Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Мал золотник, да дорог

— Валерий Николаевич, какие цели преследует ваша акция? — Прежде всего мы хотим привлечь внимание российских производителей, деловых кругов, государственных структур к вопросам разработки, регистр

По мере вхождения страны в рыночное пространство, развития торговых отношений, внешнеэкономических связей предприятий и конкуренции особую актуальность для бизнеса приобретают вопросы защиты интеллектуальной собственности компаний. Этой теме (в широком смысле) и охране товарных знаков фирм (в более узком аспекте) посвящен Всероссийский конкурс товарных знаков "Золотник", третий региональный тур которого завершился недавно в Екатеринбурге. Конкурс организован фирмой патентных поверенных "Городисский и Партнеры" при поддержке Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, проводится в несколько этапов, на каждом из которых авторитетное жюри оценивает представленные действующие зарегистрированные товарные знаки российских предприятий. В финал третьего тура вышли 12 лучших товарных знаков Урала, Сибири и Дальнего Востока, в том числе знаки екатеринбургских предприятий и организаций (ОАО "Уральский завод "ЭМА", ООО "Стиль", "Управление федеральной почтовой связи", ЧОП "Эгида"). После подведения итогов конкурса интервью "ДК" дал генеральный директор фирмы патентных поверенных "Городисский и Партнеры" Валерий МЕДВЕДЕВ.

— Валерий Николаевич, какие цели преследует ваша акция?
— Прежде всего мы хотим привлечь внимание российских производителей, деловых кругов, государственных структур к вопросам разработки, регистрации и использования товарных знаков, а также — к проблеме защиты интеллектуальной собственности. Товарный знак как основной элемент фирменного стиля, "визитная карточка" компании был выбран первым объектом нашего "исследования" не случайно. Сегодня уже нельзя выйти на рынок без маркировки своего товара, который должен вызывать доверие покупателя, быть узнаваемым, а значит, конкурентоспособным. В то же время все большее число российских компаний ощущают необходимость в регистрации своих марок, поскольку только зарегистрированный товарный знак (когда на него получено свидетельство о регистрации в Роспатенте) обладает юридической силой и подлежит правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности. Такой знак, как любая собственность, имеет свою стоимость и способен приносить своему владельцу прибыль, т. е. выступает в качестве рыночного инструмента.
Зачастую стоимость товарного знака может многократно превышать стоимость основных фондов самих предприятий. К примеру (по данным международной организации "Интербрэнд"), один из самых известных мировых брэндов Coca Cola оценивается сегодня в
$ 72,5 млрд, Microsoft — в $ 70 млрд, IBM — в $ 53 млрд. В нашей стране тоже появились сильные и влиятельные марки: это брэнды Wimm Bill Dann (серии соков и нектаров J7, молочные продукты), "Кристалл"... Практика последних лет показывает, что российский бизнес начал активнее выводить свои брэнды в "правовое поле": ежегодно в Роспатент поступает порядка 28 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков и выдачу патентов на изобретения. За последние три года только предприятия Свердловской области в Роспатент подали 1,5 тыс. таких заявок.

— И тем не менее ситуация с правовой защищенностью товарных знаков у нас далека от идеальной... В Екатеринбурге были случаи, когда конкуренты уводили из-под носа производителей раскрученные марки (так произошло с продукцией пивоваренной компании "Патра" — товарными знаками "Тайный советник" и "Князь").
— Исключительное право владения товарным знаком, запрещающее его использование другими лицами, дает только его регистрация. Как показывают исследования, отдельные международные компании теряют от $ 1 до 50 млн./год в результате пиратского использования товарных знаков. Я уже не говорю о пиратстве в чистом виде — около 10% продукции известных иностранных брэндов сегодня — подделки, нападкам пиратов подвергаются зарубежные марки (общеизвестны приемы с заменой буквы в названии: "Баунти"  — "Каунти", "Panasonic" — "Panavonic" и проч.). По оценкам международной аудиторской фирмы "Делойт энд Туш", ущерб российского бюджета от пиратской деятельности составляет порядка $ 1 млрд/год.
Что касается регистрации третьими лицами чужих товарных знаков на свое имя, здесь для наших предприятий кроется большая опасность. Разумнее и дешевле вовремя зарегистрировать свой знак, чем потом подсчитывать убытки от потери доли рынка (которую вы своими руками отдаете конкуренту), терять время и средства на судебные разбирательства, консультации экспертов, адвокатов и т. д.

— Значит, у нас действуют профессиональные охотники за брэндами?
— Это уже распространенный вид пиратского бизнеса! Причем, мы здесь — далеко не первооткрыватели: подобные деятели работают в азиатских странах и Европе (Италии, Франции, Германии...). Только на своем опыте мы уже столкнулись с двумя российскими фирмами — "Акорус" и "Сигма Консалтинг" — которые выбирают известные раскрученные товарные знаки (некоторые марки продукции Canon, Electrolux), регистрируют их на свое имя и потом... продают брэнды их же законным владельцам. Дело в том, что иностранные компании регистрируют в России не все свои марки, т. к. выходят на наш рынок постепенно. Тем не менее за рубежом продукция с этими знаками продается, она известна. И когда товар появляется на нашем рынке, оказывается, что его марка уже зарегистрирована третьими лицами. Компаниям-производителям не остается ничего, кроме как потерять свой сегмент рынка или — откупаться от вымогателей.

— Какая правовая база регулирует эту сферу и защищает права собственников?
— В данном случае, действуя в интересах наших клиентов — владельцев знаков, — мы пытаемся решить эти споры в рамках антимонопольного законодательства, а также законодательства о товарных знаках, предусматривающего ответственность за недобросовестную конкуренцию. Сейчас подготовлены и будут внесены поправки к Закону РФ "О товарных знаках" о необходимости предоставления документов, подтверждающих, что соискатель регистрации товарного знака действительно производит данный товар или услугу (подобные пункты есть в соответствующих законодательствах других стран). Если это произойдет, вероятно, часть проблемы будет снята. Пока же в Высшей патентной палате Роспатента находится на рассмотрении много дел, связанных с установлением прав на товарные знаки. Это такие громкие дела, как спор между парфюмерной фирмой "Новая заря" и Никитой Михалковым по знаку "Юнкерский", попытки аннулирования регистрации марки "Смак" Санкт-Петербургской фирмой-производителем пельменей — со стороны Андрея Макаревича и другие.

— С развитием Интернета многие торговые операции начинают активно перемещаться в виртуальный мир. Означает ли это, что битвы за интеллектуальную собственность развернутся и в глобальной сети?
— Безусловно, все вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности в реальной жизни, уже проецируются на мир виртуальный. По некоторым данным, к 2005 г. на территории России ожидается уже до 10 млн. пользователей Интернета, а объем электронных торгов к этому времени возрастет с $ 15 млн в 1999 г. до $ 500 млн. Поэтому уже сейчас идут споры о том, можно ли считать электронный адрес (домен) товарным знаком. Сегодня только на уровне "точка ру" в Интернете зарегистрировано 45 тыс. доменов. Пока процесс регистрации проходит упрощенно через интернет-провайдеров и не регулируется патентным законодательством, поскольку самого понятия электронного адреса (домена) в момент принятия "Закона о товарных знаках" в 1992 г. не существовало. Тем не менее все вышесказанные проблемы с использованием электронных адресов (их регистрацией, перепродажей и т. п.) уже возникают. Мне известны три таких крупных спора, связанные, в частности, с компаниями Quelle, Мосфильм и Кодак и фирмами, зарегистрировавшими в качестве доменов идентичные названия на свое имя... Думаю, это еще только начало "войны" на новом поле.

— Валерий Николаевич, при приватизации большинства российских предприятий стоимость нематериальных активов не учитывалась. Сейчас в промышленном секторе идут процессы интеграции, перераспределения сфер влияния, укрупнения компаний. Уделяют ли фирмы внимание стоимостной оценке интеллектуальной собственности сегодня?
— Это очень важный момент. Действительно, приватизация в России прошла вообще без учета стоимости интеллектуальной собственности (про нее или забыли, или забыли специально). Мы уже говорили, что стоимость одного товарного знака может в десятки раз превышать стоимость всех материальных активов предприятия. И когда, скажем, ЗИЛ выставляют на аукцион всего за $ 10 млн, это выглядит странно. Я знаю только об единичных случаях (в авиационной промышленности), когда при акционировании КБ были учтены нематериальные активы и отдельной строкой — интеллектуальная собственность предприятия.
Сегодня, да, многие компании задумываются об этой стороне вопроса. Особенно если речь идет о каких-то формах кооперации с другими собственниками, создании холдингов и т. д. Нередки случаи внесения доли в уставной капитал в виде нематериальных активов. В нашей фирме бывает по 5-6 клиентов в год, которые просят оценить стоимость товарных знаков, патента или портфеля патентов именно с этими целями. Другой вопрос состоит в том, что на рынке пока мало специалистов в области оценки интеллектуальной собственности. Мы предоставляем такие услуги.

— Исходя из вашего опыта, какие компании в основном обращаются к услугам патентных поверенных?
— Я бы сказал, любые динамично развивающиеся фирмы начинают все больше внимания уделять регистрации своих товарных знаков. Активны предприятия малого и среднего бизнеса, частные предприятия. В "госсекторе" заявителей меньше, т. к. предприятия испытывают трудности, выпуск продукции идет в небольших объемах, ограничено и количество товарных знаков.
В территориальном плане по количеству заявок на регистрацию патентов и товарных знаков, конечно, лидирует центральный регион (Москва, Санкт-Петербург), где велика концентрация капитала и более широко представлены представительства иностранных компаний. Тем не менее уже сейчас мы чувствуем необходимость выхода в регионы, где сегодня недостаточно специалистов-патентоведов. Поэтому наша фирма "Городисский и Партнеры" разворачивает широкую филиальную сеть в России и СНГ — открыты и работают представительства в Санкт-Петербурге, Н. Новгороде, Киеве, в течение года мы планируем открыть представительства в Екатеринбурге, Краснодаре и Самаре.
Думаю, что мы продолжим и совместную широкую акцию в защиту интеллектуальной собственности и прав добросовестных предпринимателей, которую начали с проведения Всероссийского конкурса товарных знаков "Золотник". Я считаю, что ведение цивилизованного бизнеса — наше общее дело. n


 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.