозврата не прошли, но она не за горами»
«Вышел в массовке, две секунды показали лицо по телевизору». Как заработать на юморе?
«Строить такие объекты на удалении от мегаполиса — правильно». Зоопарку ищут новое место
Наш диагноз — острая нехватка героев в обществе. Главные выводы из чуда на кукурузном поле
«Предприниматели в России всегда ходят под статьей»
«Слишком доверились Big Data». Банк «Нейва» поспорил со Сбером о реалиях кредитного рынка
«Школы препятствуют нашему обучению», — Сет Годин об образовании и излишнем беспокойстве

Лайфхаки

«Нужно поддерживать нейропластичность». Как в 40 лет успешно уйти из корпорации в стартап «Нужно поддерживать нейропластичность». Как в 40 лет успешно уйти из корпорации в стартап
Сделай себя миллиардером. Семь привычек, которые позволят сколотить состояние
10 тыс. шагов в день — рекламный трюк, в который верят уже полвека? Сколько же нам ходить
У вас есть 75 тысяч? Берите ипотеку, платить ее будет не сложно
«Раньше если человек не справлялся, ему указывали на дверь. Теперь ведут к психологу»
Вы можете формировать привычку от 18 до 254 дней. Вот от чего все зависит
IQ больше не играет роли. Что на самом деле определяет, умен человек или нет

Спецпроект DK.RU «Кто строит Екатеринбург»

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.