Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

Масло масляное

В желании «умаслить» уральцев замечено великое множество оптовых торговцев: сейчас их число только в Екатеринбурге перевалило за 80. Это почти в два раза больше, чем год назад. Сравнительный

Рынок продовольствия в силу своей неиссякаемой актуальности всегда был приоритетной сферой вложения капитала. Особенно во времена его первоначального накопления. Посмотрите вокруг: фирмы, «сделавшие имя» в отраслях, далеких от гастрономии, начинали с торговли банальной едой. Многие сохраняют верность продуктовому «курсу» и по сей день. Причем при ориентации на ассортиментные поставки (от водки и колбасы до ананасов и папайи), сулящих возможность бесперебойного «сбора урожая» прибыли, заметна тенденция к более узкой специализации поставщиков внутри отдельных продовольственных групп. Такой продукт, как растительное масло, входит в «стратегическую» десятку основных продуктов питания. Наряду с мукой, сахаром, молоком... Потому и интерес к нему, как у покупателей, так и у продавцов — особый.

В желании «умаслить» уральцев замечено великое множество оптовых торговцев: сейчас их число только в Екатеринбурге перевалило за 80. Это почти в два раза больше, чем год назад. Сравнительный анализ данных еженедельника «Пульс цен» показал, что обновился и состав участников «масляных забегов» — от прошлогодней «команды» остались с десяток фирм, продолжающих завозить в область растительные масла, остальные стартовали недавно. Тем не менее, этот сектор рынка остается одним из стабильных — как в смысле товарного наполнения и разнообразия, так и в «ценовом разрезе». За год средняя оптовая цена за литр растительного масла в Екатеринбурге возросла только на 20%: сказались насыщенность рынка и ситуация с долларом, заплутавшем в российском «коридоре». После традиционного осеннего ажиотажа на масло (когда цена взлетела до 10 тыс.руб./л) и последовавшего за ним затоваривания (подсуетились и «сторонние» фирмы, использовавшие дефицит для «быстрого навара» на разовых поставках), — постоянные оптовики были вынуждены устанавливать демпинговые цены на свой товар. В итоге сегодняшняя нижняя ценовая граница практически сравнялась со средней прошлогодней: масло отечественного производства — 4 тыс.руб. за литр и 6500 руб/л — импортная продукция (речь идет о ценах на оптовые партии).

География поставок говорит не в пользу отечественных сортов: импортное масло занимает сегодня 2/3 местного рынка. При этом фирмы-патриоты и те, что имеют дело с зарубежными производителями (грань между ними просматривается отчетливо) своих привычек не меняют. Каждый хвалит свой товар: «советское» масло — за «натуральность», импортные — за экологическую чистоту. Наверное, те и другие правы.

Далекий край — подсолнуховый рай

Фирмы, серьезно работающие исключительно с отечественной продукцией, обращают взоры к истокам масляных рек — это по-прежнему юг России (Ставрополье, Краснодарский край, Ростовская, Воронежская области) и ныне суверенная Украина. Сложившаяся там инфраструктура маслопроизводств особых изменений с советских времен не перетерпела — лишь небольшая доля производителей начала осваивать нетрадиционный для бывшего союзного рынка выпуск рафинированных (очищенных) масел и новые пластиковые упаковки. Экспериментировать с разновидностями масел, непривычными для покупателя, пока не решаются. В ход идет местное сырье — подсолнечник и знаменитая сельхозкультура им.Никиты Хрущева. (Кукурузное и подсолнечное масла вполне сравнимы по пищевой ценности, питательными свойствами и имеют устойчивый рейтинг продаж).

Бывшие госпредприятия — перерабатывающие пищекомбинаты и маслозаводы — страдают всеми недугами переходной экономики: отсутствие оборотных средств на развитие и переоборудование производств, хронические неплатежи и.т.п. Как следствие — простой, срывы сроков отгрузки продукции заказчикам. Технологическая цепочка (сбор урожая — переработка — реализация готового продукта) остается незамкнутой. По сути,завод выступает теперь лишь посредником-исполнителем между частными сдатчиками сырья (это, как правило, выросшие из совхозно-колхозных «одежек» АО, ЧП и фермерские хозяйства) и заезжими покупателями. Изготовитель рад любому клиенту, даже частнику: бери цистерну масла и вези. Многие, кстати, практикуют такого рода челночный извоз по схеме «деньги-товар-деньги». И перебивают рынок сбыта у поставщиков-контрактников. Потребители же крупных (вагонных) объемов всегда найдутся. Это уральские пище- и жиркомбинаты, производящие на основе растительного масла майонез, консервзаводы или оптовые торговые базы северных районов Урала и Сибири. В феврале перегонщики предлагали разливное нерафинированное масло в ж/д 60-тонных цистернах по ценам (в пересчете на кг) от 4700 до 6000 руб.

В южных краях создаются (пока единичные) частные маслопроизводящие комплексы, работающие на импортном оборудовании — их продукция более «адаптирована» к современным рыночным условиям. Одно из таких производств — днепропетровская фирма «Nakosta». Год назад контракт на поставки украинского масла под торговой маркой «Nakosta» заключила Уральская Тропическая Компания (основной профиль работы — торговля свежими фруктами и овощами). Фирма завозит нерафинированное подсолнечное масло в литровых пластиковых бутылках, объемами до четырех вагонов в месяц. По словам вице-президента компании Дмитрия Сюткина, этого количества достаточно, чтобы окупить затраты и не допустить затоваривания на складах. «Nakosta» обещает поставить на поток выпуск салатных и салатно-соусных рафинированных масел в удобной литровой расфасовке (на предприятии действует упаковочная линия стоимостью $100 тыс.), постоянно совершенствует дизайн этикеток. Одно из привлекательных условий сотрудничества — то, что завод делает перспективные прогнозы урожая. И региональные поставщики могут заранее планировать объемы своих работ.

Уральская Тропическая Компания, торгуя мелким, средним и крупным оптом, ориентируется прежде всего на своих «фруктовых» покупателей — лоточников: для ассортимента они охотно прикупают и растительное масло.

Не собираясь менять предмета своих симпатий («только отечественное масло!»), УТК планирует вскоре наладить связи и с краснодарскими производителями.

Екатеринбургская фирма «Уралтехнокомплект» специализируется на поставках железнодорожных цистерн с волгоградским и краснодарским масляным содержимым (2-3 цистерны в месяц). Заключаются прямые договоры со сборщиками сырья, которые сдают его на переработку на Армавирский жиркомбинат и Волгоградский маслоэкстрактный завод. Конечный продукт едет на Урал, здесь (в Сысерти) его разливают в 200-литровые бочки. Постоянные клиенты «Уралтехнокомплекта» — областные оптовики и северяне (доля Екатеринбурга несоизмеримо мала — слишком здесь велика конкуренция). За полгода, которые фирма осваивает чуждое ей доселе продовольственное направление, доля растительного масла достигла 50% в общем объеме продаж. И хотя избранный метод работы не приносит сногсшибательной прибыли (слишком длительный цикл от сбора сырья до продажи масла) — среднемесячный масляный оборот удерживается у отметки в полмиллиарда рублей. Начальник отдела маркетинга Виктор Родин считает, что эту цифру можно удвоить: спрос (особенно в Сибири) готов пока «переварить» и куда большие объемы.

Муниципальное предприятие «Центр Коммерция» гордится своим 50-летним (!) торговым стажем (это бывшая овощная база 2-го треста столовых и ресторанов). И почти все это время позиция «растительное масло» присутствовала в товарном ассортименте. Преимущества предприятия перед конкурентами очевидны — собственные складские помещения, подъездные железнодорожные пути (неплохое наследство, доставшееся от социализма). Сейчас фирма поставляет под заказ ставропольское разливное масло. С учетом ж/д тарифов цистерна обходится клиенту в 12 млн руб. (в структуре цены транспортные расходы «съедают» по 200 руб. с каждого килограмма).

Лили, льем и будем лить!

Отпугивающие торговцев проблемы с расфасовкой отечественной масляной продукции (у большинства российских изготовителей до сих пор в ходу абсолютно не котирующиеся стеклянные трехлитровые банки) и ее доставкой из-за тридевяти земель, оказывается, решаются просто. В Екатеринбурге и области есть предприятия, покупающие готовое масло и разливающие его на месте. Год назад ТОО «Твинс» стало собственником Буткинского агрокомбината и установило на нем импортную линию разлива. Теперь ростовское подсолнечное масло 1 сорта разливается в «чебурашки» и «выезжает в свет» при стоимости 4300 руб. за бутылку и 3900 руб. (при партии от 100 коробок).

Екатеринбургская фирма «Форт-2», больше известная как видный местный производитель соков из импортных концентратов, уже второй год успешно льет и масло. Цех по розливу, оснащенный американским и бельгийским оборудованием мощностью до 10 т/сутки, работает на полную катушку независимо от сезона. Нерафинированное подсолнечное масло (сырье — ростовское и краснодарское) приобретает форму бумажного литрового пакета (Purepak). Директор фирмы Филипп Филосян заявил, что эта тара ничем не уступает импортным пластиковым бутылкам — она удобна и транспортабельна.

«Форт-2» торгует и разливным маслом (7100 руб/кг) крупным оптом — в том числе обеспечивает доставку в города области собственным транспортом (12-тонные молоковозы). Фирма разливает масло на заказ (одновременно цех «принимает в работу» до 60 т). Судя по всему, боевые позиции «Форта» хорошо укреплены — здесь не опасаются потенциальных конкурентов и даже предлагают желающим закупить оборудование для организации собственных масляно-розливных «точек».

Импорт:

торговля — как по маслу

Нашего человека десятилетиями приучали к особому рациону, в котором каждый продукт имел только один сорт: колбаса, сыр, масло, кефир... Кто мог тогда предположить, что одних пищевых растительных масел существует больше 20 сортов! Что их получают прессованием или экстракцией из различных зерен, семян, плодов, косточек и орехов? И что наряду с отдаленно-знакомым соевым, арахисовым, оливковым, рапсовым есть и такие неведомые, как льняное, конопляное, маковое, кунжутное, сафлоровое, хлопковое, из буковых орехов или семечек тыквы?...

Все импортные масла, как правило, рафинированные (прошедшие специальную очистку) и дезодорированные (в результате чего из них удалены ароматические вещества), поэтому лишены природного вкуса и запаха. Тем не менее, по полезным качествам и «способу употребления» различаются. В мировом производстве растительных масел лидирует соевое (30% мирового объема выпуска), значительное место занимает пальмовое (18%), 6% всех производимых масел падает на долю арахисового.

Впрочем, все эти расклады к российскому и тем более уральскому рынку имеют пока мало отношения: на них господствуют традиционные сорта (кукурузное, подсолнечное и рапсовое), а экзотические оливковое, пальмовое и кокосовое завозят разве что на пробу. Географические «аппетиты» поставщиков растут: в Екатеринбург везут сегодня масло из 10 стран мира (Голландии, Бельгии, Греции, Турции, Аргентины, Венгрии и др.). И этого «набора», как выясняется, потребителю вполне хватает.

Безусловным лидером по объемам продаж импортных растительных масел на Урале можно назвать ТПК «Бест» (в этом смысле оправдывающую свое название). Екатеринбургская фирма — российский представитель крупнейшего мирового производителя растительных масел Cargill B.V., автора одной из торговых марок «Sunny Gold», по официальному каналу поставляемой в Россию. Империя Cargill (основанная в 1865 г.) имеет свои плантации, торговый флот, 850 заводов и представительства в 65 странах мира. Продукция предприятий Cargill удостоена сертификата высшего качества Lloyd, что редкость даже для европейских стран.

Всего за год активного сотрудничества с именитым партнером (заключен контракт на прямые поставки с головным офисом Сargill в Амстердаме) торговая компания «Бест» достигла завидных высот: открыты филиалы компании в Москве, Петербурге и Свердловской области (Богданович, Сухой Лог, Бисерть). Месячный оборот по продажам масла «Sunny Gold» в Урало-Сибирском регионе — 6-8 млрд руб., ежемесячно со складов «уходят» 30-40 двадцатитонных контейнеров, а в «пиковый» сезон масло буквально расхватывали по полтора контейнера за день. Такое вообще трудно себе представить, если учесть, что выбор на масляном уральском рынке отнюдь не беден.

Виды масла «Sunny Gold» (подсолнечное, кукурузное, рапсовое) голландский концерн выпускает по специальному заказу ТПК «Бест», о чем есть информация на этикетке. Буквально недавно фирма изменила финансовую политику, значительно снизив отпускные цены (подсолнечное масло — 7900 руб., кукурузное — 8600 руб., рапсовое — 7700 руб.) Расчет на последующее увеличение объемов продаж и получение прибыли за счет крупных поставок, по мнению директора компании Александра Попова, должен оправдаться. Для привлечения оптовых клиентов предусмотрены скидки, а для удовлетворения самых различных запросов — варианты расфасовки (10-литровая канистра, 200-литровая бочка и литровые бутылки, «круглые» и «квадратные»). При этих условиях более мелким торговцам становится невыгодным возить импортное масло из столиц и продавать здесь через третьи руки. В этом еще один смысл ценовых уступок ТПК «Бест», явно претендующей на серьезный «захват» местного масляного пространства.

В поисках идеала

Забег в ширину совершает и другая екатеринбургская фирма «Селена» — официальный дилер бельгийского производителя Debel торговой компании «Вкалдия-Волга», продвигающей продукцию двух торговых марок растительного масла «Dulsior» и «Reddy». Третий год совместный бизнес строится по уже обкатанной схеме: представитель «Селены», постоянно живущий в Бельгии, лично контролирует формирование уральских заказов, поддержание нужного ассортимента, прохождение платежей и отгрузку партий с заводов. В начале года по заказу «Селены» была разработана новая этикетка масла на русском языке. «Селена» — единственная оптовая фирма в Екатеринбурге, постоянно предлагающая около 7 наименований масла, в том числе разновидность подсолнечного — фритюрное (11 тыс. руб./л), соевое (10200 руб.), арахисовое (12800 руб.) и — пробный шар — оливковое, изготовленное путем так называемого «холодного прессования», без термообработки (36,5 тыс. руб.).

Интерес к товару фирмы постоянно проявляют 300-400 крупных магазинов в городе и области, для оптовых заказчиков (от 100 ящиков) действуют 5-10 процентные скидки и гарантируется бесплатная доставка. Успешный опыт работы «Селены», кстати, опровергает расхожее мнение: на «узком» ассортименте долго не просидишь. Прошлогодний оборот фирмы только по растительному маслу (а это 80% объема продаж) составил 4 млрд руб., чем руководство, по словам коммерческого директора Анатолия Олейника, осталось довольно. Весенние поставки планируется «держать» на уровне 2 контейнера в месяц, в этом году намечено открытие фирменного магазина «Селены» в Екатеринбурге.

Пути нескольких уральских фирм пересекаются на аргентинских маршрутах. АОЗТ «Миллиард» в прошлом году специализировалось на кофейных поставках. Теперь отчасти переключилось на масло и завело связи с московским представителем аргентинской фирмы Malinos (марка «Ideal»). Масло неплохо продается (два контейнера в месяц), и если бы не таможенные жесткости (с лета на ввоз этого и других продуктов установлены 15-процентные таможенные пошлины + НДС и предоплата некоторых таможенных платежей) — это занятие можно было бы считать весьма прибыльным. Так считает менеджер по сбыту Вадим Каюткин.

В поисках «идеала» Торговый дом «Ява» даже несколько охладел к своим коронным куриным окорочкам. С другой стороны масло вполне подходит под «сопутствующий товар»: ведь куриные ножки надо на чем-то жарить. «Ideal» от «Явы» чуть дешевле, чем у «Миллиарда» (оптовая цена 8 тыс. руб./л).

Формированием собственной дилерской сети озаботилось ТОО «Кировский филиал» — с тех пор, как напрямую из Голландии стало возить масло «Victoria» (рапсовое и cooking oil — смесь подсолнечного и кукурузного). С голландским производителем — V.O.Fabric — фирма работает по принципу так называемого японского дилерства: больше купишь, меньше заплатишь. Под долгосрочные контракты на солидные объемы фирма-изготовитель готова предоставлять существенные скидки. «Кировский филиал», со слов директора Генриха Лессера намерен в этом году серьезно разрабатывать «масляную тему» и увеличить объемы поставок победоносной «Виктории» до 4-5 контейнеров в месяц.

Новое имя на масляном рынке — фирма «Интрас». В декабре она взяла на длительную реализацию пробную партию греческих масел компании «Альфа» (представитель в России — одноименное волгоградско-греческое СП). Теперь прямиком со своей исторической родины прибывает и редкое оливковое масло (известно, что оливковое дерево выращивали с целью получения из плодов масла еще древние греки).

Мелькающее периодически в прайс-листах импортное кокосовое масло, как оказалось, имеет ограниченный сектор сбыта. Дело в том, что на кокосовом масле готовится настоящий американский поп-корн. Спрос владельцев кафе и магазинчиков, закупивших оборудование для приготовления поп-корна, логично породил предложение. И две фирмы — «Скэт» и «Уралкопринг», приметив образовавшуюся нишу, начали поставлять в город американское кокосовое масло в 22,7-килограммовых емкостях по ценам $77-83. Основные адресаты — торговцы воздушной кукурузой — этот товар покупают, но как-то вяло. Возможно, пользуясь неискушенностью нашего потребителя в таких вещах, заменяют кокосовое масло более дешевым кукурузным.

Если б масло гнать не из опилок, чего б нам было — с пяти бутылок?

Все импортные растительные масла, поставляемые в Екатеринбург, — продукт качественный и безопасный, — заверили в Уральском центре стандартизации и метрологии. Это новость хорошая. Теперь плохая: некоторые масла отечественного производства куда менее благополучны. Почти ежемесячно УЦСМ по разным причинам их бракует.

Причем в последние два месяца поток некачественной продукции российских изготовителей увеличился. Во многих случаях на таре и упаковке отсутствует маркировка (в том числе информация о дате изготовления, сроке годности, сорте и качественном составе масла). Несоответствие продукта ГОСТам по органолептическим и химико-физическим показателям делает масло опасным для здоровья. Употребление его в пищу может даже провоцировать раковые опухоли. При обнаружении в масле вредных примесей УЦСМ тормозит всю партию или дает заключение об использовании масла для промпереработки. Однако не исключено, что ядовитые партии все же пытаются «сбросить» в торговлю (на уличные лотки, в киоски, в сельские районы и т.д.). Поэтому стоит запомнить: в декабре-феврале УЦСМ отказал в сертификации по органолептическим или физико-химическим показателями заявителям следующих позиций:

— масло подсолнечное 1 сорт (19500 кг), изготовитель АООТ «Маслобойное» Белгородской области;

— масло подсолнечное в тетрапаках (10909 пакетов), изготовитель ПКФ «Подсолнух» (Ростов-на-Дону) и АООТ МЖК «Армавирский» (Краснодарский край);

— масло подсолнечное нерафинированное (61350 кг), изготовитель ТОО «Ставросоя» (Ставропольский край);

— масло подсолнечное нерафинированное, 1 сорт (27000 бутылок), изготовитель Nakosta (Украина);

— масло подсолнечное нерафинированное (22080 бутылок), изготовитель Павловский завод пищевых продуктов «Приз»;

— масло «Кубанское», 1 сорт, изготовитель АО «Агротекс-Кубань».

Итак, масляный «слой» местного продуктового «пирога» расширяется. Поверхностная оценка перспектив этого рынка (мол, масло и есть масло, что здесь интересного?) на поверку оказывается ошибочной. Большинство серьезно настроенных маслоторговцев увеличивают объемы своих продаж и обнаруживают тягу к расширению ассортимента. Фирмы пристально изучают спрос, опыт конкурентов, проводят маркетинговые исследования — согласитесь, действия не характерные для «временщиков». Стало быть, дефицита этого продукта в ближайшее время не ожидается.

Бест 61-46-42

Интрас 22-77-25

Кировский филиал 44-26-54

Миллиард 44-54-14

Селена 31-12-95

Скэт 29-75-47

Твинс 35-83-59

Уралкопринг 55-68-22

Уральская Тропическая компания 22-14-55

Уралтехнокомплект 25-42-05

Форт-2 56-49-00

Центр Коммерция 31-94-44

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.