Подписаться
Курс ЦБ на 04.08
72,87
86,55

Михаил Лабковский: «Учителя получают деньги за работу, которую спихивают на родителей»

Михаил Лабковский: «Учителя получают деньги за работу, которую спихивают на родителей»
Иллюстрация: http://labkovskiy.ru/

До начала нового учебного года осталось около недели. Российский психолог Михаил Лабковский рассказывает, как не испортить отношения с ребенком и не стать ему врагом во время учебы.

Михаил Лабковский, психолог:

— Многие из вас сейчас пребывают в волнениях и тревогах  ребенок идет в первый класс. Школа еще не началась, а тревожность уже повысилась.

Многие родители озабочены тем, чтобы выбрать хорошую школу, не думая о том, что первые четыре года  это история не про хорошую или плохую школу, а про конкретную женщину, которая будет учить вашего ребенка. И все зависит от того, что это за женщина.

Так что выбирайте хорошего человека, а не уклон, загрузку и статус.

Опять «двойка»?

Вторые по популярности «грабли»  это ваши отношения с детьми в связи с их успеваемостью.

Не устаю приводить один пример. Предположим, у вас проблемы на работе, вам мало платят или вообще задерживают зарплату на полгода. Так вот, когда ребенок приходит из школы, и вы его спрашиваете, как в известной картине: «Опять «двойка»?!», он испытывает те же неприятные чувства, какие испытывали бы вы, если бы у вас спросили, почему вы так мало зарабатываете. Так что если вы считаете, что разговоры об оценках и критика успеваемости и есть воспитание, знайте  это не так.

В то же время надо понимать, что у ребенка могут быть объективные проблемы с учебой.

Во-первых, у многих современных детей повышенное внутричерепное давление и другие проблемы со здоровьем. Именно поэтому они не могут сосредоточиться, у них проблемы с самоконтролем, с волей, они неусидчивые, все время перескакивают с одного на другое, приходят домой и просто не могут сесть за учебники.

Обычно на них орут и в школе, и дома. А на самом деле надо всего-навсего проверить здоровье ребенка.

Вторая объективная проблема с учебой  это переходный возраст. Есть такая статистика: в среднем по Москве в начальной школе успеваемость составляет 50% (успеваемость, чтобы вы понимали, это оценка не ниже «четверки»). То есть в начальной школе половина класса учится на «четверки» и «пятерки», а в средней школе этот показатель падает до 11%  что называется, почувствуйте разницу.

Лишь 11% детей понимают, чему их вообще учат. Потому что нельзя понимать на «тройку» или на «двойку»  это как с осетриной, которая бывает только первой свежести.

И это связано не с тем, что ваш ребенок «разболтался» или утратил интерес к учебе. Это, в первую очередь, связано с психофизиологическими процессами. Это отставание сердечно-сосудистой системы, ее развитие. Из-за этого дети утомляются, у них портится характер, они становятся нервными и раздражительными, возникает много личностных проблем. И все это, конечно, напрямую сказывается на успеваемости.

Их нравы

Во всем мире есть государственные школы, которые мало чем отличаются от российских, а есть школы частные (не путать с нашими частными). Но вообще идеология и европейского, и американского образования все-таки ставит во главу угла индивидуальное обучение.

Как это выглядит. Детям раздают учебные материалы, которые одновременно являются и учебником, и тетрадью (выглядит это как толстая тетрадь, в которой раскрываются темы, есть упражнения к ним, и прямо в тетради эти упражнения заполняются). Предположим, в тетради 150 страниц. А в классе  25 детей. Так вот, представьте себе, что через полгода обучения половина класса проходит 89-ю страницу, трое детей сидят на 5-й, а десять уже учебник закончили.

И учителя это не напрягает  он подстраивается под детей, и, учитывая их индивидуальные способности, не требует, чтобы все они примерно с одной скоростью шли. Кто как может, в таком темпе и учится.

Но для этого надо сильно любить свою работу и обладать терпением и волей. С этим проблема  не все учителя в состоянии так учить. А наша система образования построена так, что для учителя такой подход вообще невозможен.

Учитель VS ученик: кто кого

Часто учителя в российских школах говорят родителям на собраниях, что программа сложная и что родители должны с ребенком заниматься дополнительно, что-то дома делать. Да ничего вы не должны. Более того, идея о том, что, чтобы ребенок знал русский язык, родители должны знать русский  она вообще утопическая.

Вы уже взрослый человек и как знаете русский, так и знаете. Не думаю, что из-за того, что ребенок пошел в школу, вы начнете по новой учить русский. Кстати, думаю, что родители Ломоносова были неграмотными, и это никак не повлияло на его способности к русскому языку.

Теперь по поводу претензии учителей. Учителя, мягко говоря, избалованы нашими родителями. Если учитель говорит вам, что это ваши задачи: собирать ребенка в школу, контролировать его успеваемость, помогать с уроками («программа сложная, если не будете дома заниматься, то ваш малыш в нашей англо-французско-испанской школе учиться больше не будет»),  на мой взгляд, это совершенно непозволительная наглость.

Вообще-то учителя деньги получают за ту работу, которую пытаются спихнуть на вас.

Что вам хочу сказать  вы не обязаны ни делать уроки с ребенком, ни проверять, что он там принес или не принес. Вы обязаны ребенка привести в школу к 8:30, следить, чтобы он у вас был здоровым, сытым, носил форму, ботинки у него были чистыми, ногти с ушами тоже.

Все остальное  проблемы самого органа образования, сотрудники которого, собственно, за это получают зарплату. Это их работа  и точка.

Объясните ребенку, что учеба и все, что с ней связано  это действительно его проблема. Тогда ребенок будет не перед вами отвечать, а перед самой школой. Конечно, сначала проблемы будут: он будет забывать, получать двойки, попадать в дурацкое положение, его будет отчитывать учительница и говорить, как говорили всегда: «Может, в следующий раз ты еще и голову дома забудешь?»

Но ребенок совершенно точно не захочет ежедневно находиться в этом состоянии дискомфорта. Он начнет сам думать о том, что ему нужно. Потому что это действительно должно быть нужно именно ему, а не вам.

Если учителя будут давить на вас, изобразите «плохую маму», которой вообще наплевать на своего ребенка. С одной стороны, это вызовет раздражение по отношению к вам, но с другой, ребенка начнут жалеть.

Потому что если вы скажете: а мы принципиально не будем ничего делать  возникнет неприязнь. Сказав же, что вообще не интересуетесь учебой, вы окажетесь в роли «плохого следователя». А ребенок будет хорошим, его будут жалеть, и учительница будет сама собирать ему портфель.

Самое читаемое
  • «Ценники уже никогда не станут прежними. В следующем году стройка станет еще дороже»«Ценники уже никогда не станут прежними. В следующем году стройка станет еще дороже»
  • Фотографа Дмитрия Лошагина, осужденного за убийство жены, готовы выпустить по УДОФотографа Дмитрия Лошагина, осужденного за убийство жены, готовы выпустить по УДО
  • «Пока даже не думаем о выходе в РФ». Как Андрей Добрынин строит сервис инвестиций в UK«Пока даже не думаем о выходе в РФ». Как Андрей Добрынин строит сервис инвестиций в UK
  • Антон Халиков: «Мартышкин труд должны делать мартышки, а не люди»Антон Халиков: «Мартышкин труд должны делать мартышки, а не люди»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.